|
Сегодня спектаклем "Кыыс дебилийэ", поставленным по народному якутскому эпосу "Олонхо", завершаются гастроли в Туве Саха академического театра им. Ойунского. 17 ноября с торжественного вечера, предварившего спектакль "По велению Чингисхана", стартовали "якутские вечера" в Кызыле. Гостей приветствовали вице-премьер Александр Брокерт, их тувинские коллеги Алексей Ооржак и Альберт Хомушку. Художественному руководителю Саха театра Андрею Борисову презентовали национальный тувинский халат. Тувинское турне лишь часть продолжительных гастролей, старт которым был положен в Улан-Удэ на Первом кочевом театральном фестивале "Желанный берег". Гастроли, к которым закуплены специальные мобильные сценографические конструкции, приурочены к предстоящему 80-летнему юбилею театра. Вместе с собой якутская труппа возит и комплекты оборудования для синхронного перевода. После Бурятии путь Саха театра лежал в Монголию, до столицы которой они добирались на автобусе в течение 11 часов. После недельных выступлений и теплого приема снова на автобусе артисты вернулись в Улан-Удэ, откуда уже поездом доехали до Красноярска, где их ждал транспорт из Тувы. В Кызыл путешественники добрались 16 ноября днем, а вот их тяжелый сценический багаж, отправленный при посредничестве российского посольства в Монголии напрямую по территории страны через Улангом в Туву, прибыл на несколько часов позднее. В плотном графике Саха театра в Туве был и один выходной день, который гости посвятили посещению краеведческого музея, неформальным встречам с тувинскими коллегами - Станислав Ириль и Оолак Ондар провели для них мастер-класс горлового пения, побывали в неофициальном музее-квартире Максима Мунзука, познакомились с рабочими записями известного тувинского актера и его супруги Кара-Кыс Мунзук. Спектакль "Кыыс дебилийэ", который сегодня будет представлен тувинской публике, уже отмечен престижной театральной премией "Золотая маска"(2002 год). Всё в этой постановке Андрея Борисова и художника Геннадия Сотникова удивительно и странно: чудесное горловое пение Степаниды Борисовой, величественной и статной исполнительницы заглавной роли. В ней мощная природная органика и невероятной силы энергетика. Сама манера фольклорного интонирования, с мелодией, топчущейся на двух, максимум трех нотах, с характерными терцовыми кадансами и массой четвертьтоновых призвуков, расцвечивает и растягивает узкое ладовое поле разнообразными вибрациями нёба, горла, языка. Прямо на сцене, здесь и сейчас, созидается первичный, простейший лад и вместе с ним — зачатки структурно осмысленного ладового мышления.
|
|