Зоя Кыргыс доказывает уникальность тувинского горлового пения

   Дина Оюн
25 июня 2003 г.

постоянный адрес статьи: https://www.tuvaonline.ru/2003/06/25/zoya-kyrgys-dokazyvaet-unikalnost-tuvinskogo-gorlovogo-peniya.html

Сегодня в рамках 4-го Международного этномузыковедческого симпозиума "Хоомей - культурный феномен народов Центральной Азии", состоялась презентация книги кандидата искусствоведения, музыковеда Зои Кыргыс "Тувинское горловое пение". Официально симпозиум откроется завтра, а сегодня его участникам было представлено фундаментальное исследование тувинской ученой, итог ее 25-летней работы многочисленных полевых экспедиций, экспериментов в лабораториях Москвы, Санкт-Петербурга, Нью-Йорка. Автор представляет структурную типологию горлового пения, ареалы распространения и впервые непосредственный процесс звукообразования при исполнении хоомея. Именно в технике звукоизвлечения, по мнению ученой, и состоит принципиальное отличие тувинского хоомея от других видов горлового пения. Тувинские исполнители не ограничиваются использование ротовой полости и гортани, как это зачастую происходит в двухголосном пении других народов, а поют с опорой на грудь, их грудная клетка действует как звуковой резонатор, утверждает автор. Это один из видов корпоромузыки, в котором тело фактически работает как музыкальный инструмент. Тувинский музыковед вводит в своей работе для обозначения тувинского горлового пения новый термин "хоректээр" (петь грудью - тув.), который пока не получил широкой поддержки в обществе и вызывает жаркую полемику среди ученых и исполнителей.


© 2001-2024, Информационное агентство "Тува-Онлайн" (www.tuvaonline.ru).
При любой форме цитирования ссылка на источник (при возможности с указанием URL) обязательна.