Убийством двух солдат из Тувы заинтересовась сенатор Людмила Нарусова

   Cаяна Монгуш
3 марта 2005 г.

постоянный адрес статьи: https://www.tuvaonline.ru/2005/03/03/ubyistvo-v-kiahte.html

"Дело дезертиров зашло в тупик. По-прежнему открыт главный вопрос — почему они оставили часть?" - пишет газета "Информ-полис" (Улан-Удэ), чей корреспондент Елена Цыбикова выезжала к месту трагедии вместе с Комитетом солдатских родителей (Бурятии). В ее материале написано: "Версию неуставных отношений, подтолкнувших военнослужащих на побег, следствие отклоняет. ЧП вызвало широкий резонанс не только в Бурятии и Тыве, делом заинтересовались на уровне Совета Федерации. Собственное расследование в воинской части провел Комитет солдатских родителей РБ. Воинская часть 01381 пятой гвардейской танковой дивизии совсем небольшая. В одной казарме живут около семидесяти человек — количество периодически меняется. Солдаты-срочники делятся на два подразделения — «химиков» и артиллеристов. К последнему и были приписаны погибшие Артыш Монгуш и Шараан Шанмак. По словам сослуживцев, ничем особенным от остальных ребята-тувинцы не отличались, разве что некоторой замкнутостью.

— Они как-то не очень общались, — рассказывает Тимофей Мельниченко, призванный в армию из Кемеровской области. — Между собой в основном. Неагрессивные, наоборот, спокойные. Говорили по-русски не очень хорошо.

По утверждению солдат, такого явления, как дедовщина, у них в части нет. Живут нормально, дружно, никто никого носки и портянки стирать не заставляет — на этот вопрос Анатолия Жилина, заместителя председателя Комитета солдатских родителей РБ, рядовой Мельниченко откровенно рассмеялся. Вместе убираются, работают — ко всем требования одинаковые, независимо от национальности и срока службы.

Офицеры о погибших ребятах также отзываются неплохо. Сергей Франчук, замполит части, в упрек им смог поставить только пару случаев, когда солдаты отказывались ходить в наряды и мыть полы. В тот роковой вечер ребята выносили строительный мусор с третьего этажа здания, где для артиллеристов ремонтируют собственную казарму. И после очередного «рейса» просто не вернулись. Их хватились минут через десять. Выяснилось, что они ушли через КПП, сказав дежурному, что их вызывают в автопарк для каких-то работ. Поскольку это в части дело обычное, вопросов к ним не возникло. В автопарке на них натолкнулся прапорщик Андрей Лобакин, дежуривший в тот день.

Что именно послужило причиной побега Монгуша и Шанмака, до сих пор ни офицеры, ни солдаты понять не могут. Их земляк и сослуживец Сергек Салчак рассказывает, что накануне они получили зарплату и якобы кто-то из старослужащих пытался деньги у них отобрать. Офицеры допускают, что имел место какой-то конфликт с бойцами. Причем необязательно серьезный, считает Сергей Ващеулов, прокурор Кяхтинского гарнизона.

— Сыграла роль национальная специфика, — говорит Сергей Иванович. — Я не националист никакой, но, служа двадцать лет в органах военной юстиции, знаю, что у каждой национальности есть свои особенности. Тувинцы отличаются вспыльчивостью и несдержанностью.

Действительно ли огонь на поражение был единственным выходом из ситуации, сейчас выясняет прокуратура Кяхтинского района. Ход дела взяла на контроль Людмила Нарусова, представитель от Тывы в Совете Федерации. Для проведения собственного расследования в скором времени в Бурятию приедет комиссия из представителей тувинского парламента и республиканского комитета солдатских матерей".


© 2001-2024, Информационное агентство "Тува-Онлайн" (www.tuvaonline.ru).
При любой форме цитирования ссылка на источник (при возможности с указанием URL) обязательна.