" ...строительство жилья для привлеченных из других субъектов России потенциальных служащих тувинской железной дороги может явиться еще одной причиной для обострения межнациональных отношений в республике..."

   Саяна Монгуш
26 мая 2005 г.

постоянный адрес статьи: https://www.tuvaonline.ru/2005/05/26/tuva-i-jeleznaya-doroga.html

Намерения о вывозе тувинского угля обрели на прошлой неделе зримые очертания. Заместитель Председателя Правительства РТ А.В.Брокерт 21 мая провел совещание с участием Алексея Мельникова (бывшего вице-президента республики, ныне заместителя управляющего ЗАО «Межпромбанк») и представителями ЗАО «Енисейская промышленная компания», подрядчиками проектировочных работ. "Проект строительства Саянской железной дороги включен в транспортную стратегию страны и федеральную целевую программу развития железнодорожного транспорта до 2010 года. Поставлена задача уже в текущем году возвести вахтовый поселок и энергетические подстанции, создать мощный транспортный цех. Бюджет намеченных на этот год работ утвержден Советом директоров "Межпромбанка". Первый уголь с первой шахты в районе Красной горки планируется получить в следующем году. На этой неделе в республику прибудет первая группа бурильщиков, на август запланирован завоз оборудования, необходимого для проведения полномасштабных работ" - сообщил А.Брокерт в интервью местным СМИ. "Интерес к началу работ проявляет и население республики, а также предприниматели и предприятия обслуживающих секторов экономики, поскольку реализация проекта сулит значительное оживление во многих отраслях регионального хозяйства, прежде всего связанных с транспортом, а также социальной сфере" - сказано в официальной информации. Однако мнением жителей Тувы по этому поводу еще никто кроме ГТРК "Тыва" (программа "Агитатор" октябрь 2004г.) не интересовался. Осенний телеопрос кызылчан выявил категорическое неприятие строительства железной дороги у жителей республики разного возраста, социального статуса и национальности. "Приедут шахтеры с Донбасса, а мы не будем даже шпалы таскать, нет у нас своих кадров"; "Все вывезут, а что нашим детям оставим?"; "По тувинским обычаям землю нельзя даже носком обуви ранить, а если ее варварски взрывать, здесь будет экологическая катастрофа"; "Надо нормально экономикой управлять, а не недра раздавать за гроши"; "Мало им гибели шахтеров в 50-х, Тува сейсмически опасна для шахтового способа добычи, снова будут массовые жертвы, народу -гробы, а капиталистам прибыль" ; "Решение об этом нужно принимать только референдумом, всм народом, гласно!" - говорили люди в объектив телекамеры. Критические замечания в ответах звучали в адрес тувинских сенаторов. В двух декабрьских номерах газеты "Риск информ" за 2004 г. появились публикация на эту же тему, в которых напоминалось, что при продлении своих полномочий сенатора, Людмила Нарусова дала обещание депутатам Законодательной палаты, что решение о строительстве железной дороги и добыче угля, будут приниматься не в одностороннем порядке, а с учетом мнения народа Тувы.

"Без всякого сопротивления, играючи, г-жа Нарусова снова продлила свой мандат в Совете Федерации от парламента Тувы до октября 2006 года. Никто, кроме нее самой, и не сомневался в результатах голосования. Для перестраховки зависший кандидат готова была пуститься во все тяжкие: обещала трудоустроить безработных аратов, перековав их срочно в шахтеров; пополнить бюджет поставками в Голландию тувинского гашиша, поддакивая одному из депутатов, что безуспешные меры по борьбе с её зарослями надо облечь в форму Госзаказа. Мысль, что надо предоставить людям возможность засевать эти поля хлебом или картофелем, вытесняя наркосодержащий сорняк отчего-то не засиделась в головах двух представителей народных интересов. Как и то, что промышленная конопля – растение культурное, которое надо закупать, сеять, полоть, удобрять, а потом уже, вложив труд и копейку, снимать урожай, бренчать прибылью.

Про шахтеров вышло и того нелепее. Упирая на своё звание кандидата исторических наук, Л.Нарусова эмоционально разъясняла депутатам, какой прогресс несет ввод железной дороги, по которой начнут вывозить из Тувы до 6 млн. тонн угля в год. Завороженные картиной процветающей Тувы (чьи поля обрастут пирамидами вывороченных отвалов), депутаты мечтательно молчали.

И лишь вопросы от В.Орус-оола и К.Бичелдея вернули всех на грешную землю. Первый забеспокоился экологическими последствиями массированной добычи угля на территории называемой заповедной и «лунным пейзажем», который обычно остается после этого. Второй – резонно поинтересовался наличием расчетов по миграционной составляющей: сколько понадобится квалифицированных рабочих рук на строительство дороги, на добычу угля (уже известно, что не менее 300 тыс. – почти столько же, сколько составляет всё население Тувы), расселение прибывших специалистов, их социальная обеспеченность, места в детсадах, школах, рабочие места для членов их семей и т.д.

Оба депутата сошлись во мнении, что коренному населению, кроме таскания шпал, ничего, по сути, и не «светит» в обрисованном Нарусовой светлом будущем. Да и поинтересуется ли кто мнением населения Тувы?

«Конечно-конечно», – торопливо кивала головой без пяти минут снова сенатор, опасливо оглядывая зал. «Раз это будет постановление российского правительства (обещаемое к началу будущего года), сомневаться в его компетентности не приходится». Кому как не историку знать, что при грамотной подаче идеи подлинное золото отойдет в нужные руки, а аборигены останутся со стеклянными бусами на руках и выцветающими фотографиями снизошедших к ним по нужде на минутку сильными мира сего? Глянцевая иллюзия бескорыстной дружбы с хорошим пиаровским рукопожатием и многообещающей улыбкой.

Примечательно, что Правительство России оплачивает лишь расходы по подготовке ТЭО (технико-экономического обоснования) железной дороги, а собственно расходы понесет «Межпромбанк». Это без малого 4 млрд. руб. Понятно, что даже из са-а-амой-самой большой любви к тувинскому народу никто просто так не выложит свои деньги. А посему претензий к государству, не вложившему своих денег, быть не может.

Попробуйте потом заставить г-на капиталиста засадить те земли обратно полями, степями, да чтоб по ним бегало зверьё, колосился урожай, пели пташки, и вообще, чтобы люди могли дальше жить. Уголь – не вулканическая магма, наружу не просится, пяток не жжет, землетрясением не пугает; и отчего это 300 тысяч человек (меньше одного муниципального района Москвы в три раза) не могут прокормиться тем, что на земле, а не под нею? Надо спросить, однако, у сенаторов, интересующимися содержимым наших недр... "

"Технико-экономическое обоснование железной дороги в Туву разработано еще в советские времена в 1970-80-х годах. Стоимость строительства оценивалось в то время в 15 миллиардов тогдашних советских рублей. Протяженность железнодорожного полотна от станции Курагино в Красноярском крае до Кызыла – 446 км. Но каких?! Предусматривалось прорубить два тоннеля протяженностью 3600 метров. Планировалось привлечение специалистов с Байкало-Амурской магистрали, однако строительство в то время было признано нерентабельным. Окупаемость железной дороги может быть достигнута при ежегодных перевозках 10-18 миллионов тонн грузов, а республика, например, в настоящее время может обеспечить лишь 4,5 миллионов тонн. По мнению специалистов, с учетом уровня развития промышленности и других отраслей экономики Тувы в целом рентабельность железной дороги не может быть обеспечена даже поставкой в перспективе коксующегося угля из Тувы в регионы со сталелитейным производством.

Казалось бы, все ясно, вопрос закрыт. Но с «избранием» сенаторов от Тувы С.Пугачева и Л.Нарусовой этот вопрос начал вновь эксплуатироваться, видимо, исходя из чисто политических соображений. Например, сенатор от Тувы Л. Нарусова на пресс-конференции в Доме правительства РТ 12 августа 2003 года заявила журналистам буквально следующее: «Сейчас просчитывается строительство железной дороги, но может получиться так, что водный путь будет более эффективным и менее БЮДЖЕТНО-ЗАТРАТНЫМ...». Не больше, не меньше! И это все при молчаливом согласии главного чиновника республики Ш.Д. Ооржака! Уж он-то знает, во всяком случае, должен знать об экономических реалиях республики. Но молчит Ш.Д., многозначительно кивая нарусовым и пугачевым, загадочно, по-восточному улыбаясь. Понятно: «Восток – дело тонкое...»

А между тем, речь идет о жизненно важных для республики вещах. Потом будет поздно, не до дипломатических улыбок. По крайней мере, возникает несколько важных вопросов:

Во-первых, почему молчат, как набравши в рот воды, наши депутаты разных уровней и, прежде всего, депутаты Великого Хурала РТ? Почему не поднимаются социальные, национальные и экологические последствия строительства этой самой железной дороги? А как же быть с перспективой тувинской туристической Мекки, о которой любит рассуждать Тувинбаши перед заезжими и иностранными гостями? Ведь речь идет о судьбах сотен тысяч жителей Тувы. Например, существует такая проблема. С конца 90-х годов в Кызыле ежегодно сдается практически только по одному полноценному многоквартирному дому. Массовое строительство жилья было прекращено в конце 80-х – начале 90-х годов. Поэтому строительство жилья для привлеченных из других субъектов России специалистов, в том числе и для потенциальных служащих тувинской железной дороги, вновь создаст определенный перекос в его распределении и теоретически может явиться еще одной причиной для обострения межнациональных отношений в республике. Не повлияет ли все это на ныне существующую национальную структуру населения республики?

Во-вторых, почему Л.Нарусова хочет передать на экспертизу проект предполагаемой железной дороги именно в Санкт-Петербургский проектно-изыскательский институт? А ведь этот институт бесплатно ничего не будет делать. Значит, необходимо платить деньги из бюджета Тувы, и деньги немалые. И самое смешное – после так называемой экспертизы этот самый институт подтвердит уже существующий вывод о нерентабельности железной дороги. А деньги будут уже выплачены. Уж не лоббирует ли интересы этого питерского института неутомимая сенаторша Л. Нарусова? И бескорыстно ли это все делается?

Напоминаем избирателю, что подобные предвыборные обещания давал Ш. Ооржак в период избирательной кампании по выборам председателя правительства РТ в 2002 году. Но «воз и ныне там». Правда, после совещания у министра транспорта России С.Франка только начинается проектирование водного пути для вывоза угля по водохранилищу Саяно-Шушенской ГЭС. Стоимость проекта будет предположительно оплачиваться Межпромбанком «тувинского» сенатора С.Пугачева. Как видим, опять все завязано на С.Пугачеве. Генеральным директором дирекции по проектированию назначен В.Веремеенко, а в Туве проект курировал всем известный в Туве «хозяйственник» А.Мельников, который ныне является заместителем того самого С. Пугачева. И вряд ли он занимается этим бескорыстно, «по доброй старой памяти».

В-четвертых, почему такой жизненно важный для Тувы проект строительства железной дороги не подвергается общественной экспертизе? Почему бы не провести всенародный референдум на эту тему? В конце концов, референдум – это прямое волеизъявление народа, форма непосредственной демократии. Одним словом, нарусовы, пугачевы, ооржаки приходят и уходят, а народ остается жить на своей родной земле.


© 2001-2024, Информационное агентство "Тува-Онлайн" (www.tuvaonline.ru).
При любой форме цитирования ссылка на источник (при возможности с указанием URL) обязательна.