Железная дорога в Туву: зло или благо?

   Газета "Урянхай-Неделя", № 3
1 февраля 2006 г.

постоянный адрес статьи: https://www.tuvaonline.ru/2006/02/01/opros.html

О том, что Туву с «Большой Землей» очень скоро свяжет железнодорожное сообщение, сегодня говорят везде – на остановках, с высоких трибун, в очередях, на кухнях, на страницах газет. Центральная пресса о проекте пишет, как о деле решенном, и пестрит мнениями специалистов, бизнесменов, тувинских политиков, подтверждающих это. Местная – либо взахлеб живописует прелести железной дороги и наши радужные перспективы, либо ворчит «а оно нам надо?». Интересно, что пока мы продолжаем спорить друг с другом по поводу того, нужна или нет Туве железная дорога, «паровоз летит вперед» и проект уже включен в Транспортную стратегию Российской Федерации (утверждена Приказом Министра транспорта РФ 12 мая 2005 года). В официальных документах он звучит, как «cтроительство железной дороги Кызыл - Курагино и подъездного пути к Элегестскому месторождению угля в Республике Тыва». О том, что в самой Туве единодушия по железнодорожному вопросу нет, «там наверху», похоже, даже не догадываются. Мы хотим восполнить этот пробел. И высказанные на страницах нашего еженедельника мнения будем направлять тем, от кого может зависеть решение о строительстве железной дороги в Туву - министру транспорта РФ Игорю Левитину, министру экономразвития Герману Грефу, сенаторам от Тувы Сергею Пугачеву и Людмиле Нарусовой, депутату от Тувы Чылгычы Ондару, в правительство Тувы и Великий Хурал республики. (Редакция газеты "Урянхай-Неделя")

Вот некоторые из мнений:

Сергей Монгуш, руководитель тувинского регионального отделения Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка: Тува от железной дороги, я убежден, ничего не выиграет. Скорее потеряет. Вместе со строителями в такие необжитые места обычно устремляются люди без постоянной работы, «искатели приключений». В таком потоке мы будем просто размыты, потеряемся как нация. При таких гигантских стройках «о мелочах» не думают. Когда строили Абазинскую дорогу, просто перекрывали бульдозером малые речки. Меняется русло, уходит рыба. Но это «мелочи»… Целесообразнее было бы часть выделенных средств пустить на благоустройство, ремонт и содержание федеральных автодорог. Привлечь к этой работе местную молодежь, средний и малый бизнес республики.

Да и подъем экономики Тувы я вижу в другом. Вот если бы выделенные на стройку миллиарды направить на развитие аграрного сектора и туризма! Животноводство – это наше спасение. При грамотном подходе, племенной работе поголовье скота можно поднять за 3-5 лет. А заинтересованность у людей уже сейчас есть. И еще туризм. Наша задача – сохранить для мира уникальный уголок природы. По работе встречаюсь со многими бизнесменами, людьми с достатком. Они повидали всякое, поездили по свету. И уже сделали выбор - платить огромные деньги за экологически чистую продукцию, за то, чтобы побывать в самых заповедных, нетронутых уголках природы, таких как наша Тува.

Менгилен Сат, артист балета (Москва): В принципе я – за. Потому что уверен, что это даст мощный толчок развитию экономики и культуры нашего народа. Автомобильная дорога и авиасообщение не по карману большинству жителей Тувы. Тем, кто непосредственно живет в республике, трудно выбираться за ее пределы. И пока есть ощущение, что наш народ живет в вакууме. Уверен, что это будет стимулом и к развитию предпринимательства. Конечно не без минусов. Отсутствием железной дороги мы обязаны тем, что смогли сохранить свой язык, культуру речи, в отличие от других народов, связанных железнодорожным сообщением, которые все же лингвистически и в культуре многое потеряли. Но плюсов больше. Я за.


© 2001-2024, Информационное агентство "Тува-Онлайн" (www.tuvaonline.ru).
При любой форме цитирования ссылка на источник (при возможности с указанием URL) обязательна.