Вопрос объединения - это вопрос жизни и смерти для прибайкальских бурят

   Саяна Монгуш
17 марта 2006 г.

постоянный адрес статьи: https://www.tuvaonline.ru/2006/03/17/obedinenie.html

19 марта в Улан-Удэ пройдет Первый общебурятский шаманский обряд-тайлаган в защиту Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Участвуют все шаманские общины и организации республики.

В ходе общебурятского тайлгана мы будем просить богов, чтобы буряты не теряли своих родовых мест, чтобы не произошло нивелирования статуса самого слово "бурят", которое исчезнет в названии нового региона", сказала шаманка Надежда Степанова. На обряд приедут все, кто хочет "постоять за себя", выступить за сохранение автономии. По ее словам, за "Усть-Ордой может быть Ага, а потом - Бурятия".

"Вопрос объединения - это вопрос жизни и смерти для прибайкальских бурят" говорили еще три года назад участники всебурятского съезда выступившие против объединения Усть-Орды с Иркутской областью на IV внеочередном Всебурятскем съезде. 119 делегатов из Бурятии, Иркутской и Читинской областей, Агинского и Усть-Ордынского Бурятских округов, а также из Москвы, Киева и других регионов России: "Мы дали понять Москве, что народ просыпается. Съезд принял обращение к президенту Путину, высшим органам власти РФ и пяти субъектов, где компактно проживает бурятское население, с требованием о недопустимости ликвидации округа", - подытожил тогда итоги работы съезда Иван Мануев.

В качестве примера он привел ситуацию в Качугском районе Иркутской области, где в конце XIX века проживало более 20 тысяч бурят, в 80-е годы ХХ века - полторы тысячи, а сейчас и вовсе почти не осталось. Аналогичная картина в Балаганском, Иркутском сельском, Нижнеудинском и других районах. То есть вне автономного образования буряты не смогут сохраниться как этнос. Делегаты были единодушны в стремлении сохранить автономию Усть-Орды. "О 37-м годе говорили почти все делегаты. Но сколько можно об этом говорить? Нужно действовать, - считает 25-летний Булат Цыденешеев, журналист ТРК "Ариг Ус".

"Почему же с Иркутской областью?" - задавались вопросом делегаты съезда. "Если в Москве собрались укрупнять субъекты Федерации, то по исторической справедливости Усть-Ордынский и Агинский Бурятские автономные округа должны быть воссоединены с Республикой Бурятия, потому что до геноцида 1937 года эти два округа составляли единое целое с Республикой Бурятия. Из-за ложного обвинения в пресловутом «панмонголизме» Бурят-Монгольская АССР подверглась жесточайшей репрессии и была расчленена на 5 частей. Отторгнутые от республики два округа, а также два района, не вошедшие в автономию, Ольхонский и Улан-Ононский (Ононский), были отданы Иркутской и Читинской областям. В дальнейшем изменили название республики Бурят-Монголия. Тоталитарный режим проводил ту же политику по отношению к коренным народам, что и царское самодержавие.

Разделение единого народа (по принципу «разделяй и властвуй») стало трагедией для всего бурятского народа, особенно для бурят из Усть-Орды. Почему о трагедиях адыгейцев, бурят или татар говорится неизмеримо меньше, а многие вообще о них ничего не знают?

Отколотые от своей нации усть-ордынские буряты, оставшись наедине со своей незавидной судьбой, подверглись всепоглощающей ассимиляции, превратившись в национальное меньшинство в своем округе, к тому же утратив знание родного языка. "Полнейшая ассимиляция, деградация и манкуртизация бурят из Усть-Орды послужили поводом рассматривать их как самое слабое звено (из всех национальных субъектов страны) для ликвидации округа в связи с губернизацией России" - пишут журналисты Бурятии.

"Надо полагать, что такая же участь ждет как Республику Бурятия, так и Агинский Бурятский автономный округ. Слово «губерния» ассоциируется у коренного народа с возвращением колониального прошлого, когда буряты были ущемлены в своих правах и унизительно назывались «инородцами» - людьми второго сорта на своей родной земле.

Д.Д. Нимаев в книге «Бурятия» написал: «У бурят началось постепенное сужение их былой этнической территории, продолжающееся, кстати, до наших дней. К 1 января 1917 года ввиду отобранных в колонизационный фонд бурятской земли размеры землепользования бурят Верхоленского уезда сократились на 51%, Карминского - 75%, Хоготовского - 51%, Верхнекуданского - 75, Баяндаевского -74, Ользоновского - 49, Зунгаро-Быкотского - 80, Унгинского - 64, Нельхайского - 72 и т.д. Со своих лучших земель проживания по берегам реки Ингоды были вытеснены агинские буряты в засушливую голую степь, где сейчас они и живут, т.е. в основных районах расселения бурят их земельные наделы сократились на 53,5%». Хищнический захват бурятской земли колониальными властями вызвал у коренного народа целый ряд волнений и выступлений за свои права, против грабительского произвола самодержавия. Но все выступления бурят подавлялись властями.

Единственным в свое время защитником бурят после их обращения к престолу Российской империи был сам царь - Петр I. Он издал Указ о неприкосновенности территории проживания «братских иноземцев» (бурят). Но после правления Петра I захваты бурятской земли в колонизационный фонд и грабительский ясак с бурят еще более усилились. Что привело к потере более половины бурятских земель, к рассеиванию расселения, к размыванию этнического самосознания и к утрате родного языка. И продолжателем политики самодержавия выступил тоталитарный сталинский режим, расчленивший бурятский народ уже на официальном уровне, тем самым лишив его территориальной целостности".

«Разделение бурятского народа на три автономии - это действительно исторический парадокс. Буряты - единственная нация сегодня, которая разделена на три части. В настоящее время сокращение «шагреневой кожи» автономности усть-ордынских бурят, видимо, стало удобным во всех отношениях для ее ликвидации. И надо полагать, что, окажись буряты в губернии, они снова превратятся в «инородцев» без роду и племени и даже могут лишиться родной земли своих предков. Президент Российской Федерации В.В. Путин, будучи в Татарстане, положительно отозвался о татарском народе, отстаивающем свою автономную государственность и родной татарский язык. И здесь появился луч надежды на то, что президент Российской Федерации В.В. Путин положительно решит вопрос и о реабилитации репрессированного бурятского народа. По всем параграфам закона о репрессированных народах буряты являются репрессированным народом" - считают в Бурятии.

В 1990 году шестидесять ветеранов написали в Кремль о реабилитации репрессированного бурятского народа: «Сколько обид и несправедливости допущено по отношению к бурятскому народу! Вопреки Конституции БМАССР и РСФСР, вопреки воле и желанию народа, была разрушена его единая национальная государственность. Стремление народа сохранить свое богатейшее наследие и духовные ценности, самобытность и традиции жизни объявлялись буржуазным национализмом, панмонголизме. Пострадали интеллигенция, лучшие сыны бурят. Подавлялась уникальная бурятская культур, созданная на стыке буддийской культуры и западной русской культуры».

О репрессиях бурят говорил и Солженицын в книге «Архипелаг ГУЛАГ»: «только за восстание в 1929 году было уничтожено около 35 тысяч бурят-монголов». По прямому указанию И.В.Сталина НКВД СССР провел зачистку приграничной территории от "неблагонадежных элементов". В Казахстан и республики Средней Азии из Бурят-Монгольской АССР, Читинской области, Хабаровского и Приморского краев было депортировано 120000 корейцев и 8000 китайцев".

Как утверждает историк А.А.Елаев: "На депортацию бурятского населения из трех аймаков, которые отходили от Бурят-Монгольской АССР, Центр, очевидно, не решился по той причин, что буряты имели, в отличие от корейцев и китайцев, собственное национально-государственное образование, а потому и не относились, по принятой тогда квалификации, так называемым "текучим национальным группам", не имевшим определенной классовой структуры и, якобы, исторической территории, что давало Центру повод для их депортации"

Историческая справка.

30 мая 1923 г. постановлением ВЦИК РСФСР составе РСФСР была создана Бурят-Монгольская автономная советская социалистическая республика, в состав которой вошли в тот момент 8 аймаков. Все исторические территории компактного проживания бурят в Предбайкалье, Забайкалье, Восточной Сибири оказались в составе одной республики.

26 сентября 1937 г. постановлением ЦИК СССР Бурят-Монгольская АССР была расколота на 3 части: 1) к Читинской области отошли Агинский и Улан-Ононский аймаки БМ АССР, образовав Агинский Бурят-Монгольс­кий национальный округ (районный центр – Агинское), 2) к Иркутской области отошли Аларский, Боханский, Эхирит-Булугатский, Ольхонский аймаки, образовав Усть-Ор­дынский бурят-монгольский национальный округ (районный центр – Усть-Орда), 3) таким образом от БМ АССР отошли 6 крупных аймаков, в составе самой республике их осталось 15 и город Улан-Удэ.

Эту акцию, официально не мотивированную ничем относят к завершающей в цепи репрессий, обрушившихся на руководство и интеллигенцию БМ АССР в августе-сентябре 1937 г. Единый народ в итоге оказался расколотым и поделенным между тремя административными образованиями, в каждом из которых, в том числе в самой БМ АССР, по численности лидировало русское население, преобладавшее и в среде партийно-правительственной номенклатуры. Здесь же коренится исток перекоса в сторону русификации культуры и быта, постепенное исчезновение бурятских школ, переход повсюду к преподаванию на русском языке, к ведению официальной документации на русском языке и т.п. Дополнительным негативным моментом послужила произведенная в 1958 г. перемена названия республики с Бурят-Монгольской АССР на Бурятскую АССР. Хотя это событие, в отличие от предыдущего, имело какую-то общественную подоплеку (имелись записки ученых, их высказывания "за" и "против" такой идеи), тем не менее реакция в целом на произошедшее была отрицательной.

Еще более трагическое воспоминание – проведенный с конца 20-х по конец 30-х гг. разгром 47 дацанов (буддийских дацанов), репрессии против значительного числа священнослужителей-лам, уничтожение священной литературы, икон, ритуальной скульптуры и прочего храмового реквизита (к счастью, правда, часть его попала в музеи и там сохранилась и как результат – исчезновение из жизни бурят целого пласта их культуры, существовавшего на протяжении более 300 лет (нормы нравственности, философия, эстетика). Не то, чтобы они исчезли совсем, но были сильно деформированы.

После расчленения Республика потеряла почти 40% территории, районы с наибольшим количеством бурятского населения, хлебную житницу и молочно-мясную базу в Приангарье, животноводческие аймаки, особенно овцеводческие в Восточном Забайкалье. Утверждение о том, что решение это принято "с тем, чтобы приблизить руководство областных советских органов к районам, к предприятиям, колхозам и совхозам" обтекаемо. Одно ясно: оно свершилось без согласия народа, за его спиной, без согласия законно избранного руководства республики. Прежде чем совершить антиконституционный акт, обезглавили национальное руководство республики, отправили в Гулаг и расстреляли всех первых руководителей БМАССР и их заместителей, почти всех видных деятелей бурятской научной и творческой интеллигенции. Было состряпано дело о "широком контрреволюционном панмонгольском движении". Теория обострения классовой борьбы по мере углубления социалистической революции не могла не привести к обострению социально-политической обстановки в СССР. Стало опасно высказываться о родственных связях с монгольскими народами. В условиях террора тоталитарного режима было растоптано суверенное право бурят-монгольского народа. На самом деле панмонголизма как политической организации на территории БМАССР не было. Сегодня полностью реабилитированы те, кто обвинялся в панмонголизме. Вынесены оправдательные приговоры, в которых отмечается, что на территории Бурят-Монголии, также в МНР не было никакой контрреволюционной панмонгольской организации: дела т.н. панмонголистов сфабрикованы по заданию сверху работниками НКВД СССР и БМАССР, также карательными органами МНР. О 1937 годе и последствиях его имеется достаточно богатая литература" - говорится в источниках по истории Бурятии .

Постановление Верховного Совета Республики Бурятия "О реабилитации народов Бурятии" было принято лишь 3.06.1993г.

3 марта т.г. состоялось заседание избирательной комиссии округа, на котором рассматривались заявления на регистрацию от трех инициативных групп: "Российской партии жизни" (РПЖ), спортивных организаций Усть-Орды и группы Валерия Алексеева(депутата Думы пос. Усть-Ордынский) . Группам РПЖ и спортсменов выступающм за объединение присвоен официальный статус агитаторов, а группе, собиравшейся агитировать против слияния субъектов, в регистрации отказано, поскольку "в представленных документах найдено несоответствие паспортных данных". Лидер усть-ордынских оппозиционеров обжаловал в суде решение окризбиркома об отказе в праве агитировать против объединения с Иркутской областью.


© 2001-2024, Информационное агентство "Тува-Онлайн" (www.tuvaonline.ru).
При любой форме цитирования ссылка на источник (при возможности с указанием URL) обязательна.