К вопросу об ответственности журналиста

   Дина Оюн
1 мая 2006 г.

постоянный адрес статьи: https://www.tuvaonline.ru/2006/05/01/mongush.html

В редакцию "Тува-Онлайн" поступил ответ на статью Саяны Монгуш "Хочется спросить, кого еще "объегорит" Вячеслав Донгак?" от руководителя коллектива Кимы Донгак. Мы публикуем его текст полностью: "Профессия настоящего журналиста должна служить правдивому и объективному освещению животрепещущих проблем нашей жизни. Людям всегда нужна достоверная информация. Считаю необоснованным шельмовать людей, в особенности детей, насильственно навязывать и создавать негативное общественное мнение, пользуясь своей профессиональной возможностью. Это в высшей степени неэтично. Нравственная низость и духовная незрелость некоторых журналистов несут разрушительное воздействие на человеческую душу. Такие статьи создают хорошую почву для зерен зла и зависти. Ведь ни для кого не секрет, что пресса оказывает огромнейшее влияние на формирование точки зрения населения. Дело, несомненно, благородное, но обладают ли этим самым качеством сами журналисты? Приходится признать, что далеко не все они уважают свою профессию. Может быть, именно поэтому сегодняшнее наше поколение бездуховно. Бездуховность поражает сущностную природу людей, обессиливает их волю к истине, красоте и добре, извращает смысл жизни и ее подлинные ценности.

В номере № 14 от 5 апреля 2006 года в газете «Плюс информ» был опубликован материал Саяны Монгуш «Хочется спросить, кого следующим «объегорит» Вячеслав Донгак?», который является продолжением серий статей С.Монгуш о личности Вячеслава Донгака за последние годы. Обратите внимание на то, что о его работе пишет человек, совершенно не знающий его творчества, судящий о нем только по информации, полученной из уст злопыхателей. Создается впечатление, что автор поставила себе цель: отучить художника, отбить у него желание заниматься творчеством, исследованием, если такого не получится, хотя бы, - осмеять его творчество. Для достижения этого выискиваются любые способы. Суета, затеяна с тем, чтобы оболгать, очернить человека незаслуженно.

Удивительно, но факт – такие статьи пишет человек, который является номинантом премии Сахарова. Категоричность оценок, однобокость рассуждений, необъективность должны быть унизительны для журналиста такого ранга. Профессиональный журналист, прежде чем писать материал подобного рода, должен был в любом случае выслушать мнения двух сторон. С. Монгуш в «Эдегей» ни разу не обращалась. Написала со слов Л.Сюктерек и Т.Строковой и, как это принято в желтой прессе, «раздула» тему и выдала очередную «сенсацию».

Оставляю на ее совести и странную для журналиста неосведомленность. У таких не достает мудрости понять и оценить ту работу, за которую мы не требуем у государства ни штатных единиц, ни финансовых вложений. Между тем, при абсолютной безнадежности найти в нашей республике спонсорскую поддержку, умудряемся дарить зрителю красоту танца, создавать прекрасные коллекции национальных костюмов, которые прославляют величие и богатство национальной культуры. Ни в коем случае не шьем костюмы из «лоскутков и резинок». Наши костюмы – это наши сокровища. Они представляют собой культурно-историческую ценность развития моды XXI века. Сегодняшняя наша работа, возможно, не представляет никакого интереса для современников. Но они понадобятся будущим поколениям. «Труд художника в этом мире не создается просто так, оно должно принести пользу обществу» - Таков девиз нашей деятельности.

А пока, ездим с детьми по всему миру на собственно заработанные средства, прославляем искусство своего народа, поднимаем престиж нашей республики, занимая первые места на многих конкурсах. И каждый раз в разных странах мы оставляем добрую память о Туве.

«Эдегей» перерос себя, как любительское начинание, и об этом свидетельствуют огромный интерес зрителя, переполненные залы, искренние слова благодарности и от зрителей и от родителей. Своим трудом мы помогаем государству воспитывать детей на лучших традициях национальной культуры, причем не ради формализма, а имея конкретные результаты.

Такие всемирно известные личности в области хореографии как Мира Михайловна Кольцова - народная артистка СССР, художественный руководитель Государственного ансамбля народного танца «Березка», академик; Валентина Матвеевна Пасютинская - профессор РАТИ, Фаина Николаевна Хачатурян - Заслуженный деятель искусств РФ, профессор РАТИ; Гузель Махмудовна Апанаева – Заслуженная артистка РФ, директор школы – студии Государственного ансамбля народного танца под руководством И.Моисеева; Ольга Пона – хореограф, педагог, обладатель Национальной премии «Золотая маска»; Теодор Попов – балетовед, профессор национального училища танцевального искусства Болгарии; Аат Хаг – президент Международной школы экспериментального Танца (Нидерланды) председатели жюри различных конкурсов, вручали нам высшую награду Гран-При, отметив высокий уровень исполнительского мастерства детей ансамбля «Эдегей».

Поэтому грустно читать рассуждения педагогов, считающих себя «великими» балетмейстерами-мэтрами, что «у детей не «поставлены» ни руки, ни ноги, у них сутулые плечи, торчащие колени...»! В любом случае «к диагностике» одаренности детей следует относиться очень осторожно, постоянно помня о том, что любое заключение подобного рода, кроме того, что оно всегда относительно и неполно, может просто нанести нашим детям психологическую травму. Тем более свой коллектив не стремимся называть ни «образцовым», ни «профессиональным». В «Эдегей» принимаем всех желающих детей, т.к. знаем о том, что успех и навык приходит к тем, кто его достоин и умеет на него работать каждый день. Поэтому ребенок, даже не имея «балетных данных», может раскрыться как талант. Кроме того, всем известно, что занятия любым видом искусства служит развитию и обогащению личности, расширяет кругозор, способствует интеллектуальному росту; формируя творческий потенциал, делает человека талантливым в любом виде деятельности.

Никто никому не мешает создать, содержать и развивать такой же ансамбль, с огромным репертуаром, прекрасными концертными костюмами. Добивайтесь таких же результатов, как мы. А сидеть и критиковать, ничего не делая и не создавая, признайтесь, легче.

За 10 лет самостоятельной работы на нашем счету огромное количество проектов, которых мы осуществили. Поэтому бить себя в грудь за очередной проект нам незачем. До балета «Дюймовочка» опыт в постановке одноактных балетов у «Эдегея» был. Это балетная постановка Орлана Монгуша по мотивам легенды-спектакля «Эгил, эжим, эгил!»; одноактный этнобалет «Шаманская мистерия» Вячеслава Донгака; а «Дюймовочка» - это третья балетная постановка в репертуаре ансамбля «Эдегей».

Государственный заказ по постановке классического ДЕТСКОГО балета был дан ансамблю «Эдегей», а также хореографической школе, которые выбрали балет «Щелкунчик». Но они так его и не поставили, хотя готовая постановка известного балета продается на дисках и на видеокассетах.

Мы же пошли по самому сложному пути: выбрали сказку, которая нигде не ставилась. Не было ни музыки, ни готовой постановки. Вячеслав Октябрьович написал либретто, разработал и продумал по минутам каждую сценку. Композитор, Илья Синкин, писал музыку, согласно этой разработке, в точности до секунды. Эртине Конгар, молодой талантливый хореограф, впервые пробовавший свои силы в большом проекте, работал над постановкой под руководством Вячеслава Октябрьовича. Балет «Дюймовочка» родился таким красивым, каким именно хотел видеть его Вячеслав Октябрьович. Добавлю, что для успешной работы любого большого коллектива и при разработке проекта любого масштаба, необходимо иметь строгого, требовательного, талантливого руководителя, знающего свое дело. Именно таким руководителем и является Вячеслав Октябрьович, о чем говорит само существование ансамбля, многочисленные успехи и достижения детей, постановки балетмейстера, его коллекции национальных костюмов, занимающие призовые места на показах мод. Своим трудом он добился такого прорыва, о чем могли мечтать первые поколения творческой интеллигенции из числа балетмейстеров. Т.к. хореография – это один из дорогостоящих видов искусства. Для каждого танца необходим свой костюм.

А где вы видите выделения средств на создание коллекций, финансирование проектов, направленных на дальнейшее развитие, например, моды национального костюма XXI века. В соседней Монголии есть целая Академия Национального костюма, дизайнерские факультеты. В Улан-Баторе нам организовали экскурсию на технологический факультет, в научно-экспериментальную лабораторию, в котором изучают новые технологии по разработке материалов из шерсти. Впечатляет государственная заинтересованность по пропаганде и развитию национальной культуры. От монгольских ученых поступали предложения совместного сотрудничества с тем, чтобы эскизы Вячеслава Донгака шились в Монголии. Можно было согласиться на самый выгодный для нас вариант, когда на материал и на пошив не тратим ни одной копейки. Предоставляем только свои идеи и эскизы. Тем более Монголия как самостоятельное государство имеет отличные шансы выхода на мировой подиум. Нами решено идти трудным, сложным, но своим путем: быть ни от кого не зависимым; постараться вырастить своих мастеров по пошиву; путем пробок и ошибок, на собственном опыте создать свою базу моделирования и стилизации национального костюма; проследить трансформацию национального костюма тувинского народа, его эволюцию, начиная с бронзового века. И этот труд должен принадлежать нашему народу и его будущим поколениям.

Теперь посудите, с какой целью создан «Фонд культуры Вячеслава Донгака», который обыватели любят осмеивать «частной лавочкой». Человеческая жизнь очень короткая. Сидеть и ждать финансирования своих проектов, имея богатейший опыт, творческую фантазию - это значит предать самого себя, своих идей. А статьи расходов на такие цели в бюджете Министерства культуры отсутствуют.

Как исследователь и хранитель духовных национальных ценностей, Вячеслав Октябрьович для будущих балетмейстеров и дизайнеров одежды оставит уникальную и богатейшую базу данных. Вот уже третий год дипломные работы тувинских выпускников университетов культуры и искусства городов Москвы, Кемерово, Новосибирска, Улан-Удэ пишутся на основе наших работ и разработок. Хотелось бы, чтобы прогрессивные начинания дальновидного мастера и масштабно мыслящего человека и гражданина получила одобрение и должную поддержку со стороны культурной общественности, интеллигенции и государства.

Если общественность интересует, куда были потрачены деньги, то мы не скрывали, и не будем скрывать этого. Мы опубликуем эту информацию только из уважения к введенному в заблуждение читателю и нашему зрителю. Со всеми приглашенными специалистами, я, как директор ансамбля «Эдегей», заключила договора и за их работу выплатила деньги из полученных 230000 рублей: Композитору 40000 рублей; балетмейстеру 15000 рублей; художнику 15000 рублей; а два педагога получали по проекту с апреля по сентябрь месяц по 6000 рублей каждая. Помимо этого, у всех взрослых шли заработные платы по основной работе. Приняв Государственный заказ по постановке классического балета, ансамбль «Эдегей» помог заработать специалистам. А сам коллектив за участие в правительственных, торжественных концертах и лично я, за все годы работы, от Министерства культуры Тувы никогда не получали денег в качестве зарплаты или вознаграждения. То, что детский коллектив заслуженно получил премию и решил одеть свои новые постановки, вызвало «неадекватную» реакцию. Мы же не спрашиваем и не обсуждаем других лауреатов. Кто-то сделал ремонт дома, кто-то сам оделся. Это личное дело каждого. А вот вклад детей в коллективный труд нами отмечены: исполнительница главной роли – Дюймовочки - Белек-кыс Иргит и 6 мальчиков, дирекцией ансамбля награждены бесплатными путевками на Черное море. Они отдохнули в Крыму в августе 2005 года.

В «Положении о премии председателя правительства РТ в области хореографического искусства им. Н.Кысыгбая» говорится:

Ежегодно присуждаются две премии (вторая – детским и юношеским хореографическим коллективам) в размере, равном 1200 минимальным размерам оплаты труда, установленным законодательством Российской Федерации (п.№2). Согласно Положению лауреату выдается именной диплом и памятный знак. Человек, получивший премию, именует себя лауреатом Государственной премии. По логике автора статьи получается, что полученный диплом и памятную медаль (причем в единственных экземплярах), мы – детский хореографический коллектив - оставляем себе, а денежную премию отдаем нанятым нами специалистам. Даже «ежу» понятно, что само высокое звание лауреата Государственной премии им не нужно, этих взрослых интересуют только деньги! Но ведь все лето трудились наши дети! И сказку на сцене зритель увидел в их исполнении! Слава богу, живем в развитом обществе, видим балетные классические постановки, дети знают, что такое пуанты. Правда то, что мы не хореографическая школа, где есть система образования. Но в отличие от таких школ наши дети отлично справились с классикой. Это доказывает истину о том, что дети сразу и непринужденно осваиваются с любыми новшествами, ибо они сами по природе своей – радость и счастье! А работать с детьми одно удовольствие. А самый любимый танец эдегейчиков – «Матпадак» (об этом отлично знают Л.Сюктерек и Т.Строкова) подается как нечто неприличное и недостойное, «пантомимное». Между прочим, прогрессивный деятель балетного театра Ж.Ж.Новер, один из первых теоретиков, под термином «пантомимный» разумеет действенный балет, т.е балет содержательный и выразительный. «Он (балет) должен быть пантомимным во всех жанрах…Но если он (балет) лишен выразительности - он (балет) остается холодным, однообразным зрелищем».

Вспомните, сколько клеветы на ансамбль вылили тогда в июне-июле подобные С. Монгуш авторы. Выгоняли из пристройки СПТУ№ 1, отключали свет – не давали шить костюмы. Денег на постановку в сумме 230 тысяч рублей получили 8 августа. Ткани для балета смогли приобрести только 14 августа в Москве. Премьеру балета сделали 1 сентября – в день знаний, сделав прекрасный подарок детям Тувы, точно в срок, как мы обещали. Нашими швеями пошиты 156 красочных костюмов, изготовлены огромные полотна декораций. Хотя это был госзаказ, деньги на балет мы получили из министерства культуры на возвратной основе. После премьеры «Дюймовочки» мы погасили первые 78 тысяч рублей. Только благодаря вмешательству Шериг-оол Дизижиковича был аннулирован договор о возврате денег на постановку. Ансамблю приходится решать, помимо творческих, множество хозяйственных, финансовых и организационных проблем. Достаточно сказать, что был момент, когда ансамбль почти закрылся, оказавшись на улице. В этот сложный период большую роль в судьбе нашего ансамбля сыграла поддержка Председателя Правительства РТ Ш.Д.Ооржака. Благодаря ему, главная наша проблема – крыша над головой – уже позади. Сегодня меня, как директора ансамбля, заботит слабая работа с родителями, некоторые упущения в организационных моментах, административные недоработки в виде несвоевременных оплат коммунальных услуг. Поэтому сейчас силы отдаем не столько за выживание, сколько за творческий рост детей и обновление репертуара.

Каковы бы ни были трудности, которые приходится преодолевать, ансамбль «Эдегей» набирает силы. Уверена, что дальше он будет пробивать себе дорогу своим упорством и всегда будет любимцем публики, гордостью Тувы, заслуживая это трудолюбием, талантом своих воспитанников.

Мы, как общественная организация, живем, существуем только своим трудом, и с глубокой верой, уверенностью в необходимости нашей работы. Это нужно для Тувы, для наших детей! И, прежде чем поливать грязью наш ансамбль, придите, посмотрите, как трудятся дети, с каким вдохновением работают педагоги, спросите их, что они чувствуют, о чем они думают. Мне лично хочется задать вопрос Саяне Монгуш и им подобным: Каково предназначение нашего небольшого по численности народа в мировом сообществе? В том, чтобы уничтожать в корне ростки прекрасных начинаний, «вытирать ноги и плевать» в душу неординарным, передовым людям, морально унижать за действительные труды?

Что же это за век, в котором жертвенный порыв отбрасывают, как ненужный дар! Бедная наша Тува, в которой созидание культурных ценностей, служение обществу возможно только продираясь сквозь строй клеветников и завистников!"


© 2001-2024, Информационное агентство "Тува-Онлайн" (www.tuvaonline.ru).
При любой форме цитирования ссылка на источник (при возможности с указанием URL) обязательна.