Пятница, 29 марта 2024 г. 16:01 Сделать стартовой | Добавить в избранное | RSS Обратная связь | ENGLISH
ИА «Тува-Онлайн»
» » » Бурятский бизнесмен поставил производство юрт на поток
Личный кабинет
Логин:
пароль:
Регистрация
Забыли пароль?
Архив
«    Февраль 2007    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728 
Ссылки
электронный журнал "Новые исследования Тувы"

Бурятский бизнесмен поставил производство юрт на поток

"Палка, войлок и каркас" под таким заголовком сегодня газета "Ведомости" публикует материал о том, как бизнесмен из Бурятии произвел ребрендинг юрт, превратив их из экзотического объекта в промышленный.

В производство юрт 32-летний житель Улан-Удэ, генеральный директор компании “Восток-Запад” Андрей Осипов вложил 0,5 млн руб. В первый год — 2005-й — юрты принесли бизнесмену не больше 1 млн руб., в 2006 г. обороты компании по этому направлению составили около 10 млн руб.

Как мужчина и бурят
К 2005 г. у Андрея Осипова уже были успешные кафе и магазин бытовой техники. Но захотелось чего-то еще: более осмысленного и для души. И чтобы доход приносило. “Идея делать юрты пришла мне в Монголии, — вспоминает Осипов, — где большинство людей живут в юртах и для них это никакая не экзотика. Я жил в юрточном кемпинге. Понравилось, и я тоже решил попробовать”. Кроме того, для Осипова-мужчины важно строить дом, а для Осипова-бурята — возрождать кочевую культуру своего народа.

Занявшись юртами, Осипов обнаружил, что буряты почти полностью утратили навык строительства традиционного жилища. Пришлось приглашать монгола Энхбата Рэнчиндоржа. “Он запускал производство с нуля, — вспоминает Осипов, — но все равно мы почти год мучились”.

Главные муки были связаны с выбором и правильной обработкой дерева для каркаса юрты. В итоге остановились на сосне, которую кололи вручную вдоль волокон, обеспечивая должную прочность и гибкость рейкам.

Если дерево для каркаса используется местное, то подходящего войлока для стен и крыши юрты ни в Бурятии, ни во всей России не нашлось. “Нам нужны куски 2 на 4 м, — объясняет Осипов, — раньше такой войлок делали в Новгороде, но сейчас перестали — производителям выгоднее валять валенки, чем выпускать большие куски. Пробовали использовать искусственный войлок, но он аллергенный”. Сейчас войлок для юрт “Восток-Запад” привозит из Монголии, где он стоит значительно дешевле. “Производство войлока, а также ткани, которая накидывается на юрту, мы отдаем на аутсорсинг”, — рассказывает Осипов. Ткань и крепления для каркаса из сыромятной кожи “Восток-Запад” закупает в России. Сделанная таким образом юрта получается полностью натуральной — даже ручки на дверях и те кожаные. Из металла только дверные петли.

Аттракцион для клиента

Себестоимость юрты диаметром 5,1 м (именно они самые популярнее) — 24 500 руб., причем 70% суммы приходится на войлок, а продается такая юрта по цене 33 000 руб. По словам Осипова, рентабельность производства у “Восток-Запада” — 20-25%. В сложенном виде юрта весит 200-300 кг, сборка ее при определенном навыке занимает не больше полутора часов. Юрта продается в комплекте с обучающим DVD.

Научившись собирать юрты, Осипов сразу же повез их на туристические выставки. В Иркутске, Новосибирске, Красноярске и Казани на глазах у изумленной публики он сам собирал юрту. “Люди воспринимали это как аттракцион”, — вспоминает Осипов. Но первый клиент, владелец турбазы на Алтае, нашелся именно на такой выставке.

“Восток-Запад” искал и продолжает искать клиентов через сайт и рекламу в газетах. “Наш рекламный бюджет составляет более $1000 в месяц, — говорит заместитель гендиректора компании "Восток-Запад" Борис Сандабкин, — и мы его все время наращиваем. Участие в выставках тоже обходится недешево — под 100 000 руб., поскольку нам недостаточно одного стенда, мы устанавливаем целую юрту”. На вопрос, окупаются ли эти траты, Сандабкин отвечает уклончиво: “Отследить пока сложно, надеемся, что да”.

Свет в ракетовозе

Число покупателей юрт у “Восток-Запада” постепенно растет. По сравнению с 2005 г. обороты, по данным компании, выросли в 10 раз и достигли 10 млн руб. Когда Осипов запускал проект, он позиционировал юрты как этническо-экзотический продукт, предназначенный для ресторанного и туристического бизнеса. Половину покупателей нашел именно в этих сегментах. Причем у некоторых бывают весьма причудливые пожелания. По заказу ресторатора Вагана Погосяна из Кемерова была сделана юрта диаметром 11 м 40 см, собрать которую можно лишь с помощью крана. Для юрты-гиганта стоимостью 300 000 руб. была пошита накидка с армянским традиционным орнаментом. Когда юрту пытались отправить заказчику, самая важная часть верха — кольцо, или “тоно” (“свет” в переводе с бурятского), не поместилось в обычный грузовой вагон — пришлось погрузить в так называемый ракетовоз.

Летом 2006 г. “Восток-Запад” отправил семь юрт в Москву на фестиваль “Этнолайф”. “Качество юрт неплохое, — говорит генеральный продюсер фестиваля Георгий Аистов, — но мне больше нравятся американские юрты — у них есть окна”. Отсутствие окон скорее плюс для тех покупателей, на которых Осипов изначально не рассчитывал. В 2006 г. на “Восток-Запад” вышла компания “Бурятзолото” (Улан-Удэ) и для своего участка в Якутии приобрела сперва одну юрту, а потом докупила еще 10. “Они нас вполне устраивают, в них люди нормально живут при морозе минус 57 градусов, — комментирует начальник ГРЭ "Бурятзолоторазведка" Виктор Евсеев. — В условиях Крайнего Севера, где не поставишь вагончик, юрты выгодны и удобны”. Эту выгоду (юрта стоит в четыре раза дешевле, чем вагончик, а для доставки 10 юрт достаточно одной машины) уже успела оценить и компания “Северстройкомплект” (Новый Уренгой), которая в декабре 2006 г. на пробу купила 10 юрт для рабочих-вахтовиков и внесла предоплату еще за 20. “Пока что в юртах никто не жил, — рассказывает снабженец компании Виталий Шрамко. — Посмотрим, как юрты проявят себя при морозе минус 60 градусов, и послушаем отзывы рабочих”. Рабочие “Северстройкомплекта” известие о том, что им придется жить в юртах, пока встретили с недоумением.

Юрта как альтернатива времянки вызывает недоумение и у директора Музея кочевой культуры (Москва) Константина Куксина. “Все-таки русский рабочий привык к жилищу квадратной формы, — рассуждает Куксин. — Разве что гастарбайтеры-азиаты оценят. К тому же непонятно, сколько времени юрты проживут в сыром российском климате. В руках человека другой культуры каркас расшатается, палки упадут, а войлок сгниет”. “Господин Куксин прав, — парирует Сандабкин из "Восток-Запада", — без ухода юрта может подгнить. Но если не следить за собой, тоже можно зарасти грязью! Наши юрты не требуют специального сервисного обслуживания, просто надо время от времени просушивать войлок”.

Кочевникам не по карману

Юрты, предназначенные для жестокого Севера, “Восток-Запад” укомплектовывает дополнительным слоем войлока, все остальное заказчик добавляет по желанию — и печки, и масляные радиаторы, и спутниковые “тарелки”, и теплые ламинированные полы, если юрта предназначена для ресторана. В сезон (весна-лето) “Восток-Запад” зарабатывает на юртах от 1,5 млн руб. в месяц. Большая часть юрт при этом делается на заказ. Среди клиентов 50% составляют промышленники, остальные — владельцы туркомплексов, ресторанов и просто частные лица, ставящие юрты на своих участках вместо гостевых домиков.

“Кочевники наши юрты не берут, — признается Осипов, — 33 000 руб. для них дорого”. Точно так же юрты “Восток-Запада” не пользуются популярностью в родной Бурятии. “От общего объема реализации на Бурятию у нас приходится не больше 10%”, — говорит Осипов. “Бурятский рынок нам сейчас не очень интересен, — добавляет Сандабкин, — он от нас не убежит, мы лучше пока будем заниматься другими регионами”. В регионах — в основном в Сибири — “Восток-Запад” пытается наладить дилерскую сеть, предоставляя дилерам 10% от продажи.

Осипов утверждает, что объем продаж растет, а юрты “Восток-Запада” покупают не только жители России, но и Болгарии, Германии и Франции.

Спроса нет
Конкурентов “Восток-Запад” не боится — их практически нет. Единственный серьезный российский конкурент — ГУП БХП “Агидель” из Уфы, выпускающее около 150 юрт в год. “Наши юрты делаются из сукна, стоят в среднем 50 000 руб. за штуку, большого бизнеса на них не сделаешь, это скорее декоративный продукт, чем жилье”, — рассказывает начальник коммерческого отдела “Агидели” Наталья Романова. Тем не менее юрты “Агидели” также неплохо расходятся — в частности, через представительства Башкортостана.

В будущем Осипов планирует открыть представительство в Москве. Сейчас популяризацией юрт в столице занимается фонд “Диалог культур — Открытый мир” через своих партнеров — киргизскую фирму с одноименным названием, поставляющую в Россию юрты, которые мастера-одиночки делают в киргизских аулах. Стоимость таких юрт доходит до $5000. “Пока у нас ничего не продается, — признается президент фонда Руслан Байрамов, — мы только дарим юрты”. Точно так же продажа юрт в Москве не удается и бизнесмену из Бишкека Данияру Окенову, который пытается наладить сбыт через посредников. Несмотря на то что юрты Окенова стоят 10 000-12 000 руб. (без доставки), спроса на них нет. “За год звонят человека три-четыре, — говорит Окенов, — наверное, чтобы наладить продажу, нужно вкладывать большие деньги”. “Юрты — это венчурный бизнес, — считает Байрамов, — с практической точки зрения пластиковые бутылки производить выгоднее, но мы это направление бросать не собираемся, по крайней мере пока у нас есть деньги, сделанные на других проектах”. В этом году фонд построил под Боровском в Подмосковье лагерь из 22 юрт, которые собирается сдавать в аренду, продвигая таким образом идею юрт в массы.

Если суммировать юрты, которые производят “Восток-Запад”, “Агидель” и частные умельцы из Калмыкии и Тувы, а также юрты, прибывающие в Россию из Казахстана и Киргизии, то общий годовой объем российского рынка юрт не превысит 500 штук или 50 млн руб. “Этот бизнес я считаю вполне перспективным, он возник на волне интереса ко всему этническому, — полагает Куксин, — и интерес по-прежнему остается устойчивым”. Как показал опыт Андрея Осипова, юрты не только могут быть этническим продуктом, но и успешно использоваться в промышленности. Фактически Осипов произвел ребрендинг юрт, результатами которого остался доволен. “Проект мои надежды оправдал, — резюмирует Осипов, — сейчас мы производим до 30 юрт в месяц, в этом году планируем увеличить мощности в 1,5-2 раза. И когда-нибудь поставим свои юрты для голливудского блокбастера — это моя мечта”.

vedomosti.ru
Информация
Комментировать новости на сайте возможно только в течение 365 дней со дня публикации.
Анонс событий

1) 31.03.2024: 9 лет Федеральному агентству по делам национальностей

2) 02.04.2024: День единения народов России и Беларуси

3) 02.04.2024: Международный день детской книги

4) 05.04.2024: День рождения Айланмаа Хомушкуевны Кан-оол, Кызылского колледжа искусств им. А.Б. Чыргал-оола (Кызыл, Тува)

5) 14.04.2024: 110 лет (1914-2005) со дня рождения Марии Давыдовны Черноусовой-Сарыг-оол, супруги, верного друга и помощника народного писателя Тувы Степана Сарыг-оола (Тува)

6) 15.04.2024: 100 лет (1924-1995) со дня рождения Салима Сазыговича Сюрюн-оола, народного писателя Тувы (Тува)

7) 19.04.2024: МАСШТАБНЫЙ КОНЦЕРТ КОЛЛЕКТИВОВ КЫЗЫЛСКОГО КОЛЛЕДЖА ИСКУССТВ "МЫ - ДЕТИ ЧЫРГАЛ-ООЛА" В МОСКВЕ! Начало в 19 ч (Концертный зал Российской академии музыки им. Гнесиных, Малый Ржевский пер., 1, Москва тел.: 8983594605 kki.tuva.muzkult.ru)

8) 06.05.2024: 117 лет со дня рождения героя Великой Отечественной войны, военного летчика Николая Францевича Гастелло (1907-1941), чье имя носит Национальный парк Тувы (Кызыл, Тува)

9) 07.05.2024: День Связи

10) 07.05.2024: 55-летний юбилей Хомушку Андрея Айрандивиевича, преподавателя специальности "хореографические дисциплины" Кызылского колледжа искусств им. А.Чырга-оола (Кызыл, Тува)

все даты



© 2001–2024, Сетевое информационное агентство «Тува-онлайн»
адрес редакции: 667010, Республика Тува, г. Кызыл, ул. Калинина, д. 10, к. 66,
email редакции: info@tuvaonline.ru
При перепечатке ссылка на СИА «Тува-Онлайн» с указанием URL: www.tuvaonline.ru обязательна.
Опубликованные материалы и мнения авторов могут не отражать точку зрения редакции.
Цитаты в интернет-изданиях допускаются только с оформлением гиперссылки на «Тува-Онлайн».
12+ Возрастная классификация информационной продукции электронного периодического издания «Сетевое информационное агентство «Тува-Онлайн» – «12+».
Электронное периодическое издание "Сетевое информационное агентство «Тува-Онлайн»" основано 15 августа 2001 г.
Зарегистрировано в Министерстве РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
Свидетельство Эл №77-6060 от 22 февраля 2002 г.
Top.Mail.Ru
Яндекс цитирования