Далай-Лама. В Москве отметили день рождения

   Роза Сашникова
7 июля 2007 г.

постоянный адрес статьи: https://www.tuvaonline.ru/2007/07/07/2400_dalai-lama.html

День Рождения Его Святейшества Далай-Ламы XIV в Москве отметили традиционными ежегодными торжествами, которые состоялись 6 июля в 69-м павильоне ВВЦ. Организаторами праздника выступили Центр Тибетской культуры и информации в Москве (руководитель – господин Таши) и Общество друзей Тибета (председатель Балашов Эдуард Владимирович), Московская община буддистов (председатель - Долума Шагдарова). Молебен в честь 72-летия Далай-Ламы исполнили тибетские ламы. Открывая праздничный вечер, г-н Таши сказал: «Сотрудничество в области культуры, религии и образования между тибетским сообществом в изгнании под руководством Центральной Тибетской Администрации Его Святейшества Далай-ламы XIV и буддийскими республиками России сегодня имеет очень прочный фундамент. Буддизм – официально признанная религия в России. По последним статистическим данным, свыше одного миллиона россиян исповедуют буддизм, и большая их часть – его тибетскую форму. Также, хочу вам сообщить, что 10 ноября 2007 г. буддисты России и Монголии проведут Молебен о долголетии Далай-ламы XIV (пуджу), чтобы он и впредь нам показывал правильный путь.
Нынешний год Огненной Свиньи по восточному календарю совпадает по знаку с годом рождения Его Святейшества, по астрологическим вычислениям, могут возникнуть определенные препятствия Далай-ламы XIV». Эдуард Балашов в своей поздравительной речи говорил такие слова, что «Далай-Лама для нас - как ветер с гор, чистый, сильный, дающий всем нам жизненную силу. Давайте пошлем ему каждый от себя добрую мысль, если у него будет недомогание – это пройдет. Думайте всегда о других, а потом о себе, как Далай-Лама».
В концертной части праздника выступили Сэсэг Дашинамжилова лауреат конкурса Москва-Ялта 2006, Виктор Жалсанов (горловое пение). Украшением концерта был индийский танец (Центр индийских танцев) в исполнении супружеской пары, передававшим смысл танца не только каждым движением, но и выражением глаз, а, по словам нашего земляка Азиата Монгуш, сидевшего рядом со сценой, даже волосы на голове танцора шевелились в такт танца.
Очаровал зрителей Калден-лама, спев акапеллой тибетскую народную песню. Кульминацией праздника был показ фильма о вручении высшей награды республики Калмыкия – ордена Белого лотоса в Дхармасале (Индия) Далай-ламе XIV. Далай-лама награжден этим орденом согласно указу главы Калмыкии Кирсана Илюмжинова «За выдающиеся заслуги и значительный вклад в дело духовного возрождения и процветания республики». Выступая на церемонии празднования Кирсан  Илюмжинов сказал: «От имени многонационального народа Республик Калмыкия, Бурятия и Тувы, а также миллионов россиян, уважающих и любящих тибетского монаха Тензина Гьяцо - четырнадцатого воплощения Далай-лам, приветствую и поздравляю с замечательным праздником - 17-й годовщиной вручения Его Святейшеству Далай-Ламе XIV Нобелевской премии Мира. С тибетским народом нас всех связывает многовековая дружба, в трудные времена и годы мы были рядом и всегда старались помогать друг другу. В современном мире Его Святейшество является символом мира, сострадания, доброты и чуткости друг к другу. Мы, молодые политики, учимся у Его Святейшества. О присвоении Далай-ламе высшей награды республики - орден Белого лотоса ко мне обратились с просьбой общественность и религиозные организации Калмыкии».
К. Илюмжинов предоставил Шаджин-ламе Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче право вручить Его Святейшеству Далай-ламе XIV орден Белого лотоса. Шаджин-лама преподнес орден на белом кадаке (полотне).
В этот день Дхарамсала, небольшой городок на севере Индии, где с 1959 года расположена резиденция Его Святейшества Далай-ламы, традиционно принимал гостей из разных стран мира, прибывших для участия в торжествах и проходящем здесь же Фестивале стран гималайского региона. В этот день впервые за всю историю памятной даты с трибуны главного храма Дхарамсалы звучала русская речь. «Его Святейшество Далай-лама и тибетский народ нахо­дятся в изгнании уже сорок семь лет, - говорил верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче. - По идее, мы, люди сво­бодной демократической страны, должны оказывать им по­мощь и поддержку. Однако в действительности все происхо­дит с точностью до наоборот - Его Святейшество Далай-лама и тибетцы в изгнании помогают нам». Чтобы понять, о какой помощи говорил Шаджин-ламы, достаточно перенестись назад всего на 12-14 лет - и посмотреть, что представляли собой буддисты в России, когда Далай-лама XIV впервые ступил на ее землю. Храмы, разрушенные до основания, уничтоженная мо­нашеская община, запуганные люди, боящиеся проявлять свои истинные чувства... Для подготовки квалифицированного буддийского мо­наха необходимо 15-20 лет беспрерывных учебных занятий. Единственная помощь, на которую могли уповать жители традиционных буддийских территорий Рос­сии, могла прийти только из тибетских монастырей, которые на тот момент были восстановлены в Индии.
Во время состоявшихся визитов Далай-ламы в Бурятию, Агинский округ, Туву и Калмыкию (1991, 1992), народы этих регионов обратились к Его Святейшеству с просьбой оказать содействие в восстановлении национальной культуры, которая во многом основана на буддизме. Его Святейшество с радостью протянул руку помощи российским буддистам. Он начал направлять в буддийские регионы России учителей из тибетских монастырей в Индии, а также принимать на обучение студентов из России и Монголии, желающих изучать буддийскую философию, медицину и танкопись. Сегодня многие из этих студентов успешно закончили обучение в различных тибетских институтах Индии, получив возможность приносить пользу своему народу. Другие же еще продолжают свое обучение. Так исторические отношения между Тибетом и Россией, основанные на религиозной и культурной общности народов, проживающих на территории обеих стран, были вновь восстановлены.
В своем выступлении на церемонии награждения орденом Белого лотоса Далай-лама говорил: «Наши отношения очень давние и очень глубокие. Вопреки всем переменам, калмыки по-прежнему связаны с тибетцами узами искренней дружбы. Я испытываю очень сильные чувства, думая о буддийских ре­гионах России еще и потому, что они дали миру немало вели­ких ученых-философов, внесших существенный вклад в раз­витие тибетского буддизма. Тибетцы, не только те, что собрались здесь сегодня, но и те, кто увидит это выступление позже, на видеопленке, испытывают огромную радость» Рассматривая орден Белого лотоса, усыпанный бриллиан­тами, сапфирами и рубинами, Его Святейшество Далай-лама заметил в его орнаменте четыре ваджры. «Это очень важный буддийский тантрический символ», – отметил он. Орден Белого лотоса был разработан калмыцкими ху­дожниками, которые едва ли что-то знали о глубоком симво­лизме буддийской Тантры. Действуя интуитивно, они помес­тили ваджры по четырем сторонам света, а в центр - бело­снежный цветок лотоса. Удивительным образом этот орден, с четырьмя ваджрами и белоснежным цветком лотоса, теперь напоминал мандалу чистую обитель Будды безграничного сострадания, чьим воплощением на Земле является Далай-ла­ма, духовный лидер буддистов мира. Финалом праздника было вегетарианское угощение гостей организаторами праздника, а также фотографирование на фоне портрета Его Святейшества Далай-ламы XIV.


© 2001-2024, Информационное агентство "Тува-Онлайн" (www.tuvaonline.ru).
При любой форме цитирования ссылка на источник (при возможности с указанием URL) обязательна.