Четверг, 24 сентября 2020 г. 22:52 Сделать стартовой | Добавить в избранное | RSS Обратная связь | ENGLISH
ИА «Тува-Онлайн»
» » Глава Тувы выступил с ежегодным Посланием парламенту
Личный кабинет
Логин:
пароль:
Регистрация
Забыли пароль?
Архив
«    Июль 2007    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
Ссылки
электронный журнал "Новые исследования Тувы"

Глава Тувы выступил с ежегодным Посланием парламенту

Председатель Правительства Республики Тыва Шолбан Кара-оол выступил с Посланием Великому Хуралу Тувы. В зале Дома правительства 17 июля собрались депутаты Палаты Представителей и Законодательной Палаты парламента, главы муниципальных образований, руководители территориальных органов федеральных структур, представители политических партий и общественных организаций, религиозные деятели. В Послании глава республики представил анализ социально-экономической ситуации, обозначил основные направления развития республики.

Уважаемые депутаты Великого Хурала!

Уважаемые члены Правительства и приглашенные!

Одна из важных и ответственных конституционных обязанностей высшего должностного лица – Председателя Правительства Республики Тыва - представление на совместном заседании верхней и нижней палат парламента ежегодного Послания. Цель этого документа - определить основные направления усилий власти в предстоящем году, наметить политические подходы к решению перспективных задач. Очевидно, что такая цель для нового состава правительства подразумевает и определение стартовых, базовых условий начала его деятельности. Всем нам нужно без политиканства и излишних эмоций иметь волю и способность понять причинно-следственные связи в комплексе проблем республики. На основе анализа установить главные направления концентрации всех ресурсов, которые в конечном итоге должны дать новое качество жизни людей.

В нынешнем году по вполне объективным причинам мы встречаемся с вами по этому поводу поздно – уже середина июля. После вступления в должность Главы республики мною были даны поручения министрам максимально объективно оценить ресурсы и состояние отраслей экономики, сформировать системный подход к планированию деятельности. В эти сжатые сроки я лично старался охватить большой круг задач и насущных проблем. Надеюсь, аналитики заметили нашу сдержанность в вынесении оценок и взятый тайм-аут на публичные выступления.

Хочу подчеркнуть, что основным условием начала планомерной работы правительства явилась политическая стабильность, в которой действуют ветви власти. Взаимная ответственность, готовность слушать и слышать друг друга определяют наши отношения с Великим Хуралом. Пример тому - принятие в рекордно сжатые сроки закона о бюджете республики, утверждение кадровых назначений, совместные заинтересованные консультации по самым животрепещущим вопросам развития республики. И я очень благодарен за это всему депутатскому корпусу, и лично вам - Василий Майлолович и Хонук-оол Доржуевич.

Самое главное – у всех нас есть четкое понимание того, что и население, и политическая элита республики, и федеральный центр не воспримут сейчас любую форму властного противостояния в Туве, и возможный зачинщик подобного получит коллективный отпор в полном объеме. У нас нет альтернативы сотрудничеству, мы обязаны добиться консолидации всего тувинского общества, и только эта основа даст возможность устойчивого развития.

Как никогда важно сейчас доверие народа усилиям власти. Ожидания наших с вами избирателей колоссальны. Принципиальное значение имеет то, сможем ли мы с вами создать такие условия, чтобы народ поверил в свои силы, в возможность развития и созидания. 15 июля истекли сто дней со дня начала нашей работы, и мы готовы доложить первые итоги. Проанализировали социально-экономическую ситуацию в республике, определили этап развития, с которого нынешнее правительство приняло дела и наметило приоритеты. В прошедшие годы усилия законодательной и исполнительной власти Тувы были направлены на создание организационных и правовых основ для развития рыночной экономики, преобразование отношений собственности, создание конкурентной среды.

Нужно заметить, что в результате общероссийской динамики, после продолжительного спада в промышленности и в других отраслях экономики наступила относительная стабилизация. Растут валовой внутренний продукт, объем промышленной продукции, инвестиций, сбор налогов. Некоторые показатели последних лет соответствуют среднероссийским, а по отдельным позициям даже превосходят их. Однако сегодняшние экономические показатели выглядят оптимистично только на фоне вчерашних. Они очень скромны по сравнению с другими субъектами Федерации, которые развиваются гораздо быстрее и что немаловажно устойчивее, чем мы. По данным Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Республика Тыва относится к регионам с крайне низким уровнем развития и по комплексной оценке социально-экономического развития занимает по итогам 2006 года 86 место среди 88 субъектов Российской Федерации. Этот показатель говорит сам за себя.

Сегодня экономическая динамика в Туве остается на грани риска. Прежде всего, в результате крайней неразвитости инфраструктуры экономики. Именно комплексное решение проблем энергетики, транспорта, стройиндустрии позволит создать тот базис, задел, основываясь на котором можно обеспечить поступательное и устойчивое развитие республики. Для достижения этой стратегической цели нам предстоит решить ряд задач, изменить наши подходы к управлению экономическим развитием. Выделил бы следующие приоритеты.

Нам катастрофически не хватает энергетических мощностей. А без них невозможно говорить о каком-либо движении вперед. Приведу лишь несколько цифр. Пиковые электрические нагрузки в осенне-зимний период 2006-2007 годах составили 161 МВт, что превышает более чем в полтора раза располагаемую мощность электрических сетей. Энергосистема республики работает на пределе, можно сказать, в аварийном режиме. И как результат – участившиеся перебои с электроэнергией в городе.

Возрастающий дефицит энергоресурсов препятствует не только вводу объектов, но и исключает возможность какой-либо модернизации и расширения уже существующих предприятий. При этом средняя степень износа оборудования трансформаторных подстанций составляет более 92 процентов, а 80 процентов подстанций полностью выработало свой ресурс. Странно, что приходится поднимать этот вопрос, когда значительная часть водохранилища крупнейшей ГЭС в Сибири - Саяно-Шушенской - находится на территории именно нашей республики. Нам надо проявить настойчивость и принципиальность в отстаивании наших интересов и получении соответствующих компенсационных выплат.

Очевидно, что нужны кардинальные меры по привлечению инвестиционных денег на разрешение проблемы энергетики. Мною были приглашены эксперты, которые сделали неутешительный вывод. Энергобезопасность республики находится на критическом уровне. Даны оценки потенциальным проектам. Единственным источником тепловой энергии столицы республики, в которой проживает более трети населения, является Кызылская ТЭЦ. Ее установленная тепловая мощность составляет 310,2 гигокалорий в час, которая практически полностью используется. На строящиеся объекты необходимо еще не менее 44 гигокалорий в час. Общий дефицит тепловой энергии составляет на сегодняшний момент потребления 146 Гкал/час. Именно дефицит тепла стал одной из причин долгостроев в центре столицы - зданий краеведческого музея и Арбитражного суда.

Не лучшим образом обстоят дела с теплоснабжением и в районах республики. «Ак-Довуракская ТЭЦ», обеспечивающая город с 15 тысячным населением, обанкротилась и находится на конкурсном производстве. Долг только перед поставщиками электроэнергии составляет более 18 млн. рублей. ГУП «Улуг-Хем тепло», обеспечивающего г.Шагонар с 12 тысячным населением, находится на процедуре внешнего наблюдения. Требует решения и проблема обеспечения теплом поселка Хову-Аксы. Рассчитанная на мощности крупного комбината ТЭЦ сегодня приносит ежегодно более 20 млн. рублей убытка. Нам нужно понять для себя и принять волевое решение, можем ли мы позволить и в дальнейшем терять огромные бюджетные средства, или целесообразнее будет построить новую модульную ТЭЦ, соответствующую потребностям поселка. Проблему энергодефицита нужно срочно решать.
Существует несколько вариантов. Один из них – модернизация Кызылской ТЭЦ. Однако, проект 1970 года, который позволит получить дополнительные 48 МВт электроэнергии давно морально и технически устарел. Процесс модернизации займет много лет, а окупаемость вложений – более 70 лет. На таких условиях ни один собственник не будет вкладывать деньги. Строительство ГЭС на реке Хемчик мощностью 140 МВт также длительный процесс. При этом стоимость строительства превысит 7,8 млрд. рублей. Аналогичный вариант – ГЭС на реке Уюк. Те же самые проблемы.
Дополнительным источником энергии могло бы стать и строительство второй ЛЭП Шушенское-Кызыл. Это еще возможные 90-100 МВт с ценой проекта в 5,2 млрд. рублей. При модернизации существующей ЛЭП Чадан-Кызыл мы получим дополнительно 20 МВт. И в данном случае никак не решит проблему по теплу. Замечу, генерация при этом будет производиться за Саянами. Общим недостатком всех четырех проектов является стоимость 1 МВт – более 52 млн. рублей. Кроме того, они не решают всех наших проблем. Чтобы вы лучше представляли, о чем идет речь, приведу несколько примеров. Енисейская промышленная компания запросила на первом этапе освоения Элегестского месторождения каменного угля 20 МВт, и на втором этапе – 70. ОАО Норильский никель на разработку Ак-Сугского медно-никелевого месторождения – 55 МВт. Нашим китайским партнерам для разработки полиметаллов в три этапа понадобятся 45 МВт. Прибавьте уже существующий дефицит в 98 МВт, который во многом тормозит развитие строительного комплекса, а, значит, ведет к срыву нацпроекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России».
Какой выход из сложившейся ситуации? Решение вижу в строительстве модульной теплоэлектростанции на углях Каа-Хемского разреза. Это предприятие сегодня - единственный источник энергетической безопасности республики. К сожалению, в настоящее время оно находится в процедуре банкротства. Но мы не можем допустить, чтобы разрез вышел из-под контроля государства, и мы не допустим этого. Срок строительства модульной ТЭС – до трех лет. Себестоимость 1 мегаватта мощности – чуть более 26 миллионов рублей, в два раза дешевле, чем в тех проектах, о которых я сказал выше. Мы получим крайне необходимые нам 200-300 МВт электроэнергии и полностью перекроем потребности по теплу.
Вселяет надежду то обстоятельство, что мы не остались один на один с нашими энергетическими проблемами. Стратегическое партнерство с партией большинства – Единой Россией – дало нам возможность провести в Государственной Думе круглый стол и получить однозначное заверение поддержки профильного комитета.
Еще одним элементом инфраструктуры, сдерживающим социально-экономический рост республики, является отсутствие эффективной транспортной системы. Слабое развитие транспортной инфраструктуры и высокая стоимость завоза и вывоза грузов снижает инвестиционную привлекательность республики и не позволяет в полной мере использовать ее природно-ресурсный потенциал. Неудовлетворительное состояние дорожной сети не только наносит колоссальный ущерб экономике, исчисляемый сотнями миллионов рублей, но и ежегодно уносит десятки человеческих жизней в автомобильных авариях. Федеральные расходы на содержание автомобильных дорог удвоились, однако это не привело к коренному улучшению их состояния. На федеральном уровне начинается разработка программы развития дорожной сети до 2015 года. Нам нужно сделать все для того, чтобы ключевые участки тувинских автодорог были включены в эту программу.
Убыстрить процедуры согласования по приданию статуса многостороннего пункту пропуска «Хандагайты-Боршоо». Это также создаст правовые основы для придания автомобильной дороге Хандагайты-Ак-Довурак-Абаза статуса федеральной дороги со всеми вытекающими требованиями к его содержанию и качеству дорожного полотна. Тува в этой связи может выступить в роли связующего звена между регионами Сибири и странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Уверен, что этим трансграничным коридором воспользуются и наши соседи-монголы.
Предполагается и развитие улично-дорожной сети. Здесь у нас тоже масса проблем. Удручающее состояние центральных улиц нашей столицы зачастую заставляет краснеть перед гостями. Уже в этом году мы добьемся реконструкции основных магистралей в Кызыле. На это уже выделено более 86 млн. рублей. Осваивать эти средства должны местные предприятия дорожной отрасли, способные вести на инновационной основе работы. Не менее значимым для нас является развитие воздушных путей сообщения. Республиканская авиация находится в катастрофическом состоянии. Авиационный парк предприятия Тываавиа полностью устарел, из 21 единицы летной техники, в рабочем состоянии находится только 7. Задолженность по выплате заработной платы составляет 5,6 млн. рублей.
Без посторонней помощи положение не поправить. На федеральном уровне рассматривается вопрос о принятии специальной программы развития аэропортной сети страны. При этом предполагается, что федеральными останутся только самые значимые аэропорты. Минтранс России внес аэропорт Кызыла в число основных внутрироссийских транспортных узлов, что предусмотрено разрабатываемой Концепцией развития гражданской авиации до 2020 года. К тому же прохождение над нами международного воздушного коридора, а также приграничное географическое расположение республики дают реальные возможности привлечения частных инвестиций в аэродромное хозяйство Тувы. Развитие малой авиации позволит увеличить туристическую привлекательность республики.
Оказалось нереальным освоить речную магистраль между Тувой и соседними регионами. Так называемый проект «водного пути» изначально являлся авантюрой. Были выделены большие бюджетные средства на разработку проектно-сметной документации, при этом не учитывалась его экономическая целесообразность, в частности, ограниченность навигационного периода – не более 5 месяцев. Мы практически не развиваем и внутреннюю речную инфраструктуру. Резко сократились пассажирские и грузовые перевозки. Правительство готово поддержать любую частную инициативу в восстановлении и развитии речного сообщения. Нужны усилия по использованию уникальных возможностей судоходоства для возрождения лесной промышленности.
Судьбоносное значение для нас имеет железнодорожный проект. Правительство республики прилагает все усилия, для того чтобы быть готовыми структурно и организационно к реализации столь масштабного проекта. Еще одна главная составляющая инфраструктурного базиса - развитая строительная отрасль. О каком строительном бизнесе можно говорить, когда каждый кирпич мы завозим из-за Саянского хребта, не говоря уж о железобетонных изделиях. Основные производители – деревообрабатывающий завод ДСК и ЛДК - разворованы и прекратили деятельность. Республика вывозит круглый лес, в то время как деревообрабатывающие предприятия и мебельное производство работают на привозных материалах. При изобилии местного сырья мы просто обязаны восстановить строительную базу, возродить производство стройматериалов.
Еще один важный момент – прозрачность использования инвестиций и нацеленность строителей на результат – своевременный ввод объекта в эксплуатацию. В этой связи нельзя обойти вниманием вопрос проведения тендерных торгов. Мы с вами не раз были свидетелями, когда при этом значительно занижалась сметная стоимость строительства, подрядчик выигрывал торги, после чего стоимость работ на этом объекте возрастала в разы, а сроки строительства искусственно затягивались. Объект мог переходить от одного подрядчика к другому, часто без актов выполненных работ. В итоге десятки миллионов государственных средств расходовались, стройки фигурировали из года в год в инвестиционных программах как пусковые объекты, а сроки их сдачи в итоге в очередной раз отодвигались.
У нас имеются все рычаги, чтобы навести порядок в строительной отрасли. Уважаемые депутаты! Экономика Тувы должна стать эффективной, развиваться в соответствии с общероссийскими и мировыми тенденциями, вбирать в себя все новое и передовое, адаптироваться к быстро меняющимся условиям, иметь в российской экономике свое место, свою конкретную «нишу», обеспечивающую высокие стандарты жизни граждан. Нет сомнения в том, что обеспечение экономического роста должно идти через индустриализацию экономику, развитие традиционных форм хозяйствования, поиск новых центров роста в городских, сельских муниципальных образованиях. Во многих случаях нам предстоит изменить наши подходы к управлению экономическим процессом.
Откровенно говоря, необходимо комплекс мер для установления культа Труда. Что только праведный труд и вера в себя даст возможность продвижения вперед как тувинскому обществу в целом, так и каждому его отдельному члену.
В этой аудитории не является новостью утверждение, что главным бичом тувинского общества является высокий уровень безработицы – один из самых высоких в Российской Федерации. Это приводит к трагическим последствия в обществе, криминализирует его, препятствует решению многих насущных проблем людей. Наиболее эффективным способом борьбы с этим социальным злом является создание условий для инициирования предпринимательской активности людей. Первым шагом на этом пути является устранение излишнего администрирования со стороны государства, препятствующего поступательному движению вперед.
Вторым условием должно быть создание максимальных условий для начала развития малого бизнеса, установления принципа «единого окна», создания механизмов предоставления консалтинговых, юридических услуг. Обеспечить сопровождение начала выпуска продукции малыми предприятиями по приоритетным направлениям развития экономики через систему бизнес-инкубаторов. Вести апробированную в других регионах формы государственной поддержки предпринимательства, как субсидирование процентных ставок коммерческих кредитов, создание залоговых фондов для поддержки сельского бизнеса. Еще одна возможность преодоления глубокой безработицы – всемерное развитие инвестиционного процесса.
Мы замечаем, что сегодня успешность экономической политики Президента Владимира Путина основывается на умении привлекать инвестиции, поиске новых форм взаимодействия государственного и частного капитала. Инвестиции сегодня как воздух нужны всем отраслям нашей экономики и социальной сферы. Без серьезных инвестиций мы не поднимем Туву! Современная инвестиционная политика Российской Федерации такова: государство осуществляет масштабное финансирование развития инфраструктуры и способствует привлечению частных инвесторов в создание новых производств. Мы должны придерживаться такого же подхода. Считаю, что нам необходимо следовать двум основным принципам.
Первый – власть идет навстречу инвесторам. Второй – власть сотрудничает с бизнесом. Частные инвестиции идут туда, где власть создает нормальные условия для работы инвесторов – избавляет их от непонимания чиновников, волокиты, необходимости давать взятки, дефицита информации об экономике региона. Органы власти должны создать для местных предпринимателей стартовые площадки для выхода на инвестиционный рынок. Мы с вами должны четко знать, куда привлекать инвестора, какие проекты дадут наибольший эффект республике. Необходимо обеспечить равный доступ бизнеса к государственным закупкам и заказам. Очень важно перестроить сознание бюрократии на то, что их благополучие и зарплата зависят напрямую от здоровья бизнеса в регионе. Сегодня нам в органах исполнительной власти и органах местного самоуправления нужны специалисты, отвечающие за выставочно-презентационную деятельность, формирование и реализацию инвестиционных проектов. Одновременно нам придется заняться повышением уровня экономических знаний собственников региональных предприятий, учить их пользоваться современными рыночными инструментами. Как никогда важна сейчас эффективная работа Торгово-промышленной палаты республики.
В начале нашего разговора я уже отмечал, что необходимо поверить в свои силы, поэтому наше решение «О первоочередных мерах по возрождению сельского хозяйства», заранее предполагая, что эта сфера не даст сиюминутных результатов и высокой рентабельности. Мы пошли на этот шаг – людям надо дать надежду на возрождение, мобилизовать ресурсы, чтобы это стало реальностью. Позвольте еще раз поблагодарить вас, уважаемые депутаты, за поддержку данной принципиальной позиции, в результате которой мы с вами увеличили финансирование сельского хозяйства более чем в 5 раз по сравнению с прошлым годом. Задача органов исполнительной власти – организовать максимально эффективное использование этих средств.
Тува – аграрная республика. Сельское хозяйство – это не только отрасль экономики, но и исторически сложившийся уклад жизни, традиционный вид хозяйствования. Объем сельскохозяйственной продукции за последние годы практически не увеличивается. Сельхозпредприятия убыточны, многие дошли до стадии банкротства. За последние 3 года посевные площади уменьшились почти на 16 тысяч гектаров. Сбор зерновых на самом низком за многие десятилетия уровне. Росту поголовья скота препятствует скотокрадство. По своим масштабам оно превратилось в доходный бизнес для криминалитета. Это зло необходимо искоренять. Недопустимо, что в аграрной республике, где отдельная, 83-я, статья Конституции посвящена животноводству, как исконному виду хозяйствования тувинцев, на селе процветают безработица и скотокрадство.
Сейчас мы имеем реальную возможность переломить негативные тенденции. Объявленный Президентом России национальный проект «Развитие АПК» – знак того, что федеральный центр обратил серьезное внимание на состояние сельского хозяйства. Наконец-то на самом высоком уровне официально признали, что оно развивается не такими темпами, как хотелось бы и без государственной поддержки сельскохозяйственного товаропроизводителя ситуация в отрасли не изменится.
Напомню, что основными приоритетами национального проекта были определены: ускоренное развитие животноводства, стимулирование развития малых форм хозяйствования и обеспечение доступным жильем молодых семей и сельских специалистов. Чтобы личные подсобные хозяйства, аратские фермерские хозяйства и их объединения встали на ноги, на первых порах нужна помощь государства, как финансовая, так и организационная, через содействие в создании сельскохозяйственных потребительских кооперативов. При этом нужно не просто плодить кооперативы, а сделать так, чтобы они были реально вовлечены в производство и сбыт продукции. В республике создано 68 сельскохозяйственных кооперативов, но реально приступили к работе единицы. Причиной этого является недоступность кредитных ресурсов из-за отсутствия ликвидного залога у членов кооперативов.
Говоря же о ближайшей перспективе, нам нужно решить проблему обеспечения населения местной молочной продукцией. Прорабатывается вопрос по созданию нескольких крупных зональных молочно-товарных ферм на 300-400 голов коров. При этом для их разведения будем использовать сохранившееся племенное ядро коров симментальской породы. Привлечем инвестиционные ресурсы в животноводство. Пора научиться определять главные приоритеты в любой отрасли хозяйствования и концентрировать бюджетные средства именно на этих направлениях – «точках роста» производства. Для села такие «точки роста» определены – это увеличение поголовья скота и его продуктивности, возрождение ветеринарии и племенной работы, развитие производства по переработке сельскохозяйственной продукции, расширение аграрного бизнеса, развитие зерноводства через систему орошения земель. Чтобы выделенные бюджетные деньги «сработали» с максимальной отдачей, государственная поддержка должна быть ориентирована на поиск эффективных собственников, инициативных предпринимателей, способных грамотно организовать успешное, дееспособное производство. В то же время нужно обязательно поддержать и начинающих сельских предпринимателей.
Особого внимания заслуживают предприниматели, занимающиеся традиционными ремеслами – изготовлением юрт, национальной утвари и одежды, седел, конской сбруи, саней и телег, производством продуктов национальной кухни. Эти направления нужны нам в частности для развития туристической отрасли. Одним из сдерживающих факторов социально-экономического развития села является острый дефицит квалифицированных кадров. Чтобы хоть как-то улучшить положение нужно пересмотреть структуру подготовки в местных профессиональных училищах и приблизить ее к требованиям современного рынка труда и сельскохозяйственного производства.
При формировании ежегодного государственного заказа на подготовку кадров особое внимание следует уделить кадровому обеспечению села. Недостаток кадров на селе во многом определяется плохими социально-бытовыми условиями. Прежде всего, необеспеченностью жильем. Строительство жилья на селе благодаря средствам, выделяемым в рамках федеральной целевой программы социального развития села и национального проекта, расширяется. Но непозволительно медленно. Чтобы ускорить этот процесс будет оказана поддержка в организации производства строительных материалов из местного сырья, приобретении оборудования для мини-цехов по производству кирпича, обжигу извести, установки почти в каждом сельском поселении пилорам, другого деревообрабатывающего оборудования, формировании и обучении бригад из местного населения. Только возродив село, можно решить основную задачу, стоящую перед нашим обществом – задачу повышения благосостояния и улучшения качества жизни народа.
Большинство наших промышленных предприятий оказались неконкурентоспособны даже на внутреннем рынке. Их вклад в обеспечение потребностей населения и в доходную часть бюджета ничтожен. Прекращен выпуск продукции на машиностроительном заводе, в критическом состоянии дела на овчинно-шубной и швейной фабриках, ковровом производстве. При затратах в 140 млн. рублей, еще не начав работать, кондитерская фабрика приносит огромные убытки, прекращён выпуск алкогольной продукции на Кызылском пивзаводе.
А ведь в принципе согласно статистике доходы населения за прошлый год составили 18 млрд 200 млн. рублей. Из этой огромной денежной массы на территории республики осваивается лишь одна треть, почти две трети сразу же «уплывают» за Саяны. Хотя могли бы работать на экономику Тувы. Потребности населения в продуктах питания в основном удовлетворяются за счет завоза из других регионов, в которые в итоге и уходят наши доходы.
Мы со школьной скамьи знаем, что Тува является богатейшей кладовой минерально-сырьевых ресурсов. Но только в последние годы в связи с появившимся интересом к тувинским месторождениям со стороны крупных российских и зарубежных финансовых групп приходит понимание, что мы владеем огромным ресурсом, который может работать на экономику республики. И складывающаяся мировая конъюнктура на этот ресурс крайне благоприятна для нас. Надо только грамотно и эффективно им распорядиться. Не повторить практики прошлых лет, когда права на разработку огромных месторождений предоставлялись компаниям по заниженной стоимости. Мы будем проводить открытую политику использования природных ресурсов, обеспечения прозрачных и стабильных условий сотрудничества с российскими, зарубежными, международными, транснациональными компаниями. Объем продукции горнодобывающей отрасли в ближайшие годы увеличится не менее чем в пять раз.
Нельзя при этом забывать и о социальной ответственности бизнеса. Наша задача – отстаивать в этих проектах интересы республики, контролировать соблюдение налогового и природоохранного законодательства, добиваться обязательного привлечения местных трудовых ресурсов и участия компаний в решении социальных проблем.
Уважаемые депутаты!
В республике крайне неудовлетворительно было организовано управление государственной собственностью. Не проводилась инвентаризация объектов и проверка их целевого использования, многие из них объекты ушли за бесценок, и никто за это не понес должного наказания. Золотой запас республики оказался в уставном капитале банка, в котором доля государства была искусственно снижена до потери контрольного пакета. Не проводилась переоценка государственной собственности, реестр государственного имущества не отражает его реальной стоимости. Из 73 государственных унитарных предприятий, 16 являются убыточными, а 15 – в стадии банкротства. Деятельность конкурсных управляющих не приводит к оздоровлению предприятий. Наглядными примерами бесхозяйственного обращения с государственным имуществом является использование самолета ЯК-42, а также прекращение деятельности предприятий «Кызылская птицефабрика», «Макаронпром» и других.
Мы должны оптимизировать участие государства в экономике. Правительству необходимо создать прозрачную, ясную и эффективную систему управления собственностью. Следует провести инвентаризацию государственной собственности и создать единую базу данных. Необходимо пересмотреть программу приватизации и предъявлять требования по обоснованию включения в нее конкретных объектов. Нужно изменить подходы при принятии решений о банкротстве. Оно должно быть последним шагом при доказанной невозможности восстановить деятельность убыточных предприятий.
Следует прекратить практику привлечения одних и тех же конкурсных управляющих, предпочитающих банкротство как наиболее выгодный для себя способ управления госимуществом, и обеспечить максимум конкуренции в этой области.
Инструментами реализации всех этих задач должны стать долгосрочная Стратегия развития республики на период до 2020 года и Программа до 2010 года. В ближайшее время Стратегия и Программа будут внесены в парламент республики. Уверен, в процессе обсуждения и утверждения стратегических документов в палатах Великого Хурала мы найдем и реализуем формы конструктивного сотрудничества Правительства и Парламента по развитию экономики. Важнейшим инструментом реализации наших приоритетов в развитии республики должен стать и бюджет, который мы формируем на 3 года.
Так сложилось, что в высокодотационной республике доходы консолидированного бюджета определяются объемами финансовой поддержки из федерального бюджета. При этом значительная часть экономики республики до сих пор остается в тени, что приводит к сужению доходной базы бюджета. Иллюстрацией теневых доходов жителей Тувы являются сверхвысокие цены на жилье – они уже приближаются к ценам Абакана и Красноярска. Рыночное формирование таких высоких цен говорит о том, что при официально низких уровнях дохода населения, тем не менее спрос на это предложение не падает.
Серьезную озабоченность вызывает хроническая несбалансированность бюджета, неравномерность его исполнения, недостаточная самостоятельность и ответственность главных бюджетных распорядителей, их слабый финансовый контроль за эффективным использованием государственных средств. Настораживают проблемы межбюджетных отношений, главной из которых является отсутствие стимулов для развития налогового потенциала муниципалитетов и их недостаточная ответственность за принимаемые финансовые решения. В республике было принято к реализации 40 республиканских целевых программ, направленных на решение конкретных экономических и социальных проблем. Однако эти программы финансируются крайне слабо, средства распыляются, расходуются неэффективно. Очевидно, что они не нацелены на результат. Пора покончить с этой порочной практикой «размазывания» бюджетных средств.
Значительно расширены компетенция и возможности местных органов власти, разработаны программы социально-экономического развития, однако полномочия органов местного самоуправления пока не имеют финансовой базы. Доля собственных доходов в большинстве кожуунов не превышает 10-15 процентов.
Мы стали заложниками модели экономики, основанной на популистской политике. В течение многих лет пытались справиться с болезнями с помощью косметических мер, постоянно откладывая принятие кардинальных, системных и принципиальных решений, может быть, даже жестких, но нацеленных на перспективу. Не могу не обратить внимания на то, что отсутствие конструктивного сотрудничества правительства и парламента, их длительное противостояние также внесло свою лепту в углубление экономических проблем и нарастание социальной напряженности. В трехлетнем бюджете на 2008-2010 годы мы должны реализовать новые подходы. Государство больше не будет дарителем бюджетных средств. В новых условиях государство - эффективный управленец. А новый бюджет – не средство для латания дыр в хозяйстве, а основа для развития Тувы. Поэтому при распределении бюджетных средств важна адресность и результативность вложений. Финансирование должно стать эффективным. Для каждой конкретной школы или больницы должны проводиться жесткие расчеты – исходя из реального количества учеников или койко-мест. Иначе говоря, мы будет финансировать не объекты, а конкретного человека, потребителя социальных услуг. Реализуя указанные приоритеты, мы будем повышать заработную плату в бюджетной сфере, вкладывать средства в развитие инженерной и социальной инфраструктуры, делать серьезные шаги по реформе жилищно-коммунального хозяйства. Мы будем поддерживать развитие промышленности, сельского хозяйства и других отраслей экономики, но Правительство будет работать только с теми, кто ведет легальный бизнес. То есть выводит зарплату из тени, вовремя рассчитывается с работниками, полностью платит налоги, занимается активной инвестиционной деятельностью.
Мы будем финансировать бюджетные полномочия, переданные на уровень муниципальных образований. Однако считаем необходимым создать условия для повышения стимулов, уменьшения дотационности их бюджетов. В 2008 году мы заключим с муниципальными районными и городскими округами соглашения о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступления доходов. Назрела необходимость в образовании республиканского фонда муниципального развития, способствующего предоставлению субсидий местным бюджетам для долевого финансирования инвестиционных программ и проектов развития общественной инфраструктуры муниципальных образований.
Уважаемый депутаты! Учитывая место и значимость отраслей социальной сферы в совершенствовании качества жизни российских граждан, Президент страны Владимир Владимирович Путин определил ключевым моментом государственной социальной политики инвестиции в человека, а основным механизмом ее реализации – приоритетные национальные проекты. Республика старается в полной мере задействовать ресурс национальных проектов «Здоровье» и «Образование». Есть главный итог – устойчивая тенденция к снижению общей заболеваемости – на 3 процента и детской заболеваемости – почти на 15 процентов. Нам удалось сохранить традиционную для Тувы благоприятную медико-демографическую ситуацию –обеспечить рост рождаемости, прирост населения почти на 33 процента, снизить смертность на 12 процентов, в том числе младенческой – более чем на 20. Благодаря проекту «Образование» все школы республики, включая самые отдаленные сельские, подключены к сети Интернет. И используя новые образовательные программы и технологии, есть возможность сгладить разницу в уровне подготовленности городских и сельских школьников, в том числе в изучении русского и иностранных языков.
В реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» республика взяла обязательства в 2007 году ввести 26,3 тыс. кв. метров жилья. Вместе с тем на наращивание объемов строительства в муниципальных образованиях негативно влияют не только дефицит финансовых средств, но и устаревшая градостроительная документация, отсутствие площадок, оборудованных коммунальной инфрастуктурой. Основной проблемой при подготовке проектной документации является отсутствие технических условий на тепло и электроснабжение объектов строительства. Нужно срочно решать эти проблемы. Нам необходимо выявить количество ветхого и аварийного жилищного фонда и разработать долгосрочную программу переселения граждан из ветхого и аварийного жилья. В этом году на эти цели при поддержке «Единой России» Туве выделено более 77 млн. рублей. Нужно направить усилия на первоочередное решение вопросов инженерного обустройства земельных участков, на которых намечено комплексное строительство жилых кварталов. Организовать освоение и применение новых технологий и эффективных строительных материалов при проектировании и строительстве жилья. Одной из наиболее проблемных сфер в республике является жилищно-коммунальный комплекс. До сегодняшнего дня жилищно-коммунальное хозяйство остается зоной повышенных социально-экономических и политических рисков. Считаю, что нет необходимости перечислять все эти проблемы. Для их решения речь должна идти о развитии конкурентных отношений в сфере управления и обслуживания жилищного фонда и коммунальных систем; развитии инициативы собственников жилья, совершенствовании форм социальной поддержки льготников по оплате ЖКУ. Путь к эффективному ведению ЖКХ весьма не прост. Нужно не только отказаться от многих стереотипов, важно изменить логику и практику деятельности в новых экономических условиях, выработать и осуществить принципиально новые подходы. Например, для того чтобы разобраться в причинах убыточности предприятий ЖКХ, найти резервы и пути финансовой стабилизации отрасли, необходимо провести ее полный финансовый аудит, организовать инвентаризацию имущества жилищно-коммунального комплекса, разработать программы финансовой стабилизации ЖКХ как в рамках каждого муниципального образования, так и республики в целом. Необходимо продолжить работу по внедрению новых форм управления жилищным фондом и создать в городах и районных центрах консультационные пункты и отряды волонтеров по работе с населением для оказания помощи в проведении организационных собраний жильцов, юридическом оформлении учредительных документов. Уважаемые депутаты! Прошедший год стал первым годом действия нового федерального закона о местном самоуправлении. Приняты и обнародованы нормативные акты для создания правовой, финансово-экономической базы реализации вопросов местного значения. Введены два уровня муниципальных бюджетов, за каждым из которых закреплены полномочия, а также доходные источники и расходные обязательства. В ходе практической реализации закона с 1 января 2006 года мы убеждаемся в том, что весь объем переданных на муниципальный уровень полномочий, к сожалению, не обеспечен соответствующими финансовыми ресурсами. Нам придется сообща искать источники доходов, расширять налогооблагаемую базу, наконец, завершить инвентаризацию и межевание земель поселений, закрепить земельные участки за юридическими и физическими лицами, а также провести техническую инвентаризацию недвижимого имущества и государственную регистрацию прав на них.
Руководителям муниципальных образований нужно усилить ответственность за качество жизни населения, создание благоприятных условий для стабильной социально-политической обстановки в муниципалитетах и эффективной реализации органами местного самоуправления своих полномочий, постоянно заниматься укреплением экономики муниципальных образований, расширением налогооблагаемой базы за счет оживления производства.
Хочу также остановиться на вопросе повышения эффективности государственного управления, на вопросе проведения административной реформы и совершенствования федеративных отношений. Президентом страны Владимиром Владимировичем Путиным поставлена задача принципиальной важности – повысить результативность действий исполнительной власти и эффективность использования ресурсов, которыми управляет государство, с одновременным повышением прозрачности финансирования. Для этого необходимо перейти к результативной модели функционирования органов государственной власти, суть которой – безусловная приоритетность интересов потребителей государственных услуг; отладить механизмы принятия управленческих решений, четко определив подлежащие достижению результаты; повысить ответственность государственных органов за их реализацию. В связи с этим в кратчайшие сроки будет разработана система унифицированных показателей (индикаторов) оценки эффективности деятельности республиканских и муниципальных органов власти, увязанных с показателями предоставляемых услуг.
Приступая к формированию нового Правительства, мы ставили перед собой задачу сохранить преемственность кадров. В тоже время отдаем себе отчет, что эффективная работа органов исполнительной власти сегодня возможна лишь в том случае, если туда придут профессионалы, которые в состоянии воспринять новые подходы и новые экономические реалии. Необходима была оптимизация структуры Правительства, сокращение расходов на содержание органов исполнительной власти, устранение избыточных и дублирующих звеньев. Эти же подходы в перспективе будут использоваться при реформировании иных органов государственной власти республики.
Дорогие земляки!
Считаю одним из приоритетов развития республики сохранение национальных культурных ценностей, возрождение духовности. Именно это направление позволит решить и целый блок социальных проблем – в здравоохранении, образовании, социальной защите граждан, да и в экономике. Тува – уникальная кладовая истории человечества. Тувинская земля хранит свидетельства древнейших цивилизаций – здесь и оленные камни, и скалы с тюркскими рунами, и каменные изваяния, посвященные великим полководцам. Открытием мирового значения стали захоронения скифской знати в Долине царей. Впечатляет мастерство древних мастеров, их филигранная ювелирная техника. Наши предки возводили сложнейшие ирригационные сооружения и целые дворцовые комплексы, например, Пор-Бажын, где в эти дни проводится одно из самых широкомасштабных археологических исследований начала XXI века.
В мире за последние годы появились сотни и тысячи поклонников редчайшего вокального феномена – горлового пения. Мы намерены добиться официального признания хоомея и включения его в реестр объектов нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Поддержка в этом нам обещана министром культуры России. Эти знаковые культурно-исторические объекты являются нашим важнейшим достоянием, требующим пристального внимания и ответственного отношения. Они должны не только способствовать культурной привлекательности республики, приносить ощутимые материальные дивиденды в качестве объектов туриндустрии, но главное - стать основой для духовного воспитания будущих поколений.
Уважаемые депутаты!
Эффективность решения стоящих перед нами задач во многом зависит от согласованности наших действий. Поэтому в завершении своего выступления разрешите выразить надежду на плодотворное конструктивное сотрудничество всех ветвей и уровней публичной власти республики для достижения главной цели – повышения благосостояния и улучшения качества жизни людей в условиях политической стабильности, межнационального и межрелигиозного согласия.
Можно представлять себе Туву как большую территорию, систему органов власти или хозяйственный организм. Но Тува – это, прежде всего, люди, которые считают ее своим домом. Их благополучие и достойная жизнь – наша главная задача. Сегодня уже нельзя просто обещать. Обещания уже многократно даны, все сроки их исполнения вышли. Люди имеют полное право требовать реальных изменений к лучшему. И мы обязаны добиться перемен в ближайшее время. Для этого у нас есть огромный потенциал нашей малой Родины, поддержка Президента и Правительства страны, желание работать.
Уверен, что мы справимся!
Благодарю за внимание!

Дина Оюн
Информация
Комментировать новости на сайте возможно только в течение 365 дней со дня публикации.
Анонс событий

1) В ЭТИ ДНИ: new! Консультация по подготовке конкурсной заявки в Фонд президентских грантов начальника отдела Агентства по делам национальностей РТ Ооржак Ольги Сергеевны Ооржак. Время проведения: по будням с 15.00 по 18.00 часов в Агентстве по делам национальностей Респуб (Кызыл, Тува)

2) ЗАВТРА: 125 лет (1895-1918) со дня рождения Степана Константиновича Беспалова, революционера, председателя Урянхайского краевого совета рабочих и крестьянских депутатов (Тува)

3) ЗАВТРА: new! Консультация по подготовке конкурсной заявки в Фонд президентских грантов к. и. н., заведующей и ведущего научного сотрудника сектора прикладной социологии ТИГПИ при Правительстве РТ Кан Валерии Сергеевны Кан. Время проведения с 14.00 до 16.00 ч. в кабине (Кызыл, Тува)

4) ЗАВТРА: new! Всемирный день моря

5) 26.09.2020: Закрытие летнего сезона по легкой атлетике. Начало в 11.00 ч. на велосипедной дорожке г. Кызыла. Регистрация участников с 9.00 до 10.30 ч. на стадионе 5-летия Советской Тувы. (Кызыл, Тува)

6) 26.09.2020: new! День Енисея

7) 27.09.2020: new! Всемирный день туризма

8) 27.09.2020: new! День воспитателя и работников дошкольного образования (Тува)

9) 01.10.2020: 95 лет со дня рождения выдающегося историка Тувы Владимира Андреевича Дубровского (1925-1996), кандидата и.н, архивиста (Тува)

10) 01.10.2020: 75 лет назад по постановлению Правительства РСФСР был образован Тувинский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории (Кызыл, Тува)

все даты



© 2001–2020, Сетевое информационное агентство «Тува-онлайн»
Главный редактор - Алтынай Валерьевна Чимит
адрес: 667010, Республика Тува, г. Кызыл, ул. Калинина, д. 10, к. 66,
телефон +7 (983) 515-30-95, email: info@tuvaonline.ru
При перепечатке ссылка на СИА «Тува-Онлайн» с указанием URL: www.tuvaonline.ru обязательна.
Опубликованные материалы и мнения авторов могут не отражать точку зрения редакции.
Цитаты в интернет-изданиях допускаются только с оформлением гиперссылки на «Тува-Онлайн».
12+ Возрастная классификация информационной продукции электронного периодического издания «Сетевое информационное агентство «Тува-Онлайн» – «12+».
Электронное периодическое издание "Сетевое информационное агентство «Тува-Онлайн»" основано 15 августа 2001 г.
Зарегистрировано в Министерстве РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
Свидетельство Эл №77-6060 от 22 февраля 2002 г.
Top.Mail.Ru
Яндекс цитирования