Cтудент-историк Илья МОСКВИН: В Пор-Бажыне я похудел на 15 кило

   Газета "Комсомольская правда"
23 сентября 2007 г.

постоянный адрес статьи: https://www.tuvaonline.ru/2007/09/23/5925_moskvin.html

Поехать на раскопки древней глиняной крепости посреди озера Тере-Холь, что в Тыве, в 20 километрах от Монголии, пятикурсник исторического факультета ОГПУ мало надеялся, потому что свои кандидатуры на конкурс «Комсомолки» присылали жители буквально всех регионов России. Но удача улыбнулась Илье (см. «КП» от 7 марта и 18 мая с. г.).
Он выиграл, и вместе с другими счастливчиками - студентами пяти российских вузов из Питера, Москвы, Казани, Красноярска и Тывы смог прикоснуться к ее тайнам.
160 парней и девчонок были посвящены в «пор-бажытели». Обряд довольно простой: несколько человек раскачивают коллегу и со всего маху бросают в грязь.
- Я уже был на раскопках наших Филипповских курганов, но всегда хотелось чего-то большего, - поделился с «КП» Илья Москвин. - Тем более такое священное место - бывшая летняя резиденция уйгурского кагана, где он со свитой и охраной пережидал летний зной. Было удивительно, как здесь можно спастись от жары, если температура не опускается ниже 40 градусов. Но оказалось, что в монгольских степях, откуда приезжал каган, еще жарче. Меня же палящее солнце настолько вымотало, что я похудел после экспедиции почти на 15 кило, чего никогда не было. Хотя работали не лопатами, как предполагал раньше, а небольшими кисточками.
Погода действительно преподносила сюрприз за сюрпризом. Она менялась так резко, что за то время, пока кто-нибудь из ребят бежал в палатку снять майку, изнемогая от жары, уже начинался ливень. А через пару минут опять ярко светило солнце. Все вещи юные экспедиторы старались сушить в палатках, потому что их в любой момент могло унести внезапно налетевшим ураганом. А иногда и саму палатку изнутри с трудом удерживали несколько человек, чтобы ее не подняло сильным ветром.
Сокровища Шамбалы - выдумка
Однажды, усердно работая кисточкой, под слоем пыли Илья обнаружил едва различимые частицы отшелушившейся краски.
- Значит, колонны и стены были окрашены! - моментально отреагировали на находку ученые. - Это очень важно. Молодец, парень!
А вот непреодолимое желание Ильи поглазеть на пресловутые подземные сокровища Шамбалы так и не осуществилось.
- Где же вход, ведущий к этим богатствам? - поинтересовался он как-то у одного из маститых археологов.
Тот лишь рассмеялся в ответ:
- На глубине 2 метров - вечная мерзлота, никаких подземелий там быть не может. Да к тому же приборы геофизиков не показали наличия под землей каких-либо металлов. Все это миф.
Чтоб развеять другие мифы, Илья следующим летом планирует отправиться на раскопки поселений древних викингов в Финляндию, куда его уже пригласили столичные ученые.
Из дневника Ильи
На вертолете МЧС мы летим над склонами гор Тывы, едва не задевая их верхушки, и синей гладью озера. Я словно приехал на курорт. Чего стоит только один банно-прачечный комплекс: несколько огромных бань, душевых, в прачечной - современные стиральные машинки. В комнатах отдыха - телевизоры, свежая пресса и Интернет, которым можно пользоваться безгранично. И все это в тайге, за сотни километров от цивилизации!
Кругом милиция и ОМОН, они патрулируют лагерь на велосипедах с автоматами. Нам объяснили это тем, что вокруг много диких зверей, после 23.00 невозможно в одиночку никуда отлучиться. Но по слухам, для тувинцев Пор-Бажын - священное неприкосновенное место, местные жители считают, что понаехавшие гости грабят их достопримечательность и всячески стараются «насолить» археологам.
Есть здесь и зона для особо важных гостей. Шикарные юрты с коврами, диванчиками и современной техникой. Когда ждали прилета Шойгу, там каждый день готовили, топили баню, но министр все не летел. Такого обилия блюд не увидишь и в ресторанах, а их каждый день готовили заново.
Меня поселили на улице Московской, вместе со студентами МГУ в огромной армейской палатке на пятерых человек. Здесь раскладушки, тумбочки, «буржуйка», свет и даже розетка! По ночам приходится несколько раз просыпаться, чтобы подтопить «буржуйку» - она быстро остывает. Вместо столовой целая обеденная улица с палатками, напоминающими летние кафешки с пластмассовыми столами и стульями. Каждый день сюда прилетает вертолет с продовольствием. И постоянно это что-то новенькое - плов, жаркое, выпечка, неизменны лишь сок, молоко, фрукты, шоколад и бутерброды. Спиртное здесь запрещено.
Удивительно, но я встретил здесь землячку - Ольгу Куринских, выпускницу ОГПУ, она сейчас работает при Институте археологии в Москве. Меня взяли работать на церемониальный дворик - один из объектов, всего их в крепости 6 (сам дворец, конюшни и пр.). Здесь послы и гости дожидались аудиенции с каганом. Он был покрыт черепицей, спасающей от жары. Из лагеря на остров Пор-Бажын добираемся по деревянному мосту длиною в километр. Озеро Тере-Холь на поверку оказалось чем-то вроде болота, не более 15 см глубиной с водорослями, а под ними многометровый слой засасывающего ила. Стены крепости сделаны из дерева, обмазанного глиной. «Вскоре она может исчезнуть с лица земли, - рассказал директор экспедиции Виктор Соловьев. - Озеро размывает почву вокруг крепости, обнажая вечную мерзлоту, которая начинает таять. Тая, она размывает почву еще больше и крепость «тонет». В некоторых местах стены уже просели на 6 метров».
Одна из загадок крепости - мало находок. Словно ее бывшие жители прихватили все предметы обихода с собой. Единственное уцелевшее копье, которое, видимо, было прислонено к столбу. Когда столб горел, накрыл его собой. Или можно еще встретить глиняных драконов, которые украшали колонны при въезде в крепость и охраняли ее жителей.
Мы частенько поднимались по ступенькам, ведущим во дворец, и подшучивали друг над другом, что нарываемся на гнев кагана. В то время за такие вольности отрубали голову, потому что это привилегия лишь кагана.
Распорядок дня в крепости
6.30 - подъем, зарядка.
7.00 - завтрак. 8.00 - начинается работа в крепости (после каждого часа работы десятиминутный перерыв).
12.00 - обед. 13.00 - раскопки.
16.00 - полдник (работать больше невозможно, потому что стоит удушающая жара).
17.00 - работа всевозможных секций (конной, спасработ, желающие могут поиграть в футбол, волейбол, посидеть в Интернете или посмотреть телевизор).
20.00 - ужин.
21.00 - концерт (либо приезжали местные ансамбли, например, горлового пения, показательные кулачные бои, либо сами устраивали КВН и прочие конкурсы).
23.00 - 24.00 - дискотека (потом либо отбой, либо пение под гитару у костра).



© 2001-2024, Информационное агентство "Тува-Онлайн" (www.tuvaonline.ru).
При любой форме цитирования ссылка на источник (при возможности с указанием URL) обязательна.