Затягивание бюджетного процесса грозит Туве финансированием в 2009 году из расчета 1/12

   По информации пресс-службы правительства
16 декабря 2008 г.

постоянный адрес статьи: https://www.tuvaonline.ru/2008/12/16/3247_deputaty.html

Сегодня на заседании сессии депутаты Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва большинством голосов отклонили проект бюджета на 2009 год и плановый период 2010-2011 годов. Законопроект набрал лишь 11 голосов. Затягивание бюджетного процесса грозит Туве временным управлением и финансированием расходов в новом году из расчета 1/12, т.е. в объеме расходов предыдущего 2008 года.

В результате снижается социальная защищенность населения, выражающаяся в невыплате социальных пособий, заработной платы и др. на сумму 183 млн. рублей в месяц, в том числе зарплаты на 108 млн. рублей. К таким выводам пришла группа экспертов, направленная в Туву полпредом президента в СФО Анатолием Квашниным после отклонения республиканскими депутатами проекта бюджета на 2009 год.

По мнению инспекторов, перечень документов, представленных к проекту, соответствует Бюджетному кодексу и республиканскому закону о бюджетном процессе за двумя исключениями. Во-первых, проект не был опубликован в СМИ и не прошел публичных слушаний. Во-вторых, закон «О бюджетном процессе» не предусматривает вступление закона в силу с 1 января нового финансового года. Однако, напоминают в пресс-службе, этих моментов «нет и не было среди причин, по которым депутаты Закпалаты заблокировали бюджет во втором чтении».
Кроме того, несвоевременное принятие республиканского бюджета сорвет принятие местных бюджетов, что поставит в режим временного управления всю бюджетную систему Тувы. Это негативно повлияет на поступление налогов и вызовет цепную реакцию новых невыплат, нарастание задолженности республиканского бюджета и социальной напряженности в регионе.
В результате своей работы комиссия рекомендовала Закпалате руководствоваться федеральным законодательством, которое предписывает ветвям власти взаимодействовать «в целях эффективного управления процессами экономического и социального развития субъекта Российской Федерации и в интересах его населения».

К примеру, один из активных противников проекта бюджета депутат Сергей Сафрин недоволен тем, что в проект не вошли 19 млн. рублей на погашение задолженности ООО «Сельстрой» - то есть, ему лично, поскольку фирма является его собственностью.
Напомним, что 30 октября проект бюджета был принят в первом чтении. Ко второму чтению на прошедших обсуждениях в парламентских комитетах абсолютное большинство заключений, включая заключение профильного бюджета, было положительным - за принятие. Однако, бюджет второе чтение не прошел.

В течение ноября разногласия по расходной части и депутатским поправкам в нее обсуждались в трехсторонней согласительной комиссии. Из более 50 поправок, внесенных депутатами, правительство поддержало и ввело в бюджет 40 - то есть, 80 процентов. Комитет по бюджету, организующий всю работу над проектом в Законодательной палате, призвал коллег-депутатов принять законопроект. Однако 26 ноября бюджет вновь был отклонен.

На вопрос, почему депутаты изменили свое мнение, глава бюджетного комитета Дандар Ооржак признался: "Политика. Только политика. Ничего личного".

С этого момента работа над бюджетом оказалась в юридическом тупике. Дело в том, что ни в одном законе, включая федеральные, не оговорена ситуация, когда бюджет отклоняется во втором чтении после всех согласительных процедур. Это нонсенс, не имеющий аналогов в российской законотворческой практике, - чтобы парламент не утвердил решение собственной же согласительной комиссии. Но факт остается фактом – депутаты на него пошли. Больше того. В тот же день Законодательная палата попыталась вернуть застрявший во втором чтении проект правительству, чтобы переложить на него ответственность за срыв бюджетного процесса. В СМИ не без оснований прокомментировали этот казус не столько как знак профессиональной несостоятельности законотворцев, сколько как продуманную политическую акцию, конечная цель которой - объявление недоверия правительству.

Однако перевести бюджетный скандал из области законотворческих споров в плоскость политического противостояния не позволила прокуратура Тувы - она признала действия депутатов неправомочными и 3 декабря направила руководству ЗП предписание с требованием устранить нарушение закона.

Руководство палаты пренебрегло требованием прокурора: 8 декабря оно повторно попробовало отправить проект бюджета в правительство, несмотря на требование прокуратуры соблюдать бюджетное законодательство.

Судя по сегодняшнему решению палаты, выводы независимой комиссии из специалистов СФО и их просьба к законодателям "работать в интересах населения" услышаны не были.

Напомним, что бюджет в республике в последние годы традиционно превращался в яблоко раздора. Бывшее правительство вносило законопроект с опозданием уже в начале года, парламент усматривал в законопроекте проблемы, но все же принимал его, правда, в разгаре текущего года.

В 2007 году после политического кризиса, приведшего к смене власти и приходу к руководству Шолбана Кара-оола, бюджет был не только впервые внесен вовремя, но и принят до начала нового года.

Законопроект был в этом году снова внесен правительством строго в соответствии с Бюджетным кодексом, однако, будет ли он принят парламентом также в сроки, оговоренные бюджетным законодательством, пока неясно.




© 2001-2024, Информационное агентство "Тува-Онлайн" (www.tuvaonline.ru).
При любой форме цитирования ссылка на источник (при возможности с указанием URL) обязательна.