Понедельник, 28 сентября 2020 г. 11:49 Сделать стартовой | Добавить в избранное | RSS Обратная связь | ENGLISH
ИА «Тува-Онлайн»
» » Всемирные глотки
Личный кабинет
Логин:
пароль:
Регистрация
Забыли пароль?
Архив
«    Сентябрь 2009    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930 
Ссылки
электронный журнал "Новые исследования Тувы"

Всемирные глотки

Новые программы "Хун-Хурту" в Перми

В рамках серии акций "Сделано в Перми" в столице Пермского края прошли премьеры двух программ с участием тувинской группы "Хун-Хурт" — российская презентация альбома "Eternal", записанного с американским электронным музыкантом Карменом Риццо, и показ "сверхповести" Владимира Мартынова на стихи Велимира Хлебникова "Дети Выдры".

БОРИС Ъ-БАРАБАНОВ слушал музыку кочевников вместе со зрителями Пермской филармонии.
Столичные театральные и галерейные веяния уже хорошо чувствуются в Перми, теперь настал черед передовых музыкальных дел. Тувинская группа "Хун-Хурту" давно известна среди ценителей world music, причем, западные слушатели знают ее, пожалуй, даже лучше. Тувинское горловое пение — едва ли не самая древняя на планете музыкальная практика, дожившая до наших дней без каких-либо изменений. Этот факт не мог не привлечь внимания таких крупных мыслителей от музыки, как числящиеся среди фанатов "Хун-Хурту" Рай Кудер, Kronos Quartet и Том Уэйтс. Сам звук, исторгаемый глубокими глотками тувинцев, придает дополнительное мистическое измерение любому музыкальному материалу. Новые опыты по освоению этой культурной традиции были представлены в Перми. Это альбом Кармена Риццо и "Хун-Хурту" "Eternal", выпущенный летом в Северной Америке и показавший впечатляющие результаты в этнических и электронных чартах, и произведение Владимира Мартынова на стихи Велимира Хлебникова "Дети Выдры", в рамках которого реликтовый тувинский материал вступил в диалог со сложной философской системой композитора-неоакадемиста. Концерты дали старт серии музыкальных акций, которые осуществляет под девизом "Сделано в Перми" продюсер Александр Чепарухин (Greenwave Music). По его словам, суть проекта в том, что артисты из разных точек земного шара встречаются в Перми, здесь живут и репетируют и здесь же дают мировую премьеру.
О программах "Хун-Хурту" можно говорить как о больших событиях хотя бы уже исходя из того, что оба вечера были отмечены аншлагами и самой позитивной реакцией публики. Зрители в российских регионах в принципе не избалованы столь новаторскими проектами. Осенняя гастрольная афиша города Перми вполне стандартна для любого областного центра, здесь главные действующие лица — Григорий Лепс, Борис Моисеев, Лолита Милявская, группа Rainbow, с одной стороны, и вполне респектабельные имена исполнителей классической музыки — с другой: Борис Березовский, Полина Осетинская, Владимир Спиваков.
Первая программа, в рамках которой группа работала с американским электронщиком и пермским струнным квартетом, выглядела более доступной и законченной и вызвала более теплые эмоции. Альбом "Eternal" — это довольно ровная работа, в которой голоса и инструменты тувинцев вписаны в безупречные электронные ландшафты, близкие благостной стилистике нью-эйдж, и все вместе буквально просится в саундтреки к программам Discovery Channel. Меломану, ищущему свежие формы и созвучия, ловить там нечего. А вот в концертной версии авторы "Eternal" оставили плоть и кровь тувинского музицирования практически нетронутыми, электроника не давила. Зрители в большинстве своем впервые столкнулись с самим фактом существования тувинского горлового пения, а Кармен Риццо достаточно корректно подмешивал к картине урбанистические краски.
Если в случае с "Eternal" стояла задача адаптировать для живого исполнения уже существующий и вполне предсказуемый аудиоряд, то "сверхповесть" (термин Велимира Хлебникова) "Дети Выдры" трудно воспринимать без контекста, причем как музыкального, так и литературоведческого. "Детей Выдры" представили Владимир Мартынов, московский ансамбль Opus Posth под управлением Татьяны Гринденко, "Хун-Хурту" и пермский хор "Млада".
Если Велимир Хлебников искал новые литературные формы на самом пределе возможностей языка, уходя в интуитивную звукопись, далеко за грань поэтических структур, доставшихся в наследство от XIX века, то Владимир Мартынов уже много лет пропагандирует идею "конца времени композиторов" и поиска продуктивных форм вне авторского сознания, в добаховском "потоке вечной музыки". И тот, и другой авторы находят ответы в древнеевразийских культурах. Хлебников с молодости интересовался языческой Русью. Мартынов считает тувинскую традицию способом погружения в "вечную музыку", причем способом, предполагающим вхождение в транс, то есть близким психоделическому опыту. Композитор соединяет в "Детях Выдры" произведения "Хун-Хурту" с повторяющимися и в теории гипнотизирующими фразами струнных, а хор, на глазах преодолевая вековой груз "академического" наследия, выкрикивает слоги Хлебникова, все эти "Мара-рома! Биба-буль! Укс, кукс, эль!".

Обращаясь за подмогой к Хлебникову, Владимир Мартынов ищет звуковой код для территории сегодняшней российской цивилизации, обходя стороной общеупотребительные языки — евроатлантический звукоряд, низовой, площадной фольклор, православную хоровую традицию. Некоторые эпизоды-связки "Детей Выдры" выглядят действительно впечатляюще, особенно финальный акт, неожиданно возвращающий слушателя к простым и доходчивым формам: "Когда умирают кони — дышат, Когда умирают травы — сохнут, Когда умирают солнца — они гаснут, Когда умирают люди — поют песни".

Воспринимать произведение единым духом сложно, картина постоянно распадается на части, и какой-нибудь отдельно взятый диалог лидера "Хун-Хурту" Кайгал-оола Ховалыга с роялем Владимира Мартынова или пермским хором вдруг оказывается гораздо более важным и точным высказыванием, чем все построение.

коммерсант.ру
Информация
Комментировать новости на сайте возможно только в течение 365 дней со дня публикации.
Анонс событий

1) ЗАКАНЧИВАЕТСЯ ЗАВТРА: Консультация по подготовке конкурсной заявки в Фонд президентских грантов начальника отдела Агентства по делам национальностей РТ Ооржак Ольги Сергеевны Ооржак. Время проведения: по будням с 15.00 по 18.00 часов в Агентстве по делам национальностей Респуб (Кызыл, Тува)

2) СЕГОДНЯ: new! День рождения заведующей детским садом № 1 "Золотой ключик" Алесии Александровны Бажиной, общественного деятеля города Кызыла (Кызыл, Тува)

3) СЕГОДНЯ: new! День рождения выдающегося борца, Чаан (Борец-Слон) моге Республики Тыва Сайын-Белека Михайловича Тулуша (Кызыл, Тува)

4) СЕГОДНЯ: new! День рождения художника Антуфьева Евгения Евгеньевича, лауреата премии Кандинского (Кызыл, Тува)

5) ЗАВТРА: new! Всемирный день сердца

6) ЗАВТРА: new! День отоларинголога

7) 30.09.2020: new! День рождения руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Тыва Салчак Людмилы Кимовны, председателя Союза женщин Тувы (Кызыл, Тува)

8) 30.09.2020: new! День рождения Чигжита Орлана Эрес-ооловича, председателя администрации Эрзинского кожууна (Эрзин, Эрзинский кожуун, Тува)

9) 30.09.2020: new! День Интернета

10) 01.10.2020: 95 лет со дня рождения выдающегося историка Тувы Владимира Андреевича Дубровского (1925-1996), кандидата и.н, архивиста (Тува)

все даты



© 2001–2020, Сетевое информационное агентство «Тува-онлайн»
Главный редактор - Алтынай Валерьевна Чимит
адрес: 667010, Республика Тува, г. Кызыл, ул. Калинина, д. 10, к. 66,
телефон +7 (983) 515-30-95, email: info@tuvaonline.ru
При перепечатке ссылка на СИА «Тува-Онлайн» с указанием URL: www.tuvaonline.ru обязательна.
Опубликованные материалы и мнения авторов могут не отражать точку зрения редакции.
Цитаты в интернет-изданиях допускаются только с оформлением гиперссылки на «Тува-Онлайн».
12+ Возрастная классификация информационной продукции электронного периодического издания «Сетевое информационное агентство «Тува-Онлайн» – «12+».
Электронное периодическое издание "Сетевое информационное агентство «Тува-Онлайн»" основано 15 августа 2001 г.
Зарегистрировано в Министерстве РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
Свидетельство Эл №77-6060 от 22 февраля 2002 г.
Top.Mail.Ru
Яндекс цитирования