Роман экс-кызылчанина претендует на "Русский Букер"

   По материалам газеты "Московский комсомолец"
20 ноября 2009 г.

постоянный адрес статьи: https://www.tuvaonline.ru/2009/11/20/0356_senchin.html

Экс-кызылчанин, выпускник школы № 15 столицы Тувы, а сейчас, по версии газеты "Коммерсант" один из самых популярных молодых писателей России Роман Сенчин вошел в шорт-лист номинантов на "Русский Букер" с романом "Елтышевы". Вместе с Романом на премию претендуют еще пять авторов: Елена Катишонок («Жили-были старик со старухой»), Елена Чижова («Время женщин»), Борис Хазанов. «Вчерашняя вечность», Александр Терехов («Каменный мост») и Леонид Юзефович («Журавли и карлики»).

Имя ла­у­ре­а­та будет известно 3 декабря. Его определит жю­ри в со­ста­ве Сер­гея Ганд­лев­ско­го, Пав­ла Ба­син­ско­го, Алек­сея Вар­ла­мо­ва, Майи Ку­чер­ской и Вла­ди­ми­ра Ре­цеп­те­ра. По­бе­ди­тель по­лу­чит 500 ты­сяч руб­лей, а фи­на­ли­с­ты – по 50 ты­сяч.

Критики раскладывают по полочкам конкурсные романы и пытаются предсказать исход голосования.

О романе Романа Сенчина "Елтышевы" в рецензии "Московского комсомольца".

Читать о вымирающей семье нелегко. Но и оторваться нельзя — это было бы похоже на равнодушие, даже предательство: уж очень знакомые фигуры повернуты к нам своей никчемной жизнью. Сенчин пристально вглядывается в нашу провинцию, куда не доскачут ретивые думцы, об этих драмах не хочет ничего знать правительство. А до Бога высоко, до царя-то далеко.

Знаете, что такое “бухих шмонать”? Потрошить кошельки и карманы попавших в вытрезвитель. Малую часть найденного внесут в опись. Остальное присвоят — в общак дежурной бригады. Практика отработанная! Как хотелось старшему лейтенанту милиции заполучить пьяного толстосума! Но не повезло Николаю Михайловичу Елтышеву: больше 4 тысяч за дежурство добыть не доводилось. И как назло привезли в вытрезвитель подгулявший молодняк… Сорвал на них застарелую злость дежурный, вогнал 12 пьяненьких ребят в душегубку и довел чуть ли не до смерти. Скандал замять не удалось. И вылетел Елтышев из милиции, лишилась семья служебной квартиры. Куда податься, где искать пристанище? В агонии перебрались в деревню, к тетке, в глушь, к Саянам.

Вся атмосфера провинциальной глубинки пронизана ощущением неминуемой безысходности. Гибнущую беззащитную деревню, где единственная власть — “управляющий”, трудно полюбить. Сенчин не восхищается таежным богатством, хотя там ведрами набирают жимолость, да и всякой ягоды полно. Душа человеческая в условиях безысходности тупеет. Глава семьи Елтышевых, полагающийся только на мощь своих кулаков, не знает жалости, им руководят импульсы и сумасшедшая злоба — в тайге свернул позвонки соседу, отцу пятерых детей.

Все сошло ему. Бывшего мента раздражает вечная жалоба хозяйки дома, где они поселились. Но именно эта старая жалобщица осмыслила трагическую судьбу погибающей деревни: “Сгорел от спирта — и всё. Меру не знал… Мрут и мрут, мрут и мрут… И что же это? Это ведь так перемрут, поубивают друг друга”. Но кто услышит эту жалобу? Елтышев, мент в отставке, забывший про человеческие чувства, “проводил” темным вечером немощную тетку в нежилой дом да сбросил в погреб — на тот свет. Даже сына не пощадил, когда у того вырвался упрек отцу — дескать, умел всего лишь “бухих шмонать”.

Сенчин никого из Елтышевых не оставит в живых. Последней бездыханно упадет мать. Но прежде ее, одинокую, шантажировали и обирали деревенские негодяи. Эта постыдная практика стала всеобщей на Руси.

Сенчин повествует внешне бесстрастно, без надрыва, но совестливо, как на исповеди. Роман опубликован в журнале. А это всего две тысячи экземпляров. Издатели медлят опубликовать Сенчина, ведь там нет ни гениев сыска, нет и ловли убийц. Но у сибирского люда нет надежды на нормальную жизнь — в этом тревога и боль автора.




© 2001-2024, Информационное агентство "Тува-Онлайн" (www.tuvaonline.ru).
При любой форме цитирования ссылка на источник (при возможности с указанием URL) обязательна.