В Туве выступил инструментальный дуэт Федор Белугин и Александр Осминин

   Марина Кенин-Лопсан, газета "Тувинская правда"
9 февраля 2010 г.

постоянный адрес статьи: https://www.tuvaonline.ru/2010/02/09/1255_moscow.html

Полумрак зала «раздвигает» лавина звуков, льющихся со сцены. Мы уже не в замкнутом пространстве филармонии, а, если хотите, в Космосе. И пусть на улице лютый мороз, ранняя сезонная темень, только что в голове роились мысли о суетных заботах рабочих будней и – всё! Как отрезало. Какие это мелочи перед чудом встречи с Прекрасным.
Чудо нам подарили гости из Москвы – Федор Белугин и Александр Осминин. Альтист и пианист. Дуэт.

Молодые по возрасту, но уже зрелые по мастерству исполнители просто разбудили эмоциональную бурю в аудитории. Разновозрастные зрители, от малышей-дошколят до уважаемых старцев, стали одним целым организмом, что внимал высокому искусству. Кажется, дышали в унисон, понимали ощущения соседа на тонком духовном уровне. Редкое в наши дни явление, почти уникальное. А после финальных нот каждой пьесы раздавался шквал аплодисментов и – «Браво!», «Браво!», «Браво!»

А еще было чудо катарсиса, очищения. Музыка нам дарила свет добра и чистоты. Гости волшебным (это не преувеличение, а констатация факта) исполнением «выдавливали» из нас темное, мелочное, отрицательное. Самое главное, напоминали: вот они, истинные ценности человечества. Ради этих мгновений стоит жить. Не ошибусь, если предположу, что этот вечер в среду, 3 февраля, остался в биографии каждого слушателя до конца его дней. Мы имели возможность наслаждаться общением со звездами, настоящими артистами с большой буквы, мировой величины! И эмоции переполняют до сих пор, состояние души – под впечатлением этой магии звуков…

Немаловажная деталь: всю сложную программу мы услышали без микрофонов! Проще говоря, наслаждались истинным звучанием рояля и альта, инструмента, на котором редко кто играет (знаем прославившего его Юрия Башмета – и больше никого. С ним, кстати, Александр Осминин выступал, что о многом говорит). Как сейчас модно говорить, царствовал «живой» звук. И оба инструмента, когда над ними «колдуют» Александр Осминин и Федор Белугин, открываются бескрайней палитрой тихих и звонких аккордов, которые настолько синхронны, что именно в эти мгновения понимаешь истинное значение слова «дуэт». Да, нет предела совершенству…

И эмоции захлестывают. В программе – сложнейшие технически для исполнения произведения, причем, поданные с индивидуальным, очень тонким и требовательным в первую очередь к себе, вкусом музыкантов. А так как композиторы не очень-то балуют созданием произведений для альта, Федор Белугин не ждет их, а сам перелагает для своего инструмента мелодии. Делает это талантливо. Кстати, он сам вел концерт, найдя душевную доверительную ноту общения с аудиторией. И это тоже надо уметь делать.

Пожалуй, самый известный для нас – «Сентиментальный вальс» Петра Чайков-ского, что предложили гастролеры. Как нас «закружило» в танце, какое наслаждение слышать любимую мелодию!.. А в остальном, все-таки, молодые люди (им нет и 30 лет) ненавязчиво нас просвещали. И это оказалось так приятно. Открыл программу фрагмент из творения Михаила Глинки, 1 части сонаты для альта и фортепиано. Затем нашему вниманию предложили «Адажио» и «Аллегро» Роберта Шумана, которые в багаже артистов появились первыми, когда они решили выступать дуэтом. А случилось это пять лет назад, «маленькому» юбилею и посвящен тур, где Кызыл оказался первым пунктом. Нам повезло. Кстати, произведения этого немецкого композитора, а еще Иоганнеса Брамса и Сезара Франка, представлены на компакт-диске гостей, выпущенном в серии «Российские виртуозы», желающие смогли приобрести его на память.

Москвичи понимают друг друга с полувзгляда, с полуоборота, отдаются музыке полностью – единение на подсознательном уровне. Не удивительно, что стали победителями V Международного конкурса камерных ансамблей в Швеции, в Катринехольме. И так как всё-таки солирует альтист, нам дали возможность узнать возможности пианиста: Александр Осминин представил два этюда Фредерика Шопена, сложнейших технически, демонстрирующих класс музыканта. Молодой человек, отнюдь не атлетического сложения и небольшого роста, на наших глазах превратился в… джинна, что властвовал над инструментом (казалось, они слились воедино, а артист заставил наш, увы, обшарпанный рояль «воспарить»), над нами, нашими чувствами. Исполнительская манера у гостя весьма сдержанная, но сколько эмоций выплескивается на аудиторию! Какая палитра звуков извлекается из инструмента, какие образы способен порождать талантливый молодой человек…

Осминин – ученик профессора Элисо Вирсаладзе в Московской консерватории. Участник многих конкурсов и фестивалей, оказывается на них всегда в числе лучших. В багаже – премия конкурса имени Рихтера в Москве. Два года назад в Италии на ХII Международном конкурсе пианистов имени Ганте завоевал первую премию. Выступает не только в России, но и в Португалии, Франции, странах ближнего зарубежья. Настоящий посол мира.

В дуэте – «Созерцание» и «Скерцо» Иоганнеса Брамса, 3 часть «Анданте» концерта Сергея Рахманинова: альт звучит сочно, ярко, глубоко, то играя низкими нотами, с хрипотцой, то «взмывая» в высь – просто божественное исполнение, а значит, и образы. На десерт – танго Астора Пьяццоллы: «Прощай, Париж», «Забвение» и «Гранд танго». Сложные, с джазовыми нотками, грустные и страстные, пряные, терпкие: стонет, стенает, плачет альт, целый спектакль звуков и страстей. Рояль вторит, не отстает. Остановись, мгновение, ты – прекрасно!..

Альтист Федор Белугин почти земляк – родом из Красноярска-26. Начинал дошкольником под руководством папы осваивать скрипку. А восемь лет назад сделал осознанный выбор в пользу альта: руки у него созданы для этого инструмента. Он у него – из коллекции Московской консерватории, столетний, мастера Н.М. Фролова. Известный специалист в советское время посещал итальян­скую Кремону, мировой центр скрипичных специалистов. Потому и не удивительно, что альт напоминает творения семьи Амати или Гварнери.

Уроженец Сибири еще студентом победил в Международном конкурсе «Классическое наследие» в номинациях «Соло» и «Камерный ансамбль». Играл с В. Крайневым, А. Рудиным. Выступал в американском Лос-Анджелесе, немецком Кройте, Франции, Бельгии, Хорватии, Словении, Италии. В 2005 году дебютировал в Москве в составе знаменитейшего Государственного квартета имени Д.Д. Шостаковича. Мэтры, которым где-то по 70 лет, приняли «юношу» в постоянный штат. Теперь он дает с ними редкие концерты, что становятся событиями в культурной жизни. Пожалуй, эта самая высокая награда для ученика профессора Г.И. Одинец столичной консерватории. Он сейчас и сам в ней дает уроки по классу квартета. Как сказал Александр, у нас в стране такой разносторонний альтист – один.

Скромные, общительные молодые люди. Одна из зрительниц подарила им на память «Слово арата» Салчака Тока: чтобы знали, где побывали. А они незадолго до турне дали шесть концертов на Урале, заехав в «заграничный» Кустанай. Впереди же – Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ – три недели юбилейных гастролей до Южно-Сахалинска. Правильнее сказать, щедрых подарков зрителям. Только к нам доехать – уже подвиг: самолетом из столицы до Красноярска, оттуда до Абака-на – поездом, через Саяны – машиной. Ар-тисты к этому философски относятся. И очень хотели побывать в Кызыле. Думается, тут и желание порадовать нас своим чародейством, по-другому и не скажешь.




© 2001-2024, Информационное агентство "Тува-Онлайн" (www.tuvaonline.ru).
При любой форме цитирования ссылка на источник (при возможности с указанием URL) обязательна.