К истории строительства Усинского тракта (М-54)

   Валерий Полежаев, фото Александра Колбасова, газета "Абакан"
29 июля 2010 г.

постоянный адрес статьи: https://www.tuvaonline.ru/2010/07/29/k-istorii-stroitelstva-usinskogo-trakta-m-54.html

К истории строительства Усинского тракта (М-54)Нынче, в 2010 году, на излете лета, исполняется 100 лет со дня начала строительства Усинского тракта. Сегодня 28 июля в Григорьевке Ермаковского района, где он тогда начинался, проходят праздничные мероприятия, посвященные этому событию. Так случилось, что еще в декабре 1998 года я впервые узнал много интересного о подробностях строительства этого значимого сибирского тракта, соединившего, по указанию еще царского правительства, Туву (тогда Урянхайский край) с Россией. 

Я приехал в село Разъезжее того же района, и вечером сосед, скидывая в тещин огород снег с крыши, пригласил  попариться  в бане. После за столом я поделился своей но­востью о том, что Леонтий Бакланов, герой рассказа Вячеслава Шишкова «Таежный волк», водил по будущему тракту Аба­кан - Кызыл сибирского писате­ля, жившего, правда, и печатав­шегося в Петербурге. И тогда хозяин дома - приветливый, интеллигентный Анатолий Геор­гиевич Замараев (был он тогда в селе директором школы, председате­лем сельсовета) - неожиданно для меня обрадовано заявил:  

- А у нас в сундуке хранится альбом с фотографиями. И зна­ете какими? На них снят Усинский тракт в 1913 году!  

К истории строительства Усинского тракта (М-54)Анатолий Георгиевич минут пять-шесть копался в комнатном сундуке и, наконец, вынес по­тертый по краям темно-коричне­вый альбом, который мы начали рассматривать. Какие уникальные снимки! На одном - густая зимняя тайга, через речку переброшен бре­венчатый мосток. На нем - два человека с ружьями. Они при­стально глядят в фотокамеру. Еще бы: тринадцатый год! Это сейчас видеокамерой, не уди­вишь, а тогда... А вот снят началь­ственный осмотр работ на 26-й версте... Тут - долина реки Тепсель... Деревянные высокие во­рота на границе с Тувой. Под скрещенными вверху копьями и щитом, на котором что-то написано с ерами и ятями, стоят люди в военной форме... Минуты лю­бопытного перелистывания аль­бома перешли потом в два часа небезынтересного разговора во­круг дороги Абакан - Кызыл.  

- Альбом перешел мне в руки от отца, Георгия Алексан­дровича, - рассказал тещин сосед. - Тот работал в 1937 году в Мигне зоотехником. Отсюда до Мигны - рукой подать. А отцу, в свою очередь, достался альбом по наследству от двоюродной сестры Елизаветы Поликши. Вот извините, отчество ее не помню. А та жила в Красноярске в двад­цатых годах. Словом, семейная это реликвия - альбом. Я, в свою очередь, его вот сыну Во­лоде передам, - и он не без улыбки посмотрел на нынешне­го директора Разъезженской средней школы.  

- Где же альбом появился на свет? - не унялся я.  

- Это знаю: в Красноярске, в 1913 году. Знаю даже больше. Таких самодельных альбомов с фотографиями строительства Усинского тракта всего было тог­да сделано тринадцать. - И Ана­толий Георгиевич, обладатель уникальной вещицы, умолк с гор­достью. Но ненадолго. - А знаете, всего два года назад, - добавил он, - в 1996 -ом, исполнилось сто лет, как началось обследование местности, где вскоре развернулись дорожные работы на современной автотрассе Абакан - Кызыл и 250 лет - доро­жной службе России!  

Я уже понял, что меня ждет интересное личное исследование. И когда начал подсобирывать материал, перед глазами все стояли сним­ки из альбома, которым уже около 100 лет. И передо мной неотступно стал вопрос: с чего же началось строительство Усинского тракта?  

... В конце прошлого - начале нынешнего веков в Туве появи­лись первые русские промыш­ленники и купцы - Медведевы, Сафьяновы, Вавилины и другие. В верховьях Ени­сея (Бий-Хема) предприни­матели Сафьянов и Желез­нов проложили дерзкие маршруты, открыли круп­ные золотые прииски, кото­рые разрабатывались с ис­пользованием дражного оборудования. Отсутствие дороги затрудняло освое­ние этого края.  

Минусинские купцы Ге­оргий Павлович Сафьянов, Николай Павлович Пашенных и Николай Федоро­вич Веселков подали хода­тайство Иркутскому гене­рал-губернатору о прове­дении колесно-гужевого пути через Усинский погра­ничный округ. Он должен был связать монгольский город Улясутая с нашей станицей Иджим. Через каждые 25 верст предпол­агалось строить поселки-станции. Меня раньше удивляло: железной доро­ги и в помине близко нет, а поселки называются станциями. Теперь вот понятно, в чем дело. В этих местах просто жила обслуга дороги, были дом, ограда, амбар, баня. Так они и следовали по по­рядку: станция Буйба, Арадан, Медвежья, Иджим...  

Теоретически началу строительства трассы было положено около 115 лет на­зад, когда Иркутский генерал-гу­бернатор направил в Усинский округ для обследования местнос­ти инженера Сикорского. Его вы­вод был следую­щий: строительст­во дороги обой­дется минимум в пятьсот тысяч зо­лотых рублей. (Для сравнения: годовой доход са­мого богатого куп­ца в Минусинске составлял в то время сто тысяч руб­лей).  

Дело приоста­новилось. Только спустя десять лет, по настоянию на­чальника Усинско­го пограничного округа Алексан­дровича, для проектировки и со­ставления сметы строительства дороги был прислан отряд инже­неров и других специалистов. В 1909 году, после их работы, в Ир­кутске прошло совещание, где был обсужден готовый проект бу­дущего тракта. Не буду говорить о перипетиях совещания, скажу лишь: вся бумажная документа­ция, представленная генерал-гу­бернатору, весила шестнадцать килограммов!  

Так под нажимом промыш­ленников Минусинска царское правительство начало строи­тельство гужевого тракта через Саяны, дебри тайги. Как это и сейчас стало модно, а тогда тем более, работы начались с молебна в селе Григорьевка. Случи­лось это 26 августа 1910 года. Вот фактическая дата начала практического строительства царского тракта.  

Вся дорога была разделена на три участка. Поначалу подряд­чиками являлись крестьяне, пе­реселенцы, а с 1912 года на стро­ительство прибыла первая пар­тия каторжан. За речкой Буйба, например, растет четыре акку­ратных раскидистых елки, обра­зующие квадрат. Здесь захоронено четверо каторжан, умерших от непосильного труда.  

Ведь таких памятных мест на тракте - множество. Ценой многих человеческих жизней заплачено за его строительство! Бойцы партизанской армии Кравченко - Щетинкина проходили этим путем в годы гражданской войны в Крас­ный город (Кызыл до 1921 года назывался Белоцарском). Они видели цепи, кан­далы, полусгнившие тачки, почти развалившиеся землянки с нара­ми из жердей. Горно-таежная до­рога по многим судьбам прошлась жестоким Молохом!  

В 1913 году первый участок дороги протяженностью в 30 верст (одна верста - 1,6 кило­метра) был сдан в эксплуатацию. Именно тогда и в честь, наверное, этого были сделаны снимки, пред­ставленные в самоиздатовском альбоме.  

Начало первой мировой вой­ны остановило все работы на трассе.  

Спустя лишь два года сюда, наконец, прибыла первая партия уже политссыльных (нет, не со Сталина на­чались репрессии!). Ссыльных было около тысячи. А вот были военнопленные или нет - неизвестно. Не знают об этом и в Минусинском музее.  

В следующем, 1917-м году, политссыльных на строительст­во тракта пригнали уже две ты­сячи человек.  

В революцию строительство дороги вновь остановилось, она вновь осталась недостроенной. Тем не менее и по такой дороге в 1919 году прошел белогвардей­ский отряд есаула Белоногова и партизанская армия Кравченко - Щетинкина:  до Белоцарска...  

Гражданская вой­на нанесла строи­тельству дороги зна­чительный урон. Было сожжено шест­надцать мостов, разрушено во многих местах полотно дороги, гражданские сооружения.

Ближе к тридцатым годам вновь началось восстанов­ление и продолжение строитель­ства трассы. Крестьяне работали за трудовой гужевой налог, и только некоторое время спустя дорога перешла в руки государства. В 1935 году она попала в ведение НКВД, и работали на ее прокладке уже исключительно заключенные Сиблага. Через два года строительство было практически закончено. Ну, а если уж быть бук­вально точным, то последний участок трассы (Барбакхан - Кызыл) был принят в эксплуата­цию в 1944 году, и приурочено это событие было к присоединению Тувы к России. Остается доба­вить, что в 1971 году была про­изведена реконструкция тракта Абакан - Кызыл, который начал так называться еще в пятидеся­тых годах. Сейчас трасса нахо­дится в ведении управления автомобильных дорог обще­го пользования Республики Тыва.  

Вот отку­да есть и пошла так многим хо­рошо знакомая визуально до­рога Абакан - Кызыл. А если она вам незнакома, вы обя­зательно еще проедете по ней и, быть может, вспомни­те "Левонтия" Баклано­ва, который был одним из тех, кто своими ногами про­таптывал в начале ХХ века Усинскую тропу.




© 2001-2024, Информационное агентство "Тува-Онлайн" (www.tuvaonline.ru).
При любой форме цитирования ссылка на источник (при возможности с указанием URL) обязательна.