Моя Победа: Дневник фронтовика Сергея Назарова

   Наталья Богдановская, tuvpravda.ru
16 сентября 2010 г.

постоянный адрес статьи: https://www.tuvaonline.ru/2010/09/16/moya-pobeda-dnevnik-frontovika-sergeya-nazarova.html

Моя Победа: Дневник фронтовика Сергея НазароваГлеб Коптев, ученик пятнадцатой школы г. Кызыла, разбирая с бабушкой книжные завалы на антресолях, наткнулся на дневник прадеда Сергея Степановича Назарова. Вчитался: записи – с войны. Прадед сумел сохранить их в боях и никому не показал до самой смерти, а прожил он больше 90 лет.

Маленькая тоненькая книжечка пролежала в семейном архиве десятилетие после его смерти, пока не появился этот ребенок. У Глеба на фронтах Великой Отечественной воевали оба прадеда, он многое знает о тех годах, его интерес к этой теме не случаен. 

Бабушка Вера Сергеевна Назарова смогла сделать эту «прививку» с раннего детства. Внук не только знаком с биографией обоих прадедов, но и помогает бабушке в сборе материалов, участвует в мероприятиях, которые она проводит в своей школе в День Победы. Глеб уже побывал на Поклонной горе в Волгограде, надеясь увидеть в списках фамилию прадеда. Вера Сергеевна собрала в школе богатый материал о фронтовиках, работавших с ней. Благодаря ее инициативе коллектив школы № 6 в шестидесятые годы обратился к властям Кызыла с просьбой о переименовании улицы Кожзаводской в улицу Героя Советского Союза, нашего земляка Александра Семирацкого. Поэтому оба с уверенностью могут сказать: победа в Великой Отечественной – это и моя победа.

С фронта Сергей Степанович вернулся на костылях. Намного раньше победы. Вот как об этом вспоминает Вера Сергеевна, которой в ту пору было всего четыре года.

– Однажды мы с сестрой, как всегда, в отсутствие мамы проводя время у окна, увидели, как идет солдат на костылях. Раздался стук в дверь, и на наш вопрос: кто там, мы услышали: я ваш папа.

– Нет, сказали мы, наш папа на фронте.

И не открыли ему дверь еще и потому, что сидели под замком. Вернувшись к окну, увидели: по улице бежит мама. Она бежала и падала, снова поднималась и снова падала. Когда мама уложила израненного папу на кровать, мы подошли к нему и пожаловались, что она нас била. «Что ж, девочки, в таком случае мы отдадим маму в солдаты», – решил папа.

Память четырехлетней девочки сохранила совсем немногое из того времени: мужество отца, уходившего на костылях на работу и никогда не жаловавшегося на боли, сушеную рыбку хамсу, которая долгое время была единственным блюдом, и праздник в доме, когда отцу удавалось принести детям копченые ребра дельфина. Было это уже в Ялте, куда фронтовику по состоянию здоровья пришлось переехать вместе с семьей. А в 1949 году, когда его должность в сельхозтехникуме сократили, родители прочитали в газете, что в Туве для работы есть ему место.

Так появился в Кызыле этот удивительно красивый черноволосый мужчина с голубыми глазами и палочкой в руках. Через год его, завуча сельхозтехникума, в маленьком городе знали почти все, да и сейчас старожилы Кызыла помнят его, седоволосого, с большими белыми усами, на редкость доброго, интеллигентного человека. Но когда он приходил на различные встречи, чтобы рассказать о Великой Отечественной войне, никто не мог и подумать, что есть у фронтовика своя тайна.

Сейчас, читая его записи в дневнике, сделанные аккуратным мелким почерком, совсем по иному воспринимаешь строки, которые он написал для газеты «Тувинская правда» в год 57-й годовщины Великого Октября. Рассказывая о встрече с учениками, капитан запаса заметил: «На таких встречах надо рассказывать не только о своем личном, о том, как ходили в атаки, форсировали реки. Это, конечно, тоже важно. Но время требует более глубокого осмысления событий войны. Необходимо, так сказать, подняться над своим окопом и раскрыть истоки нашей победы, ее будущей силы. Как случилось, что наша армия смогла победить гитлеровскую, вооруженную до зубов, которую питала экономическая мощь всей Европы? Надо говорить о силе интернациональной дружбы нашего великого народа и о многих других замечательных качествах Советской армии. Пусть наша молодежь знает и понимает это».

А ведь это осмысление войны им было уже сделано: в его дневнике, по горячим ее следам. И эту боль он унес с собой.

На Великой Отечественной Сергей Степанович воевал, пройдя Гражданскую, первая запись в дневнике сделана уже зрелым человеком: в 1942 году ему было сорок лет. Он закончил Ленинградский сельскохозяйственный институт. Сейчас, когда раскрылось столько тайн, связанных с Великой Отечественной войной, многие сведения, которые политрук Назаров мог доверить только дневнику, уже не секрет. Но есть повод вместе с автором еще раз испытать гордость за великий народ, неимоверной ценой спасший большую часть Земли от фашистского ига.

«Июль 1942 года. Выехали из Киргизии. Прибыли в Муром. Часть расформирована. Сдали все отчеты.

10.10. Прибыл в Горький, направлен в 45-ю механизированную бригаду, перевели работать в политотдел бригады.

24.10. Выехали на Брянский фронт.

29.12. 45-я механизированная бригада 5-го механизированного корпуса прибыла в Деев Ростовской области. Немцы бомбят с воздуха, наносят большие потери в людских силах. Раненых очень много, почти все – разрывными пулями. 1-ый батальон попал в окружение, много жертв. Комбат Алексеев, чтобы не попасть в плен, застрелился.

Мы слабо организовали наступление. Стрелковые батальоны спешили. Не обеспечили горючим, отсюда маневренность была потеряна. Подразделения выступили в бой не дружно, спецподразделения – артиллерия, минометы, танки – отстали на целые сутки. Почти отсутствовала авиация. Самолеты противника буквально сидели на шеях. Бойцы действуют прекрасно. Ни страха, ни паники. Ребята мужественно рвутся в бой.

2.01.43. Расположились у ст. Солонецкая. Бригада в процессе боев продвинулась к ст. Чернышевкая.

Прошло довольно времени, когда можно подвести некоторые итоги боев. Бригада начала формироваться с 10.09.42. Общий состав бригады – 3672, старшие и средние командиры – 424, в том числе политсостав – 72, рядовой состав – 2211. Членов ВКП(б) – 202, кандидатов – 177, комсомольцев – 192. Машинный парк – 305. Людской состав бригады прекрасный. Около 35 процентов – партийный и комсомольцы. В политико-моральном отношении вполне здоровая бригада. Очень хорошо вооружена.

3.01.43. Переехали в Красный Яр. В прошлом это был организованный совхоз. Хорошие дома представляют из себя развалины. Часть домов сожжена. Еще видны следы преступлений немцев. Дымящиеся остатки домов. Разбросанные и изуродованные с/х машины. По улицам бродит помешанная женщина, продукт «заботы» немцев о русском населении. Ночь. В ночной тишине, как жуткое эхо, разносится ее дикий, сумасшедший смех. Организовали разбитый дом для ночлега. Немцы оставили большое количество автомашин. У каждого дома по 2–3 машины. Они разбиты. Часть требует небольшого ремонта. Несколько машин сожжены.

В хуторе были летчики, которых ночью, в одном белье, уничтожали наши бойцы. Много полегло от советских пуль. По улицам и вокруг еще валяются закоченелые труппы «завоевателей мира». Они жаждали получить богатый Советский Дон, они пришли на него, но уже не уйдут. Они хотели наших плодородных земель, они получат их столько, чтобы закрыть их поганые, алчные морды.

4.01.43. Бригада вплотную вступила в боевые действия с 10.12.42. На участке – подступы к ст. Суровикино. Бригадой заняты пункты (следует подробный список). Потери за этот период: ранено 55, обморожено 105, пропало без вести 1. Недостатки операции:

1. Бригада к переходному пункту пришла не единовременно.

2. 100 автомашин было взяты еще перед выходом на марш.

3. Нерегулярное обеспечение горючим.

4. Нерегулярное обеспечение боеприпасами.

Следствием этого явилось: бригада потеряла свою маневренность, растянулась. В бой вступила только рота автоматчиков и разведчиков. Стрелковые подразделения пришли к месту боя только тогда, когда был взят поселок Чувилев. Стрелковые части прямо с марша без страха вступили в бой, что до некоторой степени снижало боеспособность частей противника, только исключительное высокое идейно-политическое сознание поднимало дух бойцов. Недостаток транспортных средств привел к тому, что части, вступавшие в бой, не могли своевременно получить боеприпасы.

Отсутствие горючего не давало возможности своевременно перебросить стрелковые части и боеприпасы. Это привело к тому, что зенитные орудия находятся далеко в тылу из-за отсутствия горючего и боеприпасов.

Бригада за весь период операции не участвовала как единое целое, что не могло не сказаться на ее боеспособности.

5.01.43. Бригада переброшена на участок у железной дороги ст. Секретево. Участок не исследован. Разведка предварительно не выяснила наличие противника, его расположения, силы людской и материальной оснащенности. Результатом оказалось то, что в боях за переправу у д. Подгор-ское, высоты 94 и главное – 127.7, бригада потеряла основную массу своей людской силы. Убито 407, ранено 790, обморожено 8, пропало без вести 95, итого 1300 человек. Участок, данный командованием, оказался целой крепостью.

Каждый пункт высоты 127.7 был тщательно пристрелян немцами. Доты, дзоты, блиндажи, окопы занесены на карту. Высота хорошо пристрелена с окружающих рубежей противника и с воздуха. Эскадрильи противника эшелонами по 20–30 штук следовали одна за другой, прижимая наши части к земле. Непрерывная бомбежка и расстрел из пулеметов. Минометный и орудийный огонь довершали уничтожение наших частей. Противники вплотную расстреливали наши цепи и блиндажи. Только исключительное мужество, безграничная отвага удерживали наши части. Ряды не дрогнули. Вышли из строя почти целые подразделения, но высокой ценой жертв высота была удержана. Наши атаки были возможны только ночью.




© 2001-2024, Информационное агентство "Тува-Онлайн" (www.tuvaonline.ru).
При любой форме цитирования ссылка на источник (при возможности с указанием URL) обязательна.