Пятница, 29 марта 2024 г. 04:32 Сделать стартовой | Добавить в избранное | RSS Обратная связь | ENGLISH
ИА «Тува-Онлайн»
» » Может ли в Туве работа в шоу-бизнесе прокормить музыканта, певца, продюсера?
Личный кабинет
Логин:
пароль:
Регистрация
Забыли пароль?
Архив
«    Октябрь 2010    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Ссылки
электронный журнал "Новые исследования Тувы"

Может ли в Туве работа в шоу-бизнесе прокормить музыканта, певца, продюсера?

Может ли в Туве работа в шоу-бизнесе прокормить музыканта, певца, продюсера?Что такое шоу-бизнес каждый из нас хотя бы примерно знает. Википедия формулирует его определение как «коммерческую деятельность в сфере развлечений». А это значит, что за ним должен скрываться целый мир, живущий по тем же законам, что и вся рыночная экономика. С коррупцией, оргпреступностью, сказочными взлетами и трагическими падениями. Существует ли такой мир в Туве, а если да, то может ли шоу-бизнес в нашем варианте прокормить музыканта, певца, продюсера? Я встретился и поговорил на эту тему с людьми знающими.

Откун Достай – продюсер, музыкант

– Откун, как вы считаете, есть ли в Туве музыкальный шоу-бизнес?

– Потихонечку развивается. Одним из его первопроходцев, по-моему, был покойный Аяс Данзырын. Его песни очень любила молодежь, на его концертах битком набивались залы ДНТ, театра и даже стадион. Но бизнесмена и продюсера в полном значении этих слов из него не получилось. Однако Аяс дал в этом направлении большой толчок. Главное – благодаря ему, мы, музыканты, уяснили для себя: и в Кызыле можно собирать народ на концерты. А сегодня уже появились специализированные музыкальные киоски, которые продают диски и кассеты местных исполнителей. А раз все это начало появляться, значит, прогресс есть в этом направлении.

Как вы считаете, тувинский музыкальный шоу-бизнес или его подобие как-то задел тувинских фолкеров?

– Задел. Потому что пацаны, которые поп исполняют, уже используют горловое пение, начали этому учиться. Раньше все, кто занимался попсой, довольствовались тупым перекраиванием фонограмм известных песен. Чуть-чуть что-то меняли, и практически другая музыка получалась. И потом говорили, что они сами написали эту музыку. Но если внимательно прислушаться, то можно понять, что это просто копия. А сейчас уже начали делать и свою аранжировку, добавлять в нее народные музыкальные инструменты.

Шоу-бизнес – это бизнес, это деньги и доходы. Откун, как вы считаете, в Туве фолк-музыкантам можно заработать на жизнь своим творчеством?

– Фольклорным музыкантам заработать деньги в Туве просто невозможно. В первую очередь, нет инфраструктуры и хороших больших залов. Хотя бы на тысячу мест. Есть залы на 500–600 мест, но их аренда немыслимо дорогая – 40–45 тысяч рублей за концерт. И это не все затраты. Хотя бы по двум каналам нужно дать рекламу на дней десять. А это как минимум 25 тысяч рублей. Баннеры и буклеты – это еще 10–15 тысяч. В итоге получается, что на организацию концерта выбрасываешь не менее 75 тысяч рублей.

А сколько можно заработать в зале ДНТ, вмещающем 400 зрителей?.. Допустим, билет будет стоить в среднем 200 рублей. Придут 10 человек – это 2000 рублей, 100 человек – 20000 рублей. И так далее. Вот и посчитайте, сколько музыканту остается за сольник. Тысяч пять-десять. Но одному вытянуть один час двадцать минут в фольклорном варианте тяжело. В Туве таких исполнителей очень мало. А коллективом вытягивают. То есть эти 5–10 тысяч дели на три или четыре части. А еще, не забывай, ты должен отблагодарить звукорежиссера. Ведь в большинстве случаев приглашаешь своего, а не того, что работает при зале, где даешь концерт. А есть еще работники сцены, которые тоже бесплатно работать не будут, даже если ты оплатил аренду. Вот и выходит, что зарабатывать на жизнь фолк-музыкой и шоу-бизнесом в Кызыле пока невозможно. Населения маловато пока.

То есть тратишь больше, чем зарабатываешь?

– Очень часто – да.

– Откун, вы как продюсер с какими проблемами сталкиваетесь при организации концертов «Тыва кызы» как в Туве, так и за пределами республики?

– В Туве гораздо труднее. «Тыва кызы» пару раз в Туве давали большие концерты. И на этих концертах зал был заполнен где-то на 80 процентов. Значит, интерес есть. Но вот организационная сторона дорого обходится.

– А в Европе как с этим обстоят дела?

– В этом году мы никуда не поехали, потому что двое девчат стали матерями. А так в Европе много запускается больших проектов, фестивалей, есть большие клубы, где директорами или боссами являются женщины. Именно они и приглашают моих девчат. И мы среди фолк-групп просто вне конкуренции. Но, с другой стороны, для европейского или американского человека большой разницы нет, кто поет горлом – мужчина или женщина. Была бы музыка красивая и хорошая. А «Тыва кызы» – единственный в мире женский коллектив, который исполняет все стили горлового пения. И в Америке в больших серьезных концертных залах, где играла разве что только «Хун-Хурту», нам открывали двери. Ни «Чыргылчину», ни «Алашу», никому. Только нам. И они мне сами говорят, что у меня хороший товар в руках.

То есть известным тувинским группам, таким, как «Хун-Хурту» и «Тыва кызы», в Туве просто не рентабельно давать концерты?

– Во-первых, невозможно сравнивать «Тыва кызы» и «Хун-Хурту». «Хун-Хурту» – это монстры тувинской музыки. «Тыва кызы» даже по цене не могут состязаться с ними. Это по деньгам – небо и земля. Например, «Тыва кызы» не знакомы со Стиви Уандером, они с ним не играли. «Хун-Хурту» играла. Это обстоятельство работает на имидж группы, и цена билета подскакивает на 100 процентов. Что касается Тувы, то здесь заработать просто нереально. Но мы попытаемся проехать с концертами по районным центрам. Посмотрим, что получиться.

– Откун, после всего вами сказанного, повторю вопрос. Есть ли в Туве музыкальный шоу-бизнес?

– Конечно, есть. Есть молодежь, которая умудряется находить пути, чтобы зарабатывать на концертах по 30–50 тысяч прибыли.

Есть, например, господин Седен-Очур Кара-Сал. Он открывает студии звукозаписи, музыкальные киоски. Если бы это не приносило какой-то доход, он не стал бы заниматься этим делом. Значит, оно его кормит. Он просто понял, что нужно для тувинского зрителя на сегодняшний день.

Я, например, ищу только фольклорный вариант – честное исполнение под живую музыку. Не могу обманывать людей – петь под караоке и брать за это 200–500 рублей с человека. А есть люди, которые без всяких угрызений совести готовы открывать рот под фанеру и драть за это по 500 рублей с носа. Но это проблема тех, кто покупает билеты на такие концерты.

Как вы считаете, какая музыка в исполнении тувинских музыкантов и певцов самая популярная в республике?

– Если серьезно, то самая популярная музыка – фольклорная. Потому что те же «попсовики», по крайней мере, многие из них, вырастают из этой музыки и, в конце концов, в большинстве своем возвращаются к фольклору. Если ты хочешь посвятить свою жизнь музыке, этим нужно заниматься серьезно. Фольклорная музыка сегодня дает огромные возможности именно тувинцам, а не хакасам или алтайцам. Ансамбли «Тыва», «Хун-Хурту», «Алаш», «Ят-Ха», «Тыва кызы», «Gen-Dos» – все они в послеперестроечный период открыли для всего мира брэнд тувинской музыки. И подняли очень сильно её рейтинг. Пой ты попсу – запойся, все равно она тебя не привезет в Лос-Анджелес, не привезет в Париж. А фольклорная музыка откроет для тебя весь мир. Если ты будешь серьезно ею заниматься.

– Получается, что тувинские фолкеры конкурентоспособны на западе, а в Туве зарабатывать не получается?

– Да, фольклорные музыканты здесь не конкурентоспособны. Нас переигрывают наши ребята-попсовики. Они просто больше зарабатывают, чем мы (смеется).

Сантос: рэп – это тувинский андеграунд

Сантос, как ты считаешь, насколько в республике развита рэп-музыка, в частности, рэп тувинский?

– Рэп в Туве вообще очень плохо развит. Есть парни, которые в домашних условиях записываются песни, которые потом выкладывают в Интернет. Либо эти песни слушают только знакомые и друзья. И все примерно на таком уровне. Не помню ни одного сольного или сборного концерта рэперов в Кызыле. У нас в республике рэп в андеграунде до сих пор.

Сантос, с другой стороны, есть ведь ты. У тебя выходят альбомы. Ты даешь регулярно концерты, на которых в основном аншлаги. У тебя даже были проекты с рок-музыкантами в рамках твоих концертов. И в Кызыле у тебя немало поклонников. То есть в твоем случае все не так уж и плохо?

– Мой пример, скорее, исключение из правил. Мы в Туве единственные, у кого и со звуком все нормально, и музыка своя. Кстати, её Мега (друг) делает. И поклонники есть. И не только в Туве меня знают.

Сантос, сколько можно заработать на рэп-музыке в Туве?

– Я вообще не знаю, как можно заработать на музыке. На рэпе мы ничего не зарабатываем. Если даже продаются диски, то заработанные средства – копейки. А если мы проводим концерты, то не с целью заработать. Да и заработать не получается. Хватает только на виски с колой. Да и вообще концерты мы проводим для зрителя, ну и, конечно, для себя. Потому что нам очень нравится то, что мы делаем. На концерте народ получает позитивные эмоции и уходит домой с хорошим настроением. И нам от этого хорошо.

То есть все строится на энтузиазме?

– Да. Причем энтузиазм полный, просто полнейший во всем, начиная от разработки билетов и заканчивая самими концертами.

То есть можно сделать вывод, что в Туве на рэпе денег не заработаешь?

– На рэпе в Туве на хлеб с маслом не заработаешь. Да это и не наша цель.

А если бы заработать цель была, получилось бы заработать или нет?

– Возможно. Есть разные способы продать душу Момоне (смеется). Но, повторюсь, нам это не надо.

Идет ли тувинский рэп в массы? Можно ли сказать, что тувинский рэп – явление массовое?

– Я точно знаю, что в возрасте от 14 до 20 лет народ рэп слушает. И этот возрастной диапазон понемногу расширяется.

Сантос, как ты считаешь, какая музыка в Туве наиболее популярна из той, что с клеймом «Made in Tuva»?

– Поп-музыка. Попса вообще была всегда популярна. И не только в Туве. А тувинская попса сейчас, наверное, самая популярная музыка. Это нормально. Потому что людям, которые такую музыку слушают, жить проще, наверное.

Сантос, как ты считаешь, есть ли в Туве музыкальный шоу-бизнес?

– Как тебе ответить?.. Наверное, есть, но мы с ним не пересекались!

Константин Куцевалов, tuvpravda.ru
Информация
Комментировать новости на сайте возможно только в течение 365 дней со дня публикации.
Анонс событий

1) 31.03.2024: 9 лет Федеральному агентству по делам национальностей

2) 02.04.2024: День единения народов России и Беларуси

3) 02.04.2024: Международный день детской книги

4) 05.04.2024: День рождения Айланмаа Хомушкуевны Кан-оол, Кызылского колледжа искусств им. А.Б. Чыргал-оола (Кызыл, Тува)

5) 14.04.2024: 110 лет (1914-2005) со дня рождения Марии Давыдовны Черноусовой-Сарыг-оол, супруги, верного друга и помощника народного писателя Тувы Степана Сарыг-оола (Тува)

6) 15.04.2024: 100 лет (1924-1995) со дня рождения Салима Сазыговича Сюрюн-оола, народного писателя Тувы (Тува)

7) 19.04.2024: МАСШТАБНЫЙ КОНЦЕРТ КОЛЛЕКТИВОВ КЫЗЫЛСКОГО КОЛЛЕДЖА ИСКУССТВ "МЫ - ДЕТИ ЧЫРГАЛ-ООЛА" В МОСКВЕ! Начало в 19 ч (Концертный зал Российской академии музыки им. Гнесиных, Малый Ржевский пер., 1, Москва тел.: 8983594605 kki.tuva.muzkult.ru)

8) 06.05.2024: 117 лет со дня рождения героя Великой Отечественной войны, военного летчика Николая Францевича Гастелло (1907-1941), чье имя носит Национальный парк Тувы (Кызыл, Тува)

9) 07.05.2024: День Связи

10) 07.05.2024: 55-летний юбилей Хомушку Андрея Айрандивиевича, преподавателя специальности "хореографические дисциплины" Кызылского колледжа искусств им. А.Чырга-оола (Кызыл, Тува)

все даты



© 2001–2024, Сетевое информационное агентство «Тува-онлайн»
адрес редакции: 667010, Республика Тува, г. Кызыл, ул. Калинина, д. 10, к. 66,
email редакции: info@tuvaonline.ru
При перепечатке ссылка на СИА «Тува-Онлайн» с указанием URL: www.tuvaonline.ru обязательна.
Опубликованные материалы и мнения авторов могут не отражать точку зрения редакции.
Цитаты в интернет-изданиях допускаются только с оформлением гиперссылки на «Тува-Онлайн».
12+ Возрастная классификация информационной продукции электронного периодического издания «Сетевое информационное агентство «Тува-Онлайн» – «12+».
Электронное периодическое издание "Сетевое информационное агентство «Тува-Онлайн»" основано 15 августа 2001 г.
Зарегистрировано в Министерстве РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
Свидетельство Эл №77-6060 от 22 февраля 2002 г.
Top.Mail.Ru
Яндекс цитирования