Модернизация образования: вопросы и ответы

   tuva-mo.ru
22 апреля 2011 г.

постоянный адрес статьи: https://www.tuvaonline.ru/2011/04/22/modernizaciya-obrazovaniya-voprosy-i-otvety.html

В ходе работы "Открытого микрофона" при подведении итогов Года учителя в Туве поднимались самые разные проблемы. На сайте министерства образования республики опубликованы наиболее часто задаваемые вопросы и ответы на них.

- Как в Республике Тыва будет учитываться материальное положение семей при переводе школ на автономию, не окажется ли часть детей лишенными  права  на получение, гарантированного Конституцией и Законом об образовании, бесплатного образования. Не произойдет ли резкое сокращение бюджетных расходов на образование при  переводе школ на автономию?
Виды гарантированных бесплатных социальных услуг и категории их получателей устанавливаются законодательством Российской Федерации. Федеральный закон № 83-ФЗ от 8 мая 2009 г. не изменяет положений законодательства Российской Федерации, а наоборот ограничивает оказание платных услуг

Государство гарантирует бесплатное образование, что закреплено в Конституции РФ.

Учебный план в общеобразовательных школах формируется на основе образовательных стандартов базисного учебного плана. Порядок их установления регулируется законодательством Российской Федерации об образовании. Регламентируется также количество обязательных предметов, так и количество обязательных часов на каждый предмет. К примеру, согласно базисному плану для 7 класса для географии, истории, литературы и физики отведено по 2 урока в неделю, для русского и иностранного языка - по 3, для математики - 5 и др.  Весь этот объем останется бесплатным и полностью покрывается государственным заданием как для бюджетных, так и для автономных учреждений.

Таким образом, с принятием Закона № 83-ФЗ не стоит вопрос об увеличении числа платных уроков. В данном законе не затрагиваются вопросы стандартов в образовании, количества учебных часов, идет речь только о механизме финансового обеспечения государственных обязательств. Государственные и муниципальные школы, как и раньше, будут получать бюджетные средства на реализацию государственного стандарта в полном объеме.

Лишь уроки сверх государственного задания и базисного учебного плана (например, не 2 урока физики в неделю, а 3) по желанию родителей учеников проводятся на платной основе, но во внеурочное время и не в ущерб выполнению государственного (муниципального) задания.  Порядок определения платы за дополнительные услуги должен устанавливать учредитель.

- Слышали, что ожидается большое сокращение педагогических работников в России. Куда пойдет «большая армия» уволенных работников? Как это сокращение будет происходить? Поэтапно? С какого года начнутся массовые сокращения?

Сокращение численности педагогических работников возможно при сокращении численности учащихся, так действует принцип «деньги следуют за учеником». В Республике Тыва с 2010 г. наметилась тенденция некоторого роста численности учащихся общеобразовательных школ в связи с ростом рождаемости в течение ряда лет. Кроме того, при введении новых федеральных образовательных стандартов требуется увеличение числа часов внеурочной деятельности учащихся (до 10 часов). Для этого потребуется увеличение числа педагогов именно в этом направлении. Таким образом, речь  о массовом сокращении педагогических работников в республике не стоит.

- Будут ли ДОУ отнесены к общеобразовательным учреждениям?

Дошкольные учреждения не относятся к общеобразовательным (Постановление Правительства РФ от 19.09.1997 N 1204) «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста»

Однако общеобразовательное учреждение может реализовывать дополнительные образовательные программы, а также общеобразовательную программу дошкольного образования при наличии соответствующих лицензий.

- Будет ли совершенствоваться НСОТ. Мы против системы стимулирования оплаты труда, это вызывает конфликты в коллективе.

НСОТ будет совершенствоваться с учетом результатов практической реализации данной модели в учреждениях республики. В распределении стимулирующей части должен принимать участие орган государственно-общественного управления (Совет школы и т.д.). Все конфликтные вопросы необходимо решать с участием данного органа.

- Когда будут обеспечены кабинеты физики школ города нового техническими средствами (оборудованием) для улучшения знаний по учеников при сдаче ЕГЭ. Когда будут обеспечены  школы классами-комплектами по ОБЖ и компьютерно-техническими средствами для проведения современных уроков.

В течение последних лет общеобразовательным школам г. Кызыла Министерством были приобретены и поставлены в рамках приоритетного национального проекта «Образование» 24 комплекта учебных кабинетов, в т.ч. для кабинетов физики-3, химии - 4, биологии - 2, географии - 4, информатики - 10, русского языка и литературы - 1. Приобретены также 4 интерактивные доски.   В школах города Кызыла имеются 629 компьютеров.

Отметим также, что согласно Закону Республики Тыва от 10 июля 2010 г. № 1374 ВХ-2 «О внесении изменений в Закон Республики Тыва «О предоставлении органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов на территории Республики Тыва субвенций на реализацию основных общеобразовательных программ в области общего образования», предусмотрено выделение средств субвенций на реализацию основных общеобразовательных программ, в том числе на  обеспечение материальных затрат, непосредственно связанных с образовательным процессом.

Средства на  обеспечение материальных затрат, непосредственно связанных с образовательным процессом, выделяются с учетом численности учащихся и размера средств на 1 учащегося в год (1000 руб. в г.Кызыле, Ак-Довураке и районах, приравненных к Крайнему Северу; в районах крайнего Севера- 1200 руб).

Данные расходы  включают в себя:

расходы на приобретение канцелярских принадлежностей, материалов и предметов для текущих хозяйственных целей;
учебники;
учебные расходы, связанные с приобретением учебных пособий, письменных и чертежных принадлежностей, материалов для учебных и лабораторных занятий;
расходы на приобретение учебных программ (в том числе в области информационных технологий, включая приобретение и обновление справочно-информационных баз данных);
расходы на приобретение технических средств обучения.
Возможно также осуществление иных затрат, непосредственно связанных с образовательным процессом (расходы на учебные экскурсии; организацию производственной практики, приобретение бланков учебной документации; подписку и приобретение книжной продукции и справочной официальной литературы для библиотечных фондов, включая доставку; наем транспортных средств для обеспечения мероприятий культурно-просветительного характера и доставки учащихся на военные сборы; расходы на подключение и использование глобальной сети Интернет; оплату текущего ремонта учебного оборудования, оргтехники и инвентаря; повышение квалификации работников)».

Направление расходов в рамках средств субвенций каждое общеобразовательное учреждение определяет самостоятельно, исходя из первоочередных потребностей.

Таким образом,  именно в рамках средств субвенций должен главным образом решаться вопрос с приобретением перечисленных вами видов оборудования.

Кроме того, по республиканской целевой программе «Развитие образования в Республике Тыва на 2011-2015 годы» предусмотрено выделение средств на приобретение учебно-наглядных пособий для кабинетов ОБЖ. На 2011 год планируется направление средств на данные цели в сумме 100 тыс.руб.




© 2001-2020, Информационное агентство "Тува-Онлайн" (www.tuvaonline.ru).
При любой форме цитирования ссылка на источник (при возможности с указанием URL) обязательна.