|
Аян Кашкак вспоминает как совсем маленьким мальчиком – года три, четыре ему тогда было – почувствовал он склонность к отображению окружающей действительности на листе бумаги, сильную в себе тягу взять карандаш и изобразить…
В семье сразу определили, «передались гены прадеда Аяна по маминой линии, единственного в роду художника».
Школьный учитель рисования стал его первым наставником и другом, а в возрасте семи лет уехал Аян из родной деревни Шуй Бай-Тайгинского района в далекий Кызыл для обучения в республиканской школе искусств. После окончания в 1993 году Кызылского училища искусств поступил в Московский государственный университет им. С.Г. Строганова на факультет декоративно-прикладного искусства на отделение художественной обработки керамики.
– Помню, – рассказывает Аян, – как решал, на какое отделение пойти. Хотелось чего-то нового, еще не познанного, того, чего никогда не делал, и вот оно – керамика. Знал, что работа с глиной, но с чем ее «едят»?.. в общем, заинтриговало. Сдал документы, и теперь уже точно могу сказать, что не зря, правильный выбор тогда сделал. Это, как говорится, мое!
Москва закружила, заворожила: интереснейшие преподаватели, талантливые студенты, возможность творить и с начальных курсов «выставляться». Насыщенная созидательная жизнь и огромный профессиональный опыт.
После окончания университета Аян пять лет прожил в столице. Работал в дизайнерской мастерской (выкладывали мозаику, а также выполняли другие виды отделочно-декоративных работ по индивидуальным проектам в частных домах), занимался изготовлением керамических сувениров, продавал. Постоянным заказчиком стал «Чайный клуб», для которого Аян делал необходимые для чайной церемонии керамические чашки, чайники и прочее. Короче говоря, без дела не сидел, а труд его был востребован. Тем не менее, домой, в Туву всегда тянуло, и в 2005 году Аян с женой вернулся в Кызыл.
В столице центра Азии начал с нуля. Поступил на работу в «Суй-Белек» – предприятие «народных промыслов», а в 2009 году зарегистрировался как индивидуальный предприниматель, подал документы на получение правительственного гранта, который и получил в том же 2009-ом. На 230 «грантовских» тысяч приобрел германскую автоматизированную печь для обжига глины, купил гончарный станок. Не замедлило поступить и предложение о сотрудничестве – дизайн и изготовление «когээржика» – сосуда для травяного бальзама ГУПа «Чагытай». Сегодня уже многим знакома эта керамическая бутылка известного «чагытайского» бойдуса, выполненная по аналогии с традиционным тувинским кожаным сосудом для питья.
Полтора года существует тандем Аяна Кашкака и ГУП «Чагытай». За это время наладили производство 250 бутылок бальзама в месяц, в прошлом году в верховьях реки Элегест в Тандинском районе «разведали» месторождение жирной глины, которая хороша для керамических изделий, в результате чего удалось сократить брак с 10-15 процентов до одного. Аян занимается и производством сувенирной продукции из керамики, реализует через магазины Кызыла.
В планах расширить производство, привлечь в мастерскую людей (сейчас обучает двоих своих братьев гончарному мастерству), чтобы разгрузить себя от производственных забот для воплощения творческих идей, которых поднакопилось уже немало. На вопрос не жалеет ли, что уехал из Москвы, ведь в белокаменной больше шансов пробиться на престижные выставки, наработать нужные связи, Аян спокойно отвечает:
– Нет, не жалею. У меня свой путь, своя дорога. Всему свое время, а авторские работы и персональная выставка, о чем мечтает любой творческий человек, художник, у меня еще впереди. Я развиваюсь и «созреваю», скажем так.
|
|