В детских садах Тувы работают инновационные площадки

   Инна Принцева
21 сентября 2011 г.

постоянный адрес статьи: https://www.tuvaonline.ru/2011/09/21/v-detskih-sadah-tuvy-rabotayut-innovacionnye-ploschadki.html

Пилигримы из «Светлячка»

В детских садах Тувы работают инновационные площадкиДетям, посещающим кызылский детский сад № 34, крупно повезло: они странствуют. Путешествуют по России и Туве. Эту уникальную возможность им дают их воспитатели, апробирующие сейчас образовательную программу «Окружающий мир» в разработке директора «Светлячка» Надежды Ивановны Деменковой.

Елена Бородина, методист детского сада:

– У нас творческий коллектив, мы на месте сидеть не любим, не привыкли. С 2008 года работаем в режиме республиканской экспериментальной площадки. Был защищен проект «Национально-региональный компонент в содержании образовательной программы дошкольного образовательного учреждения». Мы ставили перед собой цель – помочь сформировать у ребенка представление об окружающем мире, о себе, семье, людях, живущих на земле, их разнообразной деятельности; помочь им развиться на базе культур русского, тувинского и других народов. Результаты положительно отразились на качестве знаний. Эксперимент получил положительную оценку родителей, которые полностью поддерживают наш коллектив в творческой работе. Наша базовая программа развития и воспитания детей – «Детство» В.И. Логиновой, а национально-региональный компонент содержится в программе «Окружающий мир» Н.И. Деменковой.

Так что это за программа?

В игровой форме воспитатели дают детям представление о человеке, его культуре, его поведении в природе и обществе. Рассматривается предметное окружение: виды жилища (юрта, дом, квартира); предметы быта (одежда, украшения, обувь, головные уборы, утварь, мебель); традиционное хозяйство (скотоводство, охота, земледелие). Так же детально дети получают представление о явлениях общественной жизни, родном крае, его природе.

Например, в старшей группе занятия распределены следующим образом: подготовка к путешествию занимает восемь занятий. Первое – о семье, о взаимоотношениях в тувинской и русской семье, традициях приёма гостей, приготовлении праздничного стола и традиционных национальных блюдах. Второе – о безопасности: вредных и ядовитых веществах в доме, об огне-друге и огне-враге, о службах экстренной помощи. Третье занятие – о поликлинике, аптеке, здоровом образе жизни: как проверить здоровье перед путешествием, как действовать, если кто-то заболел, о специализации врачей; о том, как важно заниматься физкультурой, закаляться, есть здоровую пищу. Далее – занятия о библиотеке, почте, транспорте.

Путешествие по России и Туве занимает семь занятий. Дети узнают об особенностях географии, горах, реках, морях, городах, их истории; о животных, птицах и рыбах; о традиционных праздниках народов России. Далее дети отправляются в гости к мастерам, опять же в процессе игры узнавая о народных промыслах, золотой хохломе, о дымковских мастерах, о филимоновской игрушке, о резьбе по агальматолиту, о русском и тувинском костюме. Далее – ещё одно путешествие по стране, путешествие в историю и заключительное занятие – викторина, где знания закрепляются. Разумеется, есть ряд показателей, по которым определяется степень успешности работы.

Этот проект складывался по крупицам: воспитатель-эколог Л. Н. Копанева ведёт занятия по проекту «Животные Республики Тува», воспитатель-художник Т.В.Берген – по проекту «Формирование навыков изобразительной деятельности через народно-прикладное искусство», инструктор О.О. Филиппова даёт детям представление о национальных видах спорта; свои проекты у педагога-психолога С.Ч. Кужугет, у музыкального руководителя А.К. Ондар. В садике есть центр театрально-музыкальной культуры, студия изобразительной деятельности, русская горница, юрта, этнографический музей, центр «Здоровячок». Здесь прекрасно оборудованный спортзал, кабинет психологической разгрузки, фитобар, массажный кабинет, музыкальный зал, экологическая комната, кабинет английского языка… информационный и научно-методический центры. «Светлячок» элегантно вписался в единороссовскую программу модернизации образования и федеральные государственные требования у педагогов не вызывают затруднений.

Елена Бородина:

– К реформам в сфере образования мы были готовы, понимали, что нужны изменения. Дети действительно лучше всего учатся, играя. Девиз наших воспитателей – «Помоги ребенку сделать это самому!» Мы уделяем огромное внимание укреплению их здоровья, стараемся создать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка. Наша базовая программа – «Детство», и уже на этой базе мы развиваем программу «Окружающий мир. Хyрээлел» Н.И. Деменковой.

…Коллектив создаёт – без напряжения, тоже будто играя – учебно-методический комплекс, тот самый, вызывающий множество недоуменных вопросов у менее творческих коллег. Собственно говоря, у тех, кто увлечён своей работой, процесс модернизации занимает всю жизнь.

В саду традиционно плотно «занимаются» мамами и папами: введён родительский всеобуч. В детском саду (!) проводят конференции, семинары, деловые игры; есть школа молодой матери, клуб «Здоровье», консультативный пункт, где родители, воспитывающие детей дома, могут получить методическую помощь. Лучше всего для семьи – когда дети и взрослые играют вместе, считают в «Светлячке». Поэтому родителей не щадят: на субботник – вместе, на спортивные соревнования – вместе, праздник готовить – вместе, рисовать, петь, готовиться к занятиям – тоже вместе.

Воспитатели детского сада не устают учиться. Не только дети, но и они – настоящие путешественники, странники, пилигримы.

Урана Допул, старший научный сотрудник лаборатории этнопедагогических исследований Института развития национальной школы:

– В Туве по инновационным технологиям работают несколько детских садов. Статус республиканского учебно-методического центра присвоен кызылским детским садам № 3 и № 11. Третий кызылский садик работает по направлению «Вальдорфская педагогика», разработана программа «Дети Тувы – будущее Тувы», педагоги обучают детей письму и счёту по методике М. Зайцева, во всех возрастных группах реализуется программа духовно-нравственного воспитания. Воспитатели кызылского детского сада № 11 работают по направлению «Развитие родной (тувинской) речи детей дошкольного возраста. Эти кызылские центры регулярно проводят семинары для коллег.

Статус республиканской инновационной площадки имеют детский сад «Аяс» в Кызыл-Мажалыке, кызылский детский сад «Светлячок», «Сказка» в Ак-Довураке. «Аяс» – детский сад компенсирующего вида, его посещают дети с нарушением опорно-двигательного аппарата. Воспитатели применяют новые оздоровительные технологии. Педагоги «Сказки» реализуют проект «Этническая составляющая в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста».




© 2001-2024, Информационное агентство "Тува-Онлайн" (www.tuvaonline.ru).
При любой форме цитирования ссылка на источник (при возможности с указанием URL) обязательна.