Верховный лама Калмыкии: Хотя географически мы разделены, мы - родные люди

   Ольга Хомушку, Тувинская правда
26 сентября 2011 г.

постоянный адрес статьи: https://www.tuvaonline.ru/2011/09/26/verhovnyy-lama-kalmykii-hotya-geograficheski-my-razdeleny-my-rodnye-lyudi.html

Начало осени в республике было ознаменовано визитами высоких духовных чинов. В начале сентября впервые побывал в Туве Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. На минувшей неделе верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче принял участие в ритуалах, проведенных в Кызыле монахами тибетского монастыря Гьюдмед. Мне удалось встретиться с Тэло Тулку Ринпоче, побеседовать с ним и задать несколько вопросов.

– В четырехлетнем возрасте вы заявили своим родителям о желании стать монахом, а когда Вам исполнилось шесть лет, у Вас была встреча с Далай-ламой, который посоветовал отправить Вас на обучение в тибетский монастырь Дрепунг Гоманг в Индии. Как это произошло? Ваши воспоминания о том периоде.

– Я, конечно, не помню, что было тогда со мной, это сейчас трудно объяснить, но я понял, что это моя карма, которая привела меня на этот путь. Конечно, трудно дать объяснение, почему у четырехлетнего мальчика был такой интерес, меня очень влекли буддийские статуи, ритуалы, монахи, родители это видели и понимали. Хотя у меня слабые воспоминания того времени.

– В соответствии с учением о Трёх телах Будды (трикая), нирманакая (санскр.), тулку (тиб.), хувилгаан — хубилган (монг.) — «феноменальное тело»— одно из трёх тел Будды, форма проявления Будды в обыденном мире – это авторитетный духовный лидер буддизма, согласно традиционным воззрениям, постоянно перерождающийся с целью продолжить свою духовную работу. Тулку может считаться воплощением одного из персонажей буддийского пантеона. В конце 80-х, в годы своего обучения в монастыре, Вы были признаны новой реинкарнацией великого индийского святого Тилопы, который дважды воплощался во Внутренней Монголии и трижды – в Монголии.

– Нравится мне это или не нравится, но я являюсь перерождением Тилопы, я не придаю этому такого значения. В целом я верю в реинкарнацию, в то, что мы постоянно рождаемся. Я ношу большое имя, большой титул и если я чем-то обеспокоен, то тем, что я должен нести это великое наследие, которое оставил мой великий предшественник. Это и есть главная цель перерождения – сохранять и передавать традиции предшественников.

– А возможно ли в Туве появление перерожденцев?

– Конечно, такая возможность есть, вполне вероятно, что такие ламы уже родились, но мы пока не можем их распознать. Почему бы и не быть в Туве перерожденцам? Надо посмотреть историю буддизма в Туве, и возможно вы найдете лам-духовных учителей, оказавших воздействие на духовные изменения людей. Я думаю, что были великие учителя в Туве, надо составить список, из этого списка выбрать несколько имен. Затем обратиться к Его Святейшеству – будет ли полезно, если какие-либо ламы станут перерожденцами, и если Далай-лама даст добро, то затем начнется сама процедура утверждения. В последние годы в Монголии это происходит. Я полагаю, что большая вероятность того, что это возможно и в Туве.

– За последние годы под Вашим руководством воздвигнуто свыше 30 буддийских храмов и молельных домов, разрушенных в годы советской власти в Калмыкии. В Туве тоже идет процесс восстановления храмов, строительство новых. Это свидетельство процесса духовного возрождения республик. Как Вы сами оцениваете эти процессы? И что бы Вы хотели пожелать нам?

– Да, сегодня многое сделано и в Калмыкии, и в Туве. О происходящих изменениях можно судить и по реакции людей сейчас и четыре года назад, когда люди не знали, кто я, где находится Калмыкия и т. д. Сегодня я вижу, как люди участвуют в обрядах и ритуалах, понимая сущность происходящего. Людям надо как можно больше источников информации по эти вопросам. Необходима подготовка кадров, это длительный процесс, но если мы сравним то, что было 15–20 лет назад, что и сейчас – это шаги к улучшению ситуации, хотя здесь есть плюсы и минусы.

Я полагаю, что если брать Россию в целом, нас с Тувой – мы родные люди, хотя географически мы разделены, генетически у нас родственные корни, перед нами одни и те же проблемы, поэтому главное для нас сегодня – не терять надежду. У нас много проблем – финансовых, проблем качества образования, качества жизни, но какие бы трудности мы не испытывали, мы не должны забывать о другой стороне жизни – духовной. Главное при этом – правильная мотивация, не уделяйте слишком много внимания вещам внешнего характера, главное – что внутри. Деньги в мире имеют значение, но они не могут решить всех проблем. Мое пожелание народу Тувы – вспоминать о тех трудностях, которые у нас когда-то были, которые мы пережили, и не сдаваться, не терять надежду, у нас есть все возможности для светлой духовной жизни.




© 2001-2024, Информационное агентство "Тува-Онлайн" (www.tuvaonline.ru).
При любой форме цитирования ссылка на источник (при возможности с указанием URL) обязательна.