Одеяла из козьего меха по традиционной технологии

   Галина Мурыгина, газета "Тувинская правда"
10 октября 2011 г.

постоянный адрес статьи: https://www.tuvaonline.ru/2011/10/10/odeyala-iz-kozego-meha-po-tradicionnoy-tehnologii.html

Небольшое село Холчук в переводе с тувинского – озерцо ( ребенок большого озера – уточняют местные жители). Первые поселенцы не ошиблись с местом – «ребенок» находится в уютной маленькой долине, укромно спрятавшейся среди горных хребтов. На юге села – говорливая речка Элегест, берущая начало в громаде Танну-оола, восток и запад – это тоже лесистые пологие горы, на севере – бескрайняя синь неба. Маленькое село на просторах Танну-оола, как в его мощных ладонях.

…Тува хороша в любое время года. Но осень у нас стоит особняком. Такой осени нет нигде: чистота прозрачного неба, хрустальный воздух, позволяющий видеть удивительную панораму удивительных гор на многие километры, теплое солнышко, которое осенью у нас никогда не закрывается тучами. И ни одного дождя.

Но любоваться настоящей левитановской осенью нужно в предгорьях Танну-Ола. К сожалению, ехали мы в Холчук не на плэнэры (хотя тормозили часто – проехать мимо и не сделать оче­редное фото было просто невозможно).

Первая изюминка этого села – здесь живет дедушка, который знает все волчьи логова в округе. Сам на охоту уже не ходит, но охотников инструктирует. Вторая – в Холчуке много строятся. Несмотря на отдаленность села, на то, что дорога сюда «как везде и как всегда». Домов, в которых живут, – 57. Строятся сейчас – 14, восемь семей подали заявления на участие в программе «Социальное развитие села», чтобы получить государственную помощь на строительство дома. Все держат скот. На 264 жителя – свыше трех тысяч овец и коз и более 100 коров. При каждом домовладении есть огороды. Школа сейчас начальная, но за последние три года детское население увеличилось почти на треть за счет «путинских детей». Вполне возможно, что уже вскоре поселковой администрации придется хлопотать и об открытии в Холчуке средней школы.

Третья информация, за которой, впрочем, и ехали: местные мастерицы открыли производство по изготовлению меховых одеял, национальной одежды и обуви. Обшивают не только односельчан и жителей всего Чеди-Холя – заказы идут из соседнего, Овюрского, района, Кызыла. Для отдаленных сел подобного рода производства очень перспективны – если мужчины круглый год находят себе занятия в тайге, то на женскую долю остается уход за скотом да огороды.

Учиться выделке шкур не приш- лось – все выросли в юртах. Для родителей, не говоря уже о бабушках и дедушках, обработка шкур мелкого, да и крупного рогатого скота, шитье из обработанных шкур одежды, обуви, постельных принадлежностей, вязание из овечьей шерсти – работа практически ежедневная. Люди, выросшие на природе, каковой и является жизнь кочевников, с детства умеют делать все. Вспоминается рассказ одного из тес-хемских чабанов (лауреата множества орденов и медалей еще советского периода), как ему, пятилетнему ребенку, пришлось остаться однажды одному почти на неделю в зимней юрте. Выжил, и даже любимый пес от него не убежал...

Для открытия цеха нашлась небольшая пустующая избенка с хорошим огородом, который тоже прибрали к рукам ( в день нашего приезда с него уже была убрана часть картошки). Но в домике всего две комнаты. В одной устроили швейный цех, здесь же заквашивают в хойтпаке овечьи и козьи шкуры, расстилая их на полу. В другой стоят два самодельных деревянных станка, на которых эти шкуры (после нескольких процедур сушки и предварительного отделения мездры скребком) разминают и доводят до товарно-пошивочного состояния. Поскольку киснут шкуры не менее недели, а потом их еще и сушить нужно (в теплое время года сушат на улице), в маленьком домике постоянно стоит тяжелый запах. Тесно, душно, но мастериц это не останавливает.

– Производством вначале согласились заняться шесть человек, но так получилось, что осталось трое. Получили субсидии по программе « Снижение напряженности на рынке труда», купили швейные машинки, инструменты, соль, стиральный порошок, кое-какую мебель, ткани. Хойтпак делаем сами, но свежие шкуры – по-прежнему основная часть наших расходов. Хотелось бы купить и станок для выделки шкур, но он стоит 380 тысяч рублей. Сейчас, вроде бы, обещают помощь. Нам надо бы и дом побольше, чтобы цеха были в разных помещениях, – делится заботами и одновременно своими планами руководитель предприятия Светлана Калаа-Сюрюн.

Вопрос – нужно ли такое необычное производство при рыночном изобилии синтетических одеял, подушек, обуви и шуб – даже не подлежит обсуждению. В национальных сапожках и унтах, которые шьются овечьим мехом внутрь, ноги просто лечатся. Меховое одеяло (длина козьей шерсти – от 15 до 20 сантиметров), помимо своих уникальных лечебных свойств, прекрасно спасает от холода даже на снегу. Шьется такое одеяло из шкур коз советской шерстной породы, чье поголовье сохранилось только в нашей республике. Легкие, теплые, красивые и (повторюсь снова и снова) лечебные халаты-тоны и безрукавки заказывают москвичи, израильтяне, корейцы. Швейный цех работает с августа 2010 года, в годовщину мастериц обнадежили – эксклюзивное производство включено в список соискателей Гранта Председателя Правительства РТ.




© 2001-2024, Информационное агентство "Тува-Онлайн" (www.tuvaonline.ru).
При любой форме цитирования ссылка на источник (при возможности с указанием URL) обязательна.