Россия представлена на крупнейшей международной выставке современного искусства всего одной галереей. А ту представляет художник из ТувыГоворят, что деньги не пахнут. Увы! Со всей ответственностью человека, у которого все в порядке с обонянием, заявляю: деньги пахнут, и еще как! Например, на 43-ей всемирной ярмарке художественных галерей ART BASEL 2012 они источают сигарный аромат. Он и привел заядлого курильщика в уютный сектор, где некий шустрый латиноамериканец с ловкостью фокусника демонстрировал зевакам непостижимое искусство сворачивания сигар. В соседнем секторе висел густой синий дым, на который впору было вешать топор: шла дегустация табачного продукта. Так по-хозяйски, в стиле перформанса, ведет свою PR-компанию один из спонсоров ярмарки ART BASEL 2012 – швейцарская табачная компания «Davidoff». Когда PR-компанию путаешь с искусством – это значит, что с искусством не все благополучно. Нет-нет, художники работают, галереи выставляют, коллекционеры покупают, любители ахают, процесс, как говорится, идет. Однако выставленные на Ярмарке произведения – что в последние годы, что сегодня – все громче кричат о бессилии художника изменить мир. Невероятная, а иногда и разнузданная фантазия мастеров уже не щекочет нервы, не горячит кровь и тем более не пробуждает совесть. Развлечь, правда, пока способна. Сами художники это уже поняли и с новой ролью развлекателей, кажется, смирились. Смиримся и мы.Около трехсот галерей, и почти все – завсегдатаи ART BASEL. А в них те же художники: арт-рынок устоялся окончательно. Оно и понятно, ведь Ярмарке исполнилось 43 года. По человеческим меркам - средний возраст. С сопутствующим среднему возрасту кризисом.Однако жизнь в выставочных ангарах бурлит. Потенциальных покупателей выделяет из толпы зевак скорость передвижения (часто на инвалидных колясках) по залам и отрешенный взгляд. Шевеля кадыками у картин и скульптур, они делают пометки в блокнотах и iPad, перешептываются с секретарями. В такие моменты галерейщики принимают якобы отсутствующий вид, перебирая бумажки на столах. Боясь спугнуть «большую рыбу».Первые впечатления первого дня человека, лишенного мании коллекционирования: Ярмарка есть интернет-паутина социальных сетей Facebook, Twitter и наших Одноклассников.ру одновременно! Чьи изображения заполонили социальные сети? Правильно, кошек. Есть свои «кисо» и на ART BASEL: гламурные кошачьи портреты карандаша Люси Маккензи. Эксперименты с фотошопом? Пожалуйста: российский художник Семен Файбисович скрупулезно имитирует в картине маслом «Left Behind» один из эффектов почтенной компьютерной программы. Несть числа рисункам à la фото или подражающим печатным техникам. Художники как будто сознательно девальвируют изначальную ценность рукотворного искусства. Когда-то «клонированные» Э. Уорхолом «Мерилин Монро» и банки супов «Campbell» оказались той самой «Шинелью», из которой выросло Contemporary Art. И ничего, шинель пока не износилась: сериграфии того же Уорхола «Ленин» проданы уже в первые часы (!) Ярмарки.Огромная страна Россия вновь представлена на ART BASEL лишь одной галереей. «Regina» из Москвы, попав в Базель второй раз подряд, похоже, застолбила здесь себе постоянное место. Как ей это удается? Каких художников она представляет? С такими вопросами Наша Газета.ch обратилась к Надежде Тоцкой, директору московского филиала галереи «Regina» (второй открылся 2 года назад в Лондоне).Надежда Тоцкая: Мы привезли в Базель как работы наших постоянных авторов - Павла Пепперштейна, Семена Файбисовича, Марии Серебряковой, так и молодых, но уже достаточно известных.Наша Газета.ch: Например?...Например, есть очень интересный художник из Республики Тува Евгений Ануфриев. Он молод, но уже является номинантом Премии Кандинского. Ануфриев впитал в себя тувинскую, «шаманскую» культуру. Видите вот эти фигурки? Это не куклы вуду, а - как он сам их называет – текстильные скульптуры. Они сделаны из ткани с вкраплениями камней, костей и зубов животных – как бы шаманской атрибутики. И его «Маска» сейчас – имиджевый символ нашей галереи на нынешней ART BASEL. Работы Евгения – это визуализации в сознании человека пересекающихся культур.А что это за неоновая надпись за Вашей спиной – SOMEONE IS GETTING RICH (КТО-ТО РАЗБОГАТЕЛ)?Работа группы Claire Fontaine. Это французский дуэт художников, делающий провокационные вещи. Идея надписи в том, что, когда после урагана «Катрина» в Америке из бюджета были выделены деньги на восстановление города, некоторые люди сумели нажиться на национальной трагедии. И тогда на одном из разрушенных домов появилась сделанная кем-то надпись «Кто-то разбогател». Claire Fontaine использовали слоган как послание-предупреждение о том, что нельзя допустить, чтобы любая человеческая беда для некоторых мерзавцев оборачивалась благом.Семен Файбисович и в этом году продолжает тему метро?Да, он написал большой цикл картин. Сняв сначала на камеру с очень низким разрешением, он потом переносит фотоизображение на холст. Тем самым достигается эффект случайно выхваченного куска реальности, который можно достичь только фотографией. А живописный прием призван придать значительность этой случайности. В картинах Файбисовича очень много геометрии, он ведь по образованию архитектор. Вообще и Файбисович, и еще один наш художник, Павел Пепперштейн, очень креативные люди, они известны и в других ипостасях, один - как критик, а второй как писатель.Что нужно сделать, чтобы участвовать в ART BASEL?Подать заявку. И ждать. Должна с„Ленин“ Энди Уорхола. Продан в первые часы работы Ярмарки (© Nasha Gazeta.ch)казать, что каждый год ты проводишь в ожидании счастливого лотерейного билета. Если галерея попала туда однажды, это совсем не значит, что ей можно расслабиться. Нужно снова подавать заявку, снова описывать историю галереи: что она сделала за прошедший год, каких художников выставляла... Я думаю, что мы интересны организаторам Ярмарки в первую очередь тем, что представляем русское современное искусство: и живопись, и скульптуру, и объекты, и медиа-искусство. И мы очень рады, что участвуем в самой престижной в мире Ярмарке.Мы не знаем, подавали ли другие российские галереи заявки. Сами организаторы держат эту информацию в тайне, а не попавшие на Ярмарку галереи предпочитают не распространяться о своей неудаче. Их можно понять.Желали бы Вы увидеть Ваших художников в других галереях?Вообще-то мы стараемся держать монополию на наших авторов. И мы делаем все, чтобы они выходили на мировой арт-рынок через «Regina». Мы очень дорожим своими художниками, любим их, и просто так не отдадим никому.Находится ли в сфере интересов «Regina» отец Павла Пепперштейна - известный художник-концептуалист Виктор Пивоваров?Конечно. Как раз сейчас в нашей лондонской галерее проходит совместная выставка отца и сына.Был ли прошлогодний дебют на ART BASEL удачным для Вашей галереи?Да, мы даже не ожидали такого. Это была самая удачная Ярмарка за 21 год существования галереи «Regina».Скажите, как галерист – сложился ли уже в России арт-рынок? Покупают ли там серьезных художников? Появился ли класс коллекционеров?На самом деле – это вопрос поколений. Поколение, способное оценить современное искусство и готовое вкладывать в него деньги, только подрастает сегодня. Это время только-только наступает. А старшее поколение прошло через несколько финансовых кризисов, смену эстетических приоритетов, и этих людей, к сожалению, не так много. В основном наши клиенты – западные коллекционеры, которые знают и любят русское искусство.… Поговорить с Надеждой Тоцкой оказалось нелегким делом: постоянно подходили потенциальные покупатели. Они оккупировали сектор россиян и не давали расслабиться галерейщикам. На столах одиноко стояли чашки с нетронутым остывшим кофе. Пить его было некому...Ближе к вечеру, выйдя на площадь, присоединяюсь со своими сандвичами к шумной компании пацанов и девчат, студентов Grafikhochschule из Цюриха. Весь день провели они в ART UNLIMITED, специальном ангаре для проектов, не укладывающихся в классические схемы Ярмарки. Почему? А в других залах нам не интересно, - отвечают студенты. – Там сплошной бизнес.Идеалисты, они предпочитают другой путь: в маленькие некоммерческие галереи, зарабатывая на жизнь как официанты или школьные учителя, но сохраняя при этом главное: свободу от конъюнктуры. Самым талантливым и везучим из них «светит» стипендия какого-нибудь фонда, позволяющая спокойно заниматься творчеством несколько месяцев.Но ART BASEL своих целей никогда и не скрывал. Весь мир, стремительно глобализируясь, охвачен общим рынком, и искусство - увы - не исключение. Хотя то, что здесь торгуют искусством, а не оружием, уже извиняет все спонсорские пиары с табаком «Davidoff».Состоятся ли рекорды продаж или нет, станет известно через несколько дней. Однако посетить Олимпийские Игры среди художников настоятельно рекомендуем, для этого у вас есть еще целые выходные!