Для "Орды" придумали псевдоязык

   Елена Леонидова, газета "Тувинская правда"
4 октября 2012 г.

постоянный адрес статьи: https://www.tuvaonline.ru/2012/10/04/dlya-ordy-pridumali-psevdoyazyk.html

Для "Орды" придумали псевдоязыкВ Кызыле состоялась всероссийская премьера фильма «Орда», в котором снимались наши земляки студент ВСГАКИ Моге Ооржак и артист Национального театра Олег Сат.

На премьере присутствовал Моге, исполнитель роли второго плана – Бердибека, сына хана Джанибека.

В фойе кинотеатра был установлен большой рекламный щит с его героем из фильма. К Моге подходили за автографом, фотографировались. Режиссер ТЮЗа Айлана Чадамба, у которой Моге занимался, вручила дебютанту цветы и поздравления от всего театра: педагогов, нынешних тюзовцев. Моге признался: боялся, что будет хуже. Но после первого просмотра в своей работе не разочаровался. Задачу, вроде, выполнил, и главное – «не переиграл». Режиссер ему все время наказывал: меньше игры.

Фильм этот, скорее, не для широкой аудитории. Но стоит порадоваться за земляков, которые играют в картине в одной обойме с такими известными актерами, как Андрей Панин, Максим Суханов. К слову, зритель услышит в фильме и тувинскую речь. Некий псевдоязык для «ордынцев» был специально для фильма синтезирован филологами из нескольких тюркских языков.

Чтобы представить, что это за картина, предлагаем вниманию отрывки из интервью режиссера Андрея Прошкина «Церковному вестнику»:

В одном из интервью, которое цитировали информагентства, вы сказали, что фильм, профинансированный государством как социально значимый проект, может не дойти до зрителя. Якобы государство не выделяет средства на поддержку фильма в прокате и не помогает ему выйти в свет.

– Дело в том, что сейчас очень тяжело попасть в широкий прокат, не имея серьезных средств на рекламу. К сожалению, государство не обязано выделять средства еще на продвижение фильма. А прокатчики сами не особенно рвутся покупать картину, в которой рефреном проходит тема чуда и святости, если, конечно, это не фэнтези с драконами и воздушными замками.

В нашем случае все деньги, – а бюджет фильма составляет порядка 380 млн. рублей – уже вложены в производство, в декорации, костюмы, технику, пленку. Да, это очень дорогая картина, зрелищная. Но сейчас нужно найти возможности еще оповестить людей, заинтересовать зрителя. Это масштабное постановочное кино. До нашего времени дошли очень скудные сведения о жизни в 1357 году, и многое в процессе работы над фильмом – характеры, отношения людей, антураж – приходилось додумывать или создавать с нуля.

Таким образом, «Орда» не столько историческое кино, сколько фильм-миф, основанный на житийном сюжете. Я очень не люблю говорить о смысле фильма, потому что каждый зритель во время просмотра находит в картине что-то свое. И очень часто режиссеры потом бьют себя кулаками в грудь и говорят, что снимали одно, а у зрителей в результате сложилось совсем другое ощущение.

В чем, на ваш взгляд, заключается актуальность той эпохи для нас? Какие уроки можно извлечь нам сегодня из событий более чем 600-летней давности, чему, может быть, поучиться у наших предков?

– Мне не нравится слово «поучительность». Это несколько упрощенная точка зрения. Я не знаю, в чем поучительность картины, но менее всего хотел бы кого-то учить и не считаю себя вправе это делать.

Впрочем, на основе изученного нами материала – исторических документов, свидетельств – можно проследить какие-то параллели, которые, вероятно, связывают наше общество с тем обществом. Я говорю о Золотой Орде, поскольку там происходит основное действие фильма. То, что как-то связывает ту эпоху с сегодняшним днем, наверное, уверенный, твердый прагматизм в жизни, ощущение абсолютной самодостаточности и прочности этого общества, его основ. Излишняя самонадеянность, непонимание истинного положения вещей.

Продолжая тему исторических уроков и параллелей, как вы оцениваете личность святителя Алексия? Какие черты этого человека вы хотели бы видеть в Максиме Суханове, который снялся в роли святителя?

– Поскольку, как я уже сказал, сведения о том времени крайне скудны, мне сложно дать исчерпывающую оценку жизни и деятельности митрополита Алексия. Однако можно представить, что это была выдающаяся личность для той эпохи. Это был интеллектуал, очень образованный для того времени человек, очень умный и волевой. Кроме того, что был пастырем, он, конечно, являлся выдающимся администратором – как церковным, так и государственным. Святитель Алексий был главным воспитателем малолетнего князя Дмитрия Донского и оказывал довольно сильное влияние на его политику, особенно в начале княжения. И нам хотелось, прежде всего, отразить ум и мощь этого человека.

Кроме того, что Максим замечательный артист, оказалось, что его индивидуальность ложится на характер нашего героя; по крайней мере, таково мое мнение.

Кроме Максима Суханова, кто еще участвует в фильме?

– Князя Ивана играет Виталий Хаев, слугу святителя Алексия Федьку – Александр Яценко, истопника Василия – один из моих любимых актеров Алексей Шевченков.

В фильме представлены ордынские ханы Джанибек (играет Иннокентий Докояров), Бердибек, ханша Тайдула – это реальные личности. Тайдула, например, была женой могущественного ордынского хана Узбека, при котором Золотая Орда достигла наивысшего расцвета. Сама Тайдула была очень волевая женщина. Сохранилась даже монета с ее профилем, что свидетельствует о ее колоссальном политическом влиянии. Кон­чина ее, правда, была довольно трагической – ее разорвали лошадьми.

Тайдулу играет, на мой взгляд, выдающаяся актриса Роза Хайруллина. Роза – легенда нестоличного русского театра, долгое время играла в Казани, Самаре, а теперь – в Театре-студии Олега Табакова. Знаю, что уже второй год она репетирует роль короля Лира, и уверен, у нее это отлично получится.

Где проходили съемки?

– Павильоны мы строили на «Мосфильме», и к нам даже экскурсии ходили! Я считаю, что у нас был очень талантливый художник Сергей Февралев, новая звезда в своей профессии. Человек, который умеет не только придумывать, но и воплощать свои идеи в жизнь. У нас были сложные декорации и с бассейнами, и с горящими печами. Для одной из декораций, например, были сделаны специальные облицовочные плитки. Причем Сергей заставил каждую плитку расписать и сделать вручную, а потом покрыть лаком. Декоратор ему говорил, что это всё ерунда и это давно делают машины. Но именно потому, что это было сделано руками, и складывалось полное ощущение реальности происходящего.

Потом мы построили настоящую древнюю Москву на Клязьме, во Владимирской области, и достаточно масштабную декорацию золотоордынской столицы Сарая – в Астраханской области, всего в нескольких километрах от села Селитренного, где сейчас проводятся раскопки Сарая. В плане воссоздания исторического облика той эпохи была проделана очень большая работа.

В «Орде» довольно много внутрикадровой музыки. Это различные ордынские мотивы, звучащие на улицах города, с использованием национальных инструментов. Всю музыку к фильму написал композитор Алексей Айги.

С какими трудностями сталкивались во время съемочного процесса?

– Трудностей было много, но я бы не стал их выпячивать. Ну, например, жара. Она была очень сильная во время съемок, и некоторые актеры очень переживали по этому поводу. Но мне кажется, на таких вещах не следует зацикливаться. Нужно просто всегда держать в голове, что съемки – это такое дело, к которому полгода или год готовишься, чтобы потом за короткий период быть готовым выжать из себя все соки, и на это время о комфорте лучше вообще забыть.

Почему решили назвать фильм именно «Орда»?

– Мы с самого начала понимали, что название «Святитель Алексий» – рабочее. Все-таки по нему нельзя точно определить, о чем картина. Название «Орда» появилось где-то в середине съемок. Продюсеры показывали часть отснятого материала на Первом канале, и там им предложили такое название. И действительно, все основные события разворачиваются в Орде. У нас нет такого емкого портрета Руси, просто по сюжету не предусмотрено.

Название «Орда» все сразу приняли. Арабов даже сказал: «Жаль, что не я придумал».

Фильмы такого рода, на ваш взгляд, пользуются популярностью в России? Если нет, то в чем причины?

– Пожалуй, самым успешным фильмом из затрагивающих духовно-религиозную проблематику в России был «Остров». Хотя его кинопоказ, с точки зрения кинобизнеса, не был таким оглушающе успешным, можно сказать, что картина состоялась благодаря телевидению. Когда фильм вышел на телеэкраны, он вызвал большой интерес и споры. Безусловно, отношение к нему было разное, но «Остров» мало кого оставил равнодушным, это факт.

Добавлю к процитированному отрывку из интервью: режиссер оказался прав, предсказывая скромную прокатную судьбу своему фильму. Отсутствие денег на широкомасштабную рекламу сыграло свою роль. В Кызыле, например, на премьерный показ пришли всего 84 человека. В итоге хозяевам кинотеатра пришлось продлить демонстрацию «Орды» еще на неделю, чтобы окупить свои затраты.




© 2001-2024, Информационное агентство "Тува-Онлайн" (www.tuvaonline.ru).
При любой форме цитирования ссылка на источник (при возможности с указанием URL) обязательна.