Мои дети: какие они?
У меня трое детей: сын Найыр, которому восемь лет, пятилетняя дочь Алтынсай и младшая Анжель, которой в декабре будет три года.
Сын учится в третьем классе. Найыр внешностью и характером пошел в меня: шустрый, быстро схватывает, хорошо учится. Он в детском саду хорошо пел, выступал на сцене, сейчас увлекся шахматами и рукоделием.
Дочка Алтынсай, наоборот, тихая и скромная. Готовимся с ней к школе в подготовительной группе «Малышкина школа». Уже есть успехи.
В связи с назначением на должность заместителя начальника Следственного отдела Межмуниципального отдела МВД РФ «Тандинский» в феврале этого года переехал с семьей из поселка Хову-Аксы в село Бай-Хаак. С июня назначен начальником Следственного отдела.
Из-за переезда, новой обстановки и незнакомых детишек дочка трудно привыкала, сейчас освоилась и с девочками подружилась.
Младшей дочке Анжель в декабре будет три года. Всю неделю она – избалованная мамина дочка, а когда у меня выходной, сразу превращается в папину дочку.
Дети – это только проблема или только радость?
Дети – это только радость. Без них нет в жизни смысла. Когда моя мама Клара Суруновна иногда забирает детей в Хову-Аксы, дома сразу становится пусто и неуютно. Как мы без них жили, непонятно?
Я раньше однокурсников женился и стал папой, хотя, когда учился в Барнаульском юридическом институте МВД России, думал, что женюсь и заведу детей только после учебы.
Рождение сына стало значительным событием для меня. Еще абитуриентом познакомился с девушкой Аленой, алтайкой по национальности. Три года дружили, расписались перед рождением ребенка. Заранее знали, что будет сын. Найыр родился ростом 51 сантиметр, весом 3 килограмма 400 грамов.
Правда, перед выпиской из роддома пришлось поволноваться: супругу вдруг выписали не через два дня, как планировали, а раньше. До тещи на ее работу – машиностроительный завод – не дозвонился, родных рядом не было, чужой город, но все-таки нашел машину и встретил жену с ребенком, как полагается. Все однокурсники за меня радовались.
В роддоме принесли сына, развернули, дали подержать. Очень боялся уронить, а покрепче взять тоже страшно – как бы не сделать больно маленькому золотцу. Там показали, как надо пеленать малыша, при мне его в кулек собрали и торжественно вручили.
С шести часов утра до семи вечера был курсантом, затем в комнатке, которую снимали, становился папой. Сына помогла вырастить теща Галина Петровна Долчина. Своего первого внука наша бабушка сильно избаловала.
Идеал мужского воспитания: кого взял за образец.
Нас, двух братьев, воспитывала мама. Когда мне было шестнадцать лет, у нас появился отчим Иван Очур-оолович Монгуш. Он тоже внес свою лепту в наше воспитание.
Воспитывал своим примером, каждое утро делал зарядку, занимался спортом, был всегда подтянутым и аккуратным.
У него был огромный опыт работы в правоохранительных органах. Отчим предложил мне поступать в учебное заведение МВД. Когда был курсантом, а потом в первые годы работы, советовался с ним, консультировался, спрашивал, как юридические термины переводятся с тувинского языка на русский и наоборот.
Мама учила меня быть добрым, честным и справедливым, а Иван Очур-оолович воспитал деловые качества, помог в профессиональном становлении, за что ему очень благодарен. Очень жаль, что он рано ушел из жизни.
Мужские и женские обязанности: как они распределены в нашей семье.
Стараемся все делать вместе, но из-за моей работы больше домашними делами занята жена. Она у меня – молодец. Абсолютно городской человек, научилась в Туве колоть дрова, топить печь, носить воду и ни разу не сказала, что хочет в город, или домой в Барнаул. Выучила тувинский язык.
У меня – надежный тыл, что при нашей работе очень важно. Первое время в Бай-Хааке месяц жил в кабинете, потом снял дом и просто замучился. Когда семья переехала, сразу стало хорошо, прихожу с работы, а дома чисто, уютно и обед на столе. По выходным стараюсь освободить жену от работы, чтобы отдохнула.
Работа у меня с восьми до шести часов. После ужина вновь ухожу на работу, доделывать то, что не успел за день. Работать с документацией нужно только на службе, и поэтому требую от подчиненных начальников следственных отделений и следователей, чтобы организовывали свою деятельность на рабочем месте и уголовные дела домой не носили. Это запрещено нормативно-правовыми актами.
Мое главное достижение в воспитании.
Воспитываю сына настоящим мужчиной, чтобы не обманывал, если провинился, сразу извинялся, держал свое слово. В основном, как человек, работающий в правоохранительной системе, большей частью при воспитании применяю слово «нельзя»: нельзя без разрешения ни в коем случае ни у кого ничего брать, нарушать закон, правопорядок.
Мои дети знают, что после десяти часов вечера шуметь нельзя, потому что соседи спят, да и самим пора ложиться.
Мой сын – храбрый мальчик. Однажды в Хову-Аксы возле начальной школы двое пьяных между собой поссорились, и один, разбив бутылку, перерезал другому горло. В это время во дворе школы мой сын играл с другими детьми. Найыр увидел это и не побоялся рассказать. Все ребятишки отказались от дачи показаний, и он один проходил по этому делу главным свидетелем.
Не стал вмешиваться, потому что сам сотрудник органов, только уточнял у сына детали, мало ли что ребенок мог придумать, нафантазировать. Но Найыр хорошо запомнил одежду, лицо преступника и очень точно все рассказал. Жена, как законный представитель, все время была с сыном, когда он давал показания, опознавал вещи подозреваемого, проходил свидетелем. Сейчас дело направлено в суд.
Моя главная отцовская ошибка, и как я ее исправил.
Отцовской ошибки не припомню, только жалею об одном, что поначалу очень жестко воспитывал сына, желая сделать его настоящим мужчиной. Хочу исправить излишнюю строгость.
Вредные привычки: может ли мужчина их победить.
Тут все индивидуально. Кто-то может побороть вредные привычки, кто-то нет. У меня есть знакомые, которые захотели бросить курить и бросили. Сам не курю, алкоголь принимаю только по праздникам и чисто символически.
Мы, работники правоохранительных органов, часто видим то, к чему приводит пьянка. Как показывает практика, в девяноста пяти процентах случаев пьяный становится преступником или объектом преступления.
Книги, которые читаю детям вслух и советую прочитать самим.
Любимая книга детей – сборник стихов Агнии Барто «Я – расту».
Наказание ребенка – это обязательно?
Нет, мы не наказываем детей, они же у нас маленькие. А чтобы дети поняли, что так делать нельзя, мы им разъясняем. Могу только сильно отругать.
Главное, чему уже научил, а чему еще учу своих детей.
В Хову-Аксы жили в благоустроенной квартире, а сейчас в Бай-Хааке жизнь в частном доме учит многому. Сын умеет колоть дрова, носит воду из колодца, уголь домой заносит. Топить печку не умеет, но дрова подбросить может.
Он у меня – инициативный ребенок. Когда начинаю ремонтировать машину, прибегает, помогает, подает ключи. Но самое главное, он помогает маме тем, что присматривает за сестренками, когда она ходит в магазин за продуктами. Алтынсай любит рисовать и вырезать из бумаги. Младшая очень разговорчивая, двух лет еще не было, а она вовсю говорила.
Летом на огороде посадили картофель, огурцы, кабачки, свеклу, морковь. Дети помогали ухаживать, младшая маленькой лейкой поливала, и результат превзошел все ожидания – урожай получили хороший.
Самый трудный вопрос, который задал мне ребенок.
Найыр про новорожденную Алтынсай спросил: «Откуда берутся дети?» Мама ответила, что купила. Тогда он потребовал сдать сестренку в магазин.
Отцовский долг: в чем он для меня.
Дом построить, дерево посадить и детей хорошими людьми вырастить. Мы с супругой выросли в неполных семьях и потому стараемся дать нашим детям для духовного развития и материального благополучия все.
|