Тува. Оповещен, значит, вооружен

   Елена Чадамба, Тувинская правда
6 октября 2013 г.

постоянный адрес статьи: https://www.tuvaonline.ru/2013/10/06/tuva-opoveschen-znachit-vooruzhen.html

Тува. Оповещен, значит, вооруженПриродно-климатические и техногенные катаклизмы последних лет поставили перед этой службой новые и сложные задачи. Что делается для того, чтобы усилить степень защищенности населения городов и всей республики перед лицом стихии — об этом наш корреспондент расспросил начальника отдела связи Агентства ГО и ЧС РТ Азиану КУЖУГЕТ и начальника группы информации и связи с общественностью Снежану ШОЙЗАТ.

— Азиана Васильевна, у вас высшее техническое образование, вы окончили Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики. Связь — это как раз по профилю вашей работы в Агентстве…

— Свою трудовую деятельность начала в «Тывасвязьинформе». В Агентстве я с 2005 года. Основная наша задача — организовать связь во время чрезвычайной ситуации, поддерживать систему оповещения республики в состоянии постоянной готовности.

В республике тогда действовала территориальная система централизованного оповещения населения, которая технически устарела и находилась в неисправном состоянии. Данная система предусматривала подачу сигнала только звуком сирены. Жители у себя дома включали радио, телевизор, чтобы узнать, что случилось. Но после недавних сейсмических событий стало очевидно, что нужны выносные акустические устройства, поскольку все выбегают на улицу, боятся оставаться в домах. Поэтому мы хотели поставить оконечное устройство, по которому люди могли бы услышать не только звук сирены, но и информацию, где бы ни находились. В этом нашей республике помогло МЧС РФ, выделив федеральные деньги. В Кызыле оконечное устройство установлено на нескольких объектах, где большое скопление людей: хладокомбинат (только сирена), ТД «5 звезд» (речь), в центре — два, в школах № 8 и № 11, в администрации п. Каа-Хема и в здании пожарной части на улице Красноармейской.

Эту систему стали внедрять в 2006 году, а нам ее передали только в 2012. Как оказалось на деле, есть у нее и недостатки, но мы ее все равно будем использовать и модернизировать. Параллельно ведется работа по установке новой системы оповещения, которая охватит все население респуб­лики. В Указе Президента РФ от 13 ноября 2012 г. за № 1522 четко прописано: каждый человек должен вовремя получать информацию. Оповещен, значит, вооружен. По критериям пожарной безопасности мы определили, где у нас наблюдается наибольшая опасность от пожаров. Это 16 населенных пунктов, признанных природными источниками быстроразвивающихся чрезвычайных ситуаций.

— Можете их назвать?

— Шуй (Бай-Тайга), Элдиг-Хем, Хондергей ((Дзун-Хемчик), Хут, Севи (Пий-Хем), Сой, Марачевка (Танды), Шуурмак, Куран (Тес-Хем), Салдам, Тоора-Хем (Тоджа),Черби (Кызылский р-н), Арыскан, Иштии-Хем, Арыг-Бажы (Улуг-Хем), Сайлыг (Чеди-Холь).

И дальнейшая наша задача — установить в этих населенных пунктах систему экстренного оповещения в первую очередь. Оборудование должно срабатывать автоматически, без участия человека. Это очень дорогая техника, но согласно федеральному законодательству создание и поддержание системы оповещения — это задача субъекта. Совместно с министерством информатизации и связи республики прорабатывался вопрос с фирмами-производителями по созданию системы оповещения. Приняли коммерческое предложение московской фирмы «Российские сети вещания и оповещения». Исходные данные о расположении населенных пунктов уже предоставлены. Специалисты начали работать, скоро станет известно, сколько финансовых средств нам необходимо. По плану до конца года мы должны создать систему экстренного оповещения, установить датчики. На все, по нашим расчетам, уйдет года три.

Для исполнения комплексных мероприятий по гражданской обороне нужно уметь доказывать, аргументировать, что это нужно, важно. Необходимо донести это до вышестоящих лиц. Нужно правильно, грамотно разработать программу, организовать совещания на вышестоящем уровне. Проблемные вопросы и задачи должны решаться во взаимодействии с другими заинтересованными министерствами и ведомствами. Это на самом деле большая работа. Приходится заниматься не только связью, но и разрабатывать различные нормативные акты. Невольно становишься и юристом, и экономистом… Сейчас я как раз занимаюсь документами по принятию подпрограмм по своей деятельности, также по КСЕОНу и системе 112.

Датчики эти эффективны?

— Мы ведем переговоры-консультации с регионами, где они уже установлены, чтобы перенять опыт. Но нам необходимо учитывать климатические условия — нужны такие датчики, которые бы работали и в минус 60, и в плюс 50.

К примеру, началось возгорание, что дальше?

— Эти датчики должны быть установлены далеко от населенных пунктов, в лесном массиве, где нет людей. Система мониторинга должна сработать в населенном пункте и проинформировать население о ЧС, потом и к нам должен прийти сигнал, что там-то произошел пожар.

Раньше в каждом доме, в каждой квартире было радио. Нельзя ли к этому вернуться?

— А все к этому и идет. Но чтобы это восстановить — нужны огромные деньги. Вопрос оповещения о ЧС через телевидение, радио тоже поднимался в правительстве. Рассматривался вариант передачи экстренной информации с помощью смс на мобильные телефоны, это тоже удобно. Но есть проблема: у нас действуют только филиалы операторов сотовой связи, которые не могут предоставлять эту услугу. В настоящее время этот вариант реализуется только через ГУ МЧС России по Республике Тыва.

— Некоторые сейчас отказываются от стационарных телефонов, мол, есть сотовая связь. Как вы на это смотрите?

— Помните, во время первого декабрьского землетрясения минут 20 вообще не было связи. Все начинают звонить, и аппаратура не выдерживает такой наплыв нагрузки. А стационарный телефон работает в любое время — в ОАО «Тывасвязьинформ» есть резервное электропитание. Для оповещения и информирования населения поднимался вопрос, чтобы информацию передавали через стационарные телефоны. Ведь есть услуга авто-информатора о задолженности. Есть и возможность в этом режиме оповещать о ЧС: автомат звонит на ваш домашний телефон и информирует, что произошла такая-то ситуация, берите документы и уходите. Так что стационарный телефон пусть лучше стоит.

— А что с системой 112?

— По России система начала работать, у нас она пока на стадии проектирования. Внедрить единый номер «112» на территории республики — это очень большой объем работы. Номер 112 у нас временно переключен на пожарную часть. До 2017 года мы должны реализовать эту программу.

— Снежана Амбыраловна, много людей работает в Агентстве?

— Всего в штате — более 100 человек. Но следует учесть, что около 40 процентов специалистов задействовано на сменной работе, т.е. на круглосуточных дежурствах. Повседневную деятельность обеспечивают пять управлений. В настоящее время ведется работа по реструктуризации организации.

Очень трудоемок процесс подготовки республиканских целевых программ, в которых планируются мероприятия по оснащению, обучению, снижению рисков и смягчению последствий ЧС, профилактики пожаров. Недавно участвовали в передаче техники и пожарного инвентаря, который приобретен на средства программы «Пожарная безопасность». Плюс доклады, переписка с министерствами и ведомствами. Бумажная работа отнимает много времени и сил. Со временем становишься разносторонним специалистом, способным подменить коллег в случае необходимости. Приходят молодые специалисты, стараешься им подсказать, обучить.

— Много работы было у вас в связи с землетрясениями.

— Да, работали по документам граждан, которым полагалась единовременная финансовая помощь по утрате имущества, много семей получили государственные жилищные сертификаты. Нужно было правильно оформить документы, защитить их в Москве. Наши специалисты корпели над ними круглосуточно, исправляли недочеты, старались, чтобы ни один заявитель не остался без поддержки государства. Было много обращений от населения: кого-то не принимают в сельской администрации, у кого-то документы не в порядке. После первого землетрясения жители еще не знали, что будет денежная компенсация. А после февральского заявления просто посыпались — более 14 тысяч человек были включены в список. После аварии на Хову-Аксынской ТЭЦ также проведена работа по обосновывающим документам, выплаты уже начаты. Недавно мы отправили документы по землетрясению 30-го апреля этого года.

Сейчас у нас идет омоложение коллектива, если можно так выразиться. То есть в организации есть перспективные молодые коллеги, которые за короткий срок сумели проявить себя. Это Артыш Сенгии — начальник управления оперативного реагирования, его наставник — Татьяна Калинина, уже много лет проработавшая в нашей структуре. Саида Иргит до недавнего времени была начальником отдела — теперь она начальник управления материально-технического обеспечения и резерва. Сайдаш Монгуш начинал ведущим специалистом, теперь он назначен заместителем директора. Отрадно, что в коллективе есть такие люди, которыми можно гордиться.

В честь празднования 81-ой годовщины гражданской обороны России хотелось бы поздравить своих коллег с профессиональным праздником, пожелать дальнейших успехов в нелегком труде, чтобы ЧС было меньше.

— Успехов вам в нелегкой работе! С профессиональным праздником!




© 2001-2024, Информационное агентство "Тува-Онлайн" (www.tuvaonline.ru).
При любой форме цитирования ссылка на источник (при возможности с указанием URL) обязательна.