Алтай заново открывает для себя творчество юной художницы Нади Рушевой

   Екатерина Сергеева, gornoaltaisk.ru
7 октября 2013 г.

постоянный адрес статьи: https://www.tuvaonline.ru/2013/10/07/altay-zanovo-otkryvaet-dlya-sebya-tvorchestvo-yunoy-hudozhnicy-nadi-rushevoy.html

Алтай заново открывает для себя творчество юной художницы Нади РушевойВ Республике Алтай в музее имени А.В. Анохина открылась выставка Нади Рушевой. Ее привезли из Тувы. «Что-то вспоминается…», «да-да, слышали…» — примерно такими репликами знакомые реагировали на новость о ней. И мне вспомнились: журнал «Юность» с очерком о художнице и книга «Мастер и Маргарита», с «теми самыми» Надиными иллюстрациями к роману. Конечно, захотелось осмыслить — теперь уже посредством этой экспозиции — гениальность художницы с такой короткой жизнью, прославившейся своим уникальным талантом в России и за ее пределами.

Предварили знакомство с выставкой фильмы, передачи и статьи о Наде, которыми поделился интернет. Одна из передач особенно Алтай заново открывает для себя творчество юной художницы Нади Рушевойостро ставила акцент на «ясновидении» художницы. Вне сомнения, авторы старались изо всех сил обыграть тему мистичности в ее судьбе, но делали это не слишком тонко. Было ясно, что жизнь Нади для них — «лакомый кусочек», повод как следует заинтриговать зрителя. После просмотренного быстро растворился осадок чего-то лишнего и пустого. Остались в памяти Надины глаза и рисунки. И вот я отправляюсь на выставку, которая, без сомнения, для нашего музея становится событием. 
Восхищение и умиление — вот главные чувства от просмотра ее рисунков. Первое рождалось от созерцания живых, динамичных линий, рождение которых подвластно только очень опытной руке. Образы отдельных серий выдают в авторе зрелого мастера. Умиление же возникало от ощущения в каких-то работах ребенка-Нади. Все детские рисунки — это наслаждение. А тут… рождалось какое-то очень щемящее чувство еще и оттого, что ребенок никуда не исчезал. Он просто не мог исчезнуть в ней. И, кстати, ведь Надя не училась в художественной школе. Рисовала и рисовала сама по себе. Бесконечно. И рисование было главным средством передачи внутренних впечатлений от серьезных глубоких произведений, от того же балета, от сказок… Она любила всё это, и ее мир был космосом, насыщенным героями, образами, фантазиями. И, к счастью, этот космос никто не растоптал, не разрушил, не уничтожил… Всё оживает и теперь – под внимательным и добрым взглядом зрителя. 

Надежда Рушева родилась в творческой семье в 1952 году в Улан-Баторе. Отец, Николай Рушев — театральный художник. Мама, Наталья Ажикмаа-Рушева — балерина. В столице Монголии родители девочки занимались преподавательской деятельностью. После рождения Нади семья переехала в Москву.

Алтай заново открывает для себя творчество юной художницы Нади РушевойВсе имена что-то несут в себе. По-монгольски Надежда («Найдан») означает «вечно живущая». Предчувствовали ли родители, что смысл этого имени точно отразит суть Надиной миссии, которая воплотиться в созданном ею искусстве? Они очень бережно отнеслись к дару дочери. В четырехлетнем возрасте начали проявляться Надины способности рисовальщицы. Изображала персонажей сказок, которые читал ей отец. А тот изумлялся рисункам дочери — до того они были живые! Удивительно было и то, что маленькой художнице удавалось правильно изображать костюмы разных эпох. Делала она это интуитивно, но «попадала в цель». Конечно, столь точное изображение давно минувших дней можно было бы связать с богатым воображением девочки, но только ли в нём дело? Позже заговорят о ее способности — видеть то, что не дано видеть другим…

Первая выставка рисунков девочки состоялась, когда ей было 12 лет. К этому времени Надя приобрела широкую известность среди художников. На неё обратил внимание Василий Ватагин — график и скульптор-анималист. Несмотря на огромную разницу в возрасте, они подружились. Родители удержались от «соблазна» отдать дочь в художественную школу, позволив Надиному таланту развиваться естественным образом. В этом решении их укрепили Василий Ватагин и педагоги Николая Рушева.

Ведущую роль в развитии таланта девочки сыграл её отец. Он первым заметил необычный дар и ненавязчиво следил за тем, чтобы дочь неустанно развивала его... «Мастера и Маргариту» Михаила Булгакова удивительная художница с подачи отца прочитала на одном дыхании. После этого отец с дочерью прошли по тем местам в Москве, которые были описаны в романе. Под впечатлением произведения девушка создала целую серию рисунков. Именно герои бессмертного романа стали последними в творческой жизни девушки. Но до фатального конца состоялось ещё 15 выставок Нади Рушевой. Её работы выставляли в Москве и Ленинграде, в Чехословакии, Индии, Румынии, Польше, США. О Наде много писали. Правда, хвалебные отзывы не всем нравились. Находились «серьёзные» люди, считавшие, что не следует так сильно превозносить совсем юную девушку, у которой всё еще впереди.

Биографы отметили, что она почти не имела подруг. Самые близкие люди – родители. С ними девушка делилась сокровенным. Семья жила в небольшой квартире на окраине Москвы. Очень много времени Надя проводила вместе с отцом на различных художественных выставках и в музеях. С интересом читала серьёзные книги. К книге «Война и Мир» Льва Толстого было создано 400 иллюстраций.

В конце февраля 1969 года девушка уехала с отцом в Ленинград. Там киностудия «Ленфильм» приступила к съемкам фильма, посвящённого юной художнице. Назывался он «Тебя, как первую любовь…» (Фильм был показан на открытии выставки в Анохинском музее). 

Она много гуляла по Ленинграду, знакомилась с его историей, памятниками архитектуры, музеями. В начале марта Надя вернулась в Москву. И вскоре ее не стало... Оказалось, что она страдала от рождения аневризмой сосуда головного мозга, что и стало причиной смерти, которая вызвала у многих шок. Казалось просто невероятным уйти из жизни в 17 лет на пике славы...

О ней рассказывают удивительные вещи. Про то, как в музее Пушкина ей разрешили присесть на любимый пуфик Натальи Николаевны, чтобы было удобней рисовать. И она почти мгновенно нарисовала сцену: приготовившаяся к поездке на бал Натали сидит на этом самом пуфике, а рядом – Пушкин, будто предчувствующий беду… Рисовала Маргариту похожей на Елену Сергеевну Булгакову, которой никогда не видела. Придумала и нарисовала балет «Анна Каренина» еще до того, как его написал Родион Щедрин и станцевала Майя Плисецкая…

В Москве, в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, по желанию родных, хранится почти всё художественное наследие юной художницы, насчитывающее около 10 тысяч работ. Коллекция рисунков, мольберт, перья, карандаши, которыми рисовала Надя, и другие вещи образуют единый художественно-мемориальный фонд. О наследии её спорят и говорят до сих пор. Коллекция включает в себя также иллюстрации к произведениям Лермонтова, Гоголя, Шекспира, Чуковского, Андерсена, Гофмана, Диккенса, Байрона, Грина, Дюма, де Сент-Экзюпери и других писателей… 

— Хочу вас всех и самого себя поздравить с открытием этой чудесной выставки, – сказал заслуженный художник России Сергей Дыков. — Первый раз увидел рисунки Нади Рушевой, когда мне было примерно столько же, сколько ей, когда она ушла из жизни. После состоялось знакомство еще с несколькими экспозициями, и было всегда радостно знакомиться с ее новыми работами. Говорить об этом явлении можно только очень чутко и трепетно. Надежда Рушева, дитя разных народов, родилась в творческой семье. И об этом чудесном цветке искусства вскоре заговорили — этому способствовали выставки, которые стараниями ее отца экспонировались в разных городах России. И люди, которые знакомились с ее творчеством, сразу заражались ясным, светлым ветром свободы. Тем ветром, которым повеяло и на меня от первых, мною увиденных работ.

Она сделала не просто иллюстрации к произведениям Пушкина, а нарисовала жизнь Александра Сергеевича, оттолкнувшись от его замечательных рисунков, в которых он изображал себя и своих друзей. И попыталась представить Пушкина своим сверстником. Мы видим на выставке работы, в которых действительно живет дух Пушкина, его гения. Серия «Пушкиниана» — проникновение в саму стихию Пушкинского творчества — веселого, радостного, кажущегося легким. Есть чувство, что Надежде дается всё без какого-либо усилия и труда. Она касается бумаги, как балерина сцены — точными движениями, заставляя нас поверить, что полет совершается. Причем, все приемы открыты, обнажены. И нет ничего такого, что бы пряталось. Все изображено минимумом линий. Этого добивались настоящие мастера. В поздних рисунках Надежда особенно коснулась этого уровня. С интонацией юношеской, прозрачной, светлой. После этого было ещё много тематических серий. Надя росла, и появилась серия к «Войне и миру» Льва Толстого — книге, которую дети, кстати, не очень любят читать, потому что она огромная по масштабу.

Когда видишь эти рисунки, то веришь. Веришь всему, что она изображает – всё пронизано светлым очарованием. Дорога ее закончилась рано, преждевременно. Она создала замечательную серию к книге «Мастер и Маргарита», которую можно было тогда прочитать только «из-под полы», поскольку роман был тогда запрещен. Коснулась фантасмагорического булгаковского мира, который затягивает в себя. Нашла блестящие решения. Известно, что эти рисунки успела увидеть еще Елена Сергеевна, супруга Михаила Афанасьевича Булгакова, и одобрила их. Книга с иллюстрациями Нади вышла в Барнауле.

Есть имена, которые со временем исчезают, выветриваются. Но есть такие чудесные люди, прикасаясь к искусству которых, ощущаешь, что ты находишь новый источник. Такой же источник — Надя Рушева, успевшая сделать много того, что соответствует высшим ступеням изобразительного мастерства. И не только от этого есть ощущение ее как иллюстратора мира, атмосферы. Это чистый родник, и он сегодня перед вами. Выставка достаточно объемна — около сотни рисунков. Она – ключ к тому, что еще предстоит увидеть. Можно смотреть и пересматривать эти работы, чтобы освежить и обновить чувства… 

На открытии выступил также заведующий отделом культуры и искусства Национального государственного музея Тывы, Заслуженный деятель искусств республики Тыва Александр Хертек: 
— Мне очень приятно, что Национальный музей Республики Алтай принял выставку нашей гениальной художницы. Радостно, что всё это происходит здесь, на земле великого художника Григория Чорос-Гуркина, чье творчество меня покоряет. Каким образом сложилась тывинская коллекция работ художницы? Ее мама передала нам в 1988 году 360 рисунков. В 1993 году при Национальном музее был создан музей Нади Рушевой на основе этой коллекции. Пушкинский музей также передал нам часть замечательных композиций. Надя Рушева — гений. Так о ней после ее смерти сказал академик Д.С. Лихачев. Наша выставка путешествует шесть лет. Была в Минусинске, Абакане, Шушенском, в Омске, Барнауле, Зеленогорске. И нам присылали удивительные отзывы. Желаю всем глубоко проникнуться этим работами и ощутить легкое дыхание ее творчества. Она рисовала сердцем. Для всех людей…

 




© 2001-2024, Информационное агентство "Тува-Онлайн" (www.tuvaonline.ru).
При любой форме цитирования ссылка на источник (при возможности с указанием URL) обязательна.