Глава Тувы выступил с ежегодным Посланием

   По информации gov.tuva.ru
20 декабря 2013 г.

постоянный адрес статьи: https://www.tuvaonline.ru/2013/12/20/glava-tuvy-vystupil-s-ezhegodnym-poslaniem.html

Глава Тувы выступил с ежегодным ПосланиемГлава Тувы Шолбан Кара-оол выступил сегодня с ежегодным Посланием Верховному Хуралу республики. Это 7-е по счету Послание главы региона с постановкой задач на год и подведением итогов уходящего года. Основное бремя задач при подготовке к 100-летнему юбилею единения Тувы и России, который республика будет отмечать вместе со страной в 2014 году, выпадает на муниципалитеты. Именно на их поле должна продолжиться работа по борьбе с бесхозными объектами, по благоустройству, озеленению территорий, стимулированию предпринимательской активности, созданию новых производств, изменению качества жизни жителей.

«Я не раз говорил о том, что самым серьезным образом будет оценена работа руководителей органов местного самоуправления. У нас уже есть пример отставки главы кожууна, не оправдавшего надежды своих избирателей. Будут приняты соответствующие решения и в отношении руководства пяти сумонов, где работа по созданию новых производств затянулась. «Оценки» будем выставлять после 6 сентября. Хотелось бы, чтобы прежде всего оценки вы себе поставили сами», - подчеркнул Шолбан Кара-оол.

Высокие стандарты в работе должны задавать власти Кызыла, отмечающего в 2014 году также 100-летний юбилей. «Горожане – наиболее активная часть населения. Они быстро осваивают новые знания, новые технологии, и, конечно, ждут от вас внедрения самых наилучших практик. Вы должны задавать стандарт открытости и технологичности для всей республики. Очень важно, чтобы этот стандарт формировал у кызылчан ощущение, что каждый активно настроенный человек, может реально повлиять на конкретную ситуацию в городе, в республике.

Сегодня уже никого не уговоришь красивыми обещаниями. Нужно серьезно заняться проблемами городского хозяйства. А их немало накопилось, например, в жилищно-коммунальном комплексе. Навести, наконец, порядок с предоставлением и продажей земельных участков, разобраться с городским имуществом, обратить серьезное внимание на формирование доходной части городского бюджета, - подчеркнул глава региона. – Современный облик Кызыла в основном определяют административные здания, офисы, торговые центры, бывшие промышленные зоны. Конечно, такие объекты необходимы. Это рабочие места, это поступления налогов в бюджет. Но для нормальной повседневной жизни человека только этого недостаточно. Нужны благоустроенные набережные и скверы, детские площадки, места для занятий спортом, для семейного отдыха»

Как отметили в администрации Кызыла и хурале представителей, эта работа уже ведется. В числе приоритетов – выполнение наказов избирателей по уличному освещению, благоустройству дворов, дорог, озеленению, созданию новых зеленых зон, площадок для детей. Эти направления учтены при формировании бюджета города на 2014 год. Власти Кызыла активно вовлекают в эту работу общественность и предпринимательское сообщество.

Шолбан Кара-оол подчеркнул также необходимость продолжить проект «Одно село – один продукт», подстегнувший предпринимательскую активность в селах республики. 

Мы приводим текст послания полностью.

100 ЛЕТ ВМЕСТЕ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА

 

Уважаемый Кан-оол Тимурович! Уважаемые депутаты! Коллеги! Земляки!

 

12 декабря, в день 20-летнего юбилея Конституции России, Президент страны Владимир Владимирович Путин выступил с ежегодным Посланием Федеральному Собранию Российской Федерации.

Главой государства уже расставлены акценты и в стратегии развития страны, и в конкретных направлениях работы, и в методах достижения поставленных целей. Важно вплести в эту общегосударственную «канву» конкретные региональные проблемы, наши собственные приоритеты, ключевые события.

 

Несколько дней отделяют нас от юбилейного 2014 года. Юбилей единения Тувы и России – это знаковый для нашей республики рубеж. Прошедшее 100-летие вместило в себя главные этапы развития нашей республики. Выбор наших предков – быть вместе с великой Россией, образование тувинского государства, союзническое участие Тувинской Народной Республики в Великой Отечественной войне, добровольное вхождение Тувы в состав Советского Союза, переход на новые экономические рельсы вместе со всей страной.

Это было время первопроходцев, энтузиастов, активного строительства новой жизни. Время ломки старых укладов, формирования новых традиций, смены экономических устоев. Старшему поколению Тувы удалось за короткий промежуток времени с нуля создать промышленность, сельское хозяйство, заложить основы образования, здравоохранения, культуры, воспитать национальные кадры. По большому счету, этот юбилей – дань уважения нашим дедам и отцам.

А для нас с вами и будущих поколений юбилей должен стать точкой отсчета нового витка развития. Опираясь на достижения минувшего столетия, мы должны двигаться вперед, занять достойное место в семье российских народов.

 

Несколько слов об итогах 2013 года. Его можно назвать периодом мобилизации финансовых, организационных, управленческих и общественных ресурсов. Определяющими маяками этих действий стали исполнение указов Президента страны и наших собственных планов по подготовке к юбилейным торжествам.

 

Говоря об экономических итогах уходящего года, мы не должны забывать о сложных тенденциях мировой экономики. На фоне замедления роста валового внутреннего продукта страны (1,3 процента по итогам 9-ти месяцев) нам в республике удалось избежать падения. Напротив, валовой региональный продукт даже немного подрос по сравнению с 2012 годом, на 2 процента. За счёт увеличения добычи золота, которая достигла в этом году полутора тонн, возрос объём промышленного производства.

По итогам минувшего года Тува вошла в двадцатку регионов России, лидирующих по объемам прямых иностранных инвестиций, а по объему инвестиций на душу населения стала четвертой.

АПК республики набирает неплохие темпы. Несмотря на сложные погодные условия в этом году на 14,3 процента больше намолочено зерна. Стабильно развивается основа тувинского села – животноводство, ежегодно поголовье скота прирастает в среднем на 7 процентов, в этом году поголовье овец и коз достигло 1 миллиона 143 тысяч голов. Восстановилось и даже немного подросло производство мяса и молока. Заметно увеличились объёмы их переработки.

 

В первую очередь, это эффект ключевого проекта года «Одно село – один продукт». Четко сформулированные в предыдущем Послании задачи – дали конкретный результат. Мы на деле убедились в том, насколько важно видеть конечную цель и сконцентрировать ресурсы.

Тогда мы договорились – на выходе получить в каждом населенном пункте как минимум по одному поселенческому проекту. С некоторыми оговорками эта задача выполнена – запущено в работу 175 поселенческих проектов, в среднем по 1,4 проекта – на село. Создано почти полтысячи рабочих мест,137 проектов уже дают готовую продукцию. Ещё по 38 долгосрочным капиталоемким проектам – это задача будущего 2014 года. Среди них – ввод в эксплуатацию трех модульных молочных цехов и мини-цеха по переработке молока; создание цехов по выпуску мясных полуфабрикатов; организация свиноводческой фермы; строительство хранилищ и создание цехов по консервированию овощей; ввод в действие мини-цехов по производству кирпича; а также мобильного асфальтобетонного завода.

Вполне достойные, хотя и не такие масштабные, как хотелось бы, результаты. Зато их можно, что называется, пощупать руками.

 

Разнообразие того, что сегодня может предложить тувинское село, было представлено на завершившейся недавно выставке. В отличие от майской экспозиции она стала заметным шагом вперед. На выставочных площадках был представлен реальный товар, в привлекательной упаковке.

Многие товары уже получили признание, в том числе и на внешнем рынке. Пример – минеральная вода высочайшего качества – «Бай-Хаак аква». Появились по-настоящему эксклюзивные продукты, которые в будущем должны претендовать на бренд Тувы. Это – саржаг, чокпек в натуральной, исконно тувинской упаковке. Технология заготовки этих продуктов долгого хранения проверена веками и закономерно обросла легендами – как говорят, именно с такими продуктами Чингисхан покорил полмира. Этим нужно пользоваться, это нужно профессионально продвигать на внешний рынок, «педалируя» традиционность, самобытность, экологичность и оздоровительный эффект.

 

На выставке побывали сотни кызылчан и гостей столицы. Большинство местных товаров пользовались ажиотажным спросом, их буквально «сметали» с прилавков. Производители получили хорошую возможность опробовать свой товар в деле, в условиях рынка и конкуренции. Для тех, у кого товар «расхватали» ещё в первой половине выставочного дня – это сигнал к расширению производства и поиску рынков сбыта. Для тех, у кого он «залежался» – «звоночек»: то ли качество подкачало, то ли оформление, то ли цена слишком высока. За победителей выставки посетители голосовали своим кошельком.

В главной выставочной номинации "Марка республики - 2013" победителем, как и ожидалось, стало тандинское предприятие "Бай-Хаак". Минеральная вода высочайшего качества «Бай-Хаак аква» успешно «завоёвывает» не только республиканский рынок, но высоко котируется и за Саянами.

Экспозиция Улуг-Хемского кожууна, продавшего, к слову сказать, полтонны тыва далган; школьная форма шагонарского ателье «Эврика»; «Бай-Тайгинкий мёд», молоко «Туранское»; изделия из верблюжьей шерсти СПК «Бай-Хол» Эрзинского кожууна; вяленое мясо яка и другие традиционные животные продукты малой инновационной компании «Сайзырал» из Монгун-Тайги – в списке лидеров продаж и победителей выставки.

Её товарооборот составил более 4 миллионов рублей. Неплохо, если сравнить с 1,4 миллиона рублей, вырученных в мае.

 

Пользуясь присутствием коллег – муниципалов, хочу поблагодарить руководство тех кожуунов, которые отнеслись к моей инициативе со всей ответственностью. Это Улуг-Хемский, Сут-Хольский, Бай-Тайгинский, Тандинский, Каа-Хемский, Пий-Хемский кожууны. Подтянуться нужно руководству Тоджи, Чаа-Холя, Дзун-Хемчика, где высока доля нереализованных проектов.

Особо хочется отметить Сут-Хольский и Кызылский кожууны – они сумели создать наибольшее количество рабочих мест – 74 и 52 соответственно. Борьба с безработицей на селе – одна из главных задач проекта. Для себя важным считаю то, что «Одно село – один продукт» оказался очень востребованным. Значит, мы выбрали правильный путь возрождения села. У проекта есть будущее, его решено продолжать в будущем году. Но, как у любого дела, здесь должен быть четкий алгоритм.

 

Со своей стороны, мы обещаем сохранить поддержку в 2014 году. При этом акцент нашей помощи сместится в сторону предоставления уже доказавшим свою деловую состоятельность сельским бизнесменам земельных участков и помещений для сельхозпереработки, промышленных и обрабатывающих производств. В сторону продвижения конкурентоспособных товаров на внешний рынок, компенсации части затрат на их транспортировку за пределы республики, или аренду торговых площадей в других регионах. Естественно, и эту помощь можно будет получить только на конкурсной основе.

 

Однако, уже с 2015-м года поселенческие, городские проекты должны выйти в самостоятельное экономическое плавание, стать рентабельными. Мы ставили своей задачей поддержать стартовые условия, а не обеспечивать постоянную бюджетную подпитку одних и тех же проектов. Государственная поддержка с 2015 года пойдет на достижение других масштабных целей. Например, задач, поставленных Президентом страны по повышению привлекательности села для жизни и работы; формированию здесь современной, комфортной среды; стимулированию новых технологий аграрного бизнеса.

 

Хочу напомнить, реализация проекта «Одно село – один продукт» остается в зоне персональной ответственности первого вице-премьера М.С Козлова и его завершение в 2014 году – приоритет для экономического блока правительства.

Важно отметить активную позицию в данном вопросе депутатского корпуса республики. Профильный комитет Верховного Хурала, парламентарии в своих округах, местные Хуралы представителей помогали исполнительной власти «расшевелить» село. Не оставались в стороне Общественная палата, массовые некоммерческие организацииУверен, что такая объединённая поддержка проекта сохранится и в наступающем году.

 

Коллеги! Одним из ключевых заданий на 2013 год было поручение детально разобраться с бесхозными объектами, уродующими облик нашей республики. Итогом такой тотальной инвентаризации стало выявление почти пятисот ни кому не нужных сооружений: 163-ём из них дали «путёвку в новую жизнь» – признали возможность их восстановления, 30 – уже восстановлены, на 53 – ведутся восстановительные работы; 188 – законсервированы; 135 – подлежат сносу; 43 – снесены. Судьба остальных всё ещё ждёт своего решения.

В народе говорят: «Ломать – не строить». Однако практика показала, что во многих случаях справиться своими силами с развалинами советских построек муниципалитеты так и не смогли. То ли строили так крепко, что называется, на века, то ли муниципальное руководство не проявило достаточной настойчивости.

Ясно одно – «лиха беда – начало», и работу эту нужно продолжить и активизировать. Обобщить положительный опыт. А такой опыт в муниципалитетах уже есть. Так, в Бай-Тайге в восстановленных помещениях открыта заготовительная контора, работает цех по производству столярных и кузнечных изделий, вот-вот откроется колбасный цех. На месте снесённого магазина строится кафе на 150 мест.

Хорошо поработали в Дзун-Хемчикском кожууне. В Чадане в восстановленном помещении начали производить брусчатку, открыли цех по изготовлению пластиковых окон. Чыраабажынцы у себя в сумоне реконструировали 6 бесхозных объектов. Часть из них уже успешно используется как склад угля, теплая стоянка, цех по производству мясных полуфабрикатов, пилорама. Планируется открыть сельскохозяйственный рынок и спортивный комплекс.

В Овюре вторую жизнь получили 4 объекта. Они реконструированы под сельскохозяйственный рынок, автомастерскую, пункт по приему шерсти и пилораму.

В восстановленных объектах работают тесхемская «Тес-юрта», улугхемский зерноток МУП «Арык», чаасуурский ФАП в Эрзинском кожууне. Согласитесь, имея в виду всю республику, не очень впечатляющий список. В ближайшей перспективе ещё 80 объектов должны быть восстановлены, 92– снесены.

 

Уважаемые коллеги, обращаюсь к главам местных администраций. Здоровый дух соревнования приветствуется всегда, но он не отменяет обмена опытом и взаимовыручки. Я уже отметил на конкретных примерах хорошую работу по восстановлению и использованию бесхозных объектов. Со сносом неплохо справились в Кызылском, Сут-Хольском и Эрзинском кожуунах. В аутсайдерах по обоим направлениям – Чеди-Холь и Тоджа.

Итоги работы с бесхозными или, как сейчас говорят, бесхозяйными объектами показывают, что ее нужно не только продолжить, но и срочно нарастить её масштабы и темпы. До тех пор, пока не будет окончательно решена судьба последнего из безхозников. Мы сами принимали решение, выполнить его – дело чести каждого муниципального руководителя. Даю еще три месяца для завершения всех работ, по истечении которых будут подведены итоги. Бесчисленные жалобы на то, что в бюджетах нет средств, надо прекращать. Привлекайте инвесторов, заинтересованных собственников, концентрируйте финансы муниципальных бюджетов.

Не могу отказать себе в удовольствии, процитировать здесь слова Президента: «… если решение принято, оно должно быть реализовано. Считаю такой подход концентрированным выражением ответственности и предлагаю сделать его девизом наступающего года, девизом для всех: для власти, для общества, для граждан». Готов подписаться под каждым словом, и двумя руками проголосовать за такой девиз!

 

Хочу напомнить, что каждый из нас в это важное для республики время держит своеобразный экзамен на профпригодность. Я не раз говорил о том, что самым серьезным образом будет оценена работа руководителей органов местного самоуправления. У нас уже есть пример отставки главы кожууна, не оправдавшего надежды своих избирателей. Будут приняты соответствующие решения и в отношении руководства пяти сумонов, где работа по созданию новых производств затянулась. «Оценки» будем выставлять после 6 сентября. Хотелось бы, чтобы прежде всего оценки вы себе поставили сами.

По итогам предыдущего Послания, кто-то набирает «плюсы», а кто-то – «минусы». Время для «работы над ошибками» ещё есть, но его всё меньше. А потом у нас состоится прямой мужской разговор, и любому из вас нужно будет объективно оценить свои управленческие возможности и принять принципиальное решение. Ещё раз обращаю на это внимание вице-премьера Артура Маадыровича Монгала, который курирует взаимодействие исполнительной власти с муниципалитетами. Оценку работы органов местного самоуправления по бесхозяйным объектам, выявленным на их территориях, – не снимаем с повестки дня. Надеемся на активную помощь депутатского корпуса.

 

Теперь несколько слов о том, что удалось сделать в строительстве. В 2013 году введена в эксплуатацию пристройка к Перинатальному центру, завершены работы на инженерных сетях и благоустройстве Центра восстановительного лечения и реабилитации для детей в столице республики, построена новая котельная в посёлке Хову-Аксы, футбольное поле в посёлке Каа-Хем. В Кызыле в ходе работ по сейсмоусилению практически реконструирована третья школа, отремонтирован жилой дом по улице Красных партизан. Начато строительство четырёх 130-квартирных жилых домов для переселения граждан, пострадавших от землетрясений. Проведена масштабная реконструкция улицы Магистральная, подготовлена к основным работам Набережная Енисея, начата реконструкция Дома народного творчества и Музыкально-драматического театра. Проведены аукционы, определены подрядчики и утверждены графики для целого ряда строительных объектов.

 

Таким образом, определенный задел у нас есть. Однако, большая часть работ на юбилейных объектах падает на строительный сезон 2014 года.

Нам нужно будет начать строительство Спортивно-культурного центра в поселке Каа-Хем, достроить до него дорогу – продолжение реконструированной Магистральной трассы. Вести строительство Дворца молодёжи и Президентского кадетского училища. Завершить реконструкцию набережной Енисея, парка культуры и отдыха, ТИГИ, Национального музея, улично-дорожной сети столицы, Ак-Довурака, районных центров.

В планах 2014 года и начало масштабной реконструкции взлётно-посадочной полосы ФКП «Аэропорт «Кызыл». Строительство терапевтического корпуса. И это всё, не прекращая, а наращивая объёмы работ по строительству жилья, детских садов, объектов коммунальной инфраструктуры. Задачи, стоящие перед строителями, – поистине грандиозны. Нельзя терять ни одной минуты, использовать зимний период для доработки проектной документации, проведения конкурсов по определению подрядных организаций, завоза строительных материалов и конструкций. На капитальное строительство в 2014 году предусмотрено более 4 миллиардов рублей.

 

Приходится признать – строительный комплекс республики  в сегодняшнем состоянии не готов освоить такие объёмы финансирования и такие масштабы работ без привлечения внешних подрядчиков. Назрели неотложные меры по укрупнению подрядных организаций. Считаю, что необходимо просчитать возможность создания крупного строительного треста с контрольным пакетом государственных акций.

Нужны эффективные управленческие решения, наступательная политика Министерства строительства и модернизации коммунального хозяйства по восстановлению кадрового потенциала отрасли в регионе. У нас ощутимый кадровый «голод», начиная с проектирования, строительного аудита, и заканчивая собственно строительно-монтажными и отделочными работами.

 

В республике есть база для профессиональной подготовки строителей – инженерно-технический факультет госуниверситета, строительный техникум. Важно грамотно распорядиться этими возможностями – привлечь работодателей к улучшению материальной базы учебных заведений, организации учебных практик и стажировок, разработке профессиональных стандартов. Министерству образования и Министерству строительства нужно найти общий язык по данному вопросу и вместе работать над качеством подготовки и трудоустройством выпускников, которых ждут строительные площадки республики. Нам нужны молодые современные проектировщики, архитекторы, дизайнеры, инженеры и технологи, строители и отделочники. Когда у нас в республике гостила вице-премьер Ольга Юрьевна Голодец, она, конечно, в достаточно деликатной форме выразила своё мнение о качестве нашего строительства. А по сути: так строить – это вчерашний день. Давно пора переходить на новые технологии, экологичные и энергосберегающие материалы.

 

Нам нужен продуманный план действий по возрождению промышленности строительных материалов – кирпичных и цементных заводов, деревообрабатывающих предприятий, цехов по производству сборного железобетона, строительного песка, щебня и гравия.

Предлагаю проблемы, накопившиеся в строительстве, сделать предметом обсуждения одного из совместных Советов Верховного Хурала и Правительства.

Ответственным министерствам и ведомствам, профильному комитету Верховного Хурала необходимо взять под жёсткий контроль разработку «дорожной карты» – детального плана по улучшению кадровой обеспеченности строительного комплекса, формированию в республике полноценного кластера по производству строительных материалов на основе местного сырья. Организовать разработку и реализацию долгосрочной региональной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов (не менее чем на 30 лет).

 

28 ноября – новые задачи, новые возможности

 

Темпы строительных работ, набранные, начиная с 2008 года, всё это время были предметом нашей гордости. Однако, они начинают снижаться и мы рискуем утратить положительную динамику. Причин – масса. И уже упомянутый кадровый дефицит. И запредельные затраты, которые «отжимают» у нас проектировщики, пользуясь отсутствием конкуренции. И дороговизна завозных строительных материалов. Но главная – невозможность получить разрешение на техническое подключение по электричеству и теплу. У нас уже сегодня «накопилось» 16 таких неподключённых объектов только в столице республике. Та же причина застопорила пуск ряда производств по проекту «Одно село – один продукт», простаивает закупленное оборудование, откладывается ввод восстановленных бесхозных объектов.

 

Энергетика республики тяжёлым бременем ложится на бюджет. Техническое состояние дизельных и котельных плачевное. Отсутствует или недостоверен учёт расхода топлива, вырабатываемой энергии, в отрасли острейший дефицит квалифицированных специалистов. Техническая модернизация оборудования, подготовка эксплуатирующего персонала, введение норм учёта выработки и потребления ресурсов нужны были, что называется, ещё вчера.

 

Поэтому определяющим событием уходящего года считаю заседание федерального Правительства 28 ноября. Мы были достаточно аргументированными, нам удалось убедить центральное руководство в остроте главных инфраструктурных ограничений роста в регионе – транспортных и энергетических. Большой плюс, что наличие проблем энергодефицита и транспортной изолированности Тувы на заседании доказывали не мы. Предваряя мое выступление, оно было озвучено Министром регионального развития страны.

 

Поручение Дмитрия Анатольевича Медведева о создании межведомственной комиссии и разработке в достаточно короткие сроки инвестиционного плана развития Тувы даёт хорошую возможность для продвижения наших проектов в области транспортной инфраструктуры и энергетической безопасности, горнодобывающей промышленности, строительной индустрии, перерабатывающих производств, развития села.

Но, чтобы возможность стала реальностью, нужно слаженно и очень напряжённо поработать в Москве. При подготовке необходимых обосновывающих документов многократно возрастает штабная роль Министерства экономики. Важно включить в орбиту защиты интересов республики в федеральном центре всех, включая депутатов Верховного Хурала, наших представителей в Государственной Думе и Совете Федерации.  

 

Сейчас для нас самое главное – железная аргументация. Не на уровне логики и эмоций, а как говорится с «калькулятором в руках». В условиях жёстких бюджетных ограничений у Москвы свое видение проблем регионов. Так, специалисты Минэнерго России долгое время утверждали, что энергодефицита в Туве нет. Нам с огромным трудом удалось доказать, что республика давно балансирует у той черты, за гранью которой проблематично говорить не только о дальнейшем развитии, но и об элементарной энергетической безопасности. И дополнительные 80 мегаваттэлектроэнергии, которые мы получим после сдачи в эксплуатацию линию электропередачи Кызыл — Чадан, лишь худо-бедно закроют накопившиеся на сегодня потребности. Но никак не решат проблем экономического роста; энергоснабжения будущих энергоёмких производств; обеспечения таких темпов строительства жилья, детских садов, школ, которые бы соответствовали нашей демографии.

 

Нужны точные, выверенные расчёты, как внутренних потребностей республики, так и перспектив крупных инвестиционных проектов. В этом плане важно, наконец, добиться от наших инвесторов документально подтверждённых конкретных цифр по их прогнозным энергетическим потребностям. Только имея реальные технико-экономические обоснования, мы можем рассчитывать на помощь федерального центра в продвижении проекта строительства тепловой электрической станции вблизи нашей столицы, на финансовую поддержку строительства новых котельных в Шагонаре и Ак-Довураке.

 

Такими же убедительными мы должны быть и по другим нашим проектам: перенаправление М-54, обустройство международного автомобильного пункта пропуска Хандагайты – Боршоо для работы в многостороннем режиме, проектирование железнодорожной ветки Кызыл – Урумчи, строительство цементного завода, разработка месторождений строительного сырья, завершение последнего долгостроя – терапевтического корпуса, строительство нового здания филармонии, обеспечение территориального цифрового равенства.

 

Совместными усилиями компаний «Тывасвязьинформ» и «Мегафон», при поддержке федеральных структур нам удалось добиться определённых успехов в модернизации отрасли связи. Но мы всё ещё отстаём от большинства регионов по темпам внедрения новых коммуникационных технологий. Одна из проблем, тормозящих развитие связи в Туве, — высокая стоимость услуг.

Мы должны отстоять в Межведомственной комиссии предложение об использовании на федеральном уровне компенсационных механизмов: оператор связи строит инфраструктуру, а государство затем ему возвращает хотя бы часть затрат. Пусть это будет половина расходов, но участие государства станет хорошим сигналом для инвесторов.

 

 

Отраслевым министерствам необходимо в кратчайший срок подготовить и представить в федеральную Межведомственную комиссию по подготовке инвестиционного плана развития Тувы все необходимые расчёты и обоснования. А профильным комитетам Верховного Хурала – провести законотворческую работу по созданию условий активного инвестиционного развития.

 

Кроме такой аргументированной, наступательной позиции органов власти, в защите интересов республики нам важна массированная общественная поддержка. По-существу каждый житель Тувы, используя возможности средств массовой информации, Интернета, площадки Общественной палаты, регионального отделения Общероссийского народного фронта, может внести свою лепту в это важное дело.

Сегодня мы в состоянии предложить гражданам внятные инструменты для активного диалога с властью. Именно для этого мы создавали региональные электронные площадки по краудсорсингу и народному бюджету. За короткое время эти технологии позволили вовлечь в процесс государственного управления сотни наших земляков, получить от них массу интересных идей. Часть из них имеют реальную перспективу оформиться в конкретные властные решения. В качестве примера: идея об использовании в одежде детей светоотражающих полосок была оформлена в виде поручения и уже реализуется в школах города.

В наполнении новым содержанием нуждается и взаимодействие власти всех уровней с институтами гражданского общества. В республике уже много сделано для укрепления влияния Общественной палаты, как главной площадки для выражения народных интересов, обсуждения самых острых, самых наболевших проблем. Растёт роль Совета гражданских инициатив, института уполномоченного по правам ребенка, Общественных советов, советов отцов и других некоммерческих организаций. Они уже привлекаются к «нулевому» чтению социально значимых законопроектов, к экспертизе стратегических документов, государственных программ, к разработке стандартов по улучшению инвестиционного климата. Такое конструктивное экспертное оппонирование гораздо продуктивнее и полезнее, чем огульная, ничем неподтвержденная критика действий властей.

Мы утвердили порядок образования общественных советов. С прошлого года в состав коллегий всех органов исполнительной власти с правом решающего голоса включены представители общественности. Буквально в марте этого года республиканским законом усовершенствован механизм реализации конституционного права законодательной инициативы, теперь граждане могут подавать свои инициативы через Интернет.

Мы должны, прежде всего, муниципальное руководство, специалисты на местах должны в корне поменять стиль работы с населением. Из-за чванства, некомпетентности, а порой и неприкрытого хамства рядовых чиновников порой и возникают ситуации, когда в решение проблемы включаются средства массовой информации. И тут уж по полной раскручивается сценарий – журналисты радеют за народ, а власти думают только о собственном благополучии. А ведь, если бы в том же Агентстве по делам семьи и детей благожелательно и аргументировано объяснили, почему нельзя решить проблему обеспечения жильём сразу всех сирот и когда заявитель может рассчитывать на решение его конкретной проблемы, не было бы той шумихи, которую раздули на региональном телевидении.

Причём раздули поверхностно, на эмоциях. А сама проблема куда глубже и сложнее. В очереди на получение жилья на сегодня стоит более 6 тысячдетей-сирот. Мы в разы увеличили финансирование на эти цели, с 1 миллиона в 2008 до 316,6 миллиона рублей в текущем году. Наращиваем темпы строительства. Если за предыдущие пять лет жильем были обеспечены 360 человек, то только за один текущий его получат 314 детей-сирот, почти в три раза больше чем в 2012 году. Очередь продвигается, хотя и не так быстро, как хотелось бы. Другое дело, что нужно обеспечить максимальную прозрачность, чтобы каждый стоящий на очереди мог в любое время посмотреть, как он продвинулся. А если нет, то почему.

Как вы этого добьётесь – разместите на сайте в Интернете, вывесите на информационном стенде или придумаете какие-то другие формы, но сделать это нужно обязательно. Это касается всех резонансных вопросов: обеспечения земельными участками многодетных семей, списков на льготное ипотечное кредитование, предоставления мест в дошкольных учреждениях, финансовой деятельности управляющих компаний, порядка оплаты услуг ЖКХ.

Предлагаю руководству столицы показать пример – создать интерактивный ресурс в Интернете по жилищно-коммунальному хозяйству Кызыла. Чтобы каждый житель смог на нем найти нужную информацию о своей управляющей компании, контакты с ней, виды и стоимость коммунальных услуг, порядок расчетов. Смог здесь же на электронном калькуляторе самостоятельно посчитать свою квартплату, заполнить заявку на ремонт.

Уважаемые депутаты! Основные юбилейные торжества в сентябре 2014 года, естественно, будут проходить в столице. Кызыл и сам будет в это время отмечать свой вековой Юбилей. Нынешний год для городских властей был ключевым по многим позициям. Прошли выборы, в новом составе приступил к работе Кызылский городской Хурал представителей. Назначен мэр столицы.

Обращаюсь к городской власти. Организационный период завершён. Пришло время «отрабатывать» доверие избирателей, отвечать на общественный запрос по многим болевым точкам городской жизни. У вас намного больше возможностей наладить с населением новые коммуникации, о которых я говорил выше. А значит, и спрос с вас совсем другой. Жители городов предъявляют повышенные требования к стандартам жизни, к благоустройству и состоянию городской среды. Горожане – наиболее активная часть населения. Они быстро осваивают новые знания, новые технологии, и, конечно, ждут от вас внедрения самых наилучших практик. Вы должны задавать стандарт открытости и технологичности для всей республики. Очень важно, чтобы этот стандарт формировал у кызылчан ощущение, что каждый активно настроенный человек, может реально повлиять на конкретную ситуацию в городе, в республике.

Сегодня уже никого не уговоришь красивыми обещаниями. Нужно серьезно заняться проблемами городского хозяйства. А их немало накопилось, например, в жилищно-коммунальном комплексе. Навести, наконец, порядок с предоставлением и продажей земельных участков, разобраться с городским имуществом, обратить серьезное внимание на формирование доходной части городского бюджета.

Современный облик Кызыла в основном определяют административные здания, офисы, торговые центры, бывшие промышленные зоны. Конечно, такие объекты необходимы. Это рабочие места, это поступления налогов в бюджет. Но для нормальной повседневной жизни человека только этого недостаточно. Нужны благоустроенные набережные и скверы, детские площадки, места для занятий спортом, для семейного отдыха. Посмотрите, какой позитивный отклик нашёл наш проект «Спорт – во дворы». На территории спортивного комплекса имени Ивана Ярыгина сооружена скейт-площадка, во дворах многоквартирных домов установлено 27 универсальных спортивных площадок. Но этого мало. Нужно обеспечить их сохранность и эффективное использование. Обустроить дополнительные места для молодёжи и подростков.

Но не менее важно, чтобы и пожилые люди чувствовали себя комфортно. Город должен быть удобен для жителей любого возраста и, конечно, для граждан с ограниченными возможностями. Мелочей здесь нет. Важно всё – чистота подъездов, освещение улиц, уборка и благоустройство территорий. Эти мелочи формируют мироощущение людей, атмосферу доверия, спокойствия и уверенности. Жители столицы должны чувствовать, что качество жизни улучшается здесь и сейчас, они должны видеть это на примере конкретных улиц, парков, других мест, где они бывают практически каждый день. Они должны видеть, что город меняется, становится местом комфортным и удобным для жизни, что местная власть руководствуется не абстрактными планами, а именно людскими заботами и интересами конкретного человека. И подготовка к юбилею нашей столицы – это хороший повод и реальная возможность продвинутся в этом направлении.

В городе уже в этом году начались подготовительные работы. Утверждены эскизы стел на северном и южном въездах в столицу. Проведён ремонт дорожного полотна на 16 городских улицах. Демонтировано 37 киосков, ещё 30 – ожидают сноса. Установлено 18 современных торговых павильонов в разных районах города. Открыто 44 павильона на территории сельскохозяйственного рынка «Азия», четыре – для продукции местных товаропроизводителей «Сделано в Туве». На центральных улицах города, наконец-то обустроены автобусные остановки. Радует их современный дизайн и функциональность. Однако, городские власти плохо следят за чистотой и порядком на прилегающих к остановкам территориям.

Вынужден вновь обратиться к теме, которая буквально «навязла в зубах». Ответственность предпринимателей за благоустройство, чистоту и порядок вокруг их точек. Они ведь ведут своё дело не в какой-то абстрактной среде, а на конкретной городской территории. И городская власть просто обязана распорядиться теми без преувеличения широкими полномочиями, которые у вас есть. А это и выдача разрешений на строительство, аренда помещений, выдача патентов на право заниматься определёнными видами деятельности, операции с землёй. Как я уже упоминал, городским властям необходимо навести порядок с выделением и продажей земельных участков. Давно пора покончить с хаотичными застройками в черте города.

Президент страны дал поручение в кратчайшие сроки внести изменения в федеральное законодательство, оптимизирующие процесс предоставления земельных участков под застройку. Обязал органы местного самоуправления «выставлять все свободные участки под застройку на торги по прозрачным и ясным процедурам». Вот этой прозрачности и ясности и не хватает нашим земельно-имущественным отношениям по всей республике и, особенно, в столице. Не хватает чётких механизмов, чтобы добиваться целевого использования собственником предоставленного или приобретённого земельного участка. Отсюда и неиспользуемые пустыри, и уродливые недостроенные объекты неизвестного назначения.

В городской черте выявлено более 20 бесхозных объектов. Но не по одному из них не принято окончательного решения. Один законсервирован, два будут снесены, двадцать планируется восстановить. Недопустимо медленно мы ведём эту работу, застряли на этапе простой инвентаризации. Хотя раньше и до этого руки не доходили. Вместе с тем, юбилей просто обязывает нас завершить начатую работу. Настоятельно рекомендую городским властям активизироваться и в этом направлении, и в целом по подготовке к Юбилею.

Успех дела во многом будет зависеть и от эффективной работы на улицах столицы сотрудников городского отдела внутренних дел. В период предъюбилейной подготовки и в дни самих юбилейных торжеств охрана правопорядка и обеспечения безопасности выходят на первый план. Уже сейчас сотрудники полиции – от министра МВД до рядового патрульного должны настроиться на чрезвычайный режим несения службы. Если гости нашего юбилея будут неуютно чувствовать себя на вечерних улицах Кызыла, то какую бы содержательную праздничную программу мы им не предложили, общее впечатление будет безнадёжно испорчено.

Допустить этого нельзя. Важна любая «мелочь» – внешний вид и вежливость полицейских, приветливость горожан, униформа дворников и волонтеров, чистота и порядок на улицах и площадях. Особенно ухоженными должны выглядеть наши главные «драгоценности» – обновлённый скульптурный комплекс Центра Азии и сама набережная Енисея, архитектурный ансамбль музейной площади, музыкально-драматический театр и уникальный фонтан на площади перед ним, всё, что создаёт неповторимый образ нашей столицы – юбиляра Кызыла.

С наступлением весны мы должны сосредоточиться на благоустройстве всех наших населенных пунктов. А особое внимание уделить столице. Приведём в порядок фасады зданий, обустроим улицы и пешеходные дорожки, высадим деревья в парках и скверах. Юбилейный Кызыл должен утопать в цветах и зелени, купаться в огнях реклам, уличных светильников и фонарей. Нам нужно продумать дизайнерские возможности воссоздания на улицах и площадях города истории Кызыла. Предлагаю в юбилейном году заложить в столице и районных центрах аллеи поколений. Задача – поимённо вспомнить всех, кто созидал историю Белоцарска – Красного - Кызыла, своих знаменитых земляков по всей республике. Выявить и особо отметить ровесников Юбилея. Внимание, внимание и ещё раз внимание ветеранам. Наш главный стратегический ресурс – социально активные, неравнодушные, творческие люди, позволяет нам задействовать для этого все возможности проекта «Шаги к 100-летию»: конкурсов «Тува – территория чистоты и порядка» и «Тува начало ХХ века: ветер перемен».

 

Инвестиции в человеческий капитал.

 

Уважаемые коллеги, перехожу к нашим социальным проблемам. И здесь позвольте вновь обратиться к Посланию Президента. Владимир Владимирович отметил, что в стране впервые за последние годы зафиксирован естественный прирост населения. Мы хорошо понимаем, что этот позитивный тренд обеспечивается во многом, благодаря таким демографическим донорам, как наша Тува. Пополнять человеческий капитал государства – миссия нужная и важная. Но высокие демографические показатели имеют и оборотную сторону. В структуре населения нашей республики одну треть составляют дети и молодёжь. Это определяет высокую нагрузку на трудоспособное население и бюджет, требует очень серьёзных инвестиций в социальную сферу.

 

Традиционная тувинская семья – семья многодетная. Однако, нарожать детей – лишь полдела. Куда важнее окружить их заботой и семейным теплом, обеспечить кров над головой. Вырастить здоровыми и крепкими. Дать качественное образование.

Руководством страны поставлены очень серьезные задачи в области здравоохранения. Обеспечить диспансеризацию всех детей с 2015 года. Разработать территориальные модели организации здравоохранения с учётом региональных особенностей, включая уровень и структуру заболеваемости, половозрастной состав и плотность населения, климатические и географические условия, транспортную доступность медицинских организаций.

Для нашей республики с низкой плотностью населения в кожуунах, труднодоступностью населенных пунктов, с высоким уровнем рождаемости и негативной динамикой по детской смертности это крайне важно. Территориальная модель позволит нам определить узкие места, перераспределить финансовые средства, кадровые ресурсы, добиться более существенной поддержки федерального центра. Предложения в этот программный документ должны быть представлены в самое ближайшее время. Министерство здравоохранения совместно с Институтом медико-биологических проблем должны в максимально короткие сроки закончить их подготовку.

 

Минздраву, столичному департаменту здравоохранения необходимо вплотную заняться поликлиниками в городе Кызыле, особенно детскими, с их точками напряжения в регистратурах и участковых службах. Необходимо как можно быстрее закончить капитальный ремонт детской поликлиники. Смелее перенимать опыт передовых медицинских учреждений по организации работы, продуманного и четкого алгоритма предоставления медицинских услуг. Искать новые формы обслуживания отдаленных поселений в виде мобильных десантов врачей. Это особенно важно для своевременной и качественной диагностики. Ветераны здравоохранения Тувы рассказывали, как им удалось стабилизировать ситуацию с туберкулезом. Это стало возможно только при тотальном рентгенологическом обследовании каждого населенного пункта, включая чабанские стоянки. Таким образом, была обеспечена своевременная диагностика.

Повышение качества здравоохранения: от профессионализма врачей до комфорта в больничных палатах, должно стать приоритетным направлением Министерства здравоохранения. Не менее важный акцент – организационно-методическая работа, подготовка квалифицированных организаторов и менеджеров здравоохранения.

 

В 2013 году на развитие здравоохранения республики направлено 4,4 миллиарда рублей, что больше на 20 процентов по сравнению с прошлым годом. Эти вложенные государством средства должны давать реальную отдачу в виде качественного, доступного медицинского обслуживания, повышения уровня удовлетворенности населения и снижения заболеваемости и смертности. За этими показателями эффективности будет особый контроль.

 

Хочу особо выделить задачи, которые стоят перед учреждениями социального обслуживания республики. Эта сфера, на мой взгляд, труднее всего воспринимает процессы модернизации. В республике насчитывается 21 центр социальной помощи, 8 домов-интернатов, в каждой местной администрации работают социальные департаменты и управления. В прошлом году начало работать Агентство по делам семьи и детей. Это было наше принципиальное решение – укрепить государственную поддержку социально незащищенных семей и детей. Необходимо признать, существенного эффекта пока нет. Вероятно, можно привести массу доводов и объяснений, почему этого до сих пор не происходит. Между тем, проблемы остаются: не снижается, а наоборот пошел вверх уровень, как детской преступности, так и преступлений против детей. Социально незащищенные семьи остаются со своими проблемами один на один. Считаю, что необходимо принять ряд кардинальных мер.

 

Первое. Министерству труда и социальной политики необходимо провести аттестацию кадров всех социальных учреждений. В первую очередь, руководители должны соответствовать своим должностям по профессиональному и образовательному уровням. При этом каждый руководитель должен иметь программу развития своего учреждения.

Второе. Перевести сотрудников социальных учреждений республики на эффективные контракты с конкретными критериями качества работы. Первым этапом – эффективные контракты необходимо заключить с руководителями, вторым этапом – со всеми сотрудниками социальных учреждений. Реализация майских Указов Президента страны требует внедрения системы независимой оценки качества работы социальных учреждений, оценки с участием общественных организаций. Эту работу мы обязаны выполнить.

Третье. Социальные центры должны перестать быть пассивными потребителями бюджетных средств. Определяющими в их деятельности должны стать профессионализм, эффективность, нацеленность на широкий спектр работы. Как показывает практика, сегодня работа социальных центров сводится к организации, грубо говоря, ночлежки для людей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Тогда как именно в социальной сфере широко распространены программы по самым различным направлениям: от компьютерной грамотности ветеранов до организации досуговых центров инвалидов.

 

Только Пенсионный фонд России выделяет до 1 миллиарда рублей на социальные программы. Ежегодно проводится национальный конкурс на лучший социальный проект. Можно привести массу примеров активного участия других регионов в различных программах. Например, знаменитый благотворительный фонд Натальи Водяновой работает в 79 городах России. Общероссийский Национальный благотворительный фонд в этом году принял более 700 заявок на свои конкурсы. Именно проектный подход должен лечь в основу деятельности социальных учреждений и дать возможность получения дополнительных источников при переходе на жесткое нормативное финансирование из республиканского бюджета. Считаю, что в перечень оценочных параметров деятельности руководителей социальной сферы должен быть включен пункт о реализации конкретных проектов.

К нашему стыду, обращаясь к проблемам столицы, мы вынуждены говорить не только о бесхозных объектах, но и о «бесхозных» людях. Речь о тех, кого мы стыдливо называем бомжами, о безнадзорных и беспризорных детях. Это наши с вами земляки. И судьба каждого из них должна стать предметом пристального внимания городских социальных служб. И по каждому должно быть принято решение: кого-то определить в приют, кого-то вернуть на село по месту рождения, у кого-то найти родственников и провести работу с ними. Социальная реабилитация бомжей, беспризорников и всех, кто по разным причинам оказался выброшенным на городские улицы – задача не только республиканских и столичных властей. К ней нужно подключить широкое волонтёрское движение, все наши общественные организации. Эта работа не должна вылиться лишь в юбилейное «лакирование» действительности, а стать началом системных мер по решению этой серьёзной социальной проблемы.

Профильному комитету Верховного Хурала, курирующему вице-премьеру нужно взять под контроль разработку конкретного плана действий по реформированию деятельности учреждений социальной поддержки и его реализацию.

2014 год мы объявили Годом русского языка. Эта приоритетная задача Министерства образования республики. Первыми в стране мы ввели должность инспектора по русскому языку. Эта новация получила большой и позитивный общественный резонанс, привлекла к нашей республике пристальное внимание. Понятно, что наш опыт будет анализироваться, изучаться. Поэтому очень важно, в реализации республиканской государственной программа по развитию русского языка не уйти в формальное проведение мероприятий, в разработку методических указаний, а определить конкретные механизмы повышения качества изучения русского языка. Такие механизмы, как стимулирование возвращения в республику русскоязычных студентов, направляемых на обучение за пределами республики по целевому приёму. Проработать правовые основы перевода оплаты «целевиков» в своеобразный образовательный кредит, погашаемый при возвращении в течение 3-5 лет по месту целевого трудоустройства. Считаю необходимым создать в Министерстве образования отдел или департамент по работе со студентами – «целевиками». Надо вспомнить лучший советский опыт, когда студенты, получившие образование по целевым наборам, обязаны были отработать по своей специальности там, где это более всего необходимо.

Руководителям предприятий, местных органов, заинтересованных в получении профессиональных кадров, надо думать об их социальном устройстве.Предлагаю объявить конкурс среди муниципалитетов по привлечению и закреплению комплексных «десантов» русскоязычных специалистов. Только при таком активном подходе мы сможем регулировать обеспеченность профессиональными кадрами. Рассчитываю на активную поддержку депутатов.

 

Уважаемые парламентарии! Президент призвал оценить масштабы проблемы перегруженности школ, отмечая, что многие из них работают в две смены. У нас вопрос стоит гораздо острее – столичные школы вынуждены работать и в три смены. Задача Министерства образования – подготовить детальный аналитический доклад. Актуализировать принятую программу по строительству детских садов, чтобы в перспективе использовать их под начальную школу, или предусмотреть комплексное строительство – школа и детский сад под одной крышей. И с аргументами в руках, с вашей поддержкой добиваться адекватной федеральной поддержки.

 

Уважаемые педагоги, директора школ, которые присутствуют сегодня в этом зале! В юбилейный год должна стартовать инициатива по реализации проекта «В каждой семье – не менее одного ребенка с высшим образованием». Он должен стать одним из главных социальных проектов Тувы на ближайшие несколько лет. В это дело должны включиться Министерства образования, социальной политики, Агентство по делам и семьи, муниципальные образования. Но главная роль принадлежит директорам школ.

Учет каждой многодетной семьи, педагогическое сопровождение и поддержка способных и упорных ребятишек из этих семей, подготовка их к поступлению в высшее учебное заведение, дальнейшее наставничество. Все эти вопросы под силу образовательным учреждениям. Эта задача не ограничивается только образовательной функцией, это будущее социальное благополучие семей, обеспечение экономики республики профессиональными кадрами, повышение культурного уровня жителей республики. Поручаю курирующему заместителю Анатолию Партизановичу Дамба-Хуураку осуществить межведомственную координацию и представить полноценную программу реализации этого проекта.

 

И еще одно предложение для руководителей общеобразовательных учреждений. Прошу поддержать нашу инициативу – один из заместителей директоров школ должен назначаться из числа мужчин-учителей, а в сферу его ответственности включить патриотическое воспитание, работу с будущими защитниками Отечества.

Хочу привести слова одного из мужчин-педагогов, к сожалению, не из Тувы: «Школа без мужчины все равно, что неполная семья. В ней может быть и достаток, и уют, и комфорт, и тепло, но всегда будет не хватать ощущения надежности, силы, крепости, сдержанности. Воспитание будущего мужчины без мужчины – немыслимое дело. Мужской пример для ребятишек ничем не заменишь».

 

Я с большим удовлетворением хочу отметить возрастающую роль Советов отцов, которые начали активно проявлять себя под эгидой Общественной палаты республики. Считаю, что это общественное движение не должно увязнуть в потоке общих призывов, а выработать для себя конкретные проекты и задачи. Предлагаю Общественной палате взять под контроль создание в каждой общеобразовательной школе Совета отцов и оказывать всяческую поддержку в патриотическом воспитании и укреплению здорового образа жизни.

 

Ещё один очень важный образовательный проект. В процессе подготовки к заседанию Правительства России 28 ноября рабочей группой была сформирована, на мой взгляд, очень перспективная инициатива по созданию детского лагеря интернациональной дружбы «Дети Евразии». Вопреки устоявшимся штампам, что Тува – мононациональная республика, у нас проживают более 100 национальностей. Уникальное географическое положение в самом центре Азии просто обязывает нас стать точкой притяжения людей, мостом между Западом и Востоком. Благодаря одному из самых масштабных проектов Русского географического общества по организации международного археологического лагеря «Долина царей» на территории Тувы, мы убедились, насколько востребованы молодежью интернациональное общение, совместное познание истории и культуры.

 

Проект обеспечит активизацию наших связей с регионами России и сопредельными странами, послужит укреплению межнациональных отношений и взаимопонимания. Необходимо продвигать эту нашу инициативу, защищать ее в федеральных ведомствах. Важно незамедлительно начать подготовку проектной документации, обоснования необходимости такого лагеря и представление материалов в федеральное министерство.

 

В стране 2014 год объявлен Годом культуры. Нужно использовать все его возможности для включения жителей Тувы в общекультурное пространство России. В полной мере задействовать потенциал наших обновленных залов, приглашать исполнителей самого высокого уровня, чтобы культурная жизнь республики стала более богатой и содержательной, включая в гастрольный график кожууны республики.

 

Хотел бы остановиться на этом конкретнее. На недавнем совещании у заместителя Председателя Правительства России Ольги Голодец федеральные министерства подробно рассказывали о возможности участия субъектов в различных федеральных программах. Только Министерство культуры осуществляет такие интересные проекты, как создание филиалов Эрмитажа в региональных музеях, причем с выделением средств на дополнительные штатные единицы. У нас построен прекрасный музей, один из лучших в Сибирском регионе. Но мы на этом самонадеянно успокоились. Создана специальная программа по школьному туризму. Из Белгородской области более 100 учеников посетили по этой программе Санкт-Петербург. Региональные творческие коллективы, театры, колледжи искусств, этнокультурные центра получают различные гранты и премии. Нам есть, что показать, гастроли самобытных коллективов Тувы за её пределами, буквально «взрывают» зрительные залы. Но, к сожалению, их лучше знают за рубежом, чем в регионах страны. Важно, чтобы юбилейные гастрольные планы наших творческих коллективов, стали значительным шагом в системной работе по культурному межрегиональному обмену.

 

В преддверии юбилея, в ходе самого празднования в республике и за её пределами пройдут сотни культурных мероприятий самого разного уровня. В торжествах будут принимать участие все творческие коллективы республики. Наш праздник будет иметь огромное объединительное значение для всей страны, нести мощный заряд интернационализма. Мы должны показать всему миру многообразие и единство народов, живущих на тувинской земле. Предлагаю создать на базе муниципального автономного учреждения «Центр русской культуры» г. Кызыла профессиональный ансамбль русской песни и танца, способный на достойном уровне представлять культуру русского народа на праздничных мероприятиях. Не умаляя достоинств самодеятельных коллективов, считаю необходимым, провести работу по созданию такого коллектива в кратчайшие сроки, сформировав штатный состав, материальную базу коллектива.

Также, считаю необходимым совместными усилиями министерств образования и культуры сформировать методический отдел, некий аналог общества «Знание», задачей которого будет организация культурно-просветительских «десантов» в кожууны республики. Мы обязаны обеспечить для мононациональных районов возможность непосредственного общения с носителями русского языка и русской культуры. Хотел бы попросить авторитетных педагогов, ученых, депутатов Ирину Петровну Самойленко, Петра Александровича Морозова, Николая Михайловича Моллерова активно подключиться к организации культурно-просветительских десантов.

Предлагаю в дни празднования Юбилея провести Съезд земляков. Это так здорово – собрать в большом зале всех, чья судьба неразрывно связана с Тувой, кто долгие годы отдавал свои силы, энергию на благо нашей малой Родины. Прошу заместителя Председателя Правительства Аяну Алексеевну Шойгу сформировать организационный комитет по подготовке и проведению съезда земляков, скоординировать краеведческую работу в школах по поиску земляков в стране и за ее пределами. Необходимо продумать особую юбилейную программу для таких именитых земляков, как Надежда Красная, представителей цирковой династии Оскал-оолов, Екатерины Шавриной.

 

Уважаемые депутаты и руководители местного самоуправления! Коллеги!

Такая важная историческая веха, как 100-летие единения Тувы с Россией – это хороший повод подвести итоги, отметить главные достижения этого периода: бесценный вековой опыт совместного проживания разных народов на тувинской земле в мире и согласии, то духовное и материальное наследие, которое оставили наши предшественники. Опираясь на этот прочный фундамент, нам строить Туву нового столетия.

 

Страна выбрала национальный приоритет на XXI век. Он был озвучен Президентом России. Это – подъём Сибири и Дальнего Востока. В своей внешнеэкономической политике Россия всё больше разворачивается к странам Азиатско-Тихоокеанского региона. Это значительно повышает шансы на опережающий экономический рост и социальное благополучие для всех регионов Сибири. И, конечно, для нашей Тувы, имеющей все предпосылки стать новыми удобными воротами страны на перспективный азиатский рынок. Правительство Российской Федерации поддержало нашу республику. Поручение Дмитрия Анатольевича Медведева о разработке инвестиционного плана развития Тувы имеет для нас ключевое значение. Мы должны отстоять проекты, которые помогут вывести нашу малую родину на новый виток развития, снять ее самые острые инфраструктурные ограничения. Грамотно распорядиться новыми возможностями – наш долг перед нынешним и будущими поколениями.

 

В завершении своего выступления хочу поделиться свежими впечатлениями. Вы уже знаете, что я на днях принял участие в торжественной церемонии награждения Даши Намдакова. Он признан скульптором года за композицию «Царская охота», которая станет частью уникального скульптурного комплекса на набережной Енисея в Кызыле. Я уверен в том, что в юбилейном году этoт удивительный по духу и красоте ансамбль, получивший высокую оценку ценителей искусства, станет новым символом Тувы, Сердцем Азии, местом паломничества туристов со всего мира.

Уважаемые коллеги, дорогие земляки! Нас ожидает очень интересный год, наполненный и напряженной работой, и радостью праздника. Давайте сделаем так, чтобы 100-летний юбилей надолго остался в наших сердцах, в памяти всех гостей юбилейной Тувы.

Спасибо за внимание!




© 2001-2024, Информационное агентство "Тува-Онлайн" (www.tuvaonline.ru).
При любой форме цитирования ссылка на источник (при возможности с указанием URL) обязательна.