Центр "Сайзырал". Как сделать ребенка счастливым?

   Елена Чадамба, Тувинская правда
17 июня 2014 г.

постоянный адрес статьи: https://www.tuvaonline.ru/2014/06/17/centr-sayzyral-kak-sdelat-rebenka-schastlivym.html

Центр "Сайзырал". Как сделать ребенка счастливым?В «Маленьком принце» Антуана де Сент-Экзюпери Лис раскрывает секрет детского счастья: «Лучше приходи в один и тот же час. Вот, например, если ты будешь приходить в четыре часа, я уже с трех часов почувствую себя счастливым. И чем ближе к назначенному часу, тем счастливее. В четыре часа я уже начну волноваться и тревожиться. Я узнаю цену счастья! А если ты приходишь всякий раз в другое время, я не знаю, к какому часу готовить свое сердце…».

Готовить свое сердце надо к встрече с ребенком, говорит Виктория Полякова, директор Центра «Сайзырал», оказывающего психологическую помощь детям и взрослым. 

— У взрослых не хватает времени, чтобы узнавать ребенка, общаться с ним, — говорит Виктория Викторовна. — Нужна система воспитания, а на деле это происходит от случая к случаю, и тогда, когда родители решат, что у них для этого есть время. Дефицит родительской отзывчивости на детские нужды, чувство незащищенности в раннем детстве, недостаток любви в школьные годы способствует «выученной беспомощности», скуке. Это приводит либо к безмолвной апатии, либо к привлечению к себе внимания любыми, даже криминальными, способами. Не надо накапливать в детском организме кортизол (стрессовый гормон). Ребенок имеет право на немедленное счастье, писал Альберт Лиханов. Он должен ежедневно получать свою порцию ощущения теплоты, радости, уверенности в себе и близких, которая делает человека счастливым. Это и есть профилактика неблагополучия на всю жизнь.

Какую непосредственную помощь оказывает «Сайзырал» детям?

— Основное направление — оказание психологической помощи. Задача педагогов-психологов: улучшить психологическое здоровье детей. В штате у нас психологи, юрист, социальные педагоги, фельдшер. Обычно к нам обращаются дети, которые лишены родительского внимания. С 2009 года мы располагались в школе-интернате, дети находились у нас на реабилитации с 8 до 12 часов, после обеда — с 14 часов до 21 часа. У каждого специалиста там был отдельный кабинет для индивидуального приема, и даже цветовая гамма была подобрана с учетом уровня психического состояния детей.

Сейчас мы находимся на втором этаже общежития строительного техникума, у нас четыре кабинета, наше министерство обе­щает выделить дополнительные площади для того, чтобы организовать оказание психологической помощи. Несмотря на стесненные условия, мы продолжаем принимать нуждающихся детей, для этого у нас есть оборудованный кабинет для индивидуального приема и комната психологической разгрузки.

Мы помогаем школьным психологам внедрить информационно-коммуникационные технологии в свою практику. Закупили тесты и разместили их на нашем сайте — каждый психолог может воспользоваться ими. По ним можно сразу выявить детей, которых необ­ходимо включить в зону внимания психолога. Например, чтобы к экзаменам ребенок вышел не со страхами, а подготовленным: с позитивным мышлением, ресурсным состоянием, умением владеть своими эмоциями и знающим оптимальные стратегии успешного поведения.

Является ли психологическая поддержка панацеей от всех бед? А. Маслоу, известный классик психологии, пишет, что сначала должны быть удовлетворены первичные потребности в пище, в тепле, во сне. Без этого своевременно не будут развиваться ни физиологические, ни психические функции. Поэтому, если ребенок болен, голоден, то вряд ли есть условия для работы с ним. В Санкт-Петербурге, например, успешно внедряется программа по профилактике правонарушений: детям с девиантным поведением дают усиленное белковое питание — 4 раза в день обязательно. А еще — у них в комнатах полные холодильники с едой. Педагоги и психологи работают по методикам Ушинского, Макаренко: «трудные подростки» учатся ремеслу, есть своя фабрика, они выпускают коробки для игр, получают за это деньги, льготы. И есть хороший результат, дети исправляются, даже в колониях такую методику используют. Те, кто прошел эту школу, очень востребо­ваны по России, потому что научились работать в коллективе. Питерские специалисты делились своим опытом, программа называется «Мо­лодое поколение».

К тому же Дню защиты детей (и всегда к большим праздникам) мы привлекаем спонсоров, чтобы сделать подарки семьям. Это сладости, одежда, канцелярские товары, телефоны, мультиварки. Есть спонсоры, которых очень хочется отметить. Например, молодые сотрудницы ТД «Аржаан». Они всегда откликаются на нашу просьбу помочь семьям, находящимся с детьми в социально-опасном положении.

От чего и от кого нужно защищать ребенка сегодня?

— Чтобы ребенок не был лишен того, что прописано в конституции. Каждая семья несчастна по-своему. Пьянство родителей, жестокое обращение и насилие, нетерпимость и гиперопека могут привести к страшным последствиям.

Если мы (соседи, учителя, врачи) знаем, что в какой-то семье существует насилие над детьми, мы чисто по-человечески обязаны сообщить об этом в милицию, органы опеки и попечительства, прокуратуру, чтобы те приняли своевременные меры. Если насилие происходит часто, ты перестаешь замечать такие действия по отношению к тебе. Страшно, когда это становится привычкой, и вот ты уже сам обижаешь других. Круг замыкается. Жестокость порождает жестокость.

Чтобы понять, что с ребенком что-то не так, достаточно быть просто внимательным. Депрессивное состояние очень заметно, ребенок становится замкнутым, не общается с другими детьми, эмоционально реагирует на малейшее замечание, подходит, хочет что-то сказать и уходит, не сказав. В этом случае не испытывайте судьбу, обращайтесь в республиканский центр психолого-медико-социального сопровождения «Сайзырал», звоните на телефон доверия 4-88-22. На всероссийский телефон доверия 8-800-2000-122.

Вам наверняка приходится часто бывать в районах. Какая там ситуация?

— В плане неблагополучия у нас на первом месте — алкоголизация населения. Низкий уровень жизни. Например, Чеди-Холь... Десять пьющих многодетных матерей-алкоголичек, дети — мал мала меньше. И район не может организовать работу. Причиной может быть отсутствие кадров, которые должны заниматься этим. И отсутствие приюта, где дети могут укрыться от пьяных родителей. Мы можем сетовать на это изо дня в день, но дети, дети-то не могут ждать. Когда ребенок изо дня в день видит, как мама приводит каждый раз нового сожителя, как пьёт…

и не готовит обед…

— Если мы не имеем достаточных оснований изъять детей из семьи и оставляем их с пьющей мамой, надо обязательно патронировать эту семью администрацией района.

В республике еще сложилась порочная практика отдавать под опеку детей людям, доход которых составляет «опекунские» на ребенка. Наверное, пришло время остановить этот способ «зарабатывания» на детях. Кроме того, отдают детей людям, которые уже брали детей и проявляли жестокость по отношению к ним. Есть еще варианты, когда под опеку отдают детей, где мать и отец — инвалиды. Отдают без изучения индивидуальных особенностей и способностей опекунов. Могут ли они проявлять заботу и любовь к детям, будут ли дети счастливы в таких семьях — никому нет дела. А это очень важная составляющая для эмоционального благополучия ребенка. Мне кажется, родители, которые решили взять детей, должны пройти обучение и получить аттестат, подтверждающий, что у них сформировались навыки взаимодействия с приемными детьми, и они могут находить выходы из трудных жизненных ситуаций. А еще не мешало бы «Опеке», прежде чем отдавать детей опекунам, изучить отзывы о них соседей, учителей.

Но есть, наверное, и какие-то позитивные моменты?

— Очень хороший опыт работы накоплен в Улуг-Хемском районе. Там во всем — комплексный подход, понимание того, что должна быть координация действий. Приятно, когда приезжаешь в район, и тебя приглашает сам глава администрации, интересуется: что вы можете нам предложить, чтобы улучшить нашу работу? Не бездействует комиссия по делам несовершеннолетних. Улугхемцы участвуют в разных конкурсах, нынче — в конкурсе, объявленном Фондом защиты детей от насилия. Выиграли грант за свою программу — полтора миллиона рублей. На Форуме матерей, в секции профилактики антиобщественного поведения женщин, они рассказали, как это все реализовывается — очень интересно.

Пока сам глава поселения не займется постоянным контролем ситуации, а вопросы детского неблагополучия не станут приоритетными в его деятельности, трудно что-либо изменить. Считаю целесообразным проводить аттестацию председателей администраций поселений на предмет эффективности работы в части профилактики детского неблагополучия на его территории. Точечные, локальные успехи есть, но в целом система «западает». Субъекты профилактики должны работать, как часы, знать свою компетенцию. Очень важно, чтобы на местах было больше центров социальной помощи семье и детям с приютами. В вышеупомянутом Чеди-Холе, к слову, такого приюта нет.

Я — за то, чтобы ребенок жил в семье. В любом случае скученность предполагает ущемление чьих-то интересов. В казенном доме ребенку хочется побыть одному, получить любовь только для себя одного. Дети и так обездолены. Нужно поддерживать приемные семьи, а тем органам, которые должны их контролировать, усилить свою деятельность в плане поддержки таких семей.

 Какие еще есть проблемы?

— Неблагополучие стало быстро перемещаться в благополучные, полные, материально обеспеченные семьи. Мы собирали «круглый стол» по этой теме. В его работе приняли участие Александр Даржай (он написал брошюру о защите детей), музыкант Андрей Монгуш. Артист уверен, что надо писать хорошую музыку для молодежи, чтобы у них не было упаднического настроения. Он готов это делать, нужны только деньги на запись дисков. Говорили, что мы уже научились работать с неблагополучными семьями, выработан алгоритм. А в благополучных семьях? Вот сидит ребенок с младшим братиком. Устал, у него не хватает сил, он разочаровывается, боится, что мама придет и будет ругать: не прибрался, уроки не сделал. Он понимает, что не справился с требованием мамы. На ребенка возлагается непосильная ноша, как на взрослого. А он не готов к этому. Родители взрослеющего подростка должны быть мудрыми в общении с молодым человеком. Должны понимать, что сейчас для ребенка очень важна автономия, и конфликты вряд ли могут здесь помочь. Искать другие воспитательные подходы, основываться на уважении личности и быть более толерантными друг к другу.

У меня есть знакомая — простая женщина, которая работала уборщицей сразу в нескольких местах. У нее было семеро детей — все ухоженные, чистые, опрятные. У нее, как, впрочем, и у супруга, не было высшего образования, семья жила скромно, без особого достатка. Но дети всегда были улыбчивыми, доброжелательными, открытыми. А бывает, что дом — полная чаша, но конфликты в семье, непонимание. Счастье — это не конечный продукт. Это отношение к жизни, к окружающим. В ком-то это заложено, кого-то нужно этому учить.




© 2001-2024, Информационное агентство "Тува-Онлайн" (www.tuvaonline.ru).
При любой форме цитирования ссылка на источник (при возможности с указанием URL) обязательна.