|
В рамках реализации губернаторского проекта «В каждой семье – не менее одного ребенка с высшим образованием» Тувинский государственный университет провел первые очные подготовительные курсы для выпускников школ республики из семей, не имеющих детей с высшим образованием.
Курсы прошли в каникулярное время с 3 по 9 ноября 2014 г. по следующим направлениям: биолого-химическому - с изучением биологии, химии и русского языка; физико-математическому - с изучением математики, физики, русского языка.
На подготовительные курсы зачислили 50 слушателей из числа учащихся образовательных учреждений районов республики.
Курсы открылись 3 ноября, и с первого дня организаторы столкнулись с рядом проблем: большинство детей прибыли на учебу без подтверждающих документов (приказ Администраций кожуунов), без сопровождающих лиц, отсутствовали документы о назначении сопровождающих Дзун-Хемчикского, Бай-Тайгинского, Овюрского муниципальных образований.
Помимо основных занятий ежедневно с детьми занимались опытные педагоги – психологи, проводившие тренинги, направленные на формирование устойчивой мотивации к поступлению в вуз и профориентацию.
Школьникам было предоставлено место в общежитии ТувГУ, также трехразовое питание.
В свободное от занятий время юных слушателей ждали культурные и спортивные мероприятия.
Проанализировав результаты тестирования, эксперты пришли к выводу, что дети имеют очень слабую базовую подготовку по предметам. Так, из 25 слушателей по каждому направлению не преодолели минимальный уровень: по биологии – 21 слушатель, по химии все слушатели, по математике – 22 слушателя, по физике – 20 слушателей, по русскому языку - 19 человек биолого-химического класса и 20 физико-математического класса.
В целях мониторинга качества знаний, полученных на подготовительных курсах, было проведено промежуточное тестирование, показавшее улучшение результатов тестирования по некоторым предметам: химии, физике, биологии и русскому языку. Так, в классе по биолого-химическому направлению по химии положительный результат получили 18 человек, по биологии 15 человек, по русскому языку 16 человек. В классе по физико-математическому направлению по физике положительный результат получили 19 человек, по математике 9 человек, по русскому языку 9 человек.
Хороший уровень знаний показали следующие слушатели: по химии и биологии - Сотпа Чингис из МБОУ СОШ с. Ак-Тал, Салчак Ай-Херел из МБОУ СОШ с. Тээли, Докпай-оол Чимис из МБОУ СОШ с. Уюк, Ооржак Айлан из МБОУ СОШ №1 с. Кызыл-Мажалык; по русскому языку – Биче-оол Фаина из МАОУ Лицей №15 г. Кызыл.
Анализ отчетов преподавателей подготовительных курсов также показал слабый уровень предметной подготовки школьников. Так, Л.Н. Власова, преподаватель математики, отмечает, что знания учащихся очень разрознены, у ребят не хватает вычислительных навыков, домашние задания выполняли не все учащиеся. О.Д. Кендиван отметила, что в процессе изучения первого раздела курсов по химии слушатели усваивают материал, что является доказательством дальнейшей перспективности курса.
Сотрудниками психологической службы ТувГУ для ребят была проведена серия тренингов (пять занятий, каждое продолжительностью в один час) по профессиональному самоопределению. В рамках тренинга были проведены упражнения на знакомство, сплочение групп, развитие мотивации на поступление в ТувГУ и другие вузы, самопознание. Школьники активно участвовали на всех тренингах, многие отметили, что им «понравилось готовиться к поступлению в ТувГУ» и им также «понравился сам университет».
Для установления обратной связи, по окончанию занятий, слушателям была предложена анкета на анализ удовлетворенности курсами, результаты которой показали, что дети вполне удовлетворены обучением, подбором профессорско-преподавательского состава и их отношением к себе, полнотой предоставляемой информации. Организацию курсов они высоко оценили по следующим критериям: содержание курса, организация питания, условия проживания, психологический климат. Дети выразили желание в дальнейшем продолжить курсы в дистанционной форме.
Подводя итоги, можно отметить, что данные результатов тестирования говорят о плодотворной организации образовательного процесса преподавателями и целесообразность проведения таких курсов для детей, из семей, не имеющих высшее образование.
|
|