Глава Тувы выступил с Инвестиционным посланием

   gov.tuva.ru
21 ноября 2014 г.

постоянный адрес статьи: https://www.tuvaonline.ru/2014/11/21/glava-tuvy-vystupil-s-investicionnym-poslaniem.html

Глава Тувы выступил с Инвестиционным посланиемВ Кызыле состоялось заседание Экономического совета при Правительстве РТ с участием членов Правительства, депутатов Верховного Хурала Тувы, ученых, глав администраций районов и городских округов, руководителей федеральных структур, представителей бизнес-сообщества республики и крупных инвестиционных компаний. Перед членами Совета и приглашенными с посланием «Инвестиционный климат и инвестиционная политика Республики Тыва на 2015 год» выступил Глава республики Шолбан Кара-оол.

В ежегодном послании главы региона дан анализ работы Правительства по привлечению инвестиций, обозначены основные проблемы и определены приоритетные направления деятельности в создании более благоприятных условий для развития бизнеса.

Выступление Главы Республики Тыва Шолбана Валерьевича Кара-оола: 

- Уважаемые члены Экономического совета! Уважаемые коллеги! Приглашённые!

Сегодня мы собрались в расширенном составе, чтобы определить основной вектор формирования инвестиционной политики на 2015 год. Инвестиционное послание к предпринимательскому сообществу и органам власти республики уже не экзотическая новация, а ежегодная обязательная практика, коррективы в которую вносит сама жизнь. Это не просто отчёт о достигнутых результатах, прежде всего, это постановка задач по улучшению инвестиционного климата на нашей территории. 

Наши совместные усилия на инвестиционном направлении не проходят даром. Очевидна реальная позитивная динамика. С 2007 года мы добились увеличения притока инвестиций в республику в 5,3 раза (за последние три года – в 1,9 раза). За январь-август 2014 года объем инвестиций в основной капитал составил 5,2 млрд. рублей с ростом к аналогичному периоду прошлого года на 4,2 процента.

До 2007 года объем инвестиций в республике складывался только за счет бюджетных средств. С 2008 года – начала реализации крупных инвестиционных проектов – частными компаниями инвестировано 27,3 млрд. рублей, в том числе за 9 месяцев этого года – 3,2 млрд. рублей с ростом на 15,8 процента. Этот рост обеспечен за счёт активной деятельности ЗАО «ТЭПК», компании «Лунсин», которая выходит на промышленное освоение Кызыл-Таштыгского месторождения полиметаллических руд. Компанией «Межегейуголь» произведен пуск современной, высокотехнологичной шахты. Кроме того, на территории нашей республики начинает свою деятельность компания «Бенконс», в инвестиционном портфеле которой строительство кирпичного завода и гостиничного комплекса.

В крупных инвестиционных компаниях сегодня работают более 2,2 тысячи человек, из них более 1,2 тысячи человек (55 процентов) – наши земляки. Объем вложений в основной капитал в расчете на душу населения за этот период возрос в 5 раз – с 7 до 40,0 тысяч рублей. 

Рывок колоссальный, но только в сравнении с нашими собственными стартовыми позициями. В других проекциях инвестиционная картина, прямо скажу, далеко не такая радужная. Сорок тысяч рублей на человека – это практически вдвое меньше среднего показателя по стране. Разрыв с регионами-донорами еще больше – в десятки, а то и сотни раз. Если посчитать, чего нам ждать, если динамика прироста инвестиций останется прежней – получается, что Туве, чтобы сравняться с сегодняшним уровнем капвложений, скажем, Красноярского края, понадобится 30 лет.

Такие темпы нас не устраивают. Иметь хорошую работу и достойно жить хочется если не сейчас, то хотя бы в обозримой перспективе, а не ждать полжизни. Поэтому перед нами стоит очень трудная, но архиважная задача – максимально ускорить темпы экономического роста. Решить её можно, только выстроив эффективную систему управления инвестиционными процессами.

Разумеется, дело это непростое, потому что готового рецепта не существует. Подобной системности в сфере управления инвестициями сегодня нет даже на федеральном уровне. Но у нас, повторюсь, нет времени ждать, пока ее где-то придумают. Придется самим искать любые законные возможности, импровизировать, приспосабливать к нашим условиям любой успешный опыт обустройства благоприятной среды для инвестиций.

Какие проблемы при этом необходимо решить, на мой взгляд, в первоочередном порядке?

 

Во-первых, это слабое участие большинства муниципалитетов в реализации региональной инвестиционной политики.

В своём Послании к Федеральному Собранию Президент России Владимир Владимирович Путин отметил, что «…необходимо дать инвесторам ясный сигнал, на каких территориях выгоднее, разумнее работать, создавать те или иные производства».

Откликнется ли инвестор на эти сигналы — во многом будет зависеть от того, насколько эффективно муниципальные образования смогут включиться в общий процесс привлечения инвестиций.

Важная задача 2015 года для муниципалитетов – подготовить конкретный перечень инвестиционных проектов и формирование инвестиционного паспорта кожжуна. Инвестиционные паспорта муниципалитетов должны стать рабочим инструментом, с которого начинается знакомство потенциального инвестора с территорией.

Важно начать выходить на инвесторов с готовыми проектами муниципалитетов, требующими финансирования. Разумеется, качество подготовки всех документов должно быть на самом высоком уровне.

Постоянно должна вестись и обновляться база свободных земельных участков, пригодных для реализации инвестиционных проектов. Речь идет не только о муниципальных участках, но и о тех, что находятся в частной собственности. 

Администрациям муниципальных образований нужно провести анализ эффективности работы предприятий, в том числе МУПов, для определения возможности привлечения частных партнеров для их развития.

Со своей стороны, региональная власть будет обеспечивать всю необходимую поддержку, в том числе и финансовую, тем муниципалитетам, где ведётся активная инвестиционная политика.

Еще в прошлом году правительством было инициировано закрепление ответственных лиц за эту работу во всех городах и районах. Должен отметить, на бумаге отчитались все. На деле – ни в одном районе инвестиционные комиссии не работают, проекты не формируются. В 2015 году наличие конкретных проектов и объем привлеченных инвестиций станет главным критерием эффективности работы местной власти. 

Во-вторых, говоря о решающей роли человеческого фактора, следует отметить, что кадры по-прежнему решают все.

Знаете, что оказалось самым сложным, когда мы вытаскивали из коммунальной аварии Хову-Аксы? Не отсутствие денег и материалов, как принято считать. Самая большая трудность, с которой мы столкнулись и сталкиваемся везде – катастрофический дефицит профессионалов. Их по пальцам пересчитать не только в энергетике, но и в любой отрасли, какую ни возьми – от госуправления до транспорта и связи. Без них любые инвестиции – это, по большому счету, мертвый капитал.

Не случайно же компании, которые приходят на наш рынок, везут с собой не только оборудование, но и специалистов, способных работать с новыми технологиями и соответствовать жестким запросам бизнеса. Республика, как выяснилось, не в состоянии предложить им квалифицированных работников в тех объемах, какие нужны. Даже в тех областях, где особой подготовки не требуется, наши рабочие не выдерживают конкуренции с приезжими, имеющими навыки трудиться в бешенном ритме, с полной выкладкой, без перекуров и загулов. 

Это всё настойчивее диктует нам необходимость подготовки высококвалифицированных кадров и современных менеджеров. В республике надо сформировать систему профессионального образования, не просто учитывающую потребности инвесторов и предприятий, а четко ориентированную на них. Эта работа ведется, но достойной отдачи от нее пока нет. Пока инвесторы и Министерство образования не слышат друг друга, а дети, получившие образование, остаются без работы. Необходимы сквозные образовательные программы, разработанные совместно с работодателями, нужны системы карьерного планирования, начиная со школьной скамьи, и системы профессиональной сертификации и независимой оценки.

Поручаю Министерству образования и науки республики создать, например, в школах с. Кочетово, Усть-Элегест, п. Элегест, п. Каа-Хем площадки профессиональной ориентации, другими словами – шахтерские классы (по образу классов МЧС). Сформировать специальные программы дополнительного образования. Для этого министерству есть смысл заключить конкретно под этот проект соглашения с «Межегейуголь», ТЭПК и ТГК.

В-третьих, нужно признать, что у нас всё ещё высоки административные барьеры для потенциальных и существующих инвесторов. Наиболее болезненными темами для бизнеса были и остаются вопросы предоставления земельных участков, подключения к инженерным сетям, взаимоотношений с естественными монополиями. Необходимо также признать и то, что сроки рассмотрения заявок инвесторов нередко затягиваются.

В связи с этим нами утверждены две «Дорожные карты» по улучшению предпринимательского климата в сферах строительства и энергетики.

В строительстве предусматриваются мероприятия по сокращению количества процедур с 15 до 11 и совокупного времени прохождения всех административных процедур для получения разрешений на строительство с 333 до 230 дней к 2018 году.

В энергетике позволит уменьшить количество этапов присоединения с 10 до 5 и времени на прохождение всех этапов по получению доступа к энергосети сократится с 281 до 40 дней к 2018 году.

Улучшения, конечно, есть но, ни в коем случае нельзя останавливаться, напротив нужно наращивать темпы и идти дальше. 

7 ноября вступило в силу постановление об исчерпывающем перечне административных процедур в сфере жилищного строительства. Было, по разным оценкам, порядка 220 федеральных, региональных и муниципальных процедур – на сегодняшний день удалось сократить их до 134. В отношении каждого проекта будет применяться отдельный набор процедур. Например, для строительства многоквартирного дома в отдельных регионах необходимо было пройти 130 процедур – в соответствии с перечнем, теперь утверждённым, их будет 60. Среднее количество дней для получения разрешения на строительство – это 276 дней, а варьируют они по регионам, можно привести примеры: 355 дней, например, в Ярославской области (у нас 333 дня) и до170 дней – в Кировской области и в Республике Саха (Якутия), в городе Москве – 100 дней. Задача, после сокращения количества разрешительных процедур, выйти с 276 дней на 130 дней соответственно. Сравните: мы планируем – 230 дней. Есть к чему стремиться.

На сайте Министерства строительства России опубликован реестр описания процедур, в котором подробно описана каждая процедура, которая включена в перечень. Теперь любой предприниматель может ознакомиться с информацией о том, каким нормативным актом процедура установлена, в какие сроки она должна осуществляться, платная она или нет, и в какой она форме подаётся, в электронном виде либо на бумажном носителе, и каковы основания для отказа в её проведении. И, самое важное, в реестре описания процедур содержится перечень документов, который застройщику необходимо представить для прохождения каждой процедуры отдельно. Теперь ни один орган региональной, муниципальной власти не может требовать от заявителя дополнительных документов, помимо тех, что указаны в данном реестре по описанию этой процедуры, и тем более устанавливать процедуры, которых нет в этом исчерпывающем перечне. Кроме того, в реестре детально описаны процедуры с подключением объектов к технологическим сетям, чтобы это был единый порядок, – этого ждали застройщики. Поручаю Министерству экономики совместно с Минстроем республики скорректировать нашу «дорожную карту» в соответствии с федеральным постановлением. 

Уважаемые коллеги! Наши действия по дальнейшему улучшению инвестиционного климата уже опираются на довольно основательный фундамент. Начало уже положено, многое уже создано. Юбилейный год, позволил нам подвести определённые итоги, показал, что мы умеем при необходимости концентрировать свои усилия, умеем работать в хорошем темпе. Надо грамотно и рачительно использовать то, что нам дано природой, историей и создано руками наших талантливых земляков. Этот богатейший потенциал уже оценен и является достоянием каждого, кто связывает свое будущее и будущее своих детей с республикой.

Те стратегические подходы к реализации инвестиционной политики, которые были заложены в текущем году, должны стать основой для формирования инвестиционного климата республики в 2015 году. 

Вместе с тем, новая точка отсчёта, новые вызовы и новые возможности означают и новый уровень работы с инвесторами. Каждый рубль инвестиций, привлеченных в республику – это вклад в благополучное будущее региона, в повышение качества и уровня жизни наших земляков, в формирование современной социально-экономической инфраструктуры территории. Уверен, что объединёнными усилиями мы сможем превратить инвестиционный потенциал Тувы в надежный фундамент его развития. 

Какие основные задачи в области инвестиционной политики стоят перед нами?

Первая задача — это стратегический подход в привлечении инвестиций, определение приоритетных направлений, отраслей, видов продукции и услуг с точки зрения перспективного социально-экономического развития Республики Тыва.

В настоящее время они определены программными документами о социально-экономическом развитии страны, Сибирского федерального округа и региона с перспективным горизонтом до 2020 года. Требую, чтобы Министерство экономики республики в первом квартале 2015 года представило на публичное обсуждение Инвестиционную стратегию региона. После чего она должна быть оперативно утверждена.

В соответствии со Стратегией необходимо ежегодно заключать Соглашения с крупными инвестиционными компаниями, реализующими проекты на территории республики, в которых указывать конкретное социально-экономическое взаимодействие и отражать систему показателей для оценки результатов реализации соглашения. 

Вторая задача – конкретизировать политику стимулирования инвестиций для отдельных территорий республики. Иными словами, создать своеобразную инвестиционную карту, на которой четко обозначить характер зон опережающего развития (с центрами развития производства, например, строительных материалов, переработки молока, мяса, шерсти, овощей; предоставления туристических, лечебно-рекреационных услуг). И в соответствии с выбранным приоритетом, учетом конкретных территориальных особенностей, разрабатывать механизмы государственной поддержки или стимулирования инвестиционной активности. 

Третья задача — развитие объектов инфраструктуры. По своему вкладу в формирование инвестиционной привлекательности или, напротив, непривлекательности региона инфраструктурные риски, пожалуй, стоят на первом месте. Здесь можно выделить четыре направления: социальная, транспортно-логистическая, инженерная инфраструктура, а также инновационная и сервисная инфраструктура, включающая центры коллективного доступа, центры совместных разработок, адаптации, экспертизы и сертификации.

Одним из основных способов развития инфраструктуры, учитывая незначительные возможности бюджета, мы считаем использование механизмов государственно-частного партнёрства. Эту деятельность будем наращивать.

На первом этапе требуется формализовать две процедуры формирования проектов ГЧП. Отдельно — для траектории «снизу вверх», то есть для проектов, которые инициируются частными инвесторами. Отдельно — для траектории «сверху вниз», то есть для инфраструктурных проектов, потребность в реализации которых определяется и предварительно прорабатывается специализированной организацией по работе с инвесторами совместно с органами исполнительной власти. 

Оценка успешности решения указанных задач должна определяться не только и не столько объёмами инвестиций в основной капитал, темпами роста инвестиций, но и выражаться в положительной динамике показателей социальной, экономической и бюджетной эффективности. Речь идёт в первую очередь о повышении благосостояния граждан, в том числе за счёт создания новых рабочих мест и повышения уровня заработной платы в связи с реализацией новых инвестиционных проектов. 

Заканчивая своё выступление, хочу обратиться к потенциальным и действующим на территории республики инвесторам. 

Республика Тыва открыта для инвестиций! Мы готовы обсуждать любые ваши инициативы по реализации новых или развитию существующих проектов. Мы готовы обсуждать их на любых площадках, включая заседания Экономического совета.

Мы рассмотрим любой проект и предложим варианты его локализации, эффективной поддержки и сопровождения. Для этого нами предпринимаются шаги по совершенствованию институтов и механизмов развития. 

Уважаемые участники Экономического совета! Сегодня мы с вами обсудим вопрос о создании внебюджетной специализированной организации по привлечению инвестиций и работе с инвесторами. Жизнь показала, что зачастую инвесторы вынуждены бегать по различным кабинетам в ведомствах республики для решения своих конкретных проблем, обращаются к малознакомым людям, каждый раз с нуля рассказывая о своем проекте. Это требует времени, утомительно и малоэффективно. Здесь важно задействовать принцип «одного окна», собрать в одном месте компетентных универсальных специалистов. Для этого и создается специализированная организация по привлечению инвестиций. В инвестиционном портфеле, с которым начинает работать новая организационная структура 21 крупный инвестиционный проект. Среди проектов ближайшего будущего мясокомбинат, цементный завод, лесоперерабатывающие предприятия полного технологического цикла. Крайне важен для нас проект по строительству тепловой электрической станции – ТЭС-2, так как дефицит тепло- и электроэнергии остаётся основным фактором, тормозящим инвестиционное развитие республики. 

Надеюсь, что новая структура окажется полезной и выведет наше взаимодействие на новый уровень. 

Спасибо за внимание! 




© 2001-2024, Информационное агентство "Тува-Онлайн" (www.tuvaonline.ru).
При любой форме цитирования ссылка на источник (при возможности с указанием URL) обязательна.