"Российская газета" опубликовала План первоочередных антикризисных мер на 2015 год

   Российская газета
3 февраля 2015 г.

постоянный адрес статьи: https://www.tuvaonline.ru/2015/02/03/rossiyskaya-gazeta-opublikovala-plan-pervoocherednyh-antikrizisnyh-mer-na-2015-god.html

"Российская газета" опубликовала План первоочередных антикризисных мер на 2015 год"Российская газета" полностью публикует План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году.

Чтобы он стал экономической реальностью как можно быстрее, понадобятся оперативные поправки как федерального, так и регионального законодательства. Местным правительствам, например, чтобы помочь малому бизнесу, предстоит найти сильные стороны своих регионов и муниципальных образований и дать налоговые поблажки предпринимателям. Например, производителям оренбургских пуховых платков или башкирского меда.

Один из ключевых пунктов антикризисного плана - расширение двухлетних "налоговых каникул" для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Напомним, что с 1 января 2015 года от налоговых ставок отдыхает малый бизнес в производственной, социальной и научной сферах. Теперь к ним добавятся еще и тех предпринимателей, которые занимаются оказанием бытовых услуг.

"Для этого сначала понадобится принять федеральный закон, а после - отдельные региональные постановления, в которых пропишут, на оказание каких услуг малого бизнеса могут быть введены нулевые налоговые ставки", - рассказывает руководитель Центра экспертизы и аналитики проблем предпринимательства Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России" Иван Ефременков.

Вариантов довольно много. Это может быть, например, полноценный спектр услуг среднестатистического российского "дома быта": изготовление ключей, ремонт и пошив одежды, производство и починка мебели.

Или услуги фотоателье, перечисляет эксперт. К этому списку регионы уже и смогут добавить те виды деятельности, которые они посчитают для себя приоритетными, добавляет Иван Ефременков. "После введения налоговых каникул с 2015 года, например, в Челябинской области обнулили ставку на производство и ремонт мебели", - сообщил эксперт. Другие регионы тоже могут поискать свои "фишки".

И затягивать с поиском не стоит. Ведь менять законодательство для расширения "налоговых каникул" не придется, и оно быстро сможет стать реальностью, объясняет Иван Ефременков. Распространение новых льгот Налоговый кодекс допускает задним числом, то есть формально они могут начать свое действие вместе с прошлым пакетом - с 1 января 2015 года. Если послабления вступят в силу одновременно во всех регионах, в малый бизнес сможет войти 250 тысяч человек.

А вот для реализации другого ключевого пункта антикризисного плана уже понадобится серьезное изменение российского финансового законодательства. Речь идет о создании института, которого в России еще не было: банка "плохих долгов". У финансовых организаций и системообразующих предприятий (их будет не больше трехсот) хотят выкупить проблемные активы, что должно оздоровить нашу экономику. Это разного рода ценные бумаги вроде векселей или облигаций, чья стоимость серьезно просела. "Когда таких активов становится много, это наносит болезненный удар по капитализации, банк не может кредитовать и нормально вести бизнес, поскольку не в состоянии закрыть убытки", - объясняет доцент факультета финансов и банковского дела РАНХиГС при президенте РФ Василий Якимкин.

Предусмотрена в плане и помощь гражданам. Из 25 тысяч россиян, которые взяли ипотечный кредит в валюте, более 20 процентов находятся сегодня в зоне риска, говорят эксперты.

Среди них - молодые семьи, родители с детьми, пенсионеры и одинокие работающие матери. "Помогать нужно тем, кто действительно попал в сложную ситуацию", - заявила глава ЦБ Эльвира Набиуллина. Эксперты такую позицию поддерживают. В первую очередь советует директор научных программ Независимого института социальной политики Лилия Овчарова, необходимо поддержать тех, кто может оказаться на улице - владельцев единственной квартиры.

Также помочь надо семьям с детьми, где мамы находятся в декрете, и пожилым парам без детей. По мнению эксперта, вытащить их из долговой ямы сможет беспроцентная ссуда от государства на погашение кредита.

А наряду с социальной ипотекой, запуск которой тоже предусматривает антикризисный план и которая может охватить всех бюджетников без собственной квартиры, надо еще проработать вопрос с некоммерческим наймом, уверена Овчарова.

Отсутствие таких арендных программ сдерживает мобильность россиян, а при нынешних рисках увеличения безработицы крайне важно, чтобы молодые люди и семьи с детьми могли переехать в другой город или регион. Туда, где есть вакансии.

Таких "свободных рук" в ближайшее время может оказаться много. Официально зарегистрированных безработных в 2015-м может стать на 650 тысяч больше. В зоне риска - работники финансовой, туристической, торговой отрасли, а также сферы услуг, уверен первый заместитель гендиректора "Всероссийского центра уровня жизни" Николай Волгин. Как помочь этим людям?

По мнению экспертов "РГ", финансисты смогут пройти переобучение и устроиться бухгалтерами в компании малого и среднего бизнеса, которые правительство планирует поддерживать. Турагенты должны переориентироваться на продажу туров в российские города и курорты. Что касается работников торговли и сферы услуг, то их можно трудоустроить на сельскохозяйственные малые предприятия. "И мы сможем реализовать сразу три пункта плана: поддержать малый и средний бизнес, нарастить импортозамещение и решить проблему безработицы", - говорит Овчарова.

Что предусмотрено планом?

1. Утвердить прилагаемый план первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году (далее - план).

2. Минфину России до 29 января 2015 г. совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями представить предложения об объемах бюджетных ассигнований, необходимых для реализации мероприятий плана в I квартале 2015 г.

3. Руководителям федеральных органов исполнительной власти, ответственным за реализацию плана, и Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом":

с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Банка России и заинтересованных организаций обеспечить реализацию плана;

ежемесячно, до 5-го числа, представлять в Минэкономразвития России информацию о ходе реализации плана.

4. Минэкономразвития России:

обеспечить взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам реализации плана и планов обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году, утвержденных высшими должностными лицами (руководителями высших исполнительных органов) государственной власти субъектов Российской Федерации;

осуществлять анализ и обобщение информации, полученной от федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и ежемесячно, до 10-го числа, представлять в Правительство Российской Федерации доклад о ходе реализации плана.

Председатель Правительства Российской Федерации

Д. Медведев

I. Общие положения

Данный план нацелен на обеспечение устойчивого развития экономики и социальной стабильности в период наиболее сильного влияния неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктуры. В 2015 - 2016 годах будут реализованы меры, направленные на активизацию структурных изменений в российской экономике, стабилизацию работы системообразующих организаций в ключевых отраслях и достижение сбалансированности рынка труда, снижение инфляции и смягчение последствий роста цен на социально значимые товары и услуги для семей с низким уровнем доходов, достижение положительных темпов роста и макроэкономической стабильности в среднесрочной перспективе.

Ключевые направления действий Правительства Российской Федерации в течение ближайших месяцев включают в себя:

поддержку импортозамещения и экспорта по широкой номенклатуре несырьевых, в том числе высокотехнологичных, товаров;

содействие развитию малого и среднего предпринимательства за счет снижения финансовых и административных издержек;

создание возможностей для привлечения оборотных и инвестиционных ресурсов с приемлемой стоимостью в наиболее значимых секторах экономики, в том числе при реализации государственного оборонного заказа;

компенсацию дополнительных инфляционных издержек наиболее уязвимым категориям граждан (пенсионеры, семьи с несколькими детьми);

снижение напряженности на рынке труда и поддержку эффективной занятости;

оптимизацию бюджетных расходов за счет выявления и сокращения неэффективных затрат, концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития и выполнении публичных обязательств;

повышение устойчивости банковской системы и создание механизма санации проблемных системообразующих организаций.

Правительство Российской Федерации внесет в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законопроект, предусматривающий сокращение в 2015 году большинства категорий расходов федерального бюджета на 10 процентов, в первую очередь, за счет исключения неэффективных затрат. При этом будет полностью обеспечено исполнение обязательств социального характера, что потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований. Кроме того, не будут уменьшаться расходы на обеспечение обороноспособности государства, поддержку сельского хозяйства и исполнение международных обязательств Российской Федерации. Инвестиционные ресурсы бюджета будут сконцентрированы на завершении ранее начатых проектов, реализация части новых проектов будет отложена. Будут сокращены расходы на функционирование органов государственной власти, в том числе за счет уменьшения расходов на оплату услуг повышенной комфортности.

На основе нового макроэкономического прогноза, разработанного в связи с сохранением неблагоприятной внешней конъюнктуры, будут подготовлены предложения по дальнейшей оптимизации структуры федерального бюджета в среднесрочной перспективе, в том числе за счет ежегодного снижения расходов как минимум на 5 процентов в реальном выражении в течение 3 лет. К 2017 году необходимо достичь сбалансированности бюджетной системы при наиболее вероятном уровне цен на основные товары российского экспорта.

Правительство Российской Федерации рассчитывает, что постепенная стабилизация мировых сырьевых рынков и предпринимаемые совместно с Банком России меры позволят нормализовать ситуацию на валютном рынке и создать условия для существенного снижения номинальных процентных ставок и повышения доступности кредитования. Это обеспечит последовательный выход основных отраслей экономики из рецессии, в том числе за счет более высокой ценовой конкурентоспособности российских товаров в результате снижения курса рубля. Сопутствующее этому снижение инфляции на потребительском рынке позволит минимизировать влияние кризиса на качество жизни российских семей.

Наряду с реализацией оперативных мер антикризисного реагирования приоритетным направлением работы Правительства Российской Федерации будет реализация структурных реформ, направленных на диверсификацию экономики и создание условий для устойчивого экономического роста в среднесрочной перспективе, что найдет отражение в новой редакции Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации. Кроме безусловной необходимости обеспечения макроэкономической стабильности и низкой инфляции потребуются:

продолжение реализации государственных программ, нацеленных на повышение качества систем здравоохранения и образования в соответствии с потребностями XXI века;

создание необходимых условий для опережающего роста частных инвестиций в структуре ВВП, ускоренное и полноценное исполнение "дорожных карт" национальной предпринимательской инициативы, а также комплексное совершенствование контрольно-надзорной деятельности (в том числе на основе риск-ориентированного подхода) с выходом России на стабильно высокие позиции среди всех стран по уровню комфортности ведения бизнеса;

эффективное применение всех созданных инструментов промышленной политики, прежде всего для обеспечения импортозамещения и поддержки экспорта, в том числе с привлечением значительных объемов прямых иностранных инвестиций (проектное финансирование, гарантии, фонд поддержки промышленности, индустриальные парки, государственные закупки, государственно-частное партнерство);

формирование и начало реализации Национальной технологической инициативы на основе передовых достижений российской и мировой фундаментальной науки, использования создаваемой инновационной инфраструктуры (инновационный центр "Сколково", наукограды и технопарки, ведущие университеты, институты инновационного развития);

стабилизация налоговой системы с одновременным применением мер налогового стимулирования структурных преобразований;

продолжение модернизации и улучшение сбалансированности пенсионной системы, а также системы социальных льгот (за счет расширения ее адресного характера);

радикальное повышение качества системы государственного управления и эффективности работы крупных компаний, контролируемых государством.

Реализация антикризисных мер будет осуществляться Правительством Российской Федерации в тесном взаимодействии с Федеральным Собранием Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, профессиональным и экспертным сообществом в рамках системы "Открытое правительство" и иных форм совместной работы. Перечень первоочередных мероприятий не является исчерпывающим и будет при необходимости дополняться новыми антикризисными мерами.





© 2001-2024, Информационное агентство "Тува-Онлайн" (www.tuvaonline.ru).
При любой форме цитирования ссылка на источник (при возможности с указанием URL) обязательна.