Жителей Тувы обучают финансовой грамотности

   gov.tuva.ru
12 марта 2015 г.

постоянный адрес статьи: https://www.tuvaonline.ru/2015/03/12/zhiteley-tuvy-obuchayut-finansovoy-gramotnosti.html

Жителей Тувы обучают финансовой грамотностиНеобходимость проведения комплекса мероприятий, утвержденных распоряжением Правительства Тувы, вызвана большой «закредитованностью» населения, которую Глава республики Шолбан Кара-оол в своем Послании Верховному Хуралу назвал в числе одной из проблем, требующих решения. За минувший год задолженность физических лиц по потребительским кредитам выросла более чем на 8 процентов. Общая сумма кредитов, выданных гражданам, составила 21 миллиард рублей. Если учесть, что численность занятого населения на декабрь 2014 достигала 102 тысячи человек, то кредитная нагрузка на одного работающего превышала 205 тысяч рублей. На конец года количество исполнительных производств о взыскании задолженности по кредитным платежам превысило восемь тысяч. 
Главные цели месячника, начавшегося 1 марта, – разъяснение гражданам их прав и обязанностей в сфере потребительского кредитования, воспитание культуры потребления и чувства ответственности перед семьей и обществом, привитие навыков формирования семейных бюджетов. Как подчеркнул Глава республики Шолбан Кара-оол, «принцип «жить по средствам» должен стать основополагающим на всех уровнях планирования, начиная с принятия консолидированного бюджета республики и заканчивая оценкой каждой семьей своих финансовых возможностей и допустимых затрат. Наша задача – постоянно разъяснять людям опасность «легких» денег. Учить ответственно оценивать последствия долговых обязательств». Проблема задолженности по кредитам выходит за рамки финансовых проблем отдельного человека или семьи. Эти долги влекут за собой и другие, в том числе за коммунальные услуги. В итоге не только определенная часть населения оказывается в долговой яме, но лишаются возможности развития предприятия жизнеобеспечения, то есть, в конечном итоге, страдает все общество». 
Планом мероприятий месячника предусмотрен анализ наиболее часто встречающихся проблем у граждан, не способных погасить задолженность, освещение проблемных сторон потребительского кредитования, разъяснение неэффективности кредитов, предлагаемых целым рядом банков, информационная кампания в СМИ. Рабочие группы, включающие юристов, специалистов министерств финансов, труда и социальной политики, информатизации и связи, Агентства по делам семьи и детей, сотрудников Службы судебных приставов, Народного банка РТ, регионального отделения Национального банка, в течение месяца должны посетить все районы республики для консультирования граждан по вопросам потребительского кредитования, разъяснительной работы с населением. 
Тувинским институтом гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований разработаны памятки для населения, разъясняющие порядок действий в случае возникновения кредитной задолженности, роль и значение планирования личного и семейного бюджета, дающие советы по оформлению и использованию кредита. Отдельные памятки-буклеты посвящены разъяснению порядка постановки на учет в центрах занятости, порядка получения имущественного налогового вычета, содержат информацию о мерах государственной социальной поддержки граждан. 
С 1 марта уже состоялись выезды рабочих групп, возглавляемых заместителями министра финансов республики Ольгой Доржу и Ириной Орловой, а также заместителем руководителя Службы судебных приставов Ларисой Монгуш в Бай-Тайгинский, Сут-Хольский, Дзун-Хемчикский, Барун-Хемчикский, Каа-Хемский районы и город Ак-Довурак. Как показали встречи с населением, инициатива Главы республики очень своевременна и необходима. Об этом говорят многочисленные вопросы. Среди наиболее часто задаваемых – правомерно ли требование банков заключать одновременно с договором потребительского кредитования договоры страхования? Какими законодательными актами нужно руководствоваться при оформлении кредита? Каков порядок обжалования судебных решений, принятых в пользу банка? Можно ли доверять организациям, берущимся оказать услуги несостоятельным должникам. 
Поднимались также вопросы отсутствия банкоматов «Россельхозбанка» во многих сельских населенных пунктах, организации бесплатных юридических консультаций для населения. Специалистами Минфина путем несложных арифметических расчетов разъяснялась опасность, таящаяся в «быстрых» кредитах, предлагаемых различными мелкими банками и микрофинансовыми структурами. Лариса Монгуш на наглядных примерах из практики судебных приставов постаралась донести до сознания слушателей необходимость принятия соответствующих мер в случае утери паспорта или СИМ-карты. 
Так, пенсионер, не заявивший вовремя о пропаже паспорта, оказался по вине мошенников должником банка на сумму свыше 70 тысяч рублей. Со старушки, которой не объяснили, что утерянную СИМ-карту нужно как можно раньше заблокировать, сотовые операторы по истечение трех лет потребовали в судебном порядке 22 тысячи рублей. Такими же последствиями грозит и несвоевременная уплата штрафов, налагаемых ГИББД. Игнорирование своих обязанностей в этом случае может привести к тому, что первоначальная сумма платежа со временем увеличивается в 50 – 60 раз, которую, в конечном итоге, все равно придется заплатить. 
Ольга Доржу, подводя итоги первых выездов, отметила, что акции месячника находят живой отклик у населения: «Чувствуется, что проблема кредитных долгов очень актуальна. Мне кажется, что вопросов было бы еще больше, если бы не боязнь многих, кто «ожегся», проявив излишнюю доверчивость, выглядеть обманутыми. Люди прямо говорят, что такие встречи нужны и проводить их желательно чаще. Необходимы выступления специалистов в средствах массовой информации. Да и местным администрациям, по моему мнению, нужно подключиться к этой работе, тем более, что им намного легче объяснить землякам и выгоды, и подводные камни потребительского кредитования. Они лучше знают возможности многих семей, и к их советам быстрее прислушаются».


© 2001-2024, Информационное агентство "Тува-Онлайн" (www.tuvaonline.ru).
При любой форме цитирования ссылка на источник (при возможности с указанием URL) обязательна.