Звезда Хоомея Ай-Хаан Ооржак: Мама была против

   Альмира Сенди, газета "Плюс Информ"
18 октября 2015 г.

постоянный адрес статьи: https://www.tuvaonline.ru/2015/10/18/zvezda-hoomeya-ay-haan-oorzhak-mama-byla-protiv.html

Звезда Хоомея Ай-Хаан Ооржак: Мама была против

В августе этого года в Туве прошел первый Международный фестиваль – конкурс «Хоомей в Центре Азии», где собралось 211 участников со всего мира. Это были и прославленные виртуозы горлового пения, и начинающие артисты. А гран-при достался молодому музыканту АйХаану Ооржаку. Именно с ним встретилась корреспондент еженедельника, которая узнала не только о творчестве артиста, его карьере, но и о личной жизни.

С Ай-Ханом мы поговорили в оркестровом зале Центра тувинской культуры в перерыве между репетициями и уроками в колледже искусств, где он преподает. Ну, просто ни минуты свободной!

Начал с попсы

- Редко бывает, что судьба так идеально складывается в пазл, как в твоем случае. Скажи честно, родители тебе с детства прочили быть артистом?

- Мама была против того, чтобы я шел на сцену, она хотела, чтобы я был экономистом или юристом. А отец всегда говорил, что если ребенку нравится петь, то пусть идет по творческому пути

- Ай-Хаан, а когда ты понял, что хочешь петь и у тебя это получается?

- В четвертом классе. У нас в пятой школе, где я учился, был кружок пения. Преподаватель музыки, Наталья Чульдум, собрала нескольких ребятишек, в том числе и меня. Сначала пробовал исполнять попсу. Начал участвовать в республиканском конкурсе вокала «Жаворонок». Но за три года ни разу не занял призового места...

- Может быть, это было не твоё, поэтому ты и решил исполнять хоомей?

- Возможно. Как я пришел к хоомею? У нас в школе организовали группу «Салгал», руководил которой Андрей Монгуш. По окончании пятого класса, когда все школьники разбежались на летние каникулы, я подошел к нему и сказал, что хочу быть частью этого коллектива. Преподаватель мне посоветовал прийти осенью на прослушивание. В это время отец мне подарил аудиокассету с записью Хунаштаар-оола Ооржака (известный хоомейжи в 90-х годах, - прим. авт.). И вот по этой кассете я учился горловому пению. Вернее, больше подражал. В сентябре я пришел в школу к Андрею Монгушу и исполнил ему хоомей. Он был в шоке от такого исполнения. С тех пор я стал членом группы «Салгал».

Если рвется петь душа, то - пой

- Кажется, что твое детство закончилось в младших классах. А дальше: конкурсы - учеба, учеба - конкурсы, группа «Салгал». Удалось поиграть с мальчишками и девчонками, как остальные дети?

- На самом деле, в то время, когда я стал участником группы «Салгал», я еще помимо этого занимался в нескольких кружках. Танцевал, ходил на волейбол. Мама не раз просила меня серьезнее относиться к учебе. Ей не нравилось, что я постоянно пою и мало внимания уделяю школе. Она просила выбрать что-то одно. И я сделал выбор в пользу музыки.

- В каком возрасте пришло это осознание?

- В седьмом классе. У меня ушло два года, чтобы понять, что я хочу петь. Тогда мы начали серьезно заниматься музыкой, и я уже уверенно исполнял хоомей. В нашей группе «Салгал» все парни играли на национальном инструменте дошпулуур. Я подошел к Андрею Монгушу и сказал, что очень хочу играть на игиле. Учитель показал несколько аккордов. Потом я целыми днями осваивал его. Приходил домой и все свое свободное время изучал инструмент. Меня даже родители потом просили не музицировать.

- Насколько я знаю, ты после девятого класса поступил в Кызыльское училище искусств.

- Да, действительно, после девятого класса я поступил в Кызыльское училище искусств. Кстати, я даже родителям не сказал, что буду поступать. Сам сдал документы, прошел медосмотр для поступления. И после того, как поступил, сообщил родным, что стал студентом.

- А они как отреагировали?

- Отец сказал, если душа рвётся петь, то пусть поет. А мама была немного против, но потом смирилась. После второго курса меня взяли на работу в национальный оркестр, где я в общем-то работаю и по сей день.

На жизнь хватает

- А что всех берут на работу в национальный оркестр?

- Конечно, нет! В то время у национального оркестра был очень плотный гастрольный график. Уезжали аж на полгода. Меня Аяна Монгуш (главный дирижёр тувинского национального оркестра – прим. авт.) приглашала заменять музыкантов на время их отсутствия. Я был безумно рад этому, ведь это - прекрасная практика. После третьего курса меня взяли в штат тувинского национального оркестра.

- Кстати, сколько ты зарабатываешь? Хватает ли тебе на жизни?

- Ну, конечно, в начале было трудно, я мало зарабатывал. Сейчас, скажем так, хватает на жизнь.

- Скажи, а вот, когда вызывают выступать на официальных мероприятиях, вам платят деньги? Или как у нас зачастую бывает, приказ вышел выступить, значит надо, и это не обсуждается

- Да, да именно так и бывает, все по приказу. Есть официальная бумажка, значит идешь и выступаешь.

А кто косичку заплетает?

- Я знаю, что твоя бывшая жена тоже творческий человек. Почему не сложился ваш семейный союз? Не виной ли тому твои многочисленные гастроли и поклонницы?

- Просто не сложилась наша совместная жизнь, скорее всего, мы были слишком молоды.

- А сейчас твое сердце свободно?

- Как сказать... есть девушки... Я сейчас не тороплюсь создавать семью. Хочу сначала карьеру сделать и на ноги встать, потом уже подумать о личной жизни.

- А какой должна быть твоя будущая жена?

- Самое главное, чтобы между нами были доверие и верность. Ведь у меня такая работа, что я могу уехать на гастроли на долгий срок, и моя девушка должна мне верить и ждать меня.

- Почти все мужчины тувинского национального оркестра носят косы. Это у вас как сохранение тувинских обычаев или имидж?

- И то и другое. Ведь в волосах хранится энергия человека. Я с длинными волосами хожу уже 12 лет.

- Ну, если у тебя сейчас нет твоей второй половинки, кто тебе помогает заплетать косичку?

- Моя мама. Ну иногда прихожу на работу, и мои коллеги девушки заплетают мне косу.

- А что сам еще не научился плести косу?

- Нет.

- После того, как ты стал обладателем гран-при Первого международного фестиваля-конкурса «Хоомей в Центре Азии», который проходил в августе этого года, твоя жизнь как-то поменялась?

- Конечно, очень приятно получить такую большую награду, но и в то же время — это большая ответственность. В первую очередь – перед моими земляками

- Ну, и на последок расскажи о твоих планах.

- В самое ближайшее время — это дать сольный концерт. Когда он точно состоится, пока не могу сказать. Ну, и конечно же, я планирую получить высшее вокальное образование.

- Спасибо большое, Ай-Хаан, и желаем тебе успехов не только в творческом плане, но и в личной жизни!

- Спасибо и вам!

ДОСЬЕ

Ай- Хаан Ооржак родился 17 ноября 1987 года.

Окончил Кызыльское училище искусств.

Холост, двое детей.

Любимый цвет: черный белый, красный.

Владеет всеми стилями хоомея.

Записал тринадцать сольных песен.

Ай-Хаан Ооржак лауреат II степени Международного фестиваля «Дембилдей», дипломант в номинации «Лучшее исполнение эзенги» Международного симпозиума «Хоомей – феномен культуры народов Центральной Азии», обладатель гран-при конкурса каргыраа в память старейшего хоомейжи Тувы Федора Тау. В составе этногруппы «Хогжумчу» Ай-Хаан Ооржак побывал с гастролями в странах Европы и США. Обладатель гран-при, первого Международного фестиваля «Хомей в Центре Азии», который проходил в Туве в августе 2015 г.




© 2001-2024, Информационное агентство "Тува-Онлайн" (www.tuvaonline.ru).
При любой форме цитирования ссылка на источник (при возможности с указанием URL) обязательна.