Прогноз социально-экономического развития города Кызыла должен быть более конкретизирован – депутаты Хурала представителей

   
20 октября 2015 г.

постоянный адрес статьи: https://www.tuvaonline.ru/2015/10/20/prognoz-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-goroda-kyzyla-dolzhen-byt-bolee-konkretizirovan-deputaty-hurala-predstaviteley.html

Прогноз социально-экономического развития города Кызыла должен быть более конкретизирован – депутаты Хурала представителей

Необходим более акцентированный на городские экономические реалии подход, понимание, какие объекты будут вводиться в Кызыле, как они повлияют на жизнь города, как скажется на транспортной инфраструктуре и налогооблагаемой базе введение в действие с января 2016 года Федерального закона № 220 о пассажирских перевозках, как планируют развиваться в 2016 году ключевые предприятия города, их инвестиционные планы, нет ли намерений сокращения коллективов – на эти детали обратили внимание разработчиков прогноза социально-экономического развития города Кызыла на 2016 год депутаты Хурала представителей на расширенном заседании комитета по бюджету, прошедшего под председательством Сылдыс Хертек.

Более детальное рассмотрение проекта прогноза социально-экономического развития города на очередной год парламентарии столицы Тувы ввели с 2014 года. Это было закреплено изменениями в Положение о бюджетном процессе. По мнению депутатов, более тщательное предварительное рассмотрение Прогноза позволяет более объективно планировать доходную часть бюджета города, понимать, где могут быть источники для ее наращивания, какие скрытые резервы есть в экономике города. Результаты обсуждения помогают скорректировать документ, который позднее в окончательном варианте будет вноситься вместе с проектом бюджета городского округа на очередной год.

В этом году на рассмотрение проекта прогноза социально-экономического развития города депутаты пригласили также ученых, представителей Налоговой службы, Министерства экономики Тувы.

С основной информацией выступил первый заместитель Мэра Кызыла Уран-оол Ондар. Прогнозирование развития города на 2016 год базировалось на показателях 2014 года и 6 месяцах 2015 года.

Среднегодовая численность населения города Кызыла в 2014 году составила 114,1 тыс. человек, повышение к уровню 2013 года – 100,1%.В 2014 году коэффициент естественного прироста населения составил 10,7 человек на 1000 населения. За период с января по май 2015 года в городе родилось на 256 человека больше, чем за аналогичный период 2014 года (900 против 1156 человека), прирост составил 28,4%. Смертность населения уменьшилась на 64 человека или 14,1% (с 453 до 389 человек), также показатели младенческой смертности снизились на 14,2% (с 14 до 12 человек). Миграционная убыль населения составила 494 человека (в город прибыло 1120 человек, выбыло 1614).

К 2015 году ожидается увеличение среднегодовой численности постоянного населения до 116,6 тыс. человек  или на 102,2%.

Ежегодный прирост населения в г. Кызыле составляет 1,5-2,0 тыс. человек. Дополнительный прирост более 10 тыс. человек за 2016-2017 гг. связан с размещением мотострелковой бригады и железнодорожного батальона (10 тыс. человек). Дополнительный прирост в период 2018-2025 гг. будет обусловлен строительством железной дороги, товарно-сортиров очной станции и горно-обогатител ьных комбинатов (ЗАО «Тувинская энергетическая промышленная корпорация», ООО «УК «Межегей уголь», ООО «Улуг – Хем Уголь», ООО «Тувинская горнорудная компания» (24 тыс. человек), расширением аэропорта.

С учетом естественного прироста (в среднем на 10,9 промилле на 1000 человек в год) и уменьшения миграционной убыли (с - 9,2 чел. до - 7,4 чел. на 10000 чел. населения) численность населения города увеличится с 122,9 тыс. человек в 2016 году.

Индекс цен промышленного производства в январе-июне 2015 года к соответствующему периоду прошлого года составил 103,2%, в том числе по видам экономической деятельности»: добыча полезных ископаемых» - 103,3%, «обрабатывающие производства» - 87,7%.

Объем продукции обрабатывающего производства составил 132,7 млн.рублей с увеличением к аналогичному периоду 2014 года на 1,5%. В отраслевой структуре обрабатывающих производств ведущее место продолжают занимать предприятия, занятые производством пищевых продуктов. Их удельный вес в общем обороте обрабатывающих производств составил по итогам 6 месяцев2015г.52,8%.

За 6 месяцев 2015 года по сравнению с предыдущим периодом выпуск мясных полуфабрикатов снижено на 19,8%, кондитерских изделий – 43,5%,муки из зерновых культур, овощныхи других растительных культур – 5,2%. По отдельным видам пищевых продуктов отмечается рост производства.

Так, производство сыра и творога возросло на 4%, сметаны - на 5%, макаронных изделий – на 64%, хлеба и хлебобулочных изделий – на 5,9%.

По сравнению с аналогичным периодом 2014 года значительно возрос объем производства прочих неметаллических минеральных продуктов, который увеличился в 4,5 раза. Это связано с увеличением строительства в городе.

Предприятиями топливно-энергет ического комплекса за полугодие 2015 года выработано пара и горячей воды больше соответствующего периода прошлого года на 1,6% (510,7 тыс. Гкал). Производство электроэнергии составило 35,71 млн. кВт/час, что на 47,2% больше аналогичного периода прошлого года.

Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», за январь-июнь 2015 г. составил 978,8 млн. рублей, что меньше на 39,4% к соответствующему периоду прошло года. За январь-июнь 2015 года в г. Кызыле введено 213 домов с общей площадью жилья 25,9 тыс.кв.м., что больше соответствующего периода на 29,1%.

Индивидуальными застройщиками за счет собственных и заемных средств построено 212 жилых домов общей площадью 22,7 тыс.кв. м, что больше соответствующего периода на 22,4%. Удельный вес города Кызыла в жилищном строительстве республики составил 52,2%.

Объем перевозок пассажиров городским транспортом за январь- июнь 2015 года сократился по сравнению с аналогичным периодом 2014 года на 1,4% и составил 13 тыс. человек. Более 90% пассажирских перевозок в республике осуществляется транспортом города Кызыла. В 2,4 раза возрос грузооборот автомобильного транспорта, осуществляемого крупными и средними предприятиями, который составил 91651,9 тыс.тонн./км, в натуральном выражении объем перевезенных грузов увеличился на 48,3% и составил 3566,3 тыс.тонн.

Начисленная номинальная среднемесячная заработная плата на одного работника за январь-май 2015 г. выросла на 2,7% по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. и составила 35641,2 рубля.

Денежные доходы населения на душу населения в номинальном выражении увеличились к уровню 2014 года на 0,6% и составили 13398,6 рублей. Показатель является средним по республике и по городу Кызылу органами статистики не учитывается.

За январь-июнь 2015 года отмечается увеличение числа зарегистрированн ых преступлений на 5,8%. Количество совершенных за январь-июнь 2015 года преступлений составило 1304 против 1232, совершенных за январь-июнь 2014 года. Преступность среди несовершеннолетн их за этот период сократилась до 23,08% (65 против 50 преступлений).

Численность официально зарегистрированных безработных граждан на 01.07.2015 года составила 748 чело век и по сравнению с соответствующим периодом 2014 года сократилась на 4,6% или на 36 человек.Уровень регистрируемой безработицы на 1 июля 2015 года составил 1,6 процента, что меньше на 0,1 процентных пункта по сравнению с соответствующим периодом 2014 года. Напряженность на рынке труда города составил 1,1 единицы на одну заявленную вакансию.

Произошли существенные изменения в структуре использования денежных доходов населения. Согласно статданным, если за январь-май 2014 года на покупку товаров и оплату услуг направлялось 44,4% доходов, то за январь-май 2015 года – 50,1%, в том числе на оплату обязательных платежей и взносов соответственно 15,3% и 9,0%.

Общий прирост денежной массы у населения в мае 2014 года составил 30,6%, в мае 2015 года - 22,4%, то есть наблюдается снижение денежной массы на 26,8%. Это является показателем ухудшения покупательной способности среднедушевых денежных доходов населения

Общий объем оборота розничной торговли за январь-июнь 2015 г. сложился в сумме 6778,6 млн. руб. или 101,3% в сопоставимых ценах к соответствующему периоду предыдущего года. Общий объем оптового товарооборота за 6 месяцев 2015 г. составил 2343,4 млн. руб., что больше соответствующего периода предыдущего года на 27,1%, оборот общественного питания- 207,9 млн. руб. (больше на 11,8%), объем платных услуг населению - 3278,9 (больше на 9,8%).

Удельный вес крупных и средних предприятий в общем объеме розничного товарооборота составляет 5,2%, малых предприятий –15,7%, индивидуальных предпринимателей – 59,5%, продажа на вещевых рынках- 19,6%.

Индекс потребительских цен и тарифов на товары и услуги по состоянию на 01.07.2015 года сложился на уровне 100%, что на 0,2 процентных пункта ниже, чем на аналогичную дату 2014 года. Цены на продовольственные товары с начала 2015 г. возросли в среднем на 9,0%, в том числе на мясо и птицу – на 13,9%, молоко и молочную продукцию – на 6,7%, рыбу и морепродукты – на 16,1%, масло сливочное – на 12,5%, плодоовощную продукцию - на 18,8%. Снизились цены на масло, куры охлажденные и мороженные, кисломолочные продукты, крупы и вино игристое отечественное.

В связи с кризисом, с января по июнь 2015 г. наблюдается увеличение цен на непродовольствен ные товары в среднем на 7,3%, в том числе на ткани – 14,9%, моющие и чистящие средства –14,9%, электротовары и другие бытовые услуги – 23,1%, медикаменты – 17,6, табачные изделия – 11,5%. Снизились цены на цемент – 4%, бензин в среднем – 2,9%.

Наблюдается рост цен на жилищно-коммунал ьные услуги (7,4%), медицинские услуги (8,2%), бытовые услуги (3,9%), услуги пассажирского транспорта (2,6%).

Снизились цены на услуги по предоставлению местного соединения (разговора) по сотовой связи на 6,5% и услуги шиномонтажных мастерских – 5,7%.

В связи с ростом потребительских цен возросли расходы населения на покупку товаров и оплату услуг на 14,2%, реальные денежные доходы снизились к аналогичному периоду прошлого года на 5,1%.

Прогноз развития на 2016 год был на комитете представлен в двух вариантах – оптимистичном и пессимистичном. Однако, данные, которые приводятся в прогнозе, вызвали сомнения у депутатов. Большинство касалось работы сельхозотрасли. Были неточности в перечисленных объектах, которые планируется ввести в 2016 году.

Депутат Ольга Хомушку обратила внимание на то, что в прогнозе отсутствуют приоритетные губернаторские проекты, связанные в том числе и с образованием. Она подчеркнула необходимость наращивания сети дошкольных учреждений в городе, в том числе и на условиях муниципально-частного партнерства. Тувинский государственный университет намерен открыть детский сад, но ему нужна помощь в реконструкции подходящего помещения. Может муниципалитет оказать поддержку?

Заместитель председателя Хурала представителей Аяс Лопсан считает, что прогноз составлен небрежно. Об этом можно судить по непроверенным данным об объектах, которые планируются к вводу в 2016 году.

Председатель бюджетного комитета Сылдыс Хертек обратила внимание на то, что документ составлен по шаблону с прогнозами других муниципальных образований, нет городских реалий, данных по ключевым направлениям городской жизни – транспорт, ЖКХ, благоустройство, электроэнергетика, дорожная отрасль и т.д. «Нужна привязка к конкретным крупным предприятиям города и понимание, как они будут развиваться в 2016 году, какие у них инвестиционные планы, - подчеркнула Хертек. – Мы же рассматриваем прогноз больше всего с точки зрения понимания, как социально-экономическое развитие города может повлиять на пополнение доходной части бюджета, обеспечение комфортной среды для кызылчан»

Депутат Аргина Пала считает важным понимание развития транспортной инфраструктуры, как городская власть сможет встроить тех же частных перевозчиков в работу по расписанию, какие есть рычаги, как будет пополняться муниципальный парк общественного транспорта, как будет благоустраиваться город, и как вернуть нормальный красивый облик центральным улицам Кочетова и Ленина, в которых деревянные дома старой постройки обляпаны безобразными рекламными объявлениями, пристройками…

Глава города Дина Оюнподчеркнула, что помимо рассмотрения прогноза социально-экономического развития города на 2016 год, нужно понимать, как будет двигаться город в целом в ближайшей как минимум 5-летней перспективе и в рамках Федерального закона от 28.06.2014 № 172 – ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» нужен план развития столицы Тувы. Депутаты вопрос об этом поднимали на сессиях в марте-апреле 2015 года.

Как пояснил заместитель министра экономики Тувы Дайынчы Ондар,рекомендации по составлению документов стратегического планирования пока не поступили из Российской Федерации. На их основе Минэкономики Тувы составит рекомендации для муниципальных образований республики. Пока всем муниципалитетам предложено составить прогноз социально-экономического развития на год.

Научный руководитель Тувинского института комплексного освоения природных ресурсов РАН Владимир Лебедев считает важным вовлечь в экономику города крупные инвестиционные компании, которые приступают к разработке месторождений на территории Тувы. «Есть ряд проектов, в том числе и по переработке угля, по использованию пропано-бутановой газовой смеси, извлеченной из угольных пластов, на которых стоит город Кызыл, в которых на основе государственно-частного партнерства можно было бы задействовать инвесторов. Если они приходят с далеко идущими планами в регион, то должны участвовать в социально-экономических проектах города», - считает ученый.

На заседании бюджетного комитета было принято решение о формировании рабочей группы для составления документов стратегического планирования города Кызыла на 2017-2019 годы с привлечением ученых, руководителей крупных предприятий столицы.

«При составлении таких документов очень многие муниципалитеты привлекают научные группы на коммерческой основе, - пояснила Дина Оюн. – Но самое главное в стратегическом планировании это «качественный съем первичной информации». Это самый главный залог того, что составленный документ будет объективным, а вот этим «съемом» обычно привлеченные предприниматели от науки и не занимаются, перекладывая это на муниципалитет. Поэтому очень важно самим провести этот первый этап работы и провести качественно, интервьюируя руководителей крупных предприятий по их долгосрочным планам и предложениям по развитию города. Проинвентаризировать все хозяйство города. Тогда будет качественная основа для планирования»




© 2001-2024, Информационное агентство "Тува-Онлайн" (www.tuvaonline.ru).
При любой форме цитирования ссылка на источник (при возможности с указанием URL) обязательна.