Среда, 24 апреля 2024 г. 19:46 Сделать стартовой | Добавить в избранное | RSS Обратная связь | ENGLISH
ИА «Тува-Онлайн»
» » » Студентка из Норвегии взяла интервью о тувинской культуре у Главы республики Шолбана Кара-оола
Личный кабинет
Логин:
пароль:
Регистрация
Забыли пароль?
Архив
«    Апрель 2016    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Ссылки
электронный журнал "Новые исследования Тувы"

Студентка из Норвегии взяла интервью о тувинской культуре у Главы республики Шолбана Кара-оола

Студентка из Норвегии взяла интервью о тувинской культуре у Главы республики Шолбана Кара-оолаСоциальные инициативы Главы Тувы заинтересовали студентку из Норвегии, собирающую материал для своей диссертации о культурном наследии и традициях тувинцев. Виктория Таран – так зовут исследовательницу – через соцсети попросила Шолбана Кара-оола о встрече, и она состоялась в Доме правительства.

Как выяснилось, 27-летняя студентка факультета социальной антропологии Университета Осло приехала на полевые исследования в Туву еще в январе и с тех пор работает в Кызыле при поддержке Центра тувинской культуры. По словам Виктории, она услышала о социальных проектах Главы республики в дни празднования Шагаа – в частности, о Годе народных традиций, Годе гостеприимства и других. Гостью республики приятно удивило и даже, как она выразилась, заинтриговало столь трепетное отношение властей «самого высокого уровня» к сохранению культурного наследия народа и его национальных традиций.

Более близкое знакомство с Тувой не только укрепило интерес Виктории к древней культуре, но и пробудило у девушки, увлекающейся помимо науки журналистикой, желание рассказать о «захватывающем» своей уникальностью крае России европейцам. Шолбан Кара-оол поблагодарил гостью за искренний интерес к республике и в неформальной беседе ответил на её вопросы.

ВИКТОРИЯ ТАРАН: - Вы объявили 2016 год в Туве годом гостеприимства и большей открытости миру. Лично сама я задолго до встречи с Вами была просто ошеломлена теплым приемом здесь. Я много путешествую по миру и скажу честно: так тепло, как в Туве, меня ещё нигде не встречали. И все же мне интересно знать, что вы подразумеваете под открытостью республики миру, кроме доброго отношения к гостям и туристам?

ШОЛБАН КАРА-ООЛ: - Очень рад, что ваше позитивное представление о тувинском гостеприимстве сложилось еще до нашей встречи. Оценка человека с незамыленным взглядом на такие вещи очень важна. Она опровергает наши же (тех, кто в Туве живет) жалобы на самих себя – о том, что мы под влиянием рынка и коммерциализации жизни стали якобы глубокими индивидуалистами, забыли обычаи общинности в их лучших проявлениях, взаимовыручки и т.д.

На самом деле я всегда верил и продолжаю верить, что традиции гостеприимства и открытости, которые пестовались нашими предками столетиями, невозможно стереть из памяти – они у народа в крови, в генах. Поэтому эти традиции все еще живы и не так сильно нивелировались, как это произошло в других странах и регионах, где давно устоялась модель мировоззрения «каждый сам за себя» или «мой дом – моя крепость».

Мне кажется, корни нашего гостеприимства уходят в кочевое прошлое Тувы. Приютить, накормить, обогреть странника – это у наших предков было не просто дежурным церемониалом, а необходимость и потребностью. Логика кочевой жизни так распорядилась – помогать любому, кто заглянет в твою юрту. Сегодня помог ты – завтра тебе. Наши пращуры сознательно придерживались этого правила, потому что сами были вечными странниками и знали цену искреннему гостеприимству.

К тому же, как вы понимаете, в те времена ни почты, ни радио с телевидением, ни сотовых телефонов не было. А расстояния между стойбищами и кочевками были длиной, как минимум, в один день конного хода, это не меньше 50 километров. Поэтому любому гостю издалека были рады как вестнику, источнику свежей информации. 

Так что с открытостью перед другими народами и культурами у Тувы проблем никогда не было. Другое дело – доступность всего ценного и интересного, что у народа республики есть, остальному миру. С этим, действительности, возникали трудности, в разные периоды истории свои. При СССР они были, я бы сказал, политического порядка. Скажем, не поощрялись шаманство, буддизм – традиционные верования, с которыми у тувинцев связан целый пласт культурного наследия. 

Или, к примеру, недооценивалось стремление сохранить кочевое животноводство – к нему ведь подходили с чисто экономической точки зрения и считали вчерашним днем, пережитком. Между тем, вся древняя культура народа, сам уклад его жизни, ремесла и даже искусства формировались именно кочевьем. То же горловое пение, которое сегодня является одним из самых ярких брендов Тувы, зародилось здесь, в кочевой культуре. 

В результате такой недооценки мы многое из культурного наследия частично утратили. Поэтому сегодня под понятием открытости я лично понимаю еще и необходимость возрождения утраченного. При этом имеется в виду не только возвращение, к примеру, старинных ремесел – таких как валяние войлока или изготовление музыкальных инструментов, свойственных только искусствам кочевых народов. 

Мы сегодня задумываемся над тем, как сохранить саму основу кочевой жизни – отгонное животноводство, из которого, собственно, и вырос тувинский народ и его самобытная материальная и духовная культура. Угроза его исчезновения понемногу нарастает – с промышленным и технологическим развитием, с освоением территорий, которые сегодня являются пастбищами, с изменением стоимости земли и по множеству других обстоятельств. 

Попросту говоря, рано или поздно может настать тот день, когда чабанам негде будет кочевать со своим скотом и они будут вынуждены осесть. А это уже совсем другая жизнь, другие правила и привычки, в конечном счете – другая культура. Чтобы не допустить этого и в какой-то мере затормозить вытеснение традиционного хозяйства из жизни Тувы, мы продумываем возможность создания этнокультурных заповедников. Они будут, с одной стороны, защищены от нежелательного вторжения, с другой – поддерживаться государством финансово и технологически. 

Разумеется, определенный скепсис к этой идее есть даже у нас, среди тувинцев. Кто-то считает это пустой тратой времени, поскольку, как говорится, прогресс не остановить и когда-нибудь придется подчиниться промышленной экспансии. Кто-то просто не верит, что через 30 лет останутся люди, согласные жить по таким старинным укладам, пасти скот, кочевать с ним и т.д. 

Но я тоже реалист и допускаю такие сценарии. Только в отличие от пессимистов верю и знаю, что так просто и легко тувинцы от своих исконных, веками проверенных ценностей не откажутся. Уверен, что и через 50 лет найдутся люди, готовые продолжать дела отцов и дедов. На том мир стоит.Что же касается технического прогресса, кто знает, может, он будет не помехой, а наоборот - помощью в осуществлении этой мечты? Уже сейчас чабаны у нас осваивают современные гаджеты - солнечные батареи, спутниковую связь и прочие изобретения. С ними даже в глухой тайге скоро можно жить не хуже, чем в городе. 

У открытости или доступности культурного наследия Тувы есть и сугубо экономическая сторона. Как культурологу, вам она вряд ли интересна. Но коль уж вы хотите рассказать о нас туристическому миру, то, наверное, вам о ней тоже надо знать. 

Если сказать просто – к нам, как вы, наверное, уже поняли, довольно сложно добраться. О какой открытости можно говорить, если вы к нам добирались от Осло, как минимум, трое суток даже по воздуху – с пересадками в Москве, Новосибирске, Красноярске. По земле, поездом или автотранспортом, дорога была бы намного дольше. 

Кстати говоря, ещё три года назад и этих авиарейсов не было. Они открылись за счет субсидирования частных авиакомпаний из федерального бюджета. Т.е. государство согласилось погашать часть их расходов, чтобы летать в Туву было выгодно. 

Поэтому для меня, как главы республики, Год гостеприимства – это еще и множество хозяйственных вопросов. В этом году, например, мы с помощью федерального правительства начинаем реконструкцию аэропорта, чтобы он мог принимать воздушные суда любого класса. 

Другой проект, позволяющий сделать Туву более комфортной для туристов, - создание таможенной инфраструктуры со статусом многостороннего пограничного перехода на границе с Монголией. Этот статус позволяет республике принимать туристов из любых государств, а не только граждан сопредельной Монголии. 

Будет обновляться и опорная автодорога, которая проходит через всю республику до этой таможни. Мы получили разрешение Президента России сделать её трассой федерального значения, чтобы привлечь необходимые инвестиции в обустройство самой дороги и придорожной инфраструктуры. Хорошие дороги – это тоже шаг к тому, чтобы для гостей Тувы стали доступны все уголки, а не только столица и её окрестности. 

В расчете на увеличение туристического потока расширяется сеть туристических баз и гостиниц. К примеру, для любителей экологического туризма в республике строится довольно фешенебельная база в тайге, при фермерском хозяйстве, где в естественных условиях выращивают диких оленей – маралов. Это коттеджная деревня в этническом стиле, но с привычным для городского жителя комфортом, а также с набором оригинальных сервисов. В 2016 году в столице Тувы будет открыт отель класса люкс… 

ВТ: - Хоомей, шаманизм и другие достопримечательности Тувы, о которых вы уже упомянули, достаточно активно и успешно продвигаются вами в качестве торговых марок республики как места, интересного для туриста. Но вы, насколько я поняла из вашего заявления по Году гостеприимства, хотите большего: чтобы мир узнал и о таких традициях, как хуреш, стрельба из лука, конные скачки и еще многих других.

Почему для вас это так важно?Ш. Кара-оол: - Отчасти я уже пытался ответить на этот вопрос выше, но с удовольствием дополню. Каждая из этих традиций важна так же, как уже раскрученные в плане известности хоомей или шаманизм, поскольку вместе они составляют единый образ тувинцев, некий целостный портрет не просто нашего этноса, но и вообще мира кочевников, если хотите – кочевой цивилизации.

Я знаю, насколько это притягательный образ. Причем, не только для России, но и жителей зарубежных стран, особенно богатых и развитых. Там, к сожалению, урбанизация не пощадила ничего, что напоминало бы о том, что когда-то все мы были кочевниками, кто больше, кто меньше. Не случайно ведь среди иностранцев, приезжающих в Туву отдохнуть на недельку-две, находятся такие, кто остается здесь на годы. Некоторые не просто задержались у нас, а пустили, как говорится, корни. Как, Шон Куирк, например, который женился здесь, построил дом, и теперь, у него много прекрасных детей.

Мне кажется, такое внимание людей из других культур очень необходимо для самоутверждения любому народу, а тувинцам, которым волей исторических судеб много чего пришлось пройти, чтобы сохраниться как народу, – вдвойне и втройне. Это почти как в обычной человеческой жизни – чем больше ты кому-то нужен, чем сильнее востребован, тем выше самоуважение и мощнее мотивация к лучшей жизни, к росту, к интеграции в мир. 

ВТ: - За три месяца, проведенных в Туве, я говорила с очень многими людьми, в том числе и о том, как они относятся к открытости республики для туризма. Абсолютное большинство моих собеседников только приветствуют увеличение потока туристов, если этот туризм будет организованным и более цивилизованным. Они хотят сами участвовать в расширении и строительстве туристической инфраструктуры и видят в этом возможности для создания новых рабочих мест, возрождения традиционных занятий тувинцев, охраны природы. Разделяете ли вы их мнение и желания? 

Ш. Кара-оол: - Не просто разделяю, а всячески приветствую. Должен сказать, что с моей правительственной команды туризм и стал позиционироваться в работе республиканских властей как один из экономических приоритетов. До этого его фактически не существовало, в бюджете республики не предусматривалось даже расходов на развитие туризма. 

Я был назначен Главой Тувы в 2007 году, и уже на следующий поручил разработать концепцию развития туризма, как отрасли экономики. А в 2010 году мы объявили Год туризма и впервые начали выделять государственные средства на создание туристической инфраструктуры, разработали специальную программу. 

Результаты пошли почти сразу. Если до этого в республике не было ни одной туристической базы, не считая 2-3, построенных крупными предприятиями вроде золотодобывающих артелей для собственных нужд, то в Год туризма открылось сразу несколько таких баз. Причем, к строительству их мы привлекали частных лиц, тех же безработных, поддерживая прямыми инвестициями и различными льготами. За три года практически в каждом из районов возникли туристические базы. 

Конечно, на начальном этапе базами в привычном, к примеру, вам, европейцам, смысле это нельзя было назвать. Наверное, вернее будет назвать их кемпингами, чтобы вы понимали, о чем речь. И все это было уже кое-что, похожее на туризм. По крайней мере, для развития внутреннего туризма – сельского, охотничьего, рыболовного, экологического – они стали неплохим стартом. 

Позднее мы стали строить базы классом повыше. Первый опыт – это этнокультурный центр «Алдын-Булак», на который вас наверняка возили. Второй – этническая деревня на мараловодческой ферме. Там уже и комфорта больше, есть минимальный набор удобств - от электроснабжения до душевых и биотуалетов. 

Сегодня таких мини-турбаз по республике - более 20. И они востребованы. По крайней мере, в выходные дни на самых популярных вы можете и не найти свободных мест. Не случайно за 5 лет только организованный туристический поток в Туве возрос более чем втрое – с 18-20 тысяч человек в год до 68-72 тысяч. А ведь еще есть неучтенный поток так называемых «дикарей». 

Поэтому туризм на особом внимании у нас и меня лично. Не только в качестве одного из направлений экономического развития или самозанятости населения, но и как, вы совершенно правы, площадка для сохранения самобытных традиций Тувы, тех же древних ремесел, являющихся частью культурного наследия, для приобщения гостей республики к этой наследию.

gov.tuva.ru
Информация
Комментировать новости на сайте возможно только в течение 365 дней со дня публикации.
Анонс событий

1) СЕГОДНЯ: new! 100-летие со дня рождения первого тувинского композитора, Народного артиста СССР Алексея Боктаевича Чыргал-оола (1924-1989) (Тыва)

2) ЗАВТРА: Городской отборочный тур конкурса юных исполнителей хоомея "Сарадак-2024". Начало в 13 ч (Арт-центр "Найысылал", ул. Калинина, д 2б, Кызыл, Тува)

3) 26.04.2024: ДИКТАНТ ПОБЕДЫ

4) 27.04.2024: Республиканский спортивно-художественный праздник «Согунналган сыгыдымны», посвященный присвоению звания "Народный хоомейжи РТ" Артуру Дамдын-оолу: конкурс среди исполнителей хоомея, в стрельбе из лука. (Стадион им. Тувинских добровольцев, с. Чаа-Холь, Чаа-Хольский кожуун, Тува тел.: 89835163197 - Адыгжы Кузен-оолович, 89991792095 - Артур Сергеевич. e-mail: ctyva@yandex.ru)

5) 27.04.2024: new! Концерт "Ынакшыл, ынакшыл, ынакшыл...", посвященный 75-летию Народного артиста Тувы Александра Халарбааевича Салчака (Национальный музыкально-драматический театр им. В.Кок-оола, Кызыл, Тува)

6) 29.04.2024 - 04.05.2024: XIX Международная выставка-ярмарка «СОКРОВИЩА СЕВЕРА - Мастера и художники России - 2024» (55 павильон ВДНХ, Москва)

7) 01.05.2024: new! ПЕРВОМАЙ

8) 06.05.2024: 117 лет со дня рождения героя Великой Отечественной войны, военного летчика Николая Францевича Гастелло (1907-1941), чье имя носит Национальный парк Тувы (Кызыл, Тува)

9) 06.05.2024: new! День Конституции Республики Тыва (Тыва)

10) 07.05.2024: День Связи

все даты



© 2001–2024, Сетевое информационное агентство «Тува-онлайн»
адрес редакции: 667010, Республика Тува, г. Кызыл, ул. Калинина, д. 10, к. 66,
email редакции: info@tuvaonline.ru
При перепечатке ссылка на СИА «Тува-Онлайн» с указанием URL: www.tuvaonline.ru обязательна.
Опубликованные материалы и мнения авторов могут не отражать точку зрения редакции.
Цитаты в интернет-изданиях допускаются только с оформлением гиперссылки на «Тува-Онлайн».
12+ Возрастная классификация информационной продукции электронного периодического издания «Сетевое информационное агентство «Тува-Онлайн» – «12+».
Электронное периодическое издание "Сетевое информационное агентство «Тува-Онлайн»" основано 15 августа 2001 г.
Зарегистрировано в Министерстве РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
Свидетельство Эл №77-6060 от 22 февраля 2002 г.
Top.Mail.Ru
Яндекс цитирования