Сколько Пушкина на современной театральной сцене Тувы?

   Виктория Хомушку, tuvaculture.ru
6 июня 2016 г.

постоянный адрес статьи: https://www.tuvaonline.ru/2016/06/06/skolko-pushkina-na-sovremennoy-teatralnoy-scene-tuvy.html

Сколько Пушкина на современной театральной сцене Тувы?6 июня, в день рождения Александра Пушкина, мы провели небольшое исследование репертуаров двух профессиональных театров республики – Национального музыкально-драма тического имени Виктора Кок-оола и Тувинского государственного театра кукол: сколько сегодня Пушкина на сцене?

В числе спектаклей, поставленных на основе мировой и отечественной драматургии, место в репертуаре нашлось и для произведений Александра Пушкина. И это что неудивительно: многообразие его наследия даёт достаточный простор для фантазии современным театральным деятелям.

На афише Национального музыкально-драма тического театра присутствует музыкальная драма «Моцарт и Сальери» из цикла «Маленькие трагедии» великого русского классика. Спектакль бы поставлен летом 2015 года Леонидом Кан-оолом как дипломный спектакль. Заслуженный артист РТ учится в настоящее время на режиссера в Санкт-Петербурге . В главных ролях он занял молодых Сколько Пушкина на современной театральной сцене Тувы?артистов театра, отличающихся прекрасными вокальными данными: выпускников 2012 года Восточно-Сибирск ой государственной академии культуры и искусств. Моцарт – Айдыс Даржай, Сальери – Уран-оол Стал-оол. Музыку к спектаклю написал композитор, Заслуженный артист РТ Альберт Хомушку, постановкой танцев занималась Заслуженная артистка РТ Владлена Томур. Спектакль насыщен ариями Моцарта и Сальери. Украшением постановки стал кордебалет в составе артистов театра.

Действия «Моцарта и Сальери» разворачиваются на фоне ярко-красных декораций, изготовленных по эскизам народного художника Тувы Начына Шалыка. На фоне «чёрного кабинета» Малого театра «Тет-а-тет» (спектакль идет на Малой сцене) сценография приобретает особую графичность, обостряя предчувствие приближающейся трагедии.

Кроме этого спектакля, к поэзии Пушкина прибегают многие артисты Национального театра. Письмо Татьяны из «Евгения Онегина» на русском языке есть в багаже актрис театра Елены Ооржак и Натальи Сарыг. Удивительная напевность и глубина поэмы, переведенной на тувинский язык нашим поэтом Сергеем Пюрбю, привлекла и заслуженную артистку России, народную артистку Тувы Анну Шириин-оол. Она читает на тувинском языке «Письмо Татьяны», «Сон Татьяны», «Бал Татьяны» из «Евгения Онегина». Кроме того в её декламации на театральных вечерах звучат элегии Пушкина. Дуэт Татьяны и Ольги из оперы Петра Чайковского «Евгений Онегин» исполняют заслуженные артистки Тувы Эльвира Докулак и Луиза Мортай-оол.

Обращается к Пушкину и молодой коллектив, закрывающий в этом году только четвертый сезон – Тувинский государственный театр кукол. Главным режиссёром театра Светланой Ондар для самых маленьких поставлен спектакль «Сказки нянюшки» по мотивам сказок Александра Сергеевича. Премьера спектакля состоялась 7 марта 2015 года.

Нянюшка в сказке не чья-нибудь, а самого Александра Пушкина. И не такая, какой мы привыкли ее представлять – «голубка дряхлая», в чьих наморщенных руках «медлят поминутно спицы», а молодая, полная сил и задора.

Сколько Пушкина на современной театральной сцене Тувы?Мерное постукивание красной деревянной прялки, за которой тянется нить пряжи, накручиваемой проворными пальцами нянюшки Арины Родионовны (Виктории Монгуш) и русская народная песня, напеваемая ею, мгновенно погружают зрителей в особое сказочное пространство. Появляется черный кот. «Агаа, – догадываются зрители, знакомые со сказками Пушкина. – Вот и Кот учёный». Хотя у Пушкина окрас кота не упоминается, но он в представлении у всех черного цвета как олицетворение проводника между реальным и сказочным миром. Сначала это весьма живой черный кот, играющий пряжей, как любой наш домашний питомец. Но при произношении нянюшкой волшебных строчек «У моря лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идёт — сказки сказывает, вниз идёт – песни поёт», Кот учёный раскрывает занавес. Зрителям открывается лубочный сказочный мир, который словно бы вытекает из прялки нянюшки. На волшебных деревьях отчетливо читаются сказочные персонажи: Кот учёный, филин, золотой петушок.

На фоне кружевной лубочной картины легко и с юмором разворочаются одна за другой две сказки: «Сказка о попе и о работнике его Балде» и «Сказка о рыбаке и рыбке» (третья сказка о Золотом петушке пока на стадии изготовления). Куклы-герои тоже вязаные. Идея о вязаных куклах художника-постан овщика буквально спасла театр, где нет художников, специально обученных для театра кукол, которые смогли бы из дерева, папье-маше и других материалов изготовить сказочных героев. Но это светлое будущее у театра не за горами: в прошлом году руководство театра отправило на учебу в Санкт-Петербургс кую государственную академию театрального искусства двух художников-техно логов и одного художника-постан овщика кукольного театра. А пока специалисты театра обходятся своими силами, работая по наитию. Процесс вязания очень трудоемкий, требующий времени и терпения. Основы кукол связала сама режиссер Светлана Ондар, хорошо владеющая ремеслом. Характер образам придавала уже художник-бутафор театра Ариадна Тангыт-оол. Для оживления кукол у нее есть свои секреты, ведомые только профессионалам.

Немало усилий и средств понадобилось и при изготовлении декораций – той самой воздушной лубочной картины. Создатели не побоялись работать с металлом, хотя в последние годы практика сварки металла не применяется даже в большом Национальном музыкально-драма тическом театре имени Виктора Кок-оола. Возможно, это связано с дороговизной материала, которого невозможно достать в нашей республике.

Спектаклю «Сказки нянюшки» режиссёр Светлана Ондар поставила ограничение по возрасту «0+». Действительно, чем раньше ребенку мы начнем читать сказки, тем быстрее он будет развиваться. Доказано, что во время чтения малыш учится концентрировать свое внимание, быстрее начинает говорить и расширяет словарный запас. А чтение в такой увлекательной подаче, какую предлагают создатели «Сказок нянюшки», наверняка, понравится детям и может заронить в душе маленького зрителя то самое зернышко любви к чтению и театру, которое в будущем принесет хорошие плоды. Форма сказки, выбранная театром, так же очень удобна. Создатели решили, что в будущем истории могут пополняться, способствуя созданию целого цикла сказок для самых маленьких. И в самом деле, этой весной вышла еще одна часть «Сказок нянюшки» – «Сказка о Золотом Петушке».

Интерес к основоположнику русской литературной речи в театральной среде республики есть, и репертуары театров будут пополняться новыми произведениями. Пусть даже и не спектаклями, но литературными зарисовками – точно: почти у каждого артиста есть своё любимое пушкинское произведение, с которым он мечтает выйти на публику.




© 2001-2024, Информационное агентство "Тува-Онлайн" (www.tuvaonline.ru).
При любой форме цитирования ссылка на источник (при возможности с указанием URL) обязательна.