Госавтоинспекция: история длиною в 80 лет

   Ая Бюрбю, УГИБДД МВД по РТ
3 июля 2016 г.

постоянный адрес статьи: https://www.tuvaonline.ru/2016/07/03/gosavtoinspekciya-istoriya-dlinoyu-v-80-let.html

Госавтоинспекция: история длиною в 80 лет3 июля 2016 года Госавтоинспекция России отмечает свой 80-летний юбилей. Сотрудников инспекции поздравил Глава Тувы Шолбан Кара-оол. "Для Тувы, которую называют республикой на колесах, значение вашей беспрерывной, круглосуточной работы, часто выполняемой в экстремальных условиях и с риском для собственной жизни, невозможно переоценить. Это порядок на дорогах, это сотни предотвращенных преступлений и автокатастроф, тысячи спасенных от гибели людей", - говорится в поздравлении премьера.

Госавтоинспекция: история длиною в 80 летБурный рост численности автомобильного транспорта, постоянно увеличивающаяся интенсивность движения повышают уровень опасности на дорогах, а с ним поднимается и планка требований к качеству вашего труда. Благодаря вам, медленно, но неуклонно снижется смертность и травматизм на дорогах, внедряются современные системы автоматического контроля за его безопасностью, серьезно дисциплинирующие водителей. Вы помогаете выявлять и исправлять огрехи дорожных строителей, делать наши дороги лучше и комфортнее.

Тем не менее, в любом деле, касающемся безопасности наших граждан, нет предела совершенству. В расширении возможностей ГИБДД Тувы вам всегда помогало и готово дальше помогать правительство республики. Забота о порядке на дорогах и транспорте – наше общее дело.

В день профессионального праздника примите искренние пожелания новых успехов в совершенствовании профессионального мастерства и навыков безупречной службы. Здоровья, счастья и благополучия вам и вашим близким!

Как отмечает пресс-служба ведомства, история ГАИ уходит своими корнями значительно глубже этого юбилейного периода, поскольку забота о безопасном передвижении по дорогам волновала и наших далеких предков. Необходимость соблюдения элементарных правил поведения на дорогах люди осознали практически сразу, как только человек перестал довольствоваться пешим способом перемещения и оседлал лошадь.

 

Первые «автомобильные» правила были приняты во Франции в 1893 году, а в России 11 сентября 1896 года Министерством путей сообщения издается обязательное Постановление «О порядке и условиях перевозки тяжестей и пассажиров по шоссе ведомства в Госавтоинспекция: история длиною в 80 летсамодвижущихся экипажах». Конечно, в ту пору, когда автомобилей в стране было всего несколько десятков, говорить об особой службе, обеспечивающей безопасное движение, было преждевременно.

Рост дорожно-транспор тных происшествий вызвал настоятельную необходимость в создании специализированн ой службы. Мерой общесоюзного значения явилось постановление СНК от 29 декабря 1925 года «О признании имеющей силу для Союза ССР Международной конвенции относительно передвижения автомобилей».

Госавтоинспекция: история длиною в 80 летВ 1936 году, произошла реорганизация Центрального управления шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта, в соответствии с которой Государственная автомобильная инспекция была включена в состав ГУ РКМ НКВД СССР.

Основными задачами инспекции стали борьба с авариями на дорогах, контроль за подготовкой водителей, разработка технических норм эксплуатации автотранспорта, его качественный и количественный учет.

Автомобильный транспорт в Туве впервые появляется в 1926 году. С этого времени данный вид транспорта постепенно начал свое внедрение в тувинскую землю.

Госавтоинспекция: история длиною в 80 летВ 1916 году было завершено строительство дороги от Минусинска через Туран до Белоцарска, получившей название Усинского тракта, пересекающей Западный Саян и протяженностью 443 километра, что улучшило связь Тувы с Сибирской железной дорогой.

Из-за отсутствия железных дорог в ТНР большую роль играл гужевой и вьючный транспорт. Перевозки осуществлялись на лошадях, быках и сарлыках (яках), на севере-востоке страны – на оленях, а на юге – на верблюдах.

В 1926 году в газете «Красный пахарь» опубликовано сообщение о том, что тувинское правительство решило наладить в Туве автомобильное сообщение и в первую очередь связать автомобильной трассой столицу республики Кызыл с отделенным и наиболее населенным Хемчикским хошуном. Поэтому первая автомобильная трасса связывала город Кызыл с Хемчиком.

Госавтоинспекция: история длиною в 80 лет19 мая 1926 года Госторгом РСФСР были куплены два автомобиля, эту дату можно считать началом организации в Туве автомобильного транспорта и перевозки почты на автомобилях.

В декабре 1932 года на основании соглашения между ТНР и СССР было организовано в ТНР Советско-тувинск ое акционерное транспортное общество «Совтувтранс», задачами которого являются перевозки грузов и пассажиров путем автотранспортных (легковых, грузовых, автобусных и т.д.) и гужевых городских и междугородних сообщений, производства транспортных операций, ремонт и поддержание шоссейных и грунтовых дорог.

В этом же году были получены первые семь автомобилей ГАЗ-АА. Автомобильный транспорт взял на свои плечи всю тяжесть возрастающих перевозок для развивающегося народного хозяйства Тувы.

Госавтоинспекция: история длиною в 80 летПо улицам двигались автомобили, колесные тракторы, гужевые повозки и пешеходы сами по себе – не существовало никаких технических средств регулирования, не было даже подобия благоустроенной проезжей части. Вот в таких условиях и зарождается служба ГАИ, первым сотрудником которой стал Афанасий Григорьевич Малышев, 1893 года рождения, партизан, воевавший в отряде Кочетова. На его плечи, как первопроходца, легла нелегкая миссия, но именно он заложил основу службы для тех, кто позже пришел ему на смену.

К 1944 году в республике имелся уже значительный автомобильный парк: 157 грузовых автомобилей, 2 автобуса, 3 грузовика оборудованных для перевозки для перевозки пассажиров и около 20 легковых автомобилей.

В 1945 году по решению обкома КПСС и облисполкома было организовано пассажирское сообщение Кызыл—Абакан, с этой целью были выделены специально оборудованная для этого грузовая автомашина и один автобус. В этом же году было организовано отделение ГАИ из четырех сотрудников, которое возглавил Александр Иванович Ледовских. А первый служебный автотранспорт ГАИ появился спустя год. Это был знаменитый «ГАЗ-67».

Весной 1953 года организовывается Отдел ГАИ Тувинской АССР, начальником отдела назначен Борис Томбиевич Бады-Лама, который руководит им до 1965 года. Отдел ГАИ Тувинской АССР состоял из шести человек, за отделом закрепляется автомашина «ГАЗ-51». Не считаясь с личным временем, преодолевая трудности, они отдавали все свои силы на развитие службы ГАИ и ради безопасности дорожного движения.

В 1953 году государственные инспекторы появились в четырех районах республики – в Дзун-Хемчикском, Барун-Хемчикском , Пий-Хемском и Улуг-Хемском. И уже к 1963 году был создан внутригородской и междугородный пассажирский автомобильный транспорт. Первоклассные автобусы, легковые такси регулярно стали курсировать в Кызыле, а также по маршрутам: Кызыл – Абакан, Кызыл – Хову-Аксы, Кызыл – Ак-Довурак, Кызыл – и каждый районный центр. Внутри районов также стали ходить автобусы между райцентром и многими поселками.

1961 год внес изменения и в техническое развитие службы ГАИ. С этого года в служебной деятельности впервые начали применяться радиостанции.

С 1965 по 1970 год Отделом ГАИ МВД Тувинской АССР руководил Василий Иванович Бобкин, который начал службу в подразделении в далеком 1947 году.

В 1970 году 11 населенных пунктов имели внутригородское автобусное сообщение. Протяженность междугородных автобусных линий в 1970 г. достигла 5,5 тыс. км. За это время введено в эксплуатацию 538 км дорог с твердым покрытием, их общая протяженность составила 1200 км.

В 1970 году на должность начальника Отдела ГАИ МВД Тувинской АССР назначается подполковник милиции Борис Васильевич Марасанов, который в 1976 году был переведен старшим преподавателем в Орловскую средне-специальн ую школу МВД СССР, выпускающую специалистов по линии Госавтоинспекции . Осенью 1974 года в МВД Тувинской АССР поступает первая специально оборудованная для сопровождений и патрулирования автомашина марки «ВАЗ-21011».

Именно в эти годы с открытием еще одной дороги в Туву внедряется новый метод организации перевозок по «Саянскому кольцу» Кызыл – Ак-Довурак – Абаза – Абакан – Кызыл протяженностью 1100 км.

В октябре 1976 года начальником Отдела ГАИ МВД Тувинской АССР назначаетсяРавиль Гаязович Аитов. Через три года им был организован отдельный дивизион ГАИ МВД Тувинской АССР, командиром которого был назначен Леонид Александрович Почекутов А в 1986 году из дивизиона была образована отдельная рота ДПС, командиром которой назначен Юрий Михайлович Демкин. В связи с проведенной реорганизацией численность ИДПС и автопарк были увеличены.

C 1985 до конца 1990 года Отделом ГАИ МВД Тувинской АССР руководил Данов Данилович Дажымба, который для подчиненных был образцом и примером для подражания во всем. Благодаря его усилиям были укреплены отделения ГАИ в районах республики. После ухода Д.Д. Дажымба на заслуженный отдых на должность начальника отдела ГАИ был назначен Иван Павлович Матюхин. По состоянию здоровья через год он был вынужден уйти на заслуженный отдых.

В 1992 году ему на смену пришел Эрес-оол Ооржакович Хаажык, возглавлявший службу на протяжении 16 лет. В июне 2000 года Отдел ГИБДД был преобразован в Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения, изменены структура и штатное расписание, что позволило лучшим образом организовать деятельность подразделений ГИБДД.

В декабре 2008 года в должности начальника Управления ГИБДД МВД по Республике Тыва утвержден Владимир Доокович Сат. На заслуженный отдых он ушел в звании полковника полиции. Этому назначению предшествовал большой трудовой путь – от инспектора ДПС до заместителя начальника Управления ГИБДД. На этот период приходится этап интенсивного развития материально-техн ической базы Госавтоинспекции .

С 2012 года по сегодняшний день Главным государственным инспектором безопасности дорожного движения Республики Тыва является полковник полицииВладимир Темир-оолович Монгуш.

Со дня образования Госавтоинспекции работа в этой службе во многом изменилась, стала сложнее. Круг решения задач ГИБДД значительно расширился. Обеспечение безопасности дорожного движения — это целый комплекс мероприятий, который в современных условиях решают различные подразделения ГИБДД.

История Госавтоинспекции – это не только и не столько документы, в которых зафиксированы различные организационные мероприятия по созданию и развитию службы. Более и прежде всего – это история людей, которые посвятили службе лучшие годы своей жизни, раскрыли в ней свой творческий потенциал и лучшие душевные качества.

Леонид Александрович Почекутов, Александр Викторович Корняков, Виктор Андреевич Данилов, Виктор Петрович Кучеров, Салимаа Долчин-ооловна Оруспай, Виктор Андреевич Дорожкин, Василий Семенович Дунаевский, Виктор Захарович Ощепков, Сергей Константинович Горбунов, Геннадий Самданович Донгак, Василий Владимирович Сергеев, Юрий Бадышевич Хомушку, Василий Николаевич Елизарьев, Александр Петрович Зорин, Владимир Евгеньевич Шмидт, Владимир Оюн-оолович Сонам-Байыр, Олег Дупчаевич Сувакбут, и многие-многие другие, которые внесли свой вклад в дело становления и развития службы ОРУД-ГАИ–ГИБДД.

Сотрудники Госавтоинспекции МВД по Республике Тыва месяц за месяцем, год за годом обретают свой профессионализм, совершенствуют методы своей работы. И нужно отдать должное их безграничной преданности своему делу и неиссякаемому энтузиазму. Ведь годы бегут, все изменяется, но неизменным остается одно — сотрудник Государственной инспекции безопасности дорожного движения, как и прежде, гарант нашей безопасности на дорогах и улицах, защитник законных прав и интересов всех участников дорожного движения!

 




© 2001-2024, Информационное агентство "Тува-Онлайн" (www.tuvaonline.ru).
При любой форме цитирования ссылка на источник (при возможности с указанием URL) обязательна.