Один воин в поле торакальной хирургии Сылдыс Мандаржап

   Чечена Булытова
29 марта 2018 г.

постоянный адрес статьи: https://www.tuvaonline.ru/2018/03/29/odin-voin-v-pole-torakalnoy-hirurgii-syldys-mandarzhap.html

 Один воин в поле торакальной хирургии Сылдыс МандаржапВолей обстоятельств единственным в Туве торакальным хирургом на настоящий момент является Сылдыс Монгушович Мандаржап. Торакальный хирург – это узкий специалист, который занимается заболеваниями грудной клетки. Сертификат торакального хирурга выдается только после окончания ординатуры. 

Обучение в интернатуре Сылдыс Монгушович прошел на базе Республиканской больницы №1 после окончания Алтайского государственного медицинского института в 2001 году. Первую самостоятельную операцию по удалению аппендицита он делал в Шагонаре под руководством Эдуарда Монгушовича Доре. Первая операция по лапаротомии прошла под руководством Кан-оола Тимуровича Даваа – пациент получил ножевую рану в живот. Всего в кожуунах республики Сылдыс Монгушович работал в течение восьми лет, включая работу в Овюрском кожууне. В ординатуре города Новосибирска учился в 2004-2006 годах.

Сылдыс Монгушович признается, что решение стать врачом, причем именно врачом-хирургом, пришло еще в подростковом возрасте, и с 7-8 классов стал налегать на химию и биологию. В том, что он станет в будущем хирургом, не сомневались даже одноклассники, которые так и называли его – «будущий хирург».

Если профессия хирурга является его выбором по зову сердца, то в Противотуберкулезный диспансер Сылдыс Монгушович устроился потому что вакантных мест хирурга в других больницах города Кызыла не оказалось. 2018 год для него является юбилейным – 10 лет работы в хирургическом отделении Противотуберкулезного диспансера, где сегодня он занимает должность заведующего хирургическим отделением. Правда, был короткий период работы в Онкодиспансере, но вернулся, приняв приглашение на должность заместителя главного врача. Поиск более подходящего для себя места работы закончился, когда уже зрелым специалистом он еще раз убедился, что его жизненный путь пролегает в сфере практической хирургии.

На выбор профессии Сылдыса Монгушовича Мандаржапа, безусловно, оказало влияние и профессия родителей – мама Мария Монгушовна и отчим Владимир Иванович Данжалов тоже врачи. Супруга Чодураа Чкаловна – работает заведующей терапевтическим отделением Ресбольницы №1. А вот дети почему-то пока не проявляют интереса к профессии врача, хотя, конечно, еще маленькие – все четверо школьники и жалуются, что редко видят родителей из-за их профессии. Сам Сылдыс Монгушович не помнит, чтобы в детстве испытывал нехватку внимания родителей. Наверно, время другое было, может, отношение к жизни, хотя тоже часто уходили на дежурства.

В профессии врача, однако, не так много романтики, как это может показаться со стороны. В противотуберкулезной службе, наверно, ее меньше всего. Сейчас здесь проводится работа по развитию хирургической службы – объединяются два направления по легочной и внелегочной хирургии, требуется ремонт. Раньше эти два отделения были расположены в разных крылах здания, что было весьма неудобно. Жалко, что простаивает из-за отсутствия расходных материалов торакальная стойка, приобретенная в рамках программы модернизации здравоохранения.

С 2013 года на этом аппарате сделано порядка 30-ти операций. Для возобновления работы на нем требуются одноразовые сшиватели и кассеты, стоимостью 25 тысяч рублей и пять тысяч рублей соответственно. На одну операцию требуется один сшиватель и три кассеты, что в сумме составляет около 50 тысяч рублей на одну операцию – колоссальная нагрузка для бюджета республики. Уникальность дорогостоящих материалов состоит, выражаясь языком современной рекламы, в функции два в одном: аппарат одновременно делает резекцию и тут же сшивает. Операция дает более низкий период послеоперационной реабилитации и снижает риск осложнений.

Сылдыс Монгушович считает, что врач не должен кого-то убеждать в том, что материалы расходуются, техника изнашивается и требует обновления, но приходится. Хотя, больше заставляет переживать контингент больных туберкулезом. Сегодня хирургические операции позволяют закрыть полости бактериовыделения даже в некоторых случаях с тяжелыми формами заболевания. Однако все усилия сходят на нет, когда больной вдруг по каким-то своим причинам прерывает лечение. Есть случаи, когда люди попросту не хотят лишиться пенсионных выплат. Беспристрастная статистика показывает, что такие «отказники» живут в среднем около трех-четырех лет, а то и меньше.

Всего в оперативном вмешательстве нуждается около 20% больных туберкулезом. По статистике 75% прооперированных больных выздоравливают, состояние 16% стабилизируется, прекращается выделение бактерий и проводится дальнейшее лечение. Остальные – это, в основном те, кто нарушает прописанное врачом лечение. Врачам-фтизиатрам приходится заниматься беседами с больными, убеждая не прерывать лечение едва ли больше, чем самим процессом лечения.

Излечение больных с хроническими, деструктивными формами после хирургического вмешательства составляет около 60%, больных с впервые выявленным заболеванием – 99%.

В отделении легочной хирургии в среднем в год выполняется около 200 операций, эффективность хирургического лечения больных в целом составляет 97%.

Следует отметить, что в Туве довольно высокая хирургическая активность и доля оперированных больных составляет 17%, в то время этот показатель в СФО составляет 9%, по РФ – 7%. Тем не менее, в ближайших планах Противотуберкулезного отделения – укрепление материально-технической базы хирургического блока и повышение хирургической активности.




© 2001-2024, Информационное агентство "Тува-Онлайн" (www.tuvaonline.ru).
При любой форме цитирования ссылка на источник (при возможности с указанием URL) обязательна.