Тува: Гонщик или борец сумо – чей робот оказался круче?

   Наталья Черноусова, газета Плюс Информ
7 мая 2019 г.

постоянный адрес статьи: https://www.tuvaonline.ru/2019/05/07/tuva-gonschik-ili-borec-sumo-chey-robot-okazalsya-kruche.html

Тува: Гонщик или борец сумо – чей робот оказался круче?Роботу, конечно, не понять, что такое дружба или, например, любовь, но иметь у себя дома такую игрушку – мечта почти всех детей. Причем игрушку не из магазина, а созданную своими руками, это сейчас в тренде, престижно, интересно и, наконец, весело. Самому написать компьютерную программу управления, соединить все детали в нечто совершенно эксклюзивное с моторчиками, датчиками и лампочками, и вуаля! Идет вам навстречу робот-пингвин или вооруженный «до зубов» трансформер, ну, или что-то, похожее на краба, пританцовывая, подбирается к ногам.

Сегодня все это реальность, и она ближе, чем некоторые могли подумать. В Кызыле создатели самых невероятных, быстрых, маневренных, оригинальных конструкций сошлись на III Региональном форуме по робототехнике.

Лучшие роботы

Конечно же, для участия в форуме отбирают лучших роботов, рассказали мне создатели конструкций, заявленных на состязания по робосумо, кегельрингу, сборке роботов, на робогонки. А еще юные конструкторы (некоторым из них не больше семи лет) приготовили свои творческие проекты, естественно, с приставкой «робо». «Лучшие модели?» - переспросила я у одного второклашки. «Ну, да! Мы же их испытывали на других соревнованиях!» - терпеливо объяснял мне участник форума. Актовый зал ТувГУ был полон. Ну еще бы, 23 команды из девяти образовательных учреждений Кызыла. Только из школы №1 им. М.А. Бухтуева своих роботов подготовили Тува: Гонщик или борец сумо – чей робот оказался круче?целых семь команд. Правда, как рассказал учитель по информатике и руководитель кружка робототехники Алаш Саая, на форум приехали ребята со второго по пятый класс. А вообще-то роботами в школе увлекается довольно много ребят. Сначала они учатся создавать стандартные конструкции, а уж потом собирают «свои» модели роботов для определенных видов соревнований. Например, робосумо - тут важна такая характеристика, как вес «машинки». Самое главное в этой дисциплине – вытолкнуть соперника за круг, как и в настоящем сумо.

Алаша Александровича порадовала многочисленность участников. «Серьезная конкуренция!» - удовлетворенно отметил он. Вспомнили мы, как два года назад на первом форуме по робототехнике его пятиклассники со своими роботами обставили на состязаниях даже некоторых ребят-студентов. «У многих участников тогда были роботы, не предназначенные для того же механического сумо или гонок, просто стандартные – «тележки». Сегодня по мельком увиденным моделям можно сказать, на форуме собрались не новички», - рассказал корреспонденту Алаш Саая.

Подготовка к старту

«Построить робота сложно и написать программу надо уметь», - со значительным видом говорила одна из немногих участниц робо-соревнований. Девчонкам и мальчишкам дали полтора часа на подготовку железно-пластмассовых «спортсменов» к соревнованиям. Как бы ни был хорош робот на предыдущих стартах, сегодня он выступает на новой площадке, словом, машина есть машина, ее надо настроить на прохождение другой трассы. В двух аудиториях корпуса ТГУ разместились площадки: ринг для механического сумо и кегельринг, в другом – два белых квадрата с нарисованной извилистой гоночной трассой. Как только ребята вошли с роботами в залы, все сразу ожило, завертелось, зажужжало, замерцало огоньками. Начались пробные заезды, роботы кружили по рингу, с переменным успехом сбивая кегли, «сумоисты» наезжали на соперников. Школьники то и дело бегали к пластиковым коробкам, расставленным ими же на партах, доставая из них инструменты, «запчасти» роботов, что-то прикручивали, ремонтировали, модифицировали, подсоединяли проводки, на ноутбуках работали с компьютерными программами.

«Ребята, отойдите чуть подальше, роботы на вас реагируют!» - обратился к участникам один из рефери, так как сумоисты двух участников, которые должны были сойтись в азартной схватке, бестолково катались влево-вправо по площадке. «Они не видят друг друга, смотри, панель не светится, наверно, датчик не срабатывает», - комментировали неудачный бой участники. Тем не менее, схватка машин состоялась, один из роботов «нащупал»-таки соперника и вытолкнул из круга к радости своего создателя.

Параллельно начались и соревнования по кегельрингу, где главная задача роботов - сбить все кегли, за каждую нетронутую или упавшую в пределах ринга, штраф минус 2 секунды. «Если написал программу правильно, робот не будет ошибаться, путать ходы, единственное, что сама программа может слететь», - объясняли мне школьники, робот которых одним махом сбил все банки-кегли, то была бесспорная победа.

Робогонки – скорость не главное

На робогонках атмосфера была более спокойной, даже умиротворенной, машинки как-то не спеша «плыли» по трассе, словно лебеди. «Здесь время не главное?» - спросила я у участников. Ученик 7 «а» класса Кызыльского президентского кадетского училища Максим Селезнев рассказал, что в этой дисциплине участвуют, конечно, быстрые и маневренные роботы. Но самое главное, здесь не увеличивать скорость, особенно на поворотах, иначе вылетишь с «трассы», а это поражение. Вот, оказывается, в чем дело! Еще Максим сказал, что не так давно на республиканских соревнованиях по робототехнике их «зверь-машина» показала лучший результат в категории «Гонки по линии» и сегодня команда, конечно же, рассчитывает на победу. Его товарищи серьезно так кивнули в знак согласия с Максимом, не отрывая, впрочем, взгляда от своего «зверя», плавно идущего по нарисованной дорожке. Забегая вперед, скажу, что надеялась на победу команда не зря, практически во всех номинациях команда президентского кадетского училища заняла первые места.

Строго говоря, все участники стремились только к призовым местам. Как говорится, заранее думать о поражении - значит уже проиграть битву. Что не лишено смысла. А уж с логикой ребята, увлеченные робототехникой, дружны. Как раз благодаря этому хобби у детей развивается логическое и системное мышление, творческие способности. Наблюдая, как сосредоточенно, с замиранием сердца мальчишки следят за своими роботами на ринге, Сергей Калиниченко, учитель по робототехнике кызыльского Центра образования «Аныяк», рассказал, что в освоении этой науки главное – усидчивость и внимание. Разумеется, важно желание самого юного конструктора заниматься роботами. Приходят некоторые ребята, уверенные, что с ходу соберут классную модель, что в принципе невозможно. Некоторые разочаровываются, возмущаются, даже истерики случаются. Одни сразу уходят, другие не встанут из-за стола, пока не разберутся. Последние осваивают все тонкости довольно быстро и воплощают свои конструкторские идеи с легкостью. Собрать можно любого робота, лишь бы фантазия была.

Творческие проекты в стиле рэп

Пока я смотрела, как один механический чудик носится по полу, собирая ковшом кубики, второй трансфомер, балансируя на двух колесах, подъехал к гоночной трассе под управлением школьницы. «Он разве для гонок?» - спросила я у хозяйки робота. Третьеклассница Алина Дартан-оол представляла на форуме свои творческие проекты, робота – Пингвина, конструкцию «Баскетбол» и того большого робота, который, мне казалось, вот-вот должен упасть. «Не упадет, - успокоила девочка. - Он балансирует за счет гироскопов». Гироскопы – это, наверно, круто, еще бы знать, что за штуки такие. «В программе прописана работа машины по принципу перевернутого маятника», - охотно подключились к обсуждению другие участники форума. А сама Алина подумывает на следующий год и в гонках поучаствовать с новым роботом.

Между тем, взрослые дискутировали в сторонке, какой возраст более подходит для робототехники. По мнению одного педагога, дети 7-9 классов более усидчивые, дисциплинированные, а вот пятиклассники получают информацию в игровой форме и на кружок приходят в роботов поиграть. Но большинство сошлись на том, что именно в младшем возрасте знания усваиваются лучше, так как у детей более развито логическое мышление. «В 14 лет у подростков мышление уже социальное, им интересны общение со сверстниками, к примеру. Если ребенку в определенный период жизни давать те знания, которые ему интересны, тогда и получится полноценное и гармоничное развитие личности», - заключил спонсор форума Владислав Кан-оол.

Виновата ли система образования или «не тот» возраст, но, скажем так, пытливый ум всегда найдет свою дорогу. «Я хотел узнать, на что способен, и вот за месяц без подсказок преподавателя создал робота», - с гордостью продемонстрировал нам робота с щупальцами, опутанными проводами, ученик школы №1 пгт. Каа-Хема Матвей Гармашов. «Управление – через Bluetooth», - объяснял Матвей. По словам школьника, преимущества его робота по сравнению с более простыми моделями, представленными на форуме, очевидны. Сложная компьютерная программа дает преимущества в выборе возможностей. Пока Матвей говорил об установке драйверов, траектории шагов, об использовании нужных библиотек и программных строках, его робот-краб весело отстукивал своими щупальцами определенный ритм. Так что на пару у них получилась заводная презентация в стиле рэп. 

В номинации «гонки по линии» 

В младшей возрастной группе (7-11 лет):

I место – команда «Апельсинки» школы №1 г. Кызыла;

II место – команда «Мандаринки» школы №1 г. Кызыла.

В средней возрастной группе (12- 14 лет):

I место – команда «Флеш» Кызыльского президентского кадетского училища;

II место – команда «Новичок-1» Лицея №15 г. Кызыла;

III место – команда Тувинского государственного университета.

В старшей возрастной группе (15- 18 лет):

I место – команда «Новичок-2» Лицея №15 г. Кызыла.

В НОМИНАЦИИ: «КЕГЕЛЬРИНГ»

В младшей возрастной группе (7-11 лет):

I место – команда «Т-18» МБОУ СОШ №1 г. Кызыла;

II место – команда «Робики - 3» лицея №16 г. Кызыла.

III место – команда «Робики - 1» лицея №16 г. Кызыла

В средней возрастной группе (12- 14 лет):

I место – команда «Флеш» Кызыльского президентского кадетского училища;

II место – команда Тувинского государственного университета;

III место – команда «Новичок - 1» Лицея №15 г. Кызыла. 

В НОМИНАЦИИ: «РОБОСУМО»

В младшей возрастной группе (7-11 лет):

I место – команда «Молния» школы №1 г. Кызыла;

II место – команда «Т-34» школы №1 г. Кызыла.

В средней возрастной группе (12-14 лет):

I место – команда «Святой источник» КЦО «Аныяк»;

II место – команда «Флеш» Кызыльского президентского кадетского училища;

III место – команда «Новичок-1» Лицея №15 г. Кызыла

В НОМИНАЦИИ: «Творческий проект»

В младшей возрастной группе (7-11 лет):

I место – Матвей Гармашов с проектом «Робот-radway», учащийся школы №1 пгт. Каа-Хем;

II место – Алина Дартан-оол с роботом «Робот-пингвин», учащаяся гимназии №5 г. Кызыла;

III место – команда «Роботы-строители» (группа тяжелей техники) Лицея №16 г. Кызыла.

В средней возрастной группе (12-14 лет):

III место – Сулде Сенди с проектом «Робот-автомобиль», Тувинский республиканский лицей.

 




© 2001-2019, Информационное агентство "Тува-Онлайн" (www.tuvaonline.ru).
При любой форме цитирования ссылка на источник (при возможности с указанием URL) обязательна.