ЧЕЛОВЕК ТРУДА. Герой Соцтруда, чабан Дажы-Намчал Ооржак

   Херел-оол Ооржак, книга "Созидатели Советской Тувы"
30 мая 2019 г.

постоянный адрес статьи: https://www.tuvaonline.ru/2019/05/30/chelovek-truda-geroy-soctruda-chaban-dazhy-namchal-oorzhak.html

ЧЕЛОВЕК ТРУДА. Герой Соцтруда, чабан Дажы-Намчал Ооржак Сплошные заросли облепихи, смородины, черемухи, боярышника, которые простираются до границы зеленых лугов, тянутся по берегам реки Ак, где чабаны заготавливают сено для скота. Река богата рыбой, в ней водятся хариус, окунь, ленок, налим.... Вода − прозрачная, будто хрусталь. В нее впадает около двадцати горных ручьев, ключей, а в конце своего течения сливается она с рекой Хемчик.

Добираться клетней стоянке Дажы-Намчала Ооржака непросто. Сначала надо проехать мост через эту речку Ак и, держась левой стороны, направляться по ухабистой, каменистой дороге примерно 2 километра вниз, до слияния с рекой «Манчурек». Оттуда, повернув налево почти на 90 градусов, ехать вверх до стоянки чабана «Холчук» (озерко) ещё километров тридцать. В начале − по скалистому карнизу, обрывающемуся в пропасть, − до­рога ЧЕЛОВЕК ТРУДА. Герой Соцтруда, чабан Дажы-Намчал Ооржак серпантином виляет среди скал. На самом деле − это всего лишь овечья тропа, немного расчищенная от боль­ших камней.

Заметив страх путников, впервые следующих этой дорогой, Дажы-Намчал, чтобы успокоить их, всегда рассказывал о себе, о том, как он рос в этих местах:

 − Наши шоферы опытные, по этой дороге ездят регулярно, знают, где как надо проехать. А я тут с детства, 22 октября 1920 года, юрта, где я появился на свет, стояла в долине моей любимой реки Ак. Тогда наш район назывался Енисейской губернией Урянхайского края, ну, а теперь вот −  Сут-Хольский кожуун.  Семья была многодетной, мать свою не помню, умерла, когда мне было два года. Жили очень бедно, нас было восемь детей. Шестеро братьев и сестёр. А как жили? Вспоминать страшно: нищета, грязь, холод. Теперь другое дело. У меня тоже было шестеро детей, два мальчика умерли. Остались четверо. Они не знают, что такое голод, холод, нищенское существование, живут светлой жизнью, благодаря достигнутой образованности. Поэтому я и говорю всем: молодежь, да и взрослые, всегда стремитесь к знаниям. Ведь не зря сказал древнегреческий философ Сократ: «Есть только одно благо – знание, и только одно зло − невежество». Так что обогащайтесь не материальными, а духовными ценностями.

Трудные времена были. В Туве только начали создавать колхозы. Отдельные араты сомневались, не хотели туда идти. Коммунистам предстояло доказать им, что наше будущее, наше богатство − в артельном хозяйстве. В те годы Дажы-Намчал закон­чил курсы прорабов-строителей в Туране. Устроился он мастером на стройке. Работа хорошая, живи себе в поселке, улучшай быт односельчан. Но вот однажды на общем кол­хозном собрании между чабанами вышла дискуссия, а надо заметить, что в организованном колхозе его избрали парторгом.  Взяв слово, Ооржак уп­рекнул животноводов в лени, в нерадивом отношении к общественному скоту, из-за чего и приплод мал. А они стояли на своем: мол, в наших условиях от ста овцематок невозможно получить сто ягнят. Он же стоял на своём: можно! Только надо приложить усилия, иметь знания, чтобы внедрить современные достижения ветеринарной службы, инновации в чабанский труд. А про соблюдение всех правил ухода за овцематками и полученного приплода и говорить не надо, ведь это же − основа основ.  

Слово вылетело − не поймаешь. Чтобы доказать свою правоту, принял колхозную отару. Причем, не в самом лучшем состоянии. В три пота пришлось трудиться Дажы-Намчалу и его семье, чтобы поднять эту отару овцематок, для начала − хотя бы повысить упитанность. Для этого пришлось построить кошару, заготовить сено на зиму, закупить овес и отруби и много чего другого. Ну и, конечно же, улучшил ветеринарное сопровождение своих подопечных.

ЧЕЛОВЕК ТРУДА. Герой Соцтруда, чабан Дажы-Намчал Ооржак Результат этого нелегкого труда пришел через год. Семья Ооржака получила и сохранила 90 ягнят от 100 овцематок. Дажы-Намчал подтвердил-таки свое слово делом и показал пример другим − сомневавшимся. За ним потянулись остальные чабаны. И если раньше халатно относились к своим обязанностям, то теперь, особенно молодые, стали работать с энтузиазмом, увлеченно, старательно. Даже в старости коммунист Ооржак помнил тех, кто поверил ему тогда и последовал его примеру: Октек-оол и Отук Монгуши, Доржу Ооржак... У всех теперь ордена, медали, Почет­ные грамоты, некоторые из них стали заслуженными чабанами респуб­лики.

А через три года Дажы-Намчал Ооржак и вовсе удивил земляков: в его отаре 65 маток принесли по 3 ягненка, а 140 — по 2! И это − несмотря на то, что почти половину овец взял у отстающих чабанов. Еще одно доказательство: при целеустремленной работоспособности и технологически правильном уходе за овцематками можно добиться больших успехов.

И во­все не без основания на республиканских слетах Н. Ооржак называл лентяями тех, кто работает спустя рукава. Стоя на трибунах, он каждый раз утверждал: не надо работать по старинке, опираясь на эмпиризм, в любом труде можно добиться больших успехов при умелом внедрении инновационных технологий.

Труд чабана очень тяжелый. Хлопоты − от зари до зари, с четырех утра он уже на ногах. Хуна Илгиновна – супруга – была очень трудолюбивой, терпеливой и мудрой женщиной. Встав раньше мужа, успевает пригото­вить завтрак и прибраться в юрте.  И сразу же приступает к своим женским обязанностям на скотном дворе: дойка коров, подкормка ягнят, слабых овец, чистка двора, загона, кошары, вывод скота на пастбище и многое другое. В это время Дажы-Намчал открывает загон, и овцы группами выходят на таежную поляну. Овец он специально выпускал группами, примерно по 50 голов, чтобы они, гуртом выходя на пастбище, не придавили молодняк и слабых. Ещё одна причина такого способа вывода овец заключается в том, что в малых группах ягнятам легче находить маток, они же ночуют в другом загоне. А так они быстрее привыкают друг к другу, не теряются. Ягненку отбиться от матери − гибель, чужая кормить не будет. Не ахти какое мудреное правило, но тоже помогает со­хранить ягнят. Однако далеко не все чабаны используют этот способ сохранения поголовья.

От всех отличался Дажы-Намчал своим творческим подходом к работе чабана. Он впервые начал использовать трактор «Беларусь» для очистки внутри кошары спрессованного в течение зимы овечьего помёта. Для этого установил двери с торцов: заезжает трактор с одного конца кошары и выталкивает навоз на другой конец. Этим он экономил и время, и силу, что называется, сократил трудоемкость производства.

Таких эффективных, не требующих больших затрат инноваций для облегчения труда чабана этот постоянно находящийся в поиске человек внедрил много. Например, выдвинул идею установить бурильную установку в Оргу-Шоле, чтобы добывать воду. Оргу-Шол, что переводится как ровное поле, – это место летней и весенней стоянки чабанов,здесь может кормиться минимум 6 отар или около 2-3 тысяч голов скота. А вокруг на ближайшем расстоянии источников воды нет. Бывало, в поисках влаги скот уходил на 5-6 километров от стоянки, на это тратилось время, качественно кормиться, набирать вес овцам не удавалось. Параллельно, также по его настоянию, была протянута линия электропередачи из села Алдан-Маадыр до чайлага Оргу-Шол.В результате колодец заработал, начал качать воду в ванны. И скот перестал страдать от жажды…

Пытливый ум Дажы-Намчала заставил его заняться и селекционной работой. В том, что приплод от «двойняшек» надо оставить в отаре, он убедился на опыте, и поэтому начал заботливо растить и подбирать «семейные пары». При этом строго сохранял породу овец, то есть, не давал случать мериноса с тувинской овцой, так как считал, что потомок их будет непонятной породы. И не уставал твердить: «В наших трудных условиях надо выращивать только овец тувинской породы, так как ягнёнок у неё морозоустойчивый, быстро адаптируется к климату Тувы. К тому же, у взрослых овец шерсть длинная, мясо плотное, сочное, курдюк нежный».

За годы поступательной целенаправленной работы признаки высокой плодовитости в его отарах обрели устойчивость. А когда улучшилась кормовая база и условия содержания, все чаще стали появляться в отаре и «тройняшки».

ЧЕЛОВЕК ТРУДА. Герой Соцтруда, чабан Дажы-Намчал Ооржак Семья Ооржака была везучей, так как приобретенные годами знания Дажы-Намчала не давали обмануться. Однажды весной многие чабаны в его окружении решили: кажется, тепло уже наступило − яркое солнце, безоблачное небо.  Грех потерять такой день… И многие приступили к стрижке своих овец. Работа уже приближалась к завершению, как вдруг неожиданно после обеда нахлынули тучи, пошел дождь, а затем повалил и снег. Холодный шквал обрушился на чайлаг, резко похолодало. Животные пошли по ветру, прочь от стоянки. Повернуть отару невозможно, таковы уж овцы − опустят головы к земле и идут, куда ветер гонит. Чабанам оставалось одно — не отставать от отары. Тогда у многих животноводов-торопыжек «пачками» пали от холода их остриженные подопечные. А у Ооржаков −  ни одной, так как жизненный опыт, мудрость подсказывали: будут заморозки, поэтому и решили подождать чуток со стрижкой.

Только, пожалуй, не в везении одном дело, а в мастерстве и огромном трудолюбии. Все чабаны знают правила ухода за жи­вотными, да не все выполняют. Семья Дажы-Намчала, например, точно знала, что подножный корм для овец полезнее любого сена. Не ленились пасти овец в любое время года. А другой чабан знает эту истину, но ему же проще воз сена разбросать, чем день ходить за овцами.Есть и такие, что подолгу не поят овец. А вот из этих мелочей всё и складывается.

Трудно представить: как после таких долгих переходов по пастбищам этот талантливейший человек находил силы для чтения и осмысления прочитанного, ведь среди его книг была не только специальная литература, но и труды философов, одного из которых он не уставал цитировать…Плюс активная общественная деятельность, много лет подряд он являлся депутатом райсовета, членом райкома и обкома КПСС. Хорошо владел ораторским ЧЕЛОВЕК ТРУДА. Герой Соцтруда, чабан Дажы-Намчал Ооржак искусством и очень часто, присутствуя на заседаниях, брал слово, выступая без всякой записи в рамках форума. Много раз бывал в Мо­скве, Ленинграде, Монголии. В 1962 году участвовал в работе Конгресса миролю­бивых сил, который проходил в СССР.

Д. Ооржак всегда считал: любовь к своей профессии включает не только работу изо всех сил, но и постоянное пополнение знаний.  Конечно, требуется и умение по-хозяйски распоряжаться пастбищами. Они у него были поделены на участки, и овцы па­слись на них поочередно, весь сезон получая свежий корм. Он хорошо знал, что может дать овце каждая травинка на паст­бище, и поэтому старался выбрать самые «витаминные» участки.

А вы не слышали о том, как Ооржаки в одну из зим обхитрили своих овец? Погода тогда долго стояла снежная, морозная. Что ни день бушевал пронизывающий северный ветер, принося с собой плотные снежные заряды. Овец выгонять на пастбище удавалось редко. Корма − на исходе. Выход из создавшегося положения был один − как можно больше пасти овец. Но как заставить их идти против ветра? И чабан с женой придумали: навьючили на себя вязанки с сеном и встали впереди отары. Овцы «клюнули» на приманку, и потянулись за "вожаками" на пастбище. Возвращались назад к кошаре уже по ветру, находя под­ножный корм. И так − изо дня в день. Длительные перехо­ды выматывали людей, но они крепились. И терпение их было вознаграждено: сохранили отару в упитанном со­стоянии, получив высокие привесы и настриг шерсти.

По итогам работы за 1966 –1970 годы, а это была 8-я пятилетка в долгосрочном плане строительства социализма, никто в республике так и не обогнал чабана совхоза «Алдан-Маадыр» Д.Ч. Ооржака, сохранявшего ягнят местной породы по 130-150 от  каждой сотни овцематок.  За этот рекорд он был награждён орденом Ленина.  А затем Указом Президиума Верховного совета СССР от 6 сентября 1973 года за большие успехи, достигнутые во Всесоюзном социалистическом соревновании, и проявленную трудовую доблесть в выполнении принятых обязательств по увеличению производства и заготовок продуктов животноводства в зимний период 1972−1973 года Ооржак Дажы-Намчал Чыртай-оолович удостоен звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В десятой пятилетке Д-Н. Ооржак сдал государству только шерсти более двухсот центнеров, причем вся −  первоклассная. Как-то раз экономисты совхоза подсчитали: ткани, полученной из этого руна, доста­точно, чтобы сшить 30 тысяч мужских костюмов. Дажы Чыртай-ооловичу такое сравнение понравилось. И когда был в Москве, на совещании передовиков сельского хозяй­ства, с гордостью смотрел на празднично одетых людей: а может, кто-то из них носит костюм из шерсти от его отары?

Больных овец у Ооржака почти не бывало, а весь секрет − в небольшой склян­ке-бутылочке, пристегнутой на поясе чабана. В бутылочке − медный купорос, лекарство овечье. Видит: овца захромала или мухи над ней вьются, ловит ее и ищет болячку, обрабатывает купоросом. Главное − вовремя за­метить неладное и самому оказать помощь животному, а не пола­гаться на ветврача, как другие. Коммунист Ооржак свои секреты не таил ни от кого.  ЧЕЛОВЕК ТРУДА. Герой Соцтруда, чабан Дажы-Намчал Ооржак Овцеводство в Тувинской АССР являлось веду­щей отраслью в сельском хозяйстве, традиционным занятием тувинцев. В девятой пятилетке валовая продукция животноводства в среднем за год соста­вила 76 процентов от всего сельскохозяйственного про­изводства. Вот поэтому отрасль так нуждалась в притоке молодых кадров. Это Дажы-Намчал Чыртай-оолович понимал, как никто другой. В течение многих лет был опытным наставником, брал шефство над бригадой молодых чабанов. Успешно соревновался с Иваном Сафоновым, передовым чабаном из Балгазына.

Ему нравилось работать с молодёжью. Радовался задору, энергии молодых, ненасытной тяге к знаниям. Приятно было осознавать, что смена идет дорогой отцов, наследует древнюю профес­сию чабана. Только бы успеть быстрее передать ей секреты, научить водить отары по степи, вместе добиваться высоких показателей. А ведь далеко не все юноши и девушки стремились стать чабанами, так как специфика труда не давала возможности продолжить учебу, приобщаться к культурным цен­ностям…

Постепенно положение в корне изменилось. Пе­ревод чабанов на сменную работу и постоянное жи­тельство в поселке позволило им наравне со всеми пользоваться благами культуры. Молодежь стала активно проявлять себя в этой отрасли, находя новые формы работы.  В марте 1974 года Д. Ооржака пригласили на собрание для обсуждения новой инициативы молодых - создании в их совхозе «Алдан-Маадыр» комсомольско-молодежной овцеводческой бригады «Оргу-Шол».  В поддержку этой инициативы выступили члены бригады, ЧЕЛОВЕК ТРУДА. Герой Соцтруда, чабан Дажы-Намчал Ооржак комсомольцы Николай Ооржак, Лора Ооржак, Михаил Ондар, Ыдын-оол Монгуш, Ира Монгуш, Василий Ооржак. «Депутат», так тогда называла своего наставника молодежь, как всегда философски, оценил новаторство:

− Это очень хорошо, что на исторической земле наших предков, которые боролись за свободу и независимость простых аратов, развивается овцеводство. Вдвойне приятно оттого, что на эту работу приходит молодежь, теперь уже создав свой молодежный коллектив.

И, чуть помедлив, с юмором добавил:

Когда скот, испугавшись чего-то, понесется на огромной скорости, его может догнать только молодой человек.

На глазах менялся труд чабана. Строились про­сторные теплые помещения для отар, налаживалось техническое и ветеринарное обслуживание. Ушел в прошлое страшный бич овцеводов − джут, когда овцы массами гибли во ЧЕЛОВЕК ТРУДА. Герой Соцтруда, чабан Дажы-Намчал Ооржак время гололеда от бескорми­цы.Теперь для отар в достатке заготавливаются грубые и концентрированные корма, минеральные добавки. Для их доставки выделяется мощная тех­ника. Другим становился быт чабана. Семьи чабанов могут жить в просторных теплых домах, где имеются газ и электричество, телевизор и стиральная машина, хо­лодильник и компьютер.

В неустанном труде, своим личным примером Дажы-Намчал Чыртай-оолович и Хуна Илгиновна воспитывали и детей. Когда появились внуки, они все каникулы проводили у бабушки с дедушкой.  А Ооржаки радовались новому богатству: 11 внуков и внучек, 20 правнуков и правнучек, 2 праправнука и 4 праправнучки. Старший сын Серов окончил Красноярский государственный сельскохозяйственный институт, инженер.  За всё время, что работал на руководящих должностях в районе, показал себя справедливым и ответственным человеком. Сейчас на пенсии. Херел-оол − доктор педагогических наук, профессор, преподает в Тувинском государственном университете, Заслуженный работник физической культуры РФ, Заслуженный работник образования РТ, Почетный работник физической культуры Республики Монголия. Дочь Зоя − врач-фельдшер, работает в селе Сушь Пий-Хемского района. Младшая − Лилия − выпускница Ленинградского государственного гидрометеорологического института, инженер-метеоролог, начальник отдела метеорологических наблюдений Тувинского центра Красноярского филиала ФГБУ "Среднесибирское управление по  гидрометеорологии по мониторингу окружающей среды". Почетный работник гидрометеорологической службы России, ветеран труда. Все унаследовали от родителей не богатство, а главную черту характера − трудолюбие.

Дажы-Намчал Чыртай-оолович отличался не только высокой работоспособностью и целеустремленностью, но и редкой коммуникабельностью, в нужный момент мог быть толерантным, обладал  логичным и гибким мышлением. Как личность его сформировала сама жизнь обычного чабана, проходившая в небывалых ранее условиях больших перемен. Жизнь, основанная на уважении и соблюдении традиционной культуры тувинского народа.

Когда любившие встречаться с этим чабаном-мыслителем, Героем соцтруда   журналисты задавали ему вопрос о долголетии, он говорил так:

− Мне скоро семьдесят, а выгляжу молодо. А все очень просто. Сплю на свежем воздухе. Встаю в четыре утра, ложусь спать в десять вечера. В среднем нахаживаю за день по увалам и пригоркам 20-25 километров. На аппетит не жалуюсь, к врачам еще ни разу не обращался. Не пью спиртное, не курю, никогда не ругаю детей и жену. У меня даже в мыслях не бывало что-то украсть. Стараюсь выполнить свои обещания, кому бы их ни давал.

После завершения в 1953 году коллективизации единоличных аратских хозяйств тувинский народ перешел на оседлый об­раз жизни, что явилось крупным социальным завое­ванием. За годы социалистического строительства сель­ское хозяйство Тувы из раздробленного, мелкоарат­ского, превратилось в крупное механизированное производство. И стало одной из ведущих отраслей экономики.  Обновленная земля щедростью отвечает на забо­ту человеческих рук. Пшеничные поля, кукуруз­ные плантации стали в Туве привычным ландшаф­том. Если раньше зерно и мука привозились к нам, то сейчас республика не только полностью обеспе­чивает себя хлебом и фуражом, но и вывозит их.Тувинцы раньше не знали, что такое овощи и фрукты. Сейчас они в каждом хозяйстве получают высокие урожаи картофеля, помидоров, лука, капу­сты и других овощей, закладывают фруктовые сады.

И все это − благодаря тысячам подвижников, увлеченных в свое время великой идеей перемен на благо народа. Нет, не напрасным был неимоверный труд Дажы-Намчала Ооржака и всего его поколения, семена, заложенные ими, дали богатый урожай. Он ушел из жизни 30 декабря 1988 года




© 2001-2024, Информационное агентство "Тува-Онлайн" (www.tuvaonline.ru).
При любой форме цитирования ссылка на источник (при возможности с указанием URL) обязательна.