Пятница, 19 июля 2019 г. 19:27 Сделать стартовой | Добавить в избранное | RSS Обратная связь | ENGLISH
ИА «Тува-Онлайн»
» » » В Туве на священной горе Байза у села Ээрбек возобновлен ежегодный обряд освящения оваа
Личный кабинет
Логин:
пароль:
Регистрация
Забыли пароль?
Архив
«    Июнь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Ссылки
электронный журнал "Новые исследования Тувы"

В Туве на священной горе Байза у села Ээрбек возобновлен ежегодный обряд освящения оваа

В Туве на священной горе Байза у села Ээрбек возобновлен ежегодный обряд освящения оваа

Обряд освящения оваа села Ээрбек, расположенного в 15 км к севреро-западу от г. Кызыла вниз по реке Енисей, может стать ежегодным. В начале июняизвестный тувинский шаман Лазо Монгуш, выходец из этих мест, провел обрядблагопожелания всем селянам Ээрбека, нацеленности на созидание и развития села у родового оваа на вершине священной горы Байза (Пайзца). Это священное место, которому испокон веков поклонялись все В Туве на священной горе Байза у села Ээрбек возобновлен ежегодный обряд освящения оваажители этой территории, в этом году было обновлено.

Здесь прошла не одна экологическая акция. А сам Лазо Монгуш вместе с сыновьями укрепил оваа, зацементировал основу.

«В последнее время это место облюбовала молодежь для своих посиделок. Вид здесь открывается действительно великолепный, - отмечает шаман. – Они перестали воспринимать это оваа как священное В Туве на священной горе Байза у села Ээрбек возобновлен ежегодный обряд освящения овааместо. Здесь молодежь веселится, как сегодня говорят, «тусуются», повсюду  пластиковые стаканчики, бутылки. А ведь этому месту поклонялись наши предки. И это не дело, что молодежь этого не знает».

Село Ээрбек одно из самых динамично развивающихся в Туве. На это влияет удобное месторасположение села поблизости от столицы. Добраться до Кызыла местные жители могут, помимо личного транспорта, автобусом, В Туве на священной горе Байза у села Ээрбек возобновлен ежегодный обряд освящения оваакоторый ходит три раза в день: утром, в обед и вечером. А еще свои услуги предлагают таксисты из местных жителей, которые возят односельчан за приемлемую цену в пределах 100 рублей.

Селяне в основном занимаются животноводством. А когда-то в начале ХХ века именно здесь велись первые разработки угольных месторождений. Взрыв в 50-х годах, унесший десятки жизней, поставил под сомнение перспективность данного направления.

В Туве на священной горе Байза у села Ээрбек возобновлен ежегодный обряд освящения овааКогда Ээрбек входил в состав Пий-Хемского кожууна местное овцеводческое отделение совхоза «Красный пахарь» было передовым. Один из ведущих ээрбекских чабанов Содуй-оол Демчиевич Оюн был за успешные показатели награжден Орденом Трудового Красного знамени, а позднее представлялся к званию Героя Социалистического труда. Однако, его В Туве на священной горе Байза у села Ээрбек возобновлен ежегодный обряд освящения оваажизнь трагически оборвалась. Интересно отметить, что и отец Содуй-оола – Демчи Намдакович Оюн, чьи чабанские стоянки находились в местечке Суглуг-Хем (на другой стороне Енисея от туристического комплекса "Алдын-Булак") – был решением Президиума Верховного Совета СССР в годы войны награжден Орденом Трудового Красного знамени за то, что отдал большую часть своего скота фронту.

В 1997 году Ээрбек вошел в состав Кызылского района с населением 600 человек. За прошедшее время В Туве на священной горе Байза у села Ээрбек возобновлен ежегодный обряд освящения оваанаселение выросло почти в три раза.

Обряд освящения оваа собрал десятки селян, а также выходцев из здешних мест, проживающих в Кызыле, молодежь. Участвовали председатель администрации сумона Салбакмаа Хурен-оол, председатель Хурала представителей с. Ээрбек Сергей Арсарыг, руководитель научно-исследовательской группы религиоведения В Туве на священной горе Байза у села Ээрбек возобновлен ежегодный обряд освящения овааТувинского института гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований Ульяна Опей-оол, научные сотрудники ТИГПИ, депутат Хурала представителей Дина Оюн, председатель Тувинской республиканской общественной организации «Мемориал», представитель Фонда Оюна Танчая Мария Чагар-оол. Заинтересовались обрядом и зарубежные исследователи из Великобритании Сьюзан Берн и Шейда Доребжи.

В Туве на священной горе Байза у села Ээрбек возобновлен ежегодный обряд освящения овааВсе пришли с подношениями для жертвенного огня. 

Все участники обряда на вершине горы Байза положили камни к оваа, получили ленты (чалама) четырех цветов – белого, желтого, черного, зеленого, которые были освящены шаманом.

Лазо Монгуш обратился к землякам с призывом уважать обычаи предков, бережно относиться к природе, В Туве на священной горе Байза у села Ээрбек возобновлен ежегодный обряд освящения оваавоздерживаться от употребления алкоголя. Многие выступавшие подчеркивали важность возобновления и возрождения древних тэнгрианских традиций по освящению вечного синего неба (Монге Кок Дээр), священных гор (символов Сумберула), священных деревьев (символов Мирового древа), водных источников  т.д., которые тесно взаимосвязаны друг с другом.

В данном обряде имеется глубокий сакральный смысл.   Все без исключения действия, связанные с освящением местности, поклонения их духам-покровителям,  составляют основу духовной культуры кочевников, тысячелетиями В Туве на священной горе Байза у села Ээрбек возобновлен ежегодный обряд освящения оваанаселявших  данную территорию, обрамленную священными горами.

Выступающие выражали искреннюю радость тому, что здесь снова возжегся потухший некогда огонь древнего сана (жертвенного огня). В связи с этой радостью они возлагали большую надежду на благополучную жизнь, прежде всего, детей, подрастающего поколения, а затем уповали на милость природы.

Также, соблюдая древний обычай, они усердно возносили молитвы Небу, другим небесным светилам, духам В Туве на священной горе Байза у села Ээрбек возобновлен ежегодный обряд освящения овааместности.

Старые люди в своих воспоминаниях указывали на то, что когда-то их родители им строго наказывали почитать духа-покровителя этой горы, также наставляли, чтобы последующие за ними поколения ежегодно, не прерывая установившуюся древнюю традицию, проводили это таинство по освящению оваа  Байза.

Кстати, старожилы сумона Ээрбек утверждали, что хозяином Байза является дух очень знатного молодого человека, одетого в тыва тон из черного шелка, и ездящего верхом на лошади иссиня-черной масти. 

Шаман, осуществив тщательные подготовительные действия, пригласил к этим местам Духа-покровителя этой горы. По В Туве на священной горе Байза у села Ээрбек возобновлен ежегодный обряд освящения оваасловам шамана, дух  местности очень сильно просил каждого проявлять заботу об этой горе, о природе данной местности, просил очищать территорию от мусора, содержать ее в чистоте. Также было сказано, что на этой горе, особенно, вблизи оваа, ни в коем случае нельзя распивать спиртное,непосредственно рядом с оваа не заниматься непотребными делами.

По словам шамана Лазо Монгуша, дух этой местности настойчиво просил жителей сумона Ээрбек не увлекаться В Туве на священной горе Байза у села Ээрбек возобновлен ежегодный обряд освящения овааупотреблением алкоголя, вести праведный образ жизни, любить своих чадо, проявлять сильную заботу о старших и о своих родителях, а также быть трудолюбивыми и делать окружающий мир красивым и удобным для проживания, а основой этого – бережное отношение к природе родины.

Затем мужчины на древко, являющееся остовом оваа,  т.е., символом Мирового Древа,  водрузили разноцветные чалама.

Также на этой церемонии жители сумона Ээрбек договорились – отныне, во время таинства поклонения В Туве на священной горе Байза у села Ээрбек возобновлен ежегодный обряд освящения овааокружающей природе,  не пользоваться синтетическими хадаками, произведенными в Китае. Эти хадаки, подобно целлофановым мешочкам,  никогда не растлевают, а, наоборот, в последнее время  превратились в глобальную проблему загрязнения природного ландшафта Тувы. Поэтому, во время тэнгрианских церемоний поклонения горам, почитания различных перевалов, по традиции древних урянхайцев-тувинцев, решили использовать чалама, белые ленточки с традиционным размером  «бир илиг» (в ширину одного пальца) из белой бязи или ситца, вытканных из натурального волокна.

В завершение церемонии освящения оваа горы Байза – пели песни, слушали игру игила, хоомей, каргыраа и сыгыт.

В ходе обряда было принято следующее решение:

1.            Обряд освящения святилища на данной местности проводить ежегодно;

2.            Проявлять постоянную заботу о чистоте окружающей среды горы Байза;

3.            С двух сторон дороги, пролегающей через эту гору, развесить информационные баннеры, В Туве на священной горе Байза у села Ээрбек возобновлен ежегодный обряд освящения оваапредупреждающие о том, что данная гора и прилегающая к ней территория входит в охраняемую зону священных мест Кызылского кожууна и сумона Ээрбек, поскольку уже являются сакральным местом с тэнгрианским  святилищем.

4.            Хуралу представителей сумона Ээрбек и Кызылского кожууна обсудить и принять на своих сессиях соответствующее решение относительно охраны горы Байза со святилищем;

5.            В следующем году провести обряд освящения с соблюдением всех правил и традиций для подобной церемонии.

К ЭТИМОЛОГИИ НАЗВАНИЯ ГОРЫ БАЙЗА

В Туве на священной горе Байза у села Ээрбек возобновлен ежегодный обряд освящения овааДоктор религоведения  Ульяна Опей-оол рассказала о возможной этимологии названия горы Байза (Пайдза, Пайза или Пайзца). В открытых источниках со ссылкой на работы известных путешественников и ученых древности, «Пайзе» - это металлические дощечки с повелениями монгольских ханов.

Вероятно, данный термин пришел от древнетюркского слова  «байса», означающего понятие  «басма» (монг. гэрэгэ) — верительная бирка, металлическая или деревянная пластина с надписью, выдававшаяся китайскими, чжурчжэньскими, монгольскими правителями разным лицам как символ делегирования власти, наделения особыми полномочиями. Носилась при помощи шнура или цепи на шее либо на поясе.

В Википедии говорится, что время первоначального введения пайцз в употребление в точности неизвестно, но уже в летописях династии Тан (620—901) упоминается о существовании серебряных дощечек, длиной в 5 и шириной в 1,5 дюйма, с надписью: «Серебряная дощечка для проезда на казенных лошадях по Государеву повелению». При династии Сун (960—1279) употребление пайцз в Китае значительно распространилось. Пайцзы бывали деревянные, медные, серебряные и золотые; иногда украшались драгоценными камнями.

Китайские источники 1220-х годов сообщают о пайцзах, использовавшихся в Монгольском государстве в ранний В Туве на священной горе Байза у села Ээрбек возобновлен ежегодный обряд освящения оваапериод, при жизни Чингис-хана. Южносунский посол Чжао Хун, автор записок Мэн-да бэй-лу (ок. 1221), пишет, что у монголов знатные чиновники первого ранганосили на поясе золотую дощечку с изображением тигровой головы (ху-тоу цзинь-пай). На ней китайскими иероглифами было написано: «Указ пожалованного Небом императора Чингиса. Должен вести дела по усмотрению!» Следующая по значимости — простая золотая дощечка, на которой сказано: «Указ пожалованного Небом императора Чингиса. Спешно!» (Тянь-цы Чэн-цзи-сы хуан-ди шэн-чжи. Цзи). Серебряная пластина с той же надписью являлась знаком третьего ранга. В Чанчунь си-ю цзи рассказывается, как Чингис-хан отправил чиновника Лю Чжун-лу, у которого висела на поясе золотая дощечка с головой тигра и надписью: «[Пусть] ведет дела по усмотрению, как [если] бы мы лично ехали».

Рубрук сообщает, что хан Мункэ давал своим посланникам «золотую дощечку, шириною в ладонь и длиною в пол-локтя, на которой пишется его приказ. Кто её имеет в руках, тот может приказывать что хочет, и это делается без замедления». О пайцзах различных рангов («дщицах»), употреблявшихся в правление Хубилая, подробно рассказывает Марко Поло.

 Сотник имел серебряную пайцзу, тысячник — золотую или позолоченную серебряную, темник — золотую с львиной головой; «у того, кто поставлен над ста тысячами или начальствует главным, большим войском» пайцза золотая с изображением льва в нижней части, солнца и луны — сверху. На всех одинаковая надпись: «По воле великого Бога и по великой его милости к нашему государю, да будет благословенно имя хана и да помрут и исчезнут все ослушники». Когда требовалось наделить официальное лицо высшей властью, символом на пластинке был кречет.

В Туве на священной горе Байза у села Ээрбек возобновлен ежегодный обряд освящения овааХубилай, отправляя братьев Поло послами к папе римскому, вручил им «золотую дщицу», которая давала право на получение лошадей и эскорта. Аналогично, Николо, Маффео и Марко при отъезде из Китая получили две пайцзы, а от ильхана Гайхату — четыре (две с кречетом, одна со львом, одна простая). «Написано было там их письмом, чтобы всюду трех послов почитали и служили им как самому владетелю, давали бы лошадей, продовольствие и провожатых».

Указом от 7-го месяца 15-го года Чжи Юань (1278) Хубилай предписывал делать надписи на пайцзах квадратным письмом взамен уйгурского, использовавшегося ранее. Возможно, что такие пайцзы стали изготовляться лишь через несколько лет после издания указа. На золотоордынских пайцзах и в XIV веке надписи гравировались уйгурским письмом. Существовали и экземпляры с параллельными надписями уйгурским и квадратным письмом, такие как круглая бронзовая пайцза из коллекции Кэ Шао-миня, автора Синь Юань ши. Близ Бэйпинабыла найдена пайцза, содержащая монгольский, персидский и китайский тексты (перевод — «Объявление. Следует остерегаться злых»).

По исследованиям золотоордынских пайцз видно, что они служили своеобразным металлическим удостоверением к письменному документу — ярлыку. Если документ по каким-то причинам утрачивал силу, пайцза у держателя оставалась до получения нового ярлыка, как в случае с жалованными грамотами Джанибека (1342—1357) венецианским купцам Азова. Достаточно было иметь одну пайцзу на весь период правления хана. Хотя после исламизации улуса при Узбек-хане формулу «Силой Вечного неба» на ордынских монетах заменил В Туве на священной горе Байза у села Ээрбек возобновлен ежегодный обряд освящения оваасимвол веры «Нет бога кроме Аллаха, Мухаммед — посланник Аллаха», на пайцзах ханы продолжали ссылаться на волю Вечного неба.

В государстве Хулагуидов при Газан-хане (1295—1304) выдача пайцз была упорядочена и централизована. Если ранее производилась чеканка пайцз в областях, то теперь был назначен специальный золотых дел мастер, который чеканил пластинки при ставке хана. Чтобы избежать подделки, на пайцзы ставилось клеймо со сложным узором. Было приказано в течение шести месяцев сдать пайцзы старого образца. Правителям и военачальникам высшего ранга выдавали большие круглые пайцзы с изображением тигровой головы и именем держателя, которое заносилось в реестр. Начальники рангом ниже получали пайцзы меньшего размера с особым узором и именем. Для гонцов изготовляли пайцзы двух видов: использующие улаг (повинность лошадьми и вьючными животными) получали круглые пластинки с гравировкой «казённая пайцза», те, кто ехал на ямских лошадях — продолговатые с изображением луны. Все гонцы по возвращении сдавали пайцзы. Старшим начальникам пограничных областей выделяли по пять пайцз, отчеканенных из меди, средним — по три, чтобы они выдавали их срочным гонцам.

Второе значение слова «пайза», наиболее распространенное в Туве –  «пограничный столб».

Почему гора, расположенная на территории древней родо-племенной группы «ойун», согласно неоспоримому доказательству  ученых, являющимися потомками древних чиков и азов – коренных жителей Тувы, названа в честь «указа царей» или «места разграничения территории», наводит на многие размышления, которые, в любом случае, могут вывести на несколько интересных выводов:

1.            Возможно, по вершине этой горы проходила внутренняя граница местных князей или предводителей родоплеменных групп ойун, маады и салчак;

2.            Либо на этой горе некогда провозглашали княжеские указы;

3.            Либо здесь был созван некий сейм, где предводители местных племен совместно заключили очень важное соглашение

Дина Оюн, фото автора
Информация
Вы можете оставить комментарий к новости, если зарегистрируетесь.
Анонс событий

1) ЗАВТРА: День рождения известного музыканта, горловика, артиста ансамбля "Тыва" Айдаша Барынмаа (Кызыл, Тува)

2) ЗАВТРА: День рождения кандидата исторических наук, доцента кафедры всеобщей истории археологии ТувГУ Елены Валерьевны Айыжы (Кызыл, Тува)

3) 24.07.2019: 95 лет (1924) назад вышел в свет первый номер газеты «Красный пахарь» (ныне «Тувинская правда»), первого СМИ Тувы (Белоцарск-Кызыл)

4) 27.07.2019: День рождения врача, известного коллекционера прикладного творчества тувинских мастеров Валерия Куулара (Хандагайты, Овюрский кожуун, Тува)

5) 27.07.2019: День рождения популярного певца Борбак-оола Салчака (Тува)

6) 30.07.2019: День рождения заместителя Председателя Союза журналистов Тувы, известного журналиста, автора проекта "Люди Центра Азии" Надежды Мухарбековны Антуфьевой (Кызыл, Тува)

7) 05.08.2019: 85 лет (1934) со дня рождения Григория Чоодуевича Ширшина, бывшего первого секретаря Тувинского обкома КПСС (1973-1991), кандидата исторических наук (Кызыл, Тува)

8) 06.08.2019: 105 лет (1914) назад в семь часов утра в Белоцарске (ныне Кызыл) был заложен храм Георгия Победоносца. (Белоцарск-Кызыл)

9) 11.08.2019: День рождения известного журналиста Светланы Сюр-ооловны Монгуш, Заслуженного работника РТ, много лет возглавлявшую газеты "Тыванын аныяктары", "Шын" (Кызыл, Тува)

10) 11.08.2019: 75 лет (1944) назад Указом Президиума Верховного Совета СССР орденами и медалями СССР награждены 55 передовых животноводов, рабочих, государственных и партийных деятелей ТНР за заслуги в деле организации помощи Красной Армии.

все даты


Самое читаемое

© 2001–2019, Сетевое информационное агентство «Тува-онлайн»
адрес: Республика Тува, Кызыл, ул. Щетинкина и Кравченко, 57,
телефон +7 (913) 350-45-77, email: info@tuvaonline.ru
При перепечатке ссылка на ИА «Тува-Онлайн» с указанием URL: www.tuvaonline.ru обязательна.
Опубликованные материалы и мнения авторов могут не отражать точку зрения редакции.
Цитаты в интернет-изданиях допускаются только с оформлением гиперссылки на «Тува-Онлайн».
12+ Возрастная классификация информационной продукции электронно-периодического издания «Сетевое информационное агентство «Тува-Онлайн» – «12+».
Электронно-периодическое издание "Сетевое информационное агентство «Тува-Онлайн»" основано 15 августа 2001 г.
Зарегистрировано в Министерстве РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
Свидетельство Эл №77-6060 от 22 февраля 2002 г.
Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100 Яндекс цитирования