Легендарному тувинскому горловику Кайгал-оолу Ховалыгу вручена Почетная грамота Совета Федерации

   vk.com/dina_ivanovna_oyun, tuva.asia
11 ноября 2020 г.

постоянный адрес статьи: https://www.tuvaonline.ru/2020/11/11/legendarnomu-tuvinskomu-gorloviku-kaygal-oolu-hovalygu-vruchena-pochetnaya-gramota-soveta-federacii.html

Легендарному тувинскому горловику Кайгал-оолу Ховалыгу вручена Почетная грамота Совета Федерации

Легендарный тувинский горловик, Народный хөөмейжи республики Тыва, солист всемирно известной группы «Хун-хурту» Кайгал-оол Ким-оолович Ховалыг награжден Почетной грамотой Совета Федерации.

Решение Председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко принято по представлению сенатора от Тувы Дины Оюн в юбилейный для горловика год. Кайгал-оолу Ким-ооловичу в августе этого года исполнилось 60 лет. 

Грамоту, нагрудный знак и памятный подарок хоомейжи получил от сенатора в самом начале прямой трансляции, которая велась из Центра развития традиционной тувинской культуры и ремесел в связи с выпуском в свет нового альбома ансамбля "Тыва", в первом составе которого и выступал Кайгал-оол Легендарному тувинскому горловику Кайгал-оолу Ховалыгу вручена Почетная грамота Совета ФедерацииХовалыг. 

Дина Оюн, вручая награду, напомнила о том, как в 90-х годах возрождался интерес к традиционному горловому пению, как на основе рукописного фонда Тувинского научно-исследовательского института языка, литературы и истории ученая Зоя Кыргыс вместе с горловиком Геннадием Туматом составили репертуар для нового коллектива. Эти песни стали "хитами", и многократно перепевались другими народными коллективами Тувы.

До 18 лет Кайгал-оол Ким-оолович был пастухом, но уже тогда он проявлял свои певческие таланты, выйдя в открытую степь. Целенаправленно горловому пению он не обучался, гены сами дали о себе знать. Что с материнской, что с отцовской стороны в роду были талантливые люди. Он вырос среди дедушек и бабушек, которые прекрасно знали народное творчество.

Легендарному тувинскому горловику Кайгал-оолу Ховалыгу вручена Почетная грамота Совета ФедерацииВ 1979 году Кайгал-оол Ким-оолович начал свою профессиональную карьеру в составе вокально-инструментального ансамбля «Аян». В 1989 году вошёл в состав ансамбля «Тува», а в 1992 году он посвятил себя творчеству в квартете «Хун-хурту» совместно с Альбертом Кувезиным, и братьями Бапа, Александром и Саяном.

Более подробно об исполнителе Кайгал-ооле Ховалыге в материале искусствоведа Валентины Юрьевны Сузукей.

Последнее десятилетие ХХ века для му­зы­кальной культуры Тувы ознаменовалось три­ум­фальным шествием ее по миру и широким привлечением к ней внимания междуна­родной об­щественности. Во многих публикациях приво­дятся неоднократные сравнения такого «выдаю­щегося и поразительного бума», как определил Марк Джен­кинс в газете «Вашингтон пост» (The Wa­shington Post, February 7, 1999), возникшего в мире вокруг тувинской музыки, с эффектом, произведенным в свое время группой «Битлз».

«В миро­вую моду врывается культура – писал и А. Веселов в «Эксперт-Сибири», – представи­телей малых народов Сибири. Буряты, хакасы, алтайцы и в особенности тувинцы, кажется, уже одним своим существованием доказывают всему миру примат частного над общим. В крупнейших музыкальных универмагах мира появились полки Tuva (Russia, как правило, отсутствует); на фестивальных и филармонических площадках «горловики» и мастера игила все чаще теснят исполнителей джаза и более привычной  для европейского слуха народной музыки»… (Эксперт-Сибирь №10 (62) от 14 марта 2005).

Широкомасштабный резонанс международного интереса к тувинской музыке возник, конечно, не случайно. Во многом это произошло благодаря тому, что к Туве и к тувинской музыке проявили интерес такие выдающиеся личности в мире науки и музыки, как Ричард Фейнман и Фрэнк Заппа. Согласно официальной версии, тувинскую музыку впервые открыл миру физик, лауреат Нобелевской премии Ричард Фейнман. Он всю жизнь хотел побывать в Туве, но ему не удалось осуществить свою мечту.

Легендарному тувинскому горловику Кайгал-оолу Ховалыгу вручена Почетная грамота Совета ФедерацииЕго неосуществленную мечту воплотил в жизнь его молодой друг Ральф Лейтон. После поездки в Туву в 1991 году, он в 1993 году три раза приглашал в Америку Конгар-оола Ондара, Кайгал-оола Ховалыга и Анатолия Куулара как участников ансамбля «Тыва».

Р. Лейтон вместе с Теодором Левиным организовали для них ряд концертов по многим штатам Америки. Однажды во время этих поездок Ральф, чрезвычайно взволно­ванный и в то же время крайне удивленный, сообщил им, что Фрэнк Заппа приглашает их к себе домой! В то время ребята не имели представления и не знали, кто такой Фрэнк Заппа, поэтому не совсем понимали волнения Ральфа. Но Ральф не переста­вал удивляться, что такой человек, как Фрэнк Заппа! сам лично! пригласил их к себе домой!

Гениальный музыкант ХХ века Фрэнк Винсент Заппа (1940-1993), легенда рок-музыки был в восторге от музыки, исполняемой нашими ребятами. В начале февраля, когда они вернулись в Лос-Анджелес после турне по другим штатам, Ральф сказал, что Фрэнк Заппа снова приглашает их к себе домой: «Он уже второй раз вас приглашает, это же редкий случай!!!» – восклицал Ральф.

В тот раз Фрэнк Заппа позвал и своего друга, известного блюзмена Джонни Ватсона по прозвищу «Гитара» (Johnny "Guitar” Watson): «Приходи, послушай! Ис­клю­чительно уникальные му­­зыканты сейчас у меня дома находятся. Когда еще удастся встретиться с та­кими исполнителями!».

Кроме Джонни там были ирландские и афган­ские музыканты,  все вмес­те играли, пели. Тогда ве­лись и аудио-, и видео­записи. Эти домашние за­писи и сейчас «ходят по рукам» фанатов Ф. Заппа как эксклюзивные записи, не выпущенные в широкий тираж. Кумир меломанов 70-80-х, Ф. Заппа до сих пор пользуется огромным авторитетом и все, что связано с его именем становится фетишем, т.е. предметом слепого поклонения в мире рок-музыки.

Третья встреча тувинских музыкантов с Фрэнком Запой состоялась в июле того же года. Ральф им сказал, что Заппа вновь пригласил их к себе! Когда они приехали к нему домой, в просторной прихожей находились Александр Белов и Александр Львов, участники известной в свое время группы «Парк Горького» под руководством Стаса Намина. Услышав русскую речь, ребята заговорили с ними. Те сильно удивились: «А вы как здесь оказались?» Нескрываемое удивление было «написано» на лицах А. Белова и А. Львова: «А вы-то что здесь, в доме самого Фрэнка Заппы делаете?!».

Пока они разговаривали, к ним вышел Заппа и в первую очередь с распростертыми объятиями направился прямиком к тувинцам. Пообнимавшись и поздоровавшись с каждым, он повернулся к Александрам и сказал: «Это мои лучшие друзья. Вы успели познакомиться с ними?». Те были еще больше ошеломлены тем, как принимал тувинских музыкантов Заппа. Они вообще понятия не имели, что исполняли тувинцы и почему Фрэнк Заппа был в таком восторге, увидев их. В тот раз они не музицировали, просто поболтали. Заппа ставил записи, сделанные во время их предыдущего визита.

На четвертой встрече с Фрэнком Заппа был Конгар-оол Ондар с супругой и учеником. В октябре, когда Конгар-оол с женой Любой и учеником Бады-Доржу принимали участие в рекламной кампании фирмы AT&T, Фрэнк Заппа, услышав, что хоомей исполняет маленький мальчик, снова пригласил их к себе домой. Заппа долго удивлялся и умилялся тем, как девятилетний мальчик исполнял хоомей. Великий музыкант тогда был уже сильно болен и скончался в конце года.

Озаренные ореолом славы Фрэнка Заппы тувинские музыканты с тех пор стали желанными гостями почти на любом уровне музыкального Олимпа. К тому же времени относятся и сов­местные записи К. Ондара, К. Ховалыга и А. Куулара с эли­той современного камерного авангарда Кронос Квартет (Kronos Quartet).

К осени 1993 года Александром Бапа была скомпонована группа «Хун-Хурту» в составе Кайгал-оол Ховалыг, Анатолий Куулар (заменивший Альберта Куве­зина), Александр и Саян Бапа. С этого момента гастрольные поездки Конгар-оола и группы «Хун-Хурту» по Америке проходили самостоятельно, почти не пересекаясь. Многие иностранцы стали поклонни­ками тувинской музыки после просмотра до­кументального фильма «Чингиз Блюз», повес­твовавшего о друж­бе Конгар-оола со слепым музы­кантом Полом Пеной. С 1999 по 2003 годы этот фильм завоевал награды на 35 кинофестивалях. В 2000 году фильм был выдвинут на «Оскара» в номинации «Документальные фильмы». У Конгар-оола имеется также одна из самых престижных музыкальных премий в мире – премия «Гремми».

С момента выхода первого диска «60 Horses in My Herd» («60 лошадей в моем табуне») начинается и нескончаемый тур группы «Хун-Хурту», уже не один раз объехавшей с концертами почти весь мир и сыгравшей в самых престижных залах Америки, Азии и Европы. Для того чтобы оставаться на вершине славы в течение многих лет, конечно, необходимо обладать гениальными способностями.

Центральной фигурой группы «Хун-Хурту» является Кайгал-оол Ховалыг, который заставляет слушателей на своих концертах плакать, даже не зная тувинского языка и не очень хорошо понимая, о чем поется в песне. Такова сила его таланта и исполни­тельского мастер­ства, имеющего глубокие корни в традиционной культуре.

Творчество Кайгал-оола Ховалыга – это зеркало, в котором отражается вся палитра красок, глубина, богатство и мудрость тувинской тради­ционной музыкальной культуры. По мнению зна­менитого собирателя и исполнителя фольклора С. Старостина, именно «этническая чистота» яв­ляется тем ценным качеством, которое опре­деляет творческий почерк группы Хун-Хурту в лице Кайгал-оола и обеспечивает им такую популярность. «Тувинская музыка, как этническая, очень близко находится к истокам музыки, к прамузыке и заслуга Кайгал-оола состоит в том, что он смог пласт древней музыки донести до широкого круга слушателей всего мира, – делится своим мнением и В. Оборонко. – И в этом проявляется совершенно фантастический талант и гениальность Кайгал-оола».

К сожалению, объем статьи не позволяет перечислить имена, хотя бы тех звезд мира музыки, которые сочли за честь выступать вместе с «Хун-Хурту». Невозможно перечислить и те страны, где они побывали за последние 17 лет. А какие о них восторженные отзывы опубликованы в газетах, журналах и интернет-сайтах на многих языках мира! Мы не коснулись и биографии Кайгал-оола, поскольку с ней можно познакомиться в книге У. Монгуш «Двигатель "Хун-Хурту”» (Новосибирск, 2008).

Один из выдающихся музыкантов нашего времени, Народный хоомейжи Респуб­лики Тыва, Заслуженный артист Российской Федерации Кайгал-оол Ким-оолович Хова­лыг, которому в этом (2010!) году исполняется 50 лет, вознес тувинскую музыку на такие высоты всепроникающих эмоций, где грани между культурами исчезают, где люди начинают осознавать единство Человечес­тва. И люди, где бы они ни жили, готовы снова и снова испытывать эти невероятно сильные, прозрачные по чистоте и мудрости эмоции. Во многих странах все еще много желающих попасть на концерты тувинских музыкантов. И не удивительно, что многие заочно влюбленные в Туву фанаты тувинской музыки мечтают попасть в Туву, во что бы ни стало, и готовы покупать те инструменты, на которых играют их кумиры.

Во всем мире поклонники Элвиса Пресли, «Битлз», Брюса Ли и других звезд готовы не один раз совершать паломничество в родные места своих кумиров. В Ливерпуле, например, до сих пор периодически проходят фестивали групп-двойников «Битлз», приезжающих со всех концов мира. На нашем музыкальном небосклоне также немало таких ярчайших звезд международного уровня, как Конгар-оол, Кайгал-оол, группы «Чиргилчин», «Алаш», «Ят-Ха» и т.д., фанаты  которых готовы следовать за ними, образно говоря, «хоть на край света», т.е. в Туву.

Из всех предлагавшихся туристических услуг, представленных на открытии «Года туризма», на мой взгляд, ни одна не могла конкурировать по силе и мощи эмоционального воздействия, которая способна перемещать людей на большие расстояния, как бренд тувинской музыки. Нашим туристическим фирмам было бы совсем не плохо в этом году учесть международный опыт работы с продвижением разных брендов и воспользоваться юбилеем Кайгал-оола Ким-ооловича, именами Р. Фейнмана и Ф. Заппы для привлечения потока фанатов тувинской музыки в Туву.

 




© 2001-2024, Информационное агентство "Тува-Онлайн" (www.tuvaonline.ru).
При любой форме цитирования ссылка на источник (при возможности с указанием URL) обязательна.