Архивные упоминания о праздновании Шагаа в Туве датируются 1861 годом, возрождение традиции Шагаа - 1991

   Национальный архив Республики Тыва, tuvaonline.ru, фото Национального архива
1 февраля 2022 г.

постоянный адрес статьи: https://www.tuvaonline.ru/2022/02/01/arhivnye-upominaniya-o-prazdnovanii-shagaa-v-tuve-datiruyutsya-1861-godom-vozrozhdenie-tradicii-shagaa-1991.html

Архивные упоминания о праздновании Шагаа в Туве датируются 1861 годом,  возрождение традиции Шагаа - 1991«Хоть молодых спроси, хоть старика – нет радостнее праздника шагаа», — писал народный поэт Сергей Пюрбю.

Шагаа носит ярко выраженный народный характер. Магические действия, символические обряды и обычаи, подарки, взаимные поздравления, пожелания были вызваны, в конечном счете, жизненными устремлениями народа, написал в своей обзорной статье сотрудник Национального архива Маадыр Куулар. 

В документах Государственного архива Республики Тыва впервые упоминание о празднике Шагаа встречается в документах архивного фонда «Управление нойонов Танну-Урянхая (Тува)» за 1861 год, в приказе правителя Танну-Урянхая мээрен чангы Архивные упоминания о праздновании Шагаа в Туве датируются 1861 годом,  возрождение традиции Шагаа - 1991Ламажапа Угер-даа Очуру о праздновании Шагаа. В дословном переводе данного документа со старомонгольского языка сообщается:

«В приказе чанчын хевей Амбыса указано о том, что в китайском письме министерства по наследию Внешней Монголии и отдела Законодательства пишется о том, что в час дракона (луу) 19 числа 12 лунного месяца сего года ставка (судебная) закрывается на каникулы и открывается в час змеи (могай) 21 числа первого лунного месяца будущего года.

В каникулярное время полностью прекращается разбор дел. Если возникнут неотложные дела, то они могут быть рассмотрены в прежнем порядке.

Празднование Шагаа (Новый год) проводится 28 числа сего года по 5 число первого лунного месяца нового года. Все чиновники ниже по званию Вана и военные чиновники должны обличаться в обрядную одежду.

Настоящий приказ направлен правителю Танды Урянхая и по получении приказа он должен довести до сведения своих подданных.

Архивные упоминания о праздновании Шагаа в Туве датируются 1861 годом,  возрождение традиции Шагаа - 1991Данный приказ направлен для исполнения Угер-даа Очуру.

Такие приказы направлены Угер-даа Седипу, Чульдум-Комбу и Седипу.

19 число 2 лунного месяца 10 года Т.Э. (так в документе)»

Из этого уникального исторического документа видно, что и 160 лет назад празднование Шагаа проводилось согласно приказа главного правителя Тувы. Дни празднования Шагаа были объявлены выходными днями.

О том, как праздновали Шагаа жители Тувинской Народной Республики, наши земляки в 1929 году, мы узнаем из документов Архивные упоминания о праздновании Шагаа в Туве датируются 1861 годом,  возрождение традиции Шагаа - 1991архивного фонда «Министерство Внутренних дел ТНР» где в объявлении Министерства Внутренних дел сообщается:

«Объявление Министерства Внутренних дел (внутристранных)

Об установлении 10 февраля днем нового года, в связи с этим 9 февраля работают полдня, после чего 10 и 11 празднуют встречу нового года – дни Шагаа – на работу выходят 12 февраля утром.

Дата 9 число, II луны, 1929 года (так в документе)».

Начиная с 1944 года официально Шагаа в Туве не праздновали. Шагаа был семейным праздником. И только в 1991 году Шагаа Постановлением Верховного Совета Тувинской АССР был объявлен народным праздником Тувы.

«Постановление Верховного Совета Тувинской АССР

Об объявлении Шагаа народным праздником Тувинской АССР

Верховный Совет Тувинской Автономной Советской Социалистической Республики постановляет:

1. В целях возрождения и развития национальных обычаев и традиций и в связи с пожеланиями населения республики объявить первый день нового года, исчисляемого по лунному календарю, народным праздником Тувинской АССР – Шагаа.

Архивные упоминания о праздновании Шагаа в Туве датируются 1861 годом,  возрождение традиции Шагаа - 19912. Установить, что в Тувинской АССР день празднования Шагаа является нерабочим днем.

Председатель Верховного Совета Тувинской АССР Ч.-Д.Ондар

г.Кызыл, 8 февраля 1991 года».

Отметим, что в первом широком праздновании Шагаа в 1991 году приняли участие и официальные лица - Председатель Верховного Совета Тувинской АССР Чимит-Доржу Байырович Ондар и заместитель министра культуры Тувинской АССР Анатолий Сергеевич Серен, а также духовные лица: протоирей Троицкой церкви Отец Алексий и Эрзинский лама Сандак Оргудеевич Казак, воспринимаемый как Камбы-Лама республики (официальным первым Камбы-Лама Республики Тыва стал в 1997 году Аганак Хертек), пишет ИА Тува-Онлайн.

Шагаа – свидетельство своеобразной традиционной культуры тувинского народа, его богатого духовного мира.
Тувинцы отмечают этот праздник как истинные скотоводы-кочевники. Радостен он потому, что самые лютые стужи и напасти, связанные с прошлым годом, с зимой, миновали. Впереди весна, тепло, новая жизнь. Это праздник человеческого оптимизма, его стремления к лучшей жизни, это праздник надежды, - написал Маадыр Куулар.  




© 2001-2024, Информационное агентство "Тува-Онлайн" (www.tuvaonline.ru).
При любой форме цитирования ссылка на источник (при возможности с указанием URL) обязательна.