|
|
|
|
|
|
|
13 июня 2004 г. | Просмотров: 2472 | Комментариев: 0 |
|
|
17 июня в Музее современной истории (ул. Тверская, 21) в 12.00 откроется фотовыставка японского фотомастера Такехиса Мицукоши "Феномен Байкала". Подробности на сайте www.savebaikal.org
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11 июня 2004 г. | Просмотров: 2545 | Комментариев: 0 |
|
|
В конце июня в самарском клубе железнодорожников выступит финский квартет "Kaski", под управлением Йормы Тапио. Как сообщает пресс-служба Куйбышевской железной дороги, выступившей спонсором приезда финских музыкантов в Россию, выступление в Самаре - лишь один из элементов обширного расписания, во время которого коллектив посетит 6-й международный музыкальный фестиваль "Устуу-Хурээ" в республике Тыва. "Kaski" - один из европейских коллективов, играющих "новую" джазовую музыку на стыке современных европейских джазовых течений, финского фольклора и этнического авангарда. География его выступлений - от Финляндии до Японии. В начале этого года группа дала концерт в Москве. Лидер коллектива - один из лучших саксофонистов Европы Йорма Тапио, которого многие называют "европейским Джоном Колтрейном". Играющие с ним музыканты более известны в этническо-фольклорном мире. В составе ансамбля - Йорма Тапио (саксофоны, бас-кларнет, этнические духовые), Тапани Варис (бас), Юлиус Хеиккила (гитара) и Ханну Риску (ударные). Название коллектива - "Kaski" - происходит от национального финского способа быстрой тотальной вырубки леса для очистки больших площадей для жизни, строительства, земледелия. По мнению музыкантов, это символизирует и их подход к исполнению музыки. Зная, понимая и принимая наследие мирового джаза, классики и этники, они всеже не считают обязательным следовать его канонам и начинают творчество самостоятельно, с нуля, зачастую создавая новые произведения непосредственно на сцене.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11 июня 2004 г. | Просмотров: 2958 | Комментариев: 0 |
|
|
В здании постоянного представительства Тувы в Москве по инициативе главы правительства состоялась его встреча с архитектором проекта реставрации уникального архитектурного буддийского комплекса "Устуу-Хурээ" Виллей Хаславской. Московский архитектор впервые приехала в Туву в 1976 году. А в 1983 году по заказу Министерства культуры России она проводила в Туве паспортизацию памятников истории и культуры. В их число вошел и уникальный буддийский храм, построенный в 1905-1907 годах в предместье Чадана. В 30-х годах, как и остальные буддийские монастыри республики, он был разрушен. Составленный Хаславской проект реставрации храма из более чем 100 архитектурных документов был передан в Министерство культуры республики еще в 90-е годы. А в 2000 году впервые по письму депутата Государственной Думы Галины Салчак в республику поступили федеральные средства в сумме 1 миллиона рублей на реставрацию уникального храма, включенного в общефедеральный список памятников архитектуры. Московские деньги были потрачены первоначально министерством культуры Тувы на другие цели. Непосредственные работы по проекту начались в 2002 году, когда в Туву поступил еще один миллион рублей из Москвы по целевой федеральной программе. Но вот уже второй год в связи с задержкой в оформлении документов местным культурным ведомством средства из федерального бюджета не поступают. Шериг-оол Ооржак выразил заинтересованность республики в скорейшей реставрации храма и готовность профинансировать эти работы из республиканского бюджета. Он подчеркнул значимость этого архитектурно-исторического памтяника не только для жителей Дзун-Хемчикского кожууна, но и всей республики. Как призналась корреспонденту "Тува-Онлайн" Вилля Хаславская после встречи, ее воодушевила искренняя заинтересованность руководителя республики в восстановлении этого памятника архитектуры и появилась уверенность, что темпы реставрационных работ ускорятся.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 июня 2004 г. | Просмотров: 3005 | Комментариев: 0 |
|
|
Общество Друзей Тувы в Петербурге сообщает, что завтра 11 июня, в Петербургском кафе "Турандот" по адресу: Кузнечный пер, д.14А состоится презентация фотоальбома работ Станислава Шапиро, посвященного Туве. Стас Шапиро более 20 лет работает в Туве с питерскими археологами, принимал участие в сенсационном открытии неграбленного царского захоронения "Аржаан-2". Однако большинство фоторабот Стаса расказывают о фантастической природе Тувы - земле заповедных озер, степей, песчаных барханов, тайги и гор и о её людях - скотоводах-кочевниках, шаманах и писателях, политиках и детях, о енисейских староверах, о национальной борьбе хуреш, верблюжьих скачках, священных источниках-аржаанах и т.д. На страницах фотоальбома фотографии соседствуют с археологическими и этнографическими артефактами, что придает им ценность художественного документа. Редактор издания Алла Машезерская прекрасно знает материал, так как на протяжении нескольких десятков лет работала в Центральной и Средней Азии в качестве художника археологической экспедиции. Начало презентации в 20.00 (возле Единоверческой церкви-Музея Арктики и Антарктики). Большинство участников презентации - люди, хорошо знакомые с Тувой и с экспедиционным кругом. Вскоре после презентации они открывают новый полевой сезон, отправляясь на раскопки в Туву.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 июня 2004 г. | Просмотров: 2603 | Комментариев: 0 |
|
|
Отнюдь не все деятели отечественного шоу-бизнеса стремятся извлекать максимальную прибыль. Некоторые предпочитают в ущерб коммерции напрямую влиять на музыкальный рынок В последнее время отечественная музыкальная жизнь становится все более разнообразной. Интересные события на самых различных площадках, будь то клубы, стадионы, концертные залы, происходят чуть ли не каждый день; лет десять назад, когда приезд каких-нибудь превратившихся в безнадежную архаику Deep Purple воспринимался как центральное событие года, ничего подобного и представить себе было нельзя. Приглашать звезд, а тем более малоизвестных исполнителей, рисковали немногие: не было ни денег, ни уверенности в коммерческом успехе, ни нужных умений по организации гастролей. Явно разнообразней в последнее время стала и музыка отечественного извода. У российских молодых музыкантов появился стимул: если раньше их мечтой было засветиться на каком-нибудь фестивале, то теперь отечественная эстрадная - в широком смысле этого слова - культура, выйдя из советского подполья, с трудом пережив смутные 90-е, явно начинает приближаться к общемировым стандартам. И немалую роль в этом играют независимые музыкальные бизнесмены: пока гиганты бизнеса думают лишь о том, как правильно выстроить гарантированно успешные коммерческие схемы, небольшие, порой состоящие из нескольких человек компании не боятся экспериментировать - и с музыкальной продукцией, и с аудиторией. Доходный энтузиазм Александра Чепарухина без преувеличения можно назвать культовой личностью. Он - редкий пример отечественного промоутера, добившегося признания на Западе, который он буквально заполонил этномузыкой из стран бывшего СССР. Артисты его компании Greenwave Music - уникальные тувинцы "Хуун-Хуур-Ту", певец азербайджанских мугамов Алим Касымов, адепты русского фолка Инна Желанная (в ее группе Чепарухин сам играет на перкуссии) и Сергей Старостин - собирают стадионы по всему миру. Успешно работает Чепарухин и в обратном направлении - привозит в Россию редкостную, весьма элитарную музыку: "Кронос-квартет", современных классиков Филиппа Гласса и Майкла Наймана. В нынешнем сезоне он нанес особо мощный удар по российской аудитории, ошеломив ее концертом Джона Зорна; в конце июня он собирается продолжить начатое с помощью концерта знаменитого гитариста Джона Маклафлина. - С чего началась ваша деятельность как промоутера? - Сначала, где-то в конце семидесятых, когда я учился на экономическом факультете МГУ, я сделал концерт группы "Центр". Затем устроил нечто в жанре тематических дискотек: к программе из уникальных записей с тбилисского рок-фестиваля в 1980-м добавил стробоскопы, свои юношеские стихи - и победил на всемосковском конкурсе дискотек. После этого мне предлагали участвовать в культурной программе съезда комсомола, но меня это очень сильно испугало, и я с дискотеками завязал. Затем, уже будучи аспирантом, я стал председателем молодежного совета МГУ по охране природы, создал в 1985-м клуб Greenwave и умудрился попасть в культурную программу Фестиваля молодежи и студентов - в павильоне "Космос" на ВДНХ, например, сделал совместный проект ансамбля Дмитрия Покровского и "Арсенала" Алексея Козлова. А в 1986-м появилась совершенно оригинальная идея - я свел ансамбль Пола Уинтера и ансамбль Покровского, устроил им концерт в МГУ. Это был практически первый советско-американский проект такого рода. Никаких даже намеков на коммерческую составляющую тогда не было. Все держалось на чистом энтузиазме. - И как же вы занялись этим профессионально? - В Америке я случайно встретил известного этномузыковеда Теда Левина, который мне дал кассету с записями тувинской группы "Хуун-Хуур-Ту". Я об этой музыке ничего не знал, она меня просто потрясла. И через пару-тройку месяцев я с ними поехал в тур. Сразу же начались аншлаги, появились довольно неплохие деньги - и все равно какое-то время для меня это занятие оставалось хобби. Практически все деньги, которые я зарабатывал, я тратил на записи новых альбомов, организацию новых туров. В 1997-м мне пришла в голову идея: почему бы не пригласить музыкантов, с которыми я познакомился на Западе, сюда? Первым таким опытом стали гастроли "Кронос-квартета". Я тогда ничего не знал о том, как это делается, сделал все неправильно - то есть очень хорошо, но чересчур. Поселил музыкантов в "люксах" в "Балчуге", арендовал роскошные лимузины, которые были им не нужны. Успех концертов был абсолютный, но я потерял десять тысяч долларов. Через год я привез уже два коллектива - "Кронос-квартет" и "Майкл Найман бэнд". Опять был полный успех, но теперь у меня уже появилась какая-то команда, мы уже научились считать деньги, сделали мы все правильно, без чрезмерного шика. Так как-то постепенно все расширилось, и я себя ощутил полностью погруженным в музыкальный бизнес, чего изначально не планировал. - Каково соотношение коммерции и культуртрегерства в том, что вы делаете? - Такого подхода - давайте-ка изучим, что людям нужно, привезем и сделаем деньги - у меня нет. Не потому, что я такой бессребреник, мне интересно деньги зарабатывать, но везти то, что мне самому не очень нравится, - скучно и даже неприятно. Я знаю менеджеров на Западе - очень продвинутых, занимающихся прекрасными, но не очень коммерческими музыкантами, - и они же являются агентами групп, которые им ненавистны, зато приносят деньги. Для меня это неприемлемо. Более того, мне кажется, если я буду исповедовать такие принципы, то не смогу успешно работать. Мой энтузиазм стал приносить мне доход, не слишком большой, но достаточный, чтобы продолжать мою деятельность, - так зачем мне переделывать себя? - Вы не думали создать вокруг своей компании какой-нибудь культурный центр вроде The Knitting Factory Джона Зорна? - Я об этом думаю уже много лет, просто руки не доходят. И не хочется искать спонсоров - очень неприятно напрашиваться, искать деньги. Мне не нравится пробиваться сквозь скептицизм, что-то кому-то втолковывать, доказывать, что я не верблюд. Мне хочется равноправного сотрудничества. Мне кажется, это не наглое притязание. Продвинутому бизнесмену должно быть небезразлично, что он участвует в реальном, интересном культурном процессе. К сожалению, таких людей у нас очень мало, практически нет совсем. - Вы имеете возможность сравнивать наш музыкальный мир и западный. Насколько мы провинциальны? - По количеству событий мы совсем не провинциальны. Какой-нибудь Мюнхен, Женева значительно беднее в этом смысле. Но, с другой стороны, в том же Мюнхене происходит гораздо больших мелких локальных событий с музыкой разного формата, у которой не может быть коммерческой истории, у которой есть своя ниша. Там промоутеру не приходится трястись от страха - как бы не потерять деньги. Лучший тому пример - Скандинавия и Германия, там существуют специальные фонды, которые помогают клубам, где выступают заведомо некоммерческие артисты. У нас этого нет. Успешны у нас только громкие проекты. Государство не выступает в роли проводника каких-то культурных событий. В этом смысле мы, безусловно, провинциальны. Подробнее на сайте http://www.expert.ru/expert/current/data/produce.shtml
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 июня 2004 г. | Просмотров: 2522 | Комментариев: 0 |
|
|
В Кызыл начали прибывать участники международного фольклорного фестиваля "Радуга искусств" посвященного Дню независимости России. Самую многочисленную делегацию из Горной Шории в количестве 20 человек встречают завтра сотрудники музея "Алдан маадыр" в Абакане. Делегация Якутии прилетела сегодня утом в Кызыл. Представительной обещает быть и монгольская делегация состоящая из "тувинской диаспоры". В планах фестиваля шествие, вытсавка-продажа изделий народных промыслов, концертные выступления на площадке стадиона им. "5-летия Советской Тувы" 12 июня.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 июня 2004 г. | Просмотров: 3404 | Комментариев: 0 |
|
|
В этом году на 6-м фестивале живой музыки "Устуу-Хурээ" готовятся к наплыву зарубежных исполнителей. О своем желании приехать в центр Азии заявила легендарная группа под управлением Аллена Маршалла "THE SUN RA ARKESTRA" (США). Музыканты, которым от 70 до 90 лет, выступали в свое время с Би Би Кингом, Билли Холлидей и теперь продолжают активную гастрольную деятельность. Как сообщила в интервью корреспонденту "Тува-Онлайн" зарубежный координатор фестиваля "Устуу-Хурээ" Корнелия Мюллер, к сожалению, одного желания недостаточно. Сейчас она и директор фестиваля Игорь Дулуш пытаются найти финансовые средства, чтобы обеспечить приезд легендарных джазменов в Туву. По мнению Игоря Дулуша, приезд на фестиваль в юбилейный для республики год музыкантов мировой величины, еще раз подтвердил бы репутацию Тувы, как музыкальной Мекки России. Можно ожидать, что с подключением к подготовке фестиваля при посредничестве Саинхо Намчылак Корнелии Мюллер, опытного музыкального менеджера, директора фестиваля Uncool, который проходит в итальянской части Швейцарии, организационно "вырастет" и нынешний "Устуу-Хурээ". Фестиваль живой музыки, который вот уже в шестой раз соберет на музыкальной поляне в пригороде Чадана музыкантов из самых разных стран, самых разных стилей и направлений, в этом году вошел в программу официальных юбилейных торжеств, посвященных 60-летию вхождения Тувы в состав России, и пройдет под личным патронажем главы правительства Шериг-оола Ооржака. Напоминм, что свое название фестиваль получил от буддийского храма Устуу-Хурээ. Он был построен в начале 20 века в окрестностях города Чадана, а в 30-х годах варварски разрушен, служители храма - буддийские ламы подвергнуты жестоким репрессиям. Идея проведения фестиваля родилась в 1998 г. в кругах музыкантов и творческой интеллигенции, объединившейся вокруг идеи восстановления Верхне-Чаданского хурээ. Фестиваль благотворительный. Все доходы от проведения концертов и помощь спонсоров направляются на восстановление храма по проекту московского архитектора Вилли Хаславской и содействие возрождению буддизма - традиционного вероисповедания тувинцев. Ежегодно фестиваль объединяет более 300 музыкантов всех направлений и стилей: от классической музыки и джаза до фолка и авангарда. В этом году программа этого популярного музыкального форума, в прошлом году вполне оправдавшего свой международный статус (в нем приняли участие музыканты из Норвегии, Финляндии, Англии, Австралии, США, а в числе зрителей были музыкальные фанаты из Непала, Швейцарии, Аргентины и Канады), практически не изменилась. 1 июля все участники ранним утром выедут из Кызыла в районный центр Дзун-Хемчикского кожууна, в предместье которого будет разбит палаточный и юрточный городок, вечером этого же дня музыкальная процессия пройдет по улицам Чадана, а по возвращении "на базу" примет участие в торжественном открытии фестиваля. Ночной костер Дружбы завершит долгий день. 2 июля - посещение руин Верхне-Чаданского монастыря, официальные встречи гостей с руководителями района и города, конкурсные прослушивания. 3 июля - посещение храма Алдыы-Хурээ (новый монастырь в черте города Чадана, построенный при финансовой поддержке Сергея Шойгу), скачки, соревнования по национальной борьбе "Хуреш", визит в музей Буян-Бадыргы, основателя тувинской государственности, день завершится ночным джем-сейшном. 4 июля гости фестиваля смогут поехать на озеро Сут-Холь (высокогорное озеро в Сут-Хольском районе республики, напоминающее чашу с молоком), программа пребывания у которого свободная. Музыкальная программа фестиваля тесно переплетена с духовной. Во время "Устуу-Хурээ 2003" буддийскими ламами каждый день будут производиться культовые обряды. "Пламя лампады этого хурээ еще не погасло" - так сказал об храме Устуу-Хурээ Его Святейшество Далай-Лама XIV, посетивший его развалины в сентябре 1992 года во время визита в Туву.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 июня 2004 г. | Просмотров: 2916 | Комментариев: 0 |
|
|
Оргкомитет 6-го Международного фестиваля живой музыки "Устуу-Хурээ" возглавил председатель Правительства Тувы. В этом году популярный музыкальный форум, ежегодно собирающий в палаточном городке в пригороде Чадана сотни музыкантов из разных городов России и мира, проходит под официальным патронажем Шериг-оола Ооржака. Как сообщил корреспонденту "Тува-Онлайн" директор фестиваля Игорь Дулуш, на прошедшем вчера заседании оргкомитета под председательством главы правительства рассматривались все аспекты подготовки и проведения фестиваля "Устуу-Хурээ" в рамках празднований 60-летия вхождения Тувы в состав СССР и 90-летия г. Кызыла. По информации пресс-службы правительства, в ближайшее время будут начаты работы по благоустройству места проведения фестиваля, начнется асфальтирование участка дороги от основной трассы до храма Алдыы-Хурээ, сценической площадки, пешеходных дорожек в лагере для участников. Будут приняты меры по обеспечению общественного порядка, организовано питание, медицинское обслуживание гостей. Шериг-оол Ооржак настроен провести фестиваль на высшем уровне. Отрадно и то, что он поддержал идею приезда в Туву Sun Ra Arkestra под управлением Маршалла Аллена (США). Возраст музыкантов - от 70 до 85 лет. Руководителю коллектива Аллену Маршаллу в этом году 25 мая исполнилось 80 лет. Он - ученик, идейный единомышленник и активный участник экспериментов Сан Ра, основателя знаменитого оркестра, который тот намеренно писал с буквы "А" (Аркестра). Звездное время "Сан Ра Аркестра" приходится на 70-80 годы, связанные с формированием нетрадиционных инструментальных секций биг-бэнда (главным образом, различных сочетаний саксофонов и деревянных духовых из состава симфонического оркестра). По мнению музыковедов, вместе с "Сан Ра" Маршалл внес заметный вклад в разработку новых музыкальных идей, связанных с некоторыми креативными направлениями в современном джазе (например, в сфере так называемого грейт-блэк-мьюзик).
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 июня 2004 г. | Просмотров: 2551 | Комментариев: 0 |
|
|
В Кызыле с 4 июня началось возведение мандалы, посвященной буддийскому божеству Ямантаки. Как сообщил руководитель группы монахов из тантрического монастыря Гьюдмед школы Гелукпа, нгаремпа (доктор тантры) Лобсанг Церинг, более 4 лет они работают в России, обосновав организацию "Живое сообщество Тибета". Основную цель своей деятельности монахи видят в передаче основ буддийской философии, знакомстве с тибетской духовной культурой. "Мы не предлагаем всем стать буддистами. Можно оставаться в своей религии, относясь к буддизму как к философии,а не религии. Мы не отправляемся в путь, чтобы возводить песочные мандалы, читать молитвы и проводить ритуалы.В самых разных странах мы посещаем больницы, места лишения свободы, те места, где люди действительно испытывают страдания. Мы бы очень хотели если предоставится возможность, пойти к этим людям и в Туве. Еще одна важная цель - помощь тибетским детям. Все пожертвования будут переданы для строительства школы детям тибетских беженцев,оставшихся без родителей". С 1959 года, после оккупации Тибета Китаем и изгнания Его Святейшества Далай-ламы, тысяча тибетцев последовали за Учением и за Учителем в Непал и Индию. При переходе границ беженцы гибнут от холода, голода и погони. Сотни детей сирот воспитываются в моныстырях, но их количество явно недостаточно для получения образования всеми детьми. До 15 июня в здании спорткомплекса им. И.Ярыгина с 10 утра начинаются утренние молитвы, с 11 лекции, до 18 часов можно наблюдать возведение мандалы, в 18 30 просмотр документальных видеофильмов. 12 июня будет проведен ритуал очищения "Тен трул юн трул", вечером просмотр фильма "Тибетская книга мертвых". 13 июня - самопосвящение Ямантаки. 14 июня - ритуал "Зеленой тары". 15 июня - разрушение Ямантаки. Из 60 с лишним мандал, возведенных тантристами в разных частях России, мандала Ямантаки, возводилась лишь один раз в Калмыкии, сегодня этот уникальный ритуал можно наблюдать в Кызыле.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 июня 2004 г. | Просмотров: 2795 | Комментариев: 0 |
|
|
Гринпис России на охране уникального искусства горлового пения Целостность нетронутых уголков дикой природы тесно связана с сохранением культуры народов - их быта, обычаев и фольклора. Частично утеряные народные традиции сегодня признаны неотъемлемой частью Всемирного природного наследия. Крупные международные организации всерьез взялись за изучение, сохранение и передачу знаний о нематериальном культурном наследии. И особый интерес возникает к тувинскому горловому пению, истоки, традиции, тайна и энергетика которого неразрывны с первозданной природой Тувы и укладом жизни кочевников Центральной Азии. Гринпис России первым в нашей стране решил представить публике новое видение защиты Всемирного природного наследия. 19 июня в 19.00 в Центральном доме журналиста (Никитский бульвар, 8а) состоится презентация видео-проекта Гринпис России - "Природное наследие России". С 2000 года в ходе этого комплексного экологического проекта в Список Всемирного природного наследия ЮНЕСКО включены 8 российских природных территорий, в том числе Убсунурская котловина - гордость Тувы. Были созданы самые разные типы видеопродукции - от проблемных клипов до видовых и образовательных фильмов о наиболее уникальных уголках страны. Ключевым моментом презентации "Природное наследие России" станет знакомство с творчеством двух современных фольклорных коллективов: группы "Олчей" и ансамбля "Русичи". Удивительный феномен тувинского горлового пения и исконно русская песенная традиция раскроют глубинные связи культуры и природы, а виртуозное владение традиционной вокальной и инструментальной импровизацией - неограниченные возможности творчества и экспериментаторства в этом направлении. В программе вечера - презентация нового альбома "Зов горячей травы" группы "Олчей". Диск выпущен совместно с Гринпис России в рамках проекта по Всемирному природному наследию. В альбом вошли традиционные песни из тувинского фольклора, но новое и гармоничное звучание получено при смелом синтезе тувинских инструментов и горлового пения с виолончелями.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | | |
Анонс событий | 1) В ЭТИ ДНИ: new! Кубок Главы Республики Тыва по боксу среди юношей (УСК Субедей, Кызыл, Тува) |
2) ЗАВТРА: 100 лет (1925) назад организована ГВПО (Государственная внутренняя политическая охрана),
потом ВУОС (Военное управление охраны страны), а затем МВД (Министерство внутренних дел) Республики Тува. (Тува) |
3) ЗАВТРА: 125 лет (1900-1933) со дня рождения Адыг-Тюлюша Чульдума, активного участника революционного движения в Туве, видного государственного деятеля ТНР (Тува) |
4) ЗАВТРА: new! НААДЫМ-2025 Концерт «В ритме Наадыма». Начало в 18 ч (Площадь Арата, Кызыл, Тува) |
5) ЗАВТРА: new! День рождения Монгуша Субудая Радиславовича, министра спорта Республики Тыва (Кызыл, Тува) |
6) ЗАВТРА: new! День рождения Дамба-Хуурака Анатолия Партизановича, члена Общественной палаты Российской Федерации (Кызыл, Тува) |
7) 18.07.2025 - 20.07.2025: Праздник животноводов Республики Тыва Наадым (Тос-Булак, Тува) |
8) 18.07.2025: new! НААДЫМ-2025 Чемпионат Республики Тыва по легкоатлетическому марафону на 42.2 км среди
мужчин и женщин. Начало в 7 ч (Велосипедная дорожка на дамбе Енисея, Кызыл, Тува) |
9) 18.07.2025: new! Чемпионат Республики Тыва по стрельбе из тувинского традиционного лука «Тыва ча адар оюн: баг адар хевири» среди мужчин и «Тыва ча адар оюн: борбаанды адар хевири» среди женщин. Начало в 9 ч (М. Тос-Булак, Кызылский кожуун, Тыва) |
10) 18.07.2025: new! НААДЫМ-2025 Чемпионат Республики Тыва по национальным конным скачкам (аныяк чугурук, улуг чугурук, тыва аъттар, аскырлар). Начало в 9 ч (М. Тос-Булак, Кызылский кожуун, Тыва) | все даты |
| | | | |
|