Вторник, 19 марта 2024 г. 09:11 Сделать стартовой | Добавить в избранное | RSS Обратная связь | ENGLISH
ИА «Тува-Онлайн»
» » Шолбан Кара-оол: "Человек и его благополучие – главный критерий эффективности власти"
Личный кабинет
Логин:
пароль:
Регистрация
Забыли пароль?
Архив
«    Ноябрь 2010    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Ссылки
электронный журнал "Новые исследования Тувы"

Шолбан Кара-оол: "Человек и его благополучие – главный критерий эффективности власти"

Сегодня глава республики Шолбан Кара-оол выступил с ежегодным Посланием Верховному Хуралу Тувы. Мы приводим полностью текст этого выступления:

ПОСЛАНИЕ

ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА

ВЕРХОВНОМУ ХУРАЛУ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА 

Ответственная власть. Ответственный бизнес. Ответственное общество.

 

Уважаемый Кан-оол Тимурович!

Уважаемые депутаты, коллеги, друзья!        

Представление нынешнего ежегодного Послания Председателя Правительства Верховному Хуралу Тувы  проходит в непривычное для нас время. По известным всем причинам сроки сдвинулись на ноябрь. На мой взгляд, весьма удачно –  конец года вполне подходит для подведения итогов и постановки задач.

Это моё первое Послание новому парламенту республики, обновленному депутатскому корпусу, которому в течение четырех лет предстоит серьезная напряженная работа по законодательному обеспечению экономического роста и социального благополучия Тувы. Поэтому наряду с постановкой  тактических задач на предстоящий год оно будет неизбежно нести и определенный стратегический смысл.

Сегодня я подписал Указ об отставке Правительства. Члены Кабинета министров будут исполнять свои обязанности до утверждения новой структуры. Этой нормы нет в Конституции республики, но я воспользовался своим правом высшего должностного лица, посчитал важным с началом работы нового парламента включить депутатов в процесс оптимизации и укрепления исполнительной власти. Уверен, совместные консультации по этому важному вопросу станут практической реализацией заявленного на выборах общего стремления к согласованной работе. Основой для нашего взаимоуважительного отношения. И закономерным шагом по реализации моей инициативы конституционно закрепить отчет правительства перед Верховным Хуралом.

По сути, сегодня очень важный этап в жизни республики, определенная точка отсчета, если хотите – перезагрузка. Начало конструктивного  диалога власти. Власти, не раздираемой противоречиями, не пытающейся определить, кто главнее, а работающей вместе, консолидированно и эффективно на благо своего народа, малой родины, страны.

Мы просто обязаны извлечь урок из ошибок недавнего прошлого.  Для этого сегодня сложилась уникальная ситуация. Есть четкое понимание, чего ждет от нас тувинское общество. И это не данные выборочного социологического опроса, а итоги всенародного референдума и выборов. У каждого из вас на руках целый пакет конкретных наказов избирателей. В них есть четкий, однозначный заказ на консолидацию, на позитив, на работу –  люди устали от политических дрязг и конфликтов, соскучились по нормальному созидательному труду. 

За оптимизацию власти на референдуме проголосовало абсолютное большинство избирателей, на парламентских выборах они подтвердили эту позицию. С таким уровнем доверия и легче, и труднее. Давит груз ответственности, необходимость оправдать ожидания людей. У нас нет права на ошибку. И нет времени на раскачку.

Коротко о положении дел, об итогах уходящего года. Вместе со всей страной мы преодолевали последствия кризиса. Впервые в истории постперестроечной России федеральный центр был вынужден значительно сократить финансовую помощь таким регионам, как наша Тува. Республику это коснулось в наименьшей степени. Наш бюджет потерял 4 процента, что в абсолютном выражении составило 385 млн. рублей. Для сравнения: федеральные дотации Ульяновской области уменьшились на 16 процентов, на 10 процентов меньше получили Республика Бурятия, Алтайский край.

За 9 месяцев мы смогли дополнительно привлечь более полутора млрд. рублей федеральных средств, участвуя в различных программах и конкурсах, плюс – впервые на 30 процентов нарастили собственные доходы. Наибольшее увеличение достигнуто по налогу на прибыль, добычу полезных ископаемых. Это связано в первую очередь с увеличением на треть добычи угля, в полтора раза – золота, на 11 процентов – асбеста, что свидетельствует о некотором посткризисном оживлении экономики.

Нам удалось набрать неплохой темп. По индексу промышленного производства за 9 месяцев мы вышли на первое место в Сибири с показателем в 124 процента.

Уважаемые коллеги!

Этот год проходит под знаком трех главных тем: юбилей Победы, Год Учителя в России и Год Туризма в Туве. В них заложено мощное объединяющее начало.

В год 65-летия Победы нам удалось организовать в самом сердце России, в музее на Поклонной горе выставку, которая стала открытием для тысяч россиян. Она позволила по достоинству оценить вклад Тувы в общую победу над врагом. Выставка «Тувинская Народная Республика – все для общей Победы!» будет работать в Москве до конца юбилейного года.

Событием стало открытие нашего нового Мемориала Победы. Его возведение стало поистине народной стройкой. Вместе с ветеранами мы постарались восстановить имена всех наших земляков, ушедших на фронт. На стелах Площади Победы увековечены 3256 имен. За прошедшие полгода стали известны еще 586. Поиски продолжаются по всей республике. Поименно вспомнили своих фронтовиков во многих селах Тувы, появились новые большие и малые памятники, бюсты, стелы, благоустроены старые. В спецпроекте «Моя Победа» участвовали все – от мала до велика. Это и есть связь поколений, самое действенное патриотическое воспитание молодых.

Год Учителя позволил по-новому взглянуть на образование и воспитание, на ключевую роль педагога. В многонациональной Туве этот год несет и мощный интернациональный заряд. В республике появилась новая столичная площадь, где в День учителя открылся Памятник первым русским учителям. Торжественное и трогательное событие собрало людей  разных национальностей и поколений. Ветераны просвещения со слезами на глазах благодарили за этот дар государства. А у их нынешних последователей появилась уверенность, что этот благородный труд общество ценит по достоинству.

Национальная инициатива Президента Дмитрия Анатольевича Медведева «Наша новая школа» ставит в центр образовательного процесса тандем Учитель-Ученик, а школе фактически придает статус инновационного и воспитательного центра на селе.

Одно из направлений модернизации образования – сделать школы финансово самостоятельными, но при этом их хозяйственную деятельность – более прозрачной. Надо уйти от бесконтрольных поборов с родителей. Каждый рубль привлекаемых внебюджетных средств должен быть строго подотчетен.

Два последних года активно обновлялась материальная база наших школ, поступали новые кабинеты, оборудование для школьных столовых и медицинских кабинетов, мебель, компьютерная техника. Часть ветхих школ удалось полностью реконструировать. Это Сукпак, Шанчы, школа-интернат в Кызыле. В этом году идет ремонт в Чаа-Суурской сельской школе и школе № 3 г. Ак-Довурака.

Сверхзадача на 2011 год – построить за один строительный период новое здание для учащихся кызылской школы № 8.

Чтобы раскрыть весь творческий потенциал ребенка, школьная жизнь должна кипеть с утра до позднего вечера, предлагая занятия на любой вкус – от музыкальных факультативов, спортивных секций, изостудий до школьного театра и технического творчества. Сегодня в республике только две станции юных техников – в Кызыле и Бай-Хааке. На следующий год мы закладываем средства на грантовую поддержку такой работы с детьми и в других муниципальных образованиях. Занятия  техническим творчеством, по сути, идеальный способ увести наших мальчишек из подворотни. 

Образовательным приоритетом остается повышение качества преподавания наших государственных языков. Мы заложили средства в республиканском бюджете на 2011 год для стимулирования работы на селе молодых педагогов филологов, намерены возродить практику привлечения к преподаванию  русского языка его носителей – русских учителей. А в тот же староверческий Сизим направить преподавателя тувинского языка, которого они давно ждут и для которого готовы создать все условия. Согласитесь: пример, достойный подражания. 

Чтобы закрепить молодых перспективных специалистов в сельской глубинке, Министерство образования России определило нам 8 вакансий для выпускников вузов. Учителя информатики, иностранных языков, математики, физики, приехавшие работать в села Кызыл-Мажалык, Аксы-Барлык, Алдан-Маадыр, Сесерлиг, Ак-Чыраа, в течение двух лет будут получать дополнительное ежегодное вознаграждение в 250 тысяч рублей.

 

Объявленный нами Год Туризма оказался востребованным в обществе. Его основная задача – дать старт долгосрочной системной работе, чтобы перевести Туризм из плоскости планов, надежд, перспектив в категорию экономическую, приносящую реальную отдачу в бюджет республики.

При этом важно постепенно менять нашу психологию, отношение к туристу, гостям республики. Воспринимать их выбор Тувы как признание исключительной самобытности республики, готовности потратить здесь свое время и деньги. А вот захотят ли они приехать сюда еще раз – зависит от нас с вами.

Это был год наработки связей, инвентаризации и совершенствования правовой базы, создания благоприятных условий и кадрового обеспечения зарождающейся туриндустрии в Туве. Создана Ассоциация туризма, объединившая турфирмы, гостиничный и ресторанный бизнес, всех, кто в той или иной степени связан с оказанием туристических услуг. Ассоциация стала главной опорой молодого министерства культуры и туризма в нормотворчестве.  Здесь принципиально важен тандем юристов-профессионалов и практиков отрасли. Ассоциация в данном случае представляет экспертный взгляд на разрабатываемые нормативные и программные документы.

 

Считаю, что старый республиканский закон о туризме за прошедшие годы, во-первых, перегружен поправками, и, во-вторых, не отвечает современным реалиям. В нем не предусмотрено участие муниципалитетов, нет системы государственной поддержки, не предполагается проведение научных и маркетинговых исследований и информационного обеспечения этой деятельности.

 

Поручаю Министерству культуры и туризма совместно с профильным парламентским комитетом Верховного Хурала проработать новую редакцию законопроекта. С привлечением научного и предпринимательского сообщества, той же Ассоциации туризма, определить Стратегию развития туристической отрасли на длительную перспективу. Конкретизировать её в республиканских целевых программах, муниципальных планах развития. А в них выделить ключевые объекты, требующие концентрации ресурсов и имеющие серьезный задел – например, тувинскую турбазу в национальном парке «Ергаки», где уже есть вся инфраструктура, или обустройство зоны отдыха на озере Дус-Холь, куда в 2011 году будет достроена подъездная дорога с асфальтовым покрытием.

 

При этом важно не забывать, что сфера туристических услуг – это не только высоко затратные крупномасштабные проекты, пятизвёздочные отели и элитные базы отдыха, требующие значительных инвестиций. Это и минимальная инфраструктура в муниципалитетах плюс элементарные организационные усилия – по тем же поездкам сельских школьников на каникулы с экскурсией в Кызыл или этнографические походы городских школьников и их знакомство с бытом чабанов в Бай-Тайге или Эрзине. А пока о каком внутреннем туризме можно говорить, если в большинстве даже кожуунных центров нет гостиничных услуг.

 

Каждый муниципалитет должен четко представлять свои туристические и рекреационные возможности. Это позволит проинвентаризировать весь туристический потенциал республики, сформировать наш фирменный турпродукт, провести брэндирование главных достопримечательностей республики по итогам специального проекта правительства «Девять драгоценностей», предусмотреть кадровое обеспечение, наладить взаимодействие с соседними регионами и тем же Русским географическим обществом, пропагандирующим внутренний туризм в стране. Тем более, что Президент РГО Владимир Владимирович Путин считает Туву одним из самых уникальных туристических мест России. А Сергей Кужугетович всегда готов нас поддержать в этом устремлении.

 

Уважаемые коллеги!

Мы с вами представляем разные властные структуры, у нас разные полномочия, разные сферы ответственности. Но люди воспринимают власть как единое целое, не деля на законодателей и исполнителей, федералов, регионалов, муниципальную власть. И оценивают нашу работу по качеству своей жизни. Стала ли она безопасней, комфортней, интересней.

Человек и его благополучие – главный критерий эффективности нашей с вами работы.

По мнению социологов, 80 процентов всех жизненных проблем людей решаются на уровне местной власти. Здесь и формируется  жизненная среда человека, его социальное и физическое самочувствие. Именно здесь, казалось бы, абстрактное понятие «качество жизни» наполняется конкретным содержанием: уютный дом, ухоженный двор, доброжелательные соседи, чистые, освещенные улицы, хороший детский сад, школа, библиотека, магазин, спортзал, больница, кинотеатр, клуб. Ну и, конечно, вменяемая, ответственная, эффективная власть, к которой можно обратиться со своими проблемами и получить внятный, аргументированный ответ, найти их решение.

У каждого в этом зале – будь то депутат республиканского парламента, представитель федеральной структуры, духовенства, предприниматель – по сути, есть прямой интерес в том, чтобы самый близкий к людям уровень власти срабатывал. Есть и рычаги, чтобы системно менять ситуацию: у исполнительной власти – в том числе полномочные представители, у депутатов – развернутая сеть приемных, избиратели, у федеральщиков –  кожунные структуры, у инвесторов – опорные предприятия.  

 

Уважаемые руководители органов местного самоуправления!

 

Хочу обратиться адресно к вам.

Мы можем ставить самые амбициозные задачи, создать нормальную правовую базу, выходить с самыми дельными инициативами, которые ждет от нас общество, но они будут просто обречены, если на самом низовом уровне публичной власти, на уровне местного самоуправления не будут работать компетентные, грамотные, неравнодушные люди, искренне заинтересованные в развитии своего села, города, кожууна.

Нет такой профессии «хороший человек». Задача – не столько распределить полученные деньги или побольше выпросить в правительстве, сколько найти или создать дополнительные ресурсы для реализации ваших же полномочий. В этом главная мотивация, главный стимул для четкого администрирования местных налогов.

 

Привычную песню «о том, что не хватает средств» пора заканчивать. Чтобы подкрепить вашу финансовую состоятельность, мы последовательно передавали на муниципальный уровень налоги и отслеживали их собираемость. В 2007 году в местный бюджет зачислялось только 100 процентов земельного налога и 60 процентов сельскохозяйственного. К 2009 году мы передали вам весь транспортный налог, всю республиканскую часть сельскохозяйственного и 50 процентов налога на имущество, плюс все доходы от патентов на предпринимательскую деятельность.

Это дало свой эффект – собираемость повысилась, но есть и резервы. И именно там, где нужно работать с населением: земельный налог и налог на личный транспорт. Мы ежегодно из-за дилетантского подхода к оформлению правоустанавливающих документов на участки недобираем 17 млн. земельного налога. Это миллионы, которые вы могли бы пустить на поддержку производства, решение социальных проблем.

Правительство приняло решение увеличить до 40 процентов  отчисления в муниципальный бюджет подоходного налога. А это еще более 200 млн. рублей в местную казну. Пустите их в дело, которое даст реальную отдачу!

 

Надо отметить, что сегодня те ростки позитивного опыта местного самоуправления, которые есть в разных кожуунах, – это не столько результат работы системы, сколько зачастую фактор личности руководителя. Его умения в тех же условиях ограниченности финансовых средств зажечь своей идеей людей, нормально спланировать и организовать работу,  и опираться в ней на поддержку односельчан. Это и тандинский Кызыл-Арыг, куда сегодня устремились молодые специалисты, идет бурное жилищное строительство; и уже ставший знаменитым на всю Россию Бижиктиг-Хая – островок трезвости, примеру которого последовали соседние села.

 

Есть и другой полюс. Когда руководитель, получив должность, просто просиживает отведенный срок, исправно получая зарплату. О чем можно говорить, если руководители целых районов управляют своими муниципальными образованиями из Кызыла?! Мало того, еще и их замы, а то и весь штат администрации, включая техничку, оказывается жителями столицы! А некоторых председателей и вовсе месяцами нельзя найти: ни в кожууне, ни в столице.

Вопрос совести, как вы понимаете, не со всеми срабатывает. Нужен четкий правовой механизм воздействия и отзыва нерадивых руководителей. Абсурдна ситуация, когда  поселковый глава одновременно является кожуунным депутатом, назначающим председателя администрации. И тот вместо того, чтобы спросить и потребовать, вынужден заигрывать с главами поселений. Важно также исключить возможность нездорового в ущерб делу соперничества между главами муниципальных образований и председателями местных администраций четким разграничением прав и полномочий.

В местном самоуправлении должна быть выстроена жесткая иерархия, исполнительская дисциплина и обязательная ответственность за неисполнение полномочий. Министерствам и ведомствам, передавшим государственные полномочия на муниципальный уровень, необходимо осуществлять жесткий контроль за их исполнением.  

Нужен целый комплекс мер, который, не нарушая принципа самостоятельности местного самоуправления, обеспечивал бы его эффективность, координацию и взаимодействие с органами государственной власти.

Поручаю Канцелярии Председателя Правительства, Министерству юстиции совместно с Советом муниципальных образований, парламентским комитетом по взаимодействию с Хуралами представителей и развитию местного самоуправления с привлечением ученых Тувинского Государственного Университета, Тувинского Института Гуманитарных исследований проанализировать региональную правовую базу, предложить в качестве рекомендации Совету муниципальных образований модельный типовой Устав с оптимальной структурой управления муниципалитетом.

На мой взгляд, одним из эффективных рычагов может стать партийная система формирования местного хурала и выдвижение победившей партией кандидата на главу муниципалитета. Это обеспечит четкий партийный контроль и ответственность. И вполне в духе тезиса Президента Медведева о модернизации политической системы, стимулировании политической конкуренции в сфере местного самоуправления.

 

Одной из наболевших проблем на местах остается территориальное планирование и вопросы земельно-имущественных отношений. Готовых, прошедших экспертизу, утвержденных хуралами представителей схем нет. Использовать планы 70-х, 80-х годов – не выход. Сегодня земли желающим предоставляются, но как волокитится этот вопрос!!! Вместо положенных двух недель документы оформляются месяцами, а когда поступают в регистрационную палату, выясняется, что неправильно оформлены. И все начинается сначала. Люди страдают из-за некомпетентности ваших подчиненных.

 

Пора ставить жирную точку. Набирать на муниципальную службу только по конкурсу,  и не формальному, – а настоящему экзамену на профпригодность.  На каждую муниципальную должность должны быть 2-3 резервиста. И у каждого служащего должно быть понимание, что он здесь не навсегда, что в спину ему дышат молодые, энергичные претенденты. И если он не справится, его место займет другой. Такой жесткий подход диктует время. Набирая своих родных, знакомых, не имеющих соответствующей квалификации, Вы подставляете свой район. Некомпетентность – главный тормоз реформы местного самоуправления. А на подходе большой бизнес. Разговаривать с ним на равных, на равных отстаивать интересы района смогут только настоящие профессионалы.

 

Мы сформировали резерв государственных и муниципальных служащих. Первый опыт не совсем удачен, много формализма.

Резерв обновляется каждые три года, и в 2011 году у нас есть возможность учесть эти ошибки, недочеты. Необходимо скрупулезно заняться подбором перспективных управленцев, начиная с выпускников вузов. Это должна быть многоуровневая работа – от органов местного самоуправления, министерств, ведомств, территориальных структур федеральных органов власти вплоть до высшего руководства. Координатором этой работы выступает Канцелярия Председателя Правительства. Перед ней я ставлю особую задачу. В течение первого полугодия 2011 года сформировать так называемый губернаторский резерв«золотую двадцатку» управленцев: 10 резервистов на высшие должности государственной службы и 10 – муниципальной.

Это должен быть принципиальный, открытый и прозрачный отбор, не ограниченный кругом чиновников. Создаваемый новый институт гражданского общества – Общественная палата Тувы – должна помочь взглянуть шире, искать современно мыслящих людей с хорошей образовательной базой и организаторскими способностями среди научной и творческой интеллигенции, предпринимателей, специалистов разных отраслей.

Считаю крайне важным также продолжить начатую работу по оптимизации органов государственной власти республики. Объединенное хозяйственное управление, которое будет обеспечивать деятельность Правительства, Парламента, Общественной палаты и Уполномоченных по правам человека и правам ребенка – позволит значительно экономить бюджетные средства. Необходимо четко спланировать работу на ближайшие три года по постепенному сокращению на 20 процентов служащих исполнительной власти.

Еще раз обращу внимание, что в кадровой работе: в первую очередь – важно комплектовать кадрами базовый уровень местного самоуправления. Здесь обязательно должен быть стабильный профессиональный костяк, способный в любых ситуациях обеспечить преемственность управленческих решений. Стабильный – не значит закостеневший, с раз и навсегда данными знаниями. Должна быть постоянная учеба и самообразование. Необходимо успевать за изменяющимся законодательством, оперативно брать на вооружение новаторский опыт близких и дальних регионов. Современные технологии это позволяют.

Совет муниципальных образований, приступивший к работе полтора года назад, стал активной площадкой для обмена передовым опытом, организации межкожуунных семинаров.  Эту работу необходимо продолжить.

Еще одна муниципальная проблема – неприглядный облик наших городов и сел. Весь позитив порой буквально перечеркивается элементарной неряшливостью и бесхозяйственностью. Даже при въезде в вполне благополучные села, где молодежь активно строится, открываются производства, иногда тебя встречают поля мусора, заросшая бурьяном поселковая администрация, голые, без единого деревца дворы и улицы. Самое страшное – в этой убогости растут наши дети. А ведь именно с детства задается стремление человека к чистоте, порядку, красоте.

«Разруха начинается в головах», - писал Михаил Булгаков. Чтобы ее преодолеть больших денег не нужно. Главное – желание, инициатива, целеустремленность, воля. Тот же столичный проект «Цветущий Кызыл» оказался очень востребованным. А ведь наверняка было много скептиков.

 

Муниципалитетам нужно двигаться сразу в нескольких направлениях: поддерживать инициативу людей, воспитывать с участием СМИ бытовую культуру, особенно среди детей и молодежи; стимулировать проекты по утилизации бытовых отходов, ну и ужесточать административную ответственность людей. Без этого никак нельзя. Кроме того, административные штрафы – хорошая доходная статья для местного бюджета. Одними моральными призывами здесь не обойтись.

 

В этом плане у Верховного Хурала, у органов представительной власти муниципалитетов – обширное поле деятельности. В виде наказа я предложил бы парламенту серьезно переработать республиканский закон об административной ответственности, максимально ужесточить в пределах, допустимых федеральными нормами, санкции за нарушения общественного порядка и нравственности. Нужно шире практиковать общественные принудительные работы.

Напакостил, например, человек в подъезде – пусть неделю моет в нем полы или метет улицы в городе. Не сомневаюсь, что с воспитательной точки зрения такое наказание будет действенней, чем пятнадцать суток ареста.

У каждого метра городской или сельской территории должен быть хозяин, отвечающий за ее благоустройство и чистоту. А безответственный предприниматель, руководитель учреждения должен не только штрафоваться, но и быть предан общественному порицанию.

Чтобы расшевелить сегодня откровенно пассивные административные комиссии, нужно привлечь к их работе членов Общественной палаты, снять существующие ограничения в республиканском Кодексе об административных правонарушениях. Поправки поручаю разработать – Минюсту.

 

И еще одно важное поручение юристам. Нужно обеспечить реализацию запрета на игорный бизнес в Туве в полном объеме. Ссылкам на лазейки в законодательстве необходимо противопоставить соответствующие поправки в федеральные законы «Об административных нарушениях», «О связи», «О лотерее». Это реальная возможность для Верховного Хурала впервые использовать право законодательной инициативы и выполнить многочисленные наказы избирателей.

 

В таком жизненно-важном секторе, как строительство жилья, нам удалось за три года в два раза увеличить объемы. Выделенный федеральным центром на четыре года лимит в 530 млн. рублей мы смогли реализовать за три года. Это и на переселение граждан из ветхого и аварийного жилья, и на капитальный ремонт многоэтажных домов. Сейчас претендуем на дополнительные средства. Благодаря именно Фонду реформирования ЖКХ у нас, наконец, дошли руки до уродующих центр нашей столицы ветхих развалин. Их жильцы смогли переселиться в дома с нормальными условиями жизни.

В течение строительного сезона шло переселение в 139-квартирный дом.  В декабре строители завершат 55-квартирную многоэтажку. Всего за три года из ветхого и аварийного жилья в новые квартиры переехали 434 человека.

От покосившихся хибар освободились места, прилегающие к главным достопримечательностям столицы – Национальному музею, обелиску «Центр Азии».  По улице Красных партизан планируем построить современный культурно-просветительский центр, где будет и библиотека, включая электронную, и мастерские по тувинским народным промыслам, в общем, то, где молодежь сможет осваивать богатые традиции и наследие наших предков, и помогать ей в этом будут самые современные технологии. Создать рядом с географическим символом Тувы – стелой «Центр Азии» – очень красивый с архитектурной точки зрения объект нам поможет культурный фонд «Пор-Бажын» – с ним ведутся переговоры.

Рядом с музеем, на месте снесенных ветхих строений началось строительство Стелария. Это придаст архитектурную завершенность музейной площади и добавит туристической привлекательности нашей республике.

Капитальный ремонт 81-ого многоэтажного дома, на который в этом году Фондом реформирования ЖКХ было выделено 183 млн. рублей, стал серьезным экзаменом «на зрелость» 10 управляющих компаний и 20 товариществ собственников жилья. Выступив заказчиками, они не смогли проконтролировать качество работ, выполненных недобросовестными подрядчиками. Многие из руководителей ТСЖ, как выяснилось, не различают понятия текущего и капитального ремонтов, не умеют «читать» сметы работ, которые сами же и заказывали, плюс боятся встречаться с жильцами. Это вновь к вопросу о компетентности кадров.

Земельные участки с подготовленной инженерной инфраструктурой – дороги, коммуникации – катализируют индивидуальное малоэтажное строительство. Это серьезная забота местных властей. В Кызыле такими перспективными для жилищного строительства территориями становятся развивающаяся восточная часть города и земли у спорткомплекса «Субедей», котельная которого может снабдить новостройки теплом. Инженерная подготовка этих участков под строительство – в планах 2011 года.

2011й – последний год работы Фонда реформирования ЖКХ. Государство запускает другую 5-летнюю программу, главный акцент в которой сделан именно на комплексное освоение территорий под жилищное строительство.  Туве нужно обязательно включиться, прошедшие годы показали, насколько действенен механизм софинансирования. Нужна серьезная региональная программа с необходимыми объемами финансирования.

Дорогие друзья!

«Родной Туве – порядок и достойную жизнь» – таким был один из  лозунгов нашей предвыборной кампании. Теперь наш долг – наполнить его реальным содержанием.

На предвыборных встречах, в своих наказах люди обращали внимание на утраченное чувство безопасности и недостаток доверия к правоохранительным органам.

С 2008 года работают республиканские целевые программы по профилактике преступлений и повышению безопасности дорожного движения. 18 млн. рублей из республиканского бюджета направлены на обновление  автопарка милиции, приобретение спецтехники, оборудования. Снижение преступности по итогам 9 месяцев этого года отмечено в 15 районах. В Кызыле, где за последний год фиксируется рост уличной преступности, с 2011 года должен заработать автоматизированный  программный комплекс «Безопасный город». На плазменный экран в режиме реального времени будет выводиться информация по движению патрулей, данные с видеокамер, размещенных в самых оживленных точках, опасных дорожных участках города. В наиболее криминогенных уголках столицы будут установлены тревожные кнопки для оперативной связи «Гражданин-милиция».

 

Для всего этого нужны кадры нового поколения. Закон о полиции ставит в центр внимания именно профессионализм сотрудников правоохранительных органов. Мне импонирует позиция Александра Федоровича Лобанова, его требовательное отношение к квалификации, морально-нравственному и психологическому уровню работников правопорядка и  настрой на взаимодействие с гражданами, общественными организациям и местными властями.

 

Нам никак не удается переломить ситуацию на дорогах. На фоне незначительного снижения числа ДТП в целом по республике, тревожит непрекращающийся рост аварий в Кызыле. Наверняка все помнят постоянные ссылки сотрудников ГИБДД на плохое состояние дорог в качестве одного из главных аргументов аварийности. За последние два года на основных магистралях столицы проведена капитальная реконструкция. Установлены светофоры, дорожные знаки, уличные фонари. И именно на этих участках аварийность значительно выросла. Результат лишь на первый взгляд неожиданный. Новые дороги дают возможность развивать высокую скорость, что при неопытности и недисциплинированности наших водителей и пешеходов приводит к трагедиям.

За 9 месяцев на дорогах республики погибли 82 человека, из них 8 детей. 54 ребенка покалечены.

 

Безопасность дорожного движения – проблема общероссийская, общенациональная. И пора «впрягаться» в нее всем. Только целевыми ведомственными программами и тем более нашими небольшими средствами здесь не обойтись.

Нужна постоянная системная работа с пешеходами, новые формы работы с детьми и качественная профессиональная подготовка водителей. Очень веское слово мы ожидаем от СМИ. И не страшилками и констатацией фактов ДТП, криминальных сводок. А воспитывающими примерами, информацией о том, что нужно знать каждому. Но главную ответственность с госавтоинспекции никто не снимал. Новые дорожные реалии требуют от неё иного качества работы и более персонифицированной ответственности за вверенные участки.

 

Ужесточение федерального законодательства в отношении нетрезвых  водителей пока ощутимых результатов не принесло. Только на тувинских дорогах в этом году задержано 2,5 тысячи пьяных за рулем.  

Будем откровенны: сегодня алкоголизация – это реальная угроза национальной безопасности, генофонду и здоровью нации.

Мы об этой проблеме говорим много и абстрактно. Ведомственные отчеты пестрят формальными мероприятиями, а реальные цифры кричат. В 2008 году от отравлений алкоголем погибло 102, в 2009 году – уже 139. Среди причин смертности трудоспособного населения несчастные случаи, травмы и отравления – на первом месте. Алкоголизм среди женщин вырос в этом году на 37,4 процента, среди несовершеннолетних – почти на 19 процентов. 64 процента убийств и изнасилований в Туве совершено в пьяном угаре. Мужчин, тех, кто должен стать опорой семьи, водка буквально выкашивает в самом продуктивном возрасте. Разница в продолжительности жизни мужчин и женщин в Туве около 11 лет. А в целом наша средняя продолжительность жизни отстает от далекого до благополучия среднероссийского показателя на 8 лет и составляет – 61 год.

 

Нужна серьезная комплексная программа, если хотите – СОЦИАЛЬНЫЙ ПРИОРИТЕТ РЕСПУБЛИКИ на среднесрочную перспективу – БОРЬБА ЗА ТРЕЗВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ. Поручаю вице-премьеру по социальной политике совместно с Общественной палатой, профильными комитетами Верховного Хурала, научным сообществом разработать в течение первого полугодия серьезный научно-обоснованный программный документ с системой конкретных мер и персональной ответственностью исполнителей.

 

Важно проработать четкие механизмы работы с каждой категорией: с теми, кого, как говорится, поздно воспитывать и уговаривать, а надо лечить; с неблагополучными семьями, с молодежью – со всеми группами риска. В создании материальной основы для этого сделаны первые шаги: на 20 процентов повысилась укомплектованность учреждений здравоохранения врачами-наркологами. Круглосуточное медицинское освидетельствование на алкогольное опьянение проводится в 15 из 19 муниципальных образованиях республики. Завершено строительство нового здания Медвытрезвителя.

 

В идеологическом наполнении борьбы с алкоголизацией населения «первую скрипку» должны играть Верховный Хурал и Общественная палата. И привлекать к этой работе научную, творческую интеллигенцию, ветеранские организации, религиозных деятелей, средства массовой информации.

 

Еще одна кричащая проблема, которая грозит нашей будущности, – растущее насилие против детей. При всем обилии межведомственных комиссий, решающих проблемы детства, их КПД небольшой. Неблагополучные семьи, детская безнадзорность, преступления против детей и детская преступность – в этом комплексе проблем нужна ключевая объединяющая фигура, наделенная серьезными полномочиями. Необходимость в Уполномоченном по правам ребенка давно назрела. Он войдет в создаваемый в 2011 году Институт Уполномоченного по правам человека. Это серьезная структура, существующая во всех регионах России. Сюда со своими проблемами может обратиться любой гражданин, не добившейся их решения в других инстанциях. Уполномоченный вправе жёстко спросить с любой структуры, потребовать и добиться результата.

 

Уважаемые земляки!

Корни многих социальных бед республики имеют экономический характер. А основным барометром состояния экономики является уровень безработицы. Надо признать честно: кардинально изменить ситуацию пока не удается. Общая безработица остается на уровне прошлого кризисного года – 26 тысяч человек.

Вместе с тем уровень зарегистрированной безработицы сократился за 9 месяцев текущего года на треть и составляет 6,3 процента. Одной из самых эффективных антикризисных мер стала программа снижения напряженности на рынке труда. По ней в 2009 году профинансировано 150 млн. рублей, в 2010 году – 139, 4 млн. рублей. Менее чем за два года более 3 тысяч безработных были трудоустроены на общественные работы, более полутора тысячи выпускников прошли стажировку.

В числе главных плюсов программы – изменение самого взгляда на социальное пособие по безработице. Не подачка государства, а стартовый капитал для бизнеса. 2400 безработных смогли открыть собственное дело и вернуться к трудовой жизни.

На ближайшие годы именно поддержка частной инициативы, малого и среднего бизнеса, формирование Культа Труда является главным рецептом «лечения» безработицы. Уже сейчас действует целый комплекс мер по поддержке предпринимательства. Бизнес-инкубатор выпустит в следующем году первых питомцев, новичков в бизнесе, прошедших 3-летний этап становления под опекой государства. Из чисто офисного бизнес-инкубатор станет еще и поддержкой для производственников – ему переданы дополнительные площади, где началась реконструкция под производство.

С 2008 года ежегодно вручаются гранты начинающим предпринимателям. В этом году мы учредили дополнительные гранты за инновации, за внедрение интеллектуального продукта в производство. Мы субсидируем предпринимателям процентную ставку по кредитам и лизингу оборудования.

Одна из самых затратных статей в открытии новых производств и предприятий – на присоединение к электросетям – будет компенсироваться государством. Приоритетное 100-процентное погашение затрат на сумму, не превышающую 1 млн. рублей, предусмотрено для тех, кто занимается переработкой, туризмом, работает в сельскохозяйственном и инновационном секторах.

Расширен до 69 позиций список патентуемых видов предпринимательской деятельности, сводящей к минимуму общение мелкого бизнеса с фискальными органами. На пять процентов снижен налог по «упрощенке», а для турбизнеса – на все десять. Как результат, количество субъектов малого предпринимательства возросло к уровню 2009 года на 2300 единиц. А по росту числа занятых на малых предприятиях мы на третьем месте в России

В целом напряженность на региональном рынке труда медленно, но все же идет на спад. В 2008 году на 1 вакансию претендовало 27 безработных, в 2009 – 15, в этом – около 4 человек. Тут не только усилия по поддержке малого и среднего бизнеса, но еще и работа с крупными инвесторами.

Очень важно взаимоувязывать планы развития территорий и перспективы инвестиционного проекта, просчитывать, каким может быть участие муниципалитета в обеспечении крупного бизнеса, подтягивать к этому местных предпринимателей. Движение должно быть двусторонним – не просто «доить» инвестора, а задействовать в его проекте как можно больше местных ресурсов, рассматривать его как главную точку роста и строить вокруг инвестпроекта бизнес-сферу – питание, отдых, спорт и т.д.

Это самая реальная возможность для создания рабочих мест. По большому счету при всем обилии оценочных критериев руководитель состоялся, если доходы прибавились, производство растет и людям есть, где работать. Доходы и количество рабочих мест – вот два главных показателя  эффективности местной власти.

Давайте с сегодняшнего дня четко договоримся: каждый муниципалитет на год определяет хотя бы один конкретный производственный проект, и к концу 2011 года вы отчитываетесь: сколько создано новых рабочих мест, получено дополнительных доходов, как организован сбыт, кто главный потребитель, и как это производство будет развиваться дальше, через год, два, через десятилетие.

Рынок сбыта для местных товаропроизводителей будет существенно расширяться с приходом в республику все новых и новых крупных инвесторов. Только в этом году  разыграны три конкурса по участкам Улуг-Хемского угольного бассейна. В Туву зашли два новых инвестора: Евраз групп и Северсталь. На конец года и начало 2011 Роснедрами объявлены еще 7 конкурсов, из них два – на угольные участки. К сожалению, приходится констатировать, что Тыванедра не всегда доводят до руководства республики информацию о готовящихся конкурсах на тувинские месторождения.  

Конкурсы, а не традиционная аукционная форма, впервые дают нам возможность еще до проведения торгов документально оформить свои отношения с инвестором. Тем самым исключить в будущем взаимоотношения на уровне жестов доброй воли – хочу, не хочу. «Застолбить» участие инвестора в приоритетах республики. Так, Evraz Group в соглашении обязалась помочь республике завершить строительство православного храма в Кызыле, буддийского монастыря «Устуу-Хурээ», участвовать в строительстве детских садов, спортивной школы-интерната по восточным единоборствам для детей-сирот, пансионата на озере Дус-Холь. Документально закреплено и обязательство инвесторов зарегистрировать все свои подразделения в республике, укомплектовать их персонал не менее чем на 60 процентов из числа местных кадров и не просто вывозить добываемый уголь, а организовать в Туве его первичную переработку, создавая добавочную стоимость для пополнения местных бюджетов.

Спрос на тувинский уголь продолжает расти. Из 20 млрд. тонн запасов Улуг-Хемского угольного бассейна 70 процентов –  высококачественные  коксующиеся угли, востребованные отечественной металлургией. Через 5 лет с выработкой  месторождений Кузнецкого бассейна потребности в тувинских углях вырастут в разы. Этот временной люфт нужно максимально использовать. Во-первых, для строительства железной дороги, а во-вторых, для преодоления нарастающего энергодефицита.

Изначально было ошибкой в крупном государственно-частном проекте строительства железнодорожной ветки Кызыл-Курагино делать ставку на одного инвестора, и связывать железную дорогу только с одним месторождением, пусть даже таким перспективным, как Элегестское.

Об этом, в частности, говорил на окружной партийной конференции в Новосибирске лидер «Единой России» Владимир Путин. Федеральное правительство поддержало нашу идею создания Консорциума инвесторов. Объединение ресурсов – гарантия устойчивости финансирования проекта частным капиталом. Государственные обязательства будут выполнены полностью. Страна заинтересована в снятии инфраструктурных барьеров и реализации конкурентных преимуществ республики.  В скорейшем включении Тувы в железнодорожную сеть страны напрямую заинтересованы и сами инвесторы.

Еще одна проблема, требующая государственно-частного партнерства, объединенных усилий власти и бизнеса, – нехватка генерирующих энергомощностей. Уже сейчас наша энергосистема работает на пределе, невозможно открыть какое-либо новое производство, включая краткосрочные быстроокупаемые проекты. Не говоря уже о далекой перспективе. Прогнозируемый дефицит электрической энергии к 2015 году достигнет более 140 МВт

С этой проблемой неизбежно столкнутся все инвесторы. Её решение мы видим в их долевом участии в строительстве тепловой электрической станции на углях Каа-Хемского угольного разреза. Этот пункт наряду с экологическими требованиями и 60-процентной квотой для местных кадров обязательно входит в соглашение между правительством и инвесторами.

Строительство теплоэлектростанции – ресурсоемкий и масштабный проект, требующий времени. Поэтому на сегодня одна из главных задач – энергосбережение и энергоэффективность. В этой теме, как сказал Президент Медведев, «пока все тоскливо». Мы действительно преступно расточительны. Тува теряет одну пятую всего потребляемого тепла! И это при наших-то морозах.

 

Потребление угля нашими тепловиками определялось исключительно их запросами. А они постоянно росли. Установка счетчиков на трех крупных котельных в Ак-Довураке, Чаа-Холе, Шагонаре позволила сэкономить миллионы рублей, а главное – жесткий учет меняет нашу психологию,  отношение к ресурсам, к затратам.

 

К примеру, на дизельное топливо для наших отдаленных труднодоступных поселков мы ежегодно закладывали более 120 млн. рублей. Переоснащение дизель-генераторов только в прошлом году позволило сэкономить 14 млн. рублей. В целом за исключением поселка Тоора-Хем и приграничного села Качык удалось модернизировать всё наше до недавнего времени бездонное и бесконтрольное дизельное хозяйство.

 

Приборы контроля установлены и на одной из трех тепломагистралей Кызыла. На очереди – оставшиеся. С их оснащением появится полная картина сетевых потерь тепловой энергии, которая в режиме реального времени будет отражаться на мониторе оператора. Будет и возможность оперативно и грамотно устранять причины. Два километра теплотрассы «одели» в изолирующую скорлупу из пенополиуритана. Работу нужно продолжать. А чтобы не завозить теплоизолирующий материал и сэкономить средства, мы закупили оборудование по его производству.

 

Беречь и считать ресурсы учится вся страна. 2011 год – переходный этап к поквартирному учету воды, тепла, электричества. Для установки новых для нас индивидуальных приборов учета воды и тепла нужна серьезная подготовка. Наши СМИ уже начали разъяснительную работу, акцентируя, что это реальная экономия для каждой семьи. Теперь надо конкретизировать эту тему – от качества и цены предлагаемых счетчиков, до пошаговых инструкций по их установке.

 

Мы не могли приступить к системной работе на перспективу по энергосбережению из-за неконструктивной позиции предыдущего парламента, были вынуждены ограничиваться отдельными шагами, рассчитанными на год, не более. Теперь у нас с вами есть возможность совместно изменить подход к решению этой проблемы. Правительство разработало программу по энергосбережению и повышению энергоэффективности на десятилетний период и нам необходима ваша поддержка при ее реализации.

 

Надо признать, что в топливно-энергетическом комплексе республики практически нет конкуренции. Поэтому важно вести постоянный конструктивный диалог с монополистами.  Я благодарен Федеральной сетевой компании (ФСК), которая откликнулась на нашу просьбу, и в прошлом году Тува стала первым регионом в Сибири, куда была доставлена и установлена передвижная газотурбинная электростанция на 22,5 мегаватта. Прошлой зимой в феврале в  период ремонта высоковольтной линии в Красноярском крае и вводимых в Хакасии и Туве ограничений электроэнергии, мы этого не заметили – сработала резервная МГТЭС.  

Сетевая компания завершает подготовку проектно-сметной документации на перевод высоковольтной линии Кызыл-Чадан со 110 киловольт на проектное напряжение 220 киловольт. Реализация этого проекта, по словам специалистов, позволит «закольцевать» схему энергоснабжения Тувы, которая в настоящее время является тупиковой, и на порядок повысит уровень энергобезопасности региона. В течение трех лет наш монополист планирует израсходовать на эти цели 1,5 млрд. рублей.

Они готовы вкладываться, но должно быть движение навстречу. Не может считаться нормальной ситуация, когда долги населения приближаются к полумиллиарду (450 млн) рублей за электроэнергию и 140 млн. – за тепловую. Парадоксально, но самыми добросовестными плательщиками остаются не самые богатые пенсионеры. А злостными должниками – налоговики и судебные приставы…

Среди самых недобросовестных потребителей коммунальных услуг – чиновники муниципалитетов. 44 служащих местных органов власти должны только за тепло в общей сложности почти миллион рублей (995 тыс. рублей). Как после этого взывать к совести населения…  

Давайте начинать с себя! И это должно проявляться во всем. Именно публичная власть должна задавать стандарт бытовой культуры, общественного поведения и ответственного отношения к жизни.

 

Подытоживая энергетическую тему, хочу подчеркнуть: проблем не счесть. И решение каждой требует значительных средств. При высокой дотационности нашего бюджета сделать всё и сразу невозможно. Самый легкий путь – угодить всем, «размазать» финансы и в итоге не решить ни одну из проблем. Такой была многолетняя дурная практика в строительстве, которую нам удалось переломить. Ежегодно выделялись мизерные 5-10 млн – зато на все объекты, строительство растягивалось на 10-летия, сметы вырастали в разы. Теперь мы концентрируем ресурсы точечно на объекты крайней необходимости или высокой степени готовности.

Из энергетических – это новая модернизированная котельная в поселке Хову-Аксы. Старая ТЭЦ фактически топит воздух, теряя 70 процентов тепла и принося ежегодно 70 млн. убытков. Новая котельная – сократит в четыре раза потребление угля. Мы планируем построить ее к началу следующего отопительного сезона.

Мы просто обязаны использовать наши природные преимущества и, наряду с традиционной,  развивать альтернативную энергетику. По мнению экспертов, Тува с преобладанием солнечных дней в году идеально подходит для прямого использования энергии солнца. Мы запустили пилотный проект по установке уличного освещения с солнечными элементами питания. Оно выдержало нашу зиму, светит  в условиях аварийных отключений энергетиков. Если за трехлетний период эксплуатации «солнечные» фонари экономически себя оправдают, этот опыт будем расширять.

Осенью солнечные батареи были установлены на птицефабрике. Энергию солнца логично использовать и на отдаленных чабанских стоянках. Предложил бы Министерству сельского хозяйства совместно с Минпромэнерго разработать республиканскую программу «Солнечная юрта», изучить опыт других животноводческих территорий по использованию альтернативных источников энергии.

В такие общереспубликанские социально-значимые проекты нужно «в добровольно-принудительном порядке» вовлекать в том числе бизнес. Особенно в те, что связаны с главным тружеником тувинской земли – животноводом.

Уважаемые земляки!

Сельское хозяйство – это приоритет нашей экономики, определенный самим укладом жизни. Последние три года мы значительно увеличили финансовую поддержку отрасли. Но в аграрном секторе рассчитывать на быструю отдачу невозможно. Идет медленное восстановление утраченных позиций. На 3-5 процентов ежегодно прирастает поголовье скота, восстанавливаются мелиоративные хозяйства, налаживается племенная работа и ветеринарное дело, сделаны конкретные шаги по созданию предприятий сельхозпереработки.

Впервые за последние годы заготовка кормов во всех кожуунах республики прошла с большим подъемом. Заготовлены рекордные 200 тысяч тонн кормов – на 40 процентов больше, чем в прошлом году. Ударно отработавшие тандинцы получили призовой трактор, а школьники байтайгинского села Баян-Тала – автомашину.

Восстановлены птицефабрика и тепличный комбинат, линии по переработке дикоросов и лекарственного сырья, запущена в эксплуатацию кондитерская фабрика.

Пока нет отдачи от введенных мини-цехов. Местным властям не удалось реализовать наиболее оптимальный принцип их работы – частно-муниципальное партнерство. Не смогли подобрать партнера – эффективного собственника – и подготовить квалифицированных специалистов по их эксплуатации.  Плюс явная недоработка Минсельхоза – ограничились организацией торгов и доставкой оборудования в кожууны, не проведя надлежащей подготовительной работы и пустив это дело на самотёк.

«Работу над ошибками» надо завершить к концу этого года. Мини-цеха по переработке животноводческого сырья нужно задействовать как можно быстрее. Это дело чести и личной ответственности министра сельского хозяйства.

Уважаемые коллеги!

На нынешнем этапе развития сельского хозяйства нам крайне необходима научная оценка потенциала отрасли, обоснованного прогноза ее развития с рекомендациями по оптимальной кластерной структуре аграрного сектора Тувы. НИИ сельского хозяйства совместно с министерством нужно дать четкий ответ, какие хозяйства перспективны для молочного животноводства, какие – селекционной работы, какие – должны стать опорными в зерноводстве, какие – в производстве кормов.

Потенциальными «точками роста» в животноводстве являются крупные хозяйства «тысячников». С 2011 года вступит в силу целый комплекс мер по их господдержке, по формированию уважительного отношения к традиционному занятию кочевников центральной Азии, по привлечению молодых к сельскохозяйственному труду.

Чабаны, включенные в реестр «тысячников», будут иметь право на первоочередное медицинское обслуживание, бесплатный проезд к месту отдыха один раз в год и т.д. Их детям предоставляется приоритетное право на получение среднего и высшего образования по сельхозспециальности. При этом предусматривается ежегодный учет скота в их хозяйствах.

В растениеводстве в минувшем сезоне мы получили в среднем по десять центнеров зерна с каждого гектара, занятого посевами пшеницы, овса и ячменя. В прошлом году – на центнер меньше. И это при том, что в восстановление оросительных систем только в этом году вложено 12,5 млн. рублей и значительная  часть зернового клина размещалась на орошаемых землях. В полеводстве необходима дальнейшая специализация хозяйств и концентрация средств. Для точечной государственной поддержки мы определили 15 профильных зерноводческих хозяйств, расположенных в самых благоприятных для растениеводства зонах.

Нужно, в том числе, просчитать эффективность использования остальных поливных земель, например, под кормовые культуры: многолетние травы на сено, однолетние травосмеси на «витаминку», зеленую подкормку, на силос и сенаж. И к таким участкам вполне логично привязывать молочно-товарные фермы.

В селе Ильинка мы завершаем строительство новой высокотехнологичной молочно-товарной фермы. Выбор не случаен: хорошая кормовая база и эффективный собственник. Нужно идти дальше и видеть последующую цепочку: куда и как пойдет полученное молоко? Кто будет потребителем? Все должно быть взаимоувязано.

Мы начали восстанавливать систему молокоприемных пунктов во всех кожуунах, специализирующихся на молочном животноводстве. Начатое надо довести до логического конца. Сегодня Тува – единственный регион России, где вот уже больше десятилетия нет детской молочной кухни. Мы не должны лишать наших детей здорового детства. Обеспечить малышей полноценным и разнообразным молочным питанием, заложить фундамент для будущего здорового поколения – одна из главных задач власти.

Производство детского питания на основе молочных продуктов – сложный технологический процесс, требующий подготовленных кадров, современного оборудования, качественного экологически чистого сырья. Это серьезный экономический проект социальной направленности, требующий четкой координации, расчетов и обоснований. Я беру его под личный контроль и поручаю Министерству экономики совместно с министерствами сельского хозяйства, здравоохранения, промышленности разработать – назовем так – «Губернаторский проект по организации детского молочного питания под пока условным названием «Увайка».

Полноценное питание, физкультура и спорт, активный образ жизни – основа здорового, физически крепкого поколения, способного созидать, работать на будущее Тувы и России. 

Здоровье нации, как одно из главных составляющих качества жизни, –в центре внимания федеральной власти. В стране 1 января 2011 года стартует беспрецедентный мегапроект по модернизации здравоохранения, инициированный партией «Единая Россия». В течение двух лет на него будет израсходовано 460 млрд. рублей. Сумма небывалая, в разы превышающая предыдущие годы.

Наша региональная программа рассчитана на 3 млрд. 605 млн. Эти деньги надо еще защитить. Наша квота, рассчитанная по числу жителей, в три раза ниже. Но мы надеемся отстоять наши цифры, рассчитываем на помощь нашего депутата Госдумы Ларисы Кужугетовны Шойгу. Почти половина из 128 медицинских учреждений республики нуждается в капитальном ремонте (они построены в 50-60-х годах), семь – признаны аварийными, десять – требуют реконструкции.

В программе модернизации здравоохранения предусмотрено и финансирование незавершенных объектов высокой степени готовности – (не менее 85 процентов).  У нас их несколько: Перинатальный центр, терапевтическое отделение ресбольницы, Центр восстановительной медицины и реабилитации для детей, стоматология с отделением челюстно-лицевой хирургии. Как видите, это жизненно-необходимые для нас объекты.

Главная цель этих колоссальных финансовых вложений – радикально изменить ситуацию в здравоохранении, сделать медицинскую помощь доступной, современной, профессиональной, благожелательной к человеку. 

Сроки отводятся очень сжатые – всего два года. Нужна предельная мобилизация сил и ресурсов, напряженная работа всей многоуровневой системы здравоохранения республики, подрядных организаций, медицинского сообщества, жесткий контроль за ходом реализации программы надзорных структур здравоохранения, депутатов, партии, общественности. 

Уважаемые депутаты Верховного Хурала! Приглашенные!

         В заключение хочу помимо приоритетов года обозначить те направления, которые будут требовать нашего постоянного пристального внимания в течение нескольких лет. В Туве разворачивают работу крупнейшие российские и иностранные компании. Будущая железная дорога подогревает интерес инвестора к освоению минерально-сырьевой базы республики. Мы должны быть готовы к совершенно новым экономическим реалиям. От этого зависит, сможем ли мы включить инвестора  в орбиту социально-экономической жизни республики, или крупный бизнес замкнется исключительно на своих интересах.

Отсюда целый ряд архиважных долгоиграющих задач:

Первая. Кадры. В стране идет серьезная реорганизация профессионального образования, ориентации его на запросы работодателя, бизнеса. Нужна гибкая республиканская система подготовки профессиональных кадров, чутко реагирующая на меняющийся рынок труда и ориентированная на конечный результат. Необходим качественно новый уровень муниципального и государственного управления, компетентная и эффективная местная власть.

Вторая. Модернизация. Профессиональные кадры должны стать ее основой. Новые подходы, инновационные технологии из абстрактных планов должны прийти в реальный сектор: энергетику, строительство, промышленность. Это вектор всей страны. Первым шагом стало образование, президентская инициатива «Наша новая школа». Вторым – модернизация здравоохранения. Общегосударственный приоритет понятен – человек, качество его жизни. На это выделяются значительные федеральные ресурсы. Мы не должны упустить этот шанс, быть мобильными и аргументированными в отстаивании республиканских интересов. В неизбежной конкуренции регионов за эти ресурсы важна оперативность, четкая, слаженная работа правительства и парламента.

Третья. Поддержка частной инициативы. Это самый  результативный способ борьбы с безработицей, самый верный путь к возрождению культа Труда, самый действенный стимул к преодолению иждивенчества. Местный товаропроизводитель, эффективный собственник, уже зарекомендовавший себя как добросовестный налогоплательщик, – опора муниципалитета, его «золотой запас», если хотите. Тот, кто реально способен вместе с вами подтягивать экономику кожууна, создавать новые рабочие места, пополнять местную казну.  Если и нужно где-то использовать административный ресурс, то – это в поддержке местного товаропроизводителя: кожунными ярмарками, системой сбыта его продукции, продвижением ее на общереспубликанский рынок.

Четвертая. Туризм. Взятый в этом году старт должен в корне изменить наши подходы к развитию этой отрасли. Мы должны подкрепить наш природный и этнокультурный туристический потенциал адекватной инфраструктурой – обустроенными маршрутами, гостиничным и ресторанным хозяйством, профессиональными гидами, грамотным рекламным сопровождением. В России сегодня возрождается внутренний туризм, интерес к регионам. Наша задача – выйти на межрегиональный рынок с достойным фирменным турпродуктом.

Пятая задача. Гражданское общество и обратная связь. Создание трех важных институтов – Общественной палаты, Уполномоченных по правам человека и по правам ребенка – придает нашему до недавнего времени раздробленному гражданскому обществу определенную целостность и организованность. В диалоге власти и общества они станут чутким инструментом и барометром общественных настроений, площадкой для обсуждений по самым актуальным, социально-значимым проблемам, помогут в выработке оптимальных управленческих решений, обеспечат общественный контроль их реализации. В такой эффективной обратной связи заинтересованы и правительство, и Верховный Хурал, и местные администрации.

 

Коллеги!

В 2011 году нас ожидает серьезное политическое событие – выборы в Государственную Думу. Нам важно сохранить представленность республики в нижней палате российского парламента. Федеральный депутатский мандат небольшая по численности населения Тува получила в знак особого отношения к республике партии власти.

Нам это очень помогает в решении многих злободневных социальных и экономических проблем. Партийная вертикаль, партийные проекты «Единой России» позволили существенно изменить качество жизни: реконструирован главный храм искусств – Муздрамтеатр; наращивается спортивная инфраструктура – стадионы, футбольные поля, бассейны, спортзалы; обновляются столичные дороги; строятся и оснащаются современным оборудованием больницы и клиники.

Таким уровнем поддержки мы обязаны нашим избирателям. Важно оправдать их доверие.

Для республики предстоящий год знаменателен. Это год 90-летия тувинской государственности. Юбилейная дата – это, прежде всего, подведение исторических итогов, дань уважения созидателям тувинского государства, тем, кто закладывал основу крепкой дружбы народов, подготовил почву для вступления Тувы в состав многонациональной России.

Это знаковое событие несет в себе огромный мобилизующий заряд, обязывает нас быть достойными продолжателями дела наших отцов и дедов, трудиться и созидать, закладывать материальный и духовный фундамент для будущего наших детей.

Это требует от каждого из нас высочайшей ответственности: ответственности власти, ответственности бизнеса, ответственности общества.

Рассчитываю на вашу поддержку и солидарность жителей республики, на их веру в себя, в свои силы, в успех нашей Тувы!

За работу!

Спасибо!

По информации пресс-службы правительства
Информация
Комментировать новости на сайте возможно только в течение 365 дней со дня публикации.
Анонс событий

1) 22.03.2024: Торжественное собрание , посвященное Дню работников ЖКХ. Начало в 15 ч (Центр тувинской культуры, Кызыл, Тува)

2) 22.03.2024: new! Ежегодная акция "Белая ромашка", посвященная Всемирному дню борьбы с туберкулезом. Начало в 10 ч (Площадь Арата, Кызыл, ТУва)

3) 23.03.2024: new! Всемирный метеорологический день

4) 24.03.2024: new! Всемирный день борьбы против туберкулеза

5) 25.03.2024: 106 лет со дня рождения командира взвода 326 стрелкового полка, державшего три дня оборону высоты в Подпорожском районе Ленинградской области, Героя Советского Союза Василия Лукьяновича Полещука (1918-1952), похороненного в Кызыле (Кызыл, Тува)

6) 31.03.2024: 9 лет Федеральному агентству по делам национальностей

7) 02.04.2024: День единения народов России и Беларуси

8) 02.04.2024: Международный день детской книги

9) 05.04.2024: День рождения Айланмаа Хомушкуевны Кан-оол, Кызылского колледжа искусств им. А.Б. Чыргал-оола (Кызыл, Тува)

10) 14.04.2024: 110 лет (1914-2005) со дня рождения Марии Давыдовны Черноусовой-Сарыг-оол, супруги, верного друга и помощника народного писателя Тувы Степана Сарыг-оола (Тува)

все даты


Самое читаемое

© 2001–2024, Сетевое информационное агентство «Тува-онлайн»
адрес редакции: 667010, Республика Тува, г. Кызыл, ул. Калинина, д. 10, к. 66,
email редакции: info@tuvaonline.ru
При перепечатке ссылка на СИА «Тува-Онлайн» с указанием URL: www.tuvaonline.ru обязательна.
Опубликованные материалы и мнения авторов могут не отражать точку зрения редакции.
Цитаты в интернет-изданиях допускаются только с оформлением гиперссылки на «Тува-Онлайн».
12+ Возрастная классификация информационной продукции электронного периодического издания «Сетевое информационное агентство «Тува-Онлайн» – «12+».
Электронное периодическое издание "Сетевое информационное агентство «Тува-Онлайн»" основано 15 августа 2001 г.
Зарегистрировано в Министерстве РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
Свидетельство Эл №77-6060 от 22 февраля 2002 г.
Top.Mail.Ru
Яндекс цитирования