| 
     Были  времена, когда тувинцев и монгол не разделяла охраняемая  государственная граница.  В то время мои предки жили возле речушки  Нарын, по соседству с Монголией. С самого раннего детства эти два народа  жили бок о бок, растили детей, из одной чашки пили молочный напиток  "хойтпак", промышляли вокруг одной реки… 
Однажды  по обыкновению мой дедушка Соян Сувак Союнзунович поехал погостить к  монгольским друзьям. Проезжая мимо опустевшего монгольского зимника, он  заметил одинокого старика, лежавшего возле избушки.  Смуглое,   морщинистое лицо старика выдавало суровый быт кочевой жизни, которую он  прожил: кочевая жизнь требует полного отказа от удобств в круглосуточных  заботах о скоте. Дедушка сразу узнал его  - это был Ирсин, простой  кочевник, смыслом  жизни которого, как и у тувинцев, был скот. Памятуя  наставление матери "уважать старших,  помогать попавшим в беду", он  дернул коня за поводок и приблизился к несчастному старцу. 
Опасливо насторожившийся при шуме копыт одинокий старый человек, сразу же успокоился, услышав знакомый голос: 
-Я  узнаю твой голос сынок, хотя и не вижу твоего лица. С юных лет я не  жалея сил  работал ради блага своих детей.  Но время и тяжелый труд  унесли мое здоровье… Я не думал, что к старости ослепну и стану обузой  для своих жен и детей. Не дожидаясь момента, когда жизненные силу  окончательно покинут меня, они бросили меня на опустошенном стойбище как  старую собаку. Боюсь, что они так и не вернутся за мной… 
Душевные  страдания старого монгола тронули сердце моего дедушки. Физическими  страданиями кочевника трудно сломить. Дедушка посадил его на седло и  привез к своим родным детям, чтобы те стали заботиться о нем. 
Я  не знаю, что побудило дедушку помочь старику. Может, ему показалось,  что старик похож на его родного отца Союзуна, а может, просто был так  воспитан. Как бы то ни было,  взять на себя заботу о совершенно чужом,  немощном человеке может не каждый. Я восхищаюсь поступком дедушки, о  котором  в нашей семье рассказывают детям. Я тоже  хотела бы  когда-нибудь совершить поступок, достойный примера моего дедушки и  который тоже стал бы семейной легендой. 
 
     | 
     |