Суббота, 20 апреля 2024 г. 20:10 Сделать стартовой | Добавить в избранное | RSS Обратная связь | ENGLISH
ИА «Тува-Онлайн»
» » Хун-Хурту. Ведущие и ведомые
Личный кабинет
Логин:
пароль:
Регистрация
Забыли пароль?
Архив
«    Апрель 2007    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30 
Ссылки
электронный журнал "Новые исследования Тувы"

Хун-Хурту. Ведущие и ведомые

Спроси сегодня любого тувинца, что означает загадочное сочетание «Хун-Хурту» и он ответит, что это либо «солнечный пропеллер», либо «солнечная вертушка». А лет пятнадцать назад, когда только создавалась одноимённая этно-группа, такого понятия в Туве вообще не существовало. Даже в языке общения. Сами музыканты объясняют так: хун-хурту - это природный эффект, появляющийся, когда солнце пробивается сквозь деревья или же облака. Хун-Хурту - это просвет. И это весьма символично.

Хмурым, сентябрьским днём, на чабанской стоянке недалеко от Кызыла, нам удалось провести целый день с группой «Хун-Хурту». Здесь нет фанатичного восторга, просто это был один из редких дней пребывания музыкантов дома, да и то он был запланирован для съемок бельгийскими киношниками, коим мы со своим интервью думаю, немного потрепали нервы. А оно того стоило.

Саян Бапа.

Инструменталист, вокалист, аранжировщик.

Саян Бапа- Вчера (т.е. 10 сентября 2005 г.), вы участвовали в Благотворительном концерте в помощь Национальному оркестру. Скажи, а не ломает ли традиции тувинской культуры такая вот европейская форма оркестра с его полифонией?

- Надо сказать, что мы недостаточно хорошо и глубоко знаем свою историю. Возьмём нашу традиционную культуру: жили ведь родовым племенем -аалом. Например, шерсть взбивали, группой, коллективом, аалом. От совместного действа возникал особый ритм, и люди пели, и не только в унисон. Само пение в таких условиях было полифоничным, многоголосным по своей сути. Возьмём каргыраа, там ведь двухголосие и трёхголосие идёт. И пение наше всегда было коллективным, потому что если один человек пел, то остальные подпевали. Что касается Национального оркестра, то им просто надо возвратиться к естественным звукам, а для этого взять в руки традиционные тувинские инструменты. На сегодня оркестровые инструменты недостаточно аутентичны: либо с металлическими, европейскими струнами либо полностью европейские. В результате шумно и очень громко.

- Чем громче кричишь, тем больше услышат? Это что же некий комплекс?

- Вероятней всего да.

- Вернёмся к многолосной и одноголосной форме пения. Например, оркестр национальных инструментов «Саяны», не смог уйти от унисонного исполнения, когда 15, 20 человек играют одну и ту же тему, не утруждая себя разными партиями. Как играли с советских времён, так до сих пор и продолжают. В отличие от них Национальный оркестр развивает полифоничность, это ведь неплохо?

- Возможно. Но оркестр «Саяны», он же передает дух того времени. От того времени не откажешься и от тех звуков тоже. И « Саяны» этими звуками передают запах того времени. И потом они ведь исполняли произведения того же маститого композитора Алексея Чыргал-оола, который сохранил традиционное мышление, дух и мелодизм тувинского фольклора.

А музыка, которую исполняет молодой Национальный оркестр, не так оригинальна, как кажется, ибо в Азии, начиная от Монголии до Таиланда, она в небольших вариациях, но в основе своей такая же, звучит со всех уличных ларьков. Пентатоника, она и в Африке пентатоника.

- Когда от вас ждать нового альбома?

Обложка альбома Алтай-Саян Танды-Уула- Последний мы назвали «Алтай-Саян Танды-Уула», в нём как раз принял участие Андрей Монгуш, как только влился в коллектив. А вообще за 10 лет существования группы вышло порядка пятнадцати альбомов, не только сольных, но «сборных», то есть из материала сыгранного с кем-то вместе или для чего-то. (Для примера: «Хун-Хурту» и болгарский хор «Ангелита», сборник саундтреков для кинофильма «Джеронимо» и т.д.)

Работа над новым альбомом идёт, не переставая, пока собираем, компонуем материал, и где-то в начале лета будущего года запишем в студии, а осенью того же года он увидит свет. (Прим. На конец 2006 года, новый альбом ещё не вышел)

- Тувинский фольклор не бездонный колодец, и потому интересно, чего нового будет в этом альбоме?

- Нас очень интересует архив наших знаменитых и прославленных артистов Максима и Кара-кыс Мунзук. Хотелось бы изучить его. И вообще ретроспектива того, советского времени очень занимательна.

- Кто есть кто в вашей группе?

- Без сомнения, Кайгал-оол Ховалыг – главное лицо группы. Он – «фронтмэн». Наш друг, американец Тэд Левин («Общество Друзей Тувы в Америке») пишет книгу о Туве, и в ней, говоря о нашей группе, сравнивает её с поездом. Кайгал-оол -машинист, я (С.Бапа) – кочегар, подбрасываю, значит, уголёк. Кто-то вагоновожатый, а кто-то, возможно, и пассажир. ( Смеётся).

На самом деле «Хун-Хурту» сложившийся механизм. Он находиться в постоянном движении. Тувинский фольклор – фундамент, всё остальное прилагается, как мы, например, которые оставляют свой тест, своё видение в этой музыке. Все, кто, когда-либо был в группе, каждый оставил что-то своё. Но по большому счёту, сама природа традиционной тувинской музыки не зависима от желаний человека и мы в ней не ведущие, а ведомые. К примеру, шаманы наши, прежде чем получить силу, сначала сильно переболеют и только после этого уже осваивают эту силу. И в фольклоре есть сила и духи. Вообще тувинцы умеют аккумулировать в единое целое всю энергию традиционной культуры, создавать что-то своё, ни на что не похожее и оригинальное.

- Что вы скажете в ответ своим оппонентам, которые говорят что «Хун-Хурту» в последние годы выдохся и музыка ваша – это «бег на месте»?

- Для европейского мышления, конечно, всё, что мы не делаем, всё не так. Мы прекрасно осознаем, что находимся на другом уровне, поскольку наша музыка не подаётся рациональному, прагматичному решению. Это музыка чувств. Что говорить о людях, которые не понимают слов, тем самым и музыки до конца. Почему-то им хочется, чтобы всё время появлялись хиты и т.д. и вокруг группы была, какая-то повальная истерия, что-то вроде, битломании. Парадокс: каждый раз звучат одни те же песни на концертах, но люди приходят, и каждый раз они выискивают новые нюансы, открывают в знакомых песнях что-то новое. В США, например, бывает, по 10 раз приходят на концерт и, как они потом признаются, для них эта музыка звучит каждый раз по-другому.

- Как же так, это ведь чужая для них музыка?

- Для американцев -это не чужая музыка. Она тоже для них родная, но… только забытая. Пентатоника есть в любых культурах. И потом особенность тувинской музыки в том, что она ясная, простая, короткая, естественная, натуральная. И самое главное в том, что в этой музыке очень много чувств! Она, как бы так выразиться точнее, -«настроенческая». ( Прим. неологизм от Саяна Бапа).

- Четверть века назад, будучи в легендарном составе ВИА «Аян», вы также занимались поисками в тувинской музыке. Как ты сегодня оцениваешь пройденный опыт?

- Да, в «Аяне» мы занимались поисками формы, пытались по-своему докопаться до корней. Теперь-то я понимаю, что, всё, что мы искали, оно уже было изначально заложено в самом тувинском фольклоре. Ритмы те же, они от верблюда, от коня. Меня лично очень оскорбляет, когда говорят, что тувинцы не ритмичный народ. Это особенно задевало в те времена, когда мы только начинали играть. Понятие ритма в Европе и Азии, в частности, в Туве, совершенно разное. Европейцы привыкли к более ровным размерам и ритмам, типа двух, трёх и четырех четвертей. В тувинской музыке есть не только они, но и более сложные ритмы размером в пять и семь четвертей.

Исходя, из этого мы играем ритмически выверенную музыку.

- Каков, на твой взгляд, уровень молодых тувинских музыкантов, исполняющих электронную музыку?

- Ну, молодые пытаются «дать коксу». ( Прим. Видимо, Саян имел ввиду аналогичное выражение «дать жару», то есть выделиться. Хотя современный сленг «дать коксу» приблизительно означает то, что связано с употреблением наркотика под названием кокаин, весьма популярного в мире шоу-бизнеса. В данном контексте удачная игра слов -А.Ч).

Всё это поверхностно. Прежде чем играть рок, фольклор или же смесь того и другого, надо досконально знать эти направления и стили. Надо обязательно знать фольклор. Вообще я -за знание всех жанров и его грамотное использование. Особенно это касается, владения инструментом. Дилетантство мне претит! Музыкант должен знать инструмент «от» и «до»! Увы, я не знаю в Туве рокеров и джазменов профессионального уровня, с кем действительно можно было бы играть. А сегодняшний уровень…

У каждого времени своя песня.

- Саян, но если вы так критичны к современной тувинской музыке, то почему же не учите молодых, вы как-никак «мэтры»? Что слабо?

- Ответ тут очень прост. Физически не хватает времени. Я бы посоветовал слушать много разной музыки, как мы в своё время делали, собирать материалы, копаться в них, анализировать, осваивать. Надо идти не по горизонтали, а в глубину. Вообще в мировой музыке идет интересная тенденция. Все очень технично упакованы, аппаратура, звук, исполнительское мастерство на высоком, профессиональном уровне. В музыке идет борьба за «запах»! Потому что в мире не хватает эмоциональности.

- Ваши ремиксы – это дань моде?

- Это не зависит от нас, Музыка, которую мы исполняем, в той или иной мере становится популярной, и ди-джеи сами занимаются её аранжировкой, придавая ей танцевальный ритм. Другое дело, дайте нам «точку опоры», т.е. время и возможность работы в студии, мы и сами можем делать современные аранжировки.

- Насколько вы соответствуете друг-другу, как музыканты-профессионалы?

- На сцене, если иметь в виду концертную деятельность, то мы понимаем и слышим друг-друга с полуслова.

- Так куда едет поезд под названием «Хун-Хурту»?

- Сейчас мы работаем над инструментами. Мы хотим возвратиться к истинным, настоящим, традиционным формам тувинских инструментов, чтобы соблюдалось все по канонам: от материала до размера. И тогда мы получим тот самый неповторимый саунд ( звучание), присущий для тувинской музыки. В этом нам помогают молодые мастера. А то, что используем европейские инструменты, как, например, гитара, то она, конечно, вносит свои краски в общее звучание. Можем и другие ввести в порядке эксперимента. А значит, неправы те, кто говорят, что «Хун-Хурту» это, мол, застывшая музыка. Вот вам и ответ, по поводу новаторства и эксперимента.

Кайгал-оол Ховалыг.

Руководитель и солист группы.

Кайгал-оол Ховалыг- Что ты ответишь критикам вашего творчества, считающим, что «Хун-Хурту» уже ничем не удивит и у вас творческий застой?

- Нет никакого застоя. Мы двигаемся и развиваемся. Просто наше движение не вперёд, а назад: в прошлое, к корням, традициям.

- У вас в альбоме 1997 года был удачный, на мой взгляд, опыт исполнения песен в стиле « тувинского шансона», как «Чадаана» и «Дангына». Не хотелось бы повторить сей эксперимент?

- В песенном жанре я отдаю предпочтение композиторам А.Лаптану, Мерген-Херелу Монгушу. Из молодых мне симпатично творчество Андрея Монгуша, потому как он близок к традициям. Правда, встречаются какие-то мелизмы, элементы, не присущие тувинской музыке, влияния разные, но это поправимо. А насчёт того опыта, очень хотелось бы повторить его, что-то новенькое записать. Опять же, проблема: надо найти очень хорошего баяниста-профессионала. А так, конечно это, безусловно, классная идея.

- Почему так редко выступаете на Родине, в Туве?

- Причина очень простая, в низком качестве звука. Мы можем стараться изо всех сил, но работа звукооператора-дилетанта или же непрофессиональное качество аппаратуры, в итоге дадут неверную оценку нашего уровня исполнения. И тогда любой может сказать, а какого чёрта они ездят за границу, если они так «плохо» играют? Тем более, выступление на Родине очень ответственный шаг, тут со зрителем мы говорим на одном языке, и потому не должно быть никакой «слабины»!

- Насколько я знаю, ты всегда скучал по дому во время длительных гастролей? Изменилась твоя привычка или нет?

- Ну, да-а, если тувинец не тоскует по дому, это что-то не то! С тех пор как стал артистом, как в конце 70-х устроился в ВИА «Аян», и до сего дня, чуть только появляется свободное время, то сразу уезжаю домой. Так что этого у меня ни отнять, ни прибавить.

- Кайгал-оол, ты ведь много ездишь по свету, у тебя есть что сравнивать. Какой ты находишь Родину по приезде?

- Я чувствую боль за неё, но при этом вижу и хорошее: скот есть, и люди, стремящиеся к светлому будущему, которые смотрят вперёд. Дух есть у народа. Но мы очень инертны, привыкли выжидать. Вот в других странах посмотришь, каждый человек куда-то спешит, чем-то занимается, двигается ради себя, семьи. Люди борются за хлеб насущный. А у нас? Вечно чего-то ждут, созерцают. Все стараются убежать из деревни в город. А кто в деревнях-то останется?

Конечно, я понимаю, прогресс нужен, но та же цивилизация многое разрушила. У нас в первую очередь рассуждают об экономике и материальном развитии. А, на мой взгляд, люди нужны, которые должны поднять народ, расшевелить его Дух настоящей идеей. Что ни говори, тувинцы ведь талантливый народ и быстро всему учатся. Нужны лидеры, нужны вожаки, которые бы не нарушали традиций, потому что обязательно надо держаться корней.

- А как ты смотришь на проведение в Туву железной дороги?

- Я принципиально против железной дороги. Чтобы там не говорили, я понимаю, что после того как подведут эту ж/д ветку, ничего потомкам не останется. Ведь мы живем в такой прекрасной стране света, что иностранцы всего за 25 долларов, купив билет на концерт, посещают Туву.

- Так вы продаете сказку о волшебной Туве? Ведь приехав сюда, они видят, что реальность далека от той, которую вы воспеваете и которую они нарисовали в своём воображении? О чём они вам говорят

- Одни говорят: зачем вам цивилизация? Держитесь своих корней, будьте такими, какие вы есть. Но есть и другие, которые приезжают и удивляются тому, как здесь грязно. Везде мусор. Мне особенно стыдно за берег Енисея. Картина неприятная: Великая Река в объятиях мусора. Глядя на это в окружении иностранных гостей, испытываешь жгучее чувство стыда.

- Что же делать?

- Этому надо воспитывать с детства. В традициях наших это было заложено. На каждом перевале пьём. Спаиваем себя и Духов тех мест.

Любим своё «Я», восхваляем его, холим, лелеем, не слышим другого человека, у которого тоже есть своё «Я». Нет уважения, нет воспитания.

Что примечательно, в Америке бывает, даём концерты в детских садах и школах в утренние часы. Самое удивительное, что эти маленькие карапузы -такие любознательные и задают вопросы о группе, о Туве, об инструментах и т.д. Им интересно отвечать и с ними интересно общаться. Представить в России, Туве такую картину невозможно.

- Куда деться от зависти, деления на «своих» и чужих?

- Самая плохая наша национальная черта, которую я лично терпеть не могу -это зависть. Сначала хвалим, поднимаем до небес, а потом начинаем ругать и ненавидеть. За примерами далеко ходить не надо, возьмём борца Аяса Монгуша. Поначалу, как хвалили, как поднимали, а сейчас что творится? Так не годится. Это же наш национальный герой. Его уважать надо. У-ва-жать!

Да и нас «Хун-Хурту» ведь тоже задвигали. Зачем, мол, они ездят за границу и наживаются на нашей культуре? Секреты горлового пения продают! Доллары зарабатывают?!

Тем, кто идёт впереди всегда тяжело, тому же Аясу, да и нам, собственно говоря. Тяжело очень. Мы словно пробиваем в огромной тайге дорогу тем, кто идёт за нами. Только трудом можно доказать свою правоту. Надо сначала пробить просеку, потом появится тропа, по которой будет легче идти молодым, идущим за нами. А там, глядишь, и дорога появится, широкая и просторная.

- А откуда берёте силы?

- Родина даёт: семья, родные, друзья. Пообщаешься с близкими по духу -сила прибавляется. Вера, в конце концов. Я больше язычник-шаманист, чем буддист, и потому всегда обращаюсь к небесам «Оршээ, Хайыракан!»

- Если честно, какие страхи в тебе есть?

- Сложный вопрос. Сразу так и не ответишь. Главное, было бы здоровье и раньше отмеренного срока не уйти в иной мир, а остальное всё сбудется.

Алексей Сарыглар.

Вокал, бубен, перкуссии.

Алексей Сарыглар- Нет ли соблазна выступать с сольной карьерой, тем более у тебя были все предпосылки к этому? (Прим. Гран-При эстрадного конкурса «Хову-Аксы-95»)

- Да, конечно эта мысль меня не отпускает. Можно собрать музыкальный материал и выдать его и в электронном и в акустическом, фольклорном варианте. Предпочтений к какому-то одному стилю у меня нет. Но проблема в том, с кем это делать. Найти в Туве профессиональных сейшн-музыкантов нелегко. Их попросту нет. Но, тем не менее, хочу собрать все свои записи. А уж советом и делом помогут Саян и Кайгал-оол.

- Как, на твой взгляд, группа переносит тяготы гастрольной жизни? Переезды, перелёты, концерты в течение полугода? Вы словно космонавты на орбите?

- Начало и конец гастролей – это самый тяжелый период. Войти в ритм на старте и чемоданное настроение перед отъездом домой -вот эти состояния невыносимы, но преодолимы. На обратном пути, как только попадаем в Россию, тут уже каждый сам по себе: кто домой, а кто в Москве остается, в зависимости от планов.

- А как преодолеваете стрессы и конфликты, неизбежные в группе, в течение длительного времени?

- Из конфликтов стараемся выйти мягко. Притёрлись к друг-другу, хорошо знаем свои «особенности национального характера» ( Смеётся).

- А самый молодой из вас Андрей Монгуш, как он вошёл в коллектив?

- Нормально вошёл. Любой коллектив-это дисциплина и порядок. Особенно во время концертов.

- Уточни.

- Если ты лажанулся на концерте, сыграл плохо, вообще не так, как это следовало сделать, то подобные случаи в группе не пропускаются и подвергаются разбору. Спокойно, после концерта, в своём узком кругу начинаем разбирать, кто, что сделал и как сделал.

- Что ты скажешь о монгольских музыкантах и их отношении к вам? Говорят же, что между тувинцами и монголами стародавняя конкуренция во всём, что касается традиции? Наверняка, пересекались пути на фестивалях и концертах?

- Вообще они относятся к нам хорошо. Приходят на концерты, проявляют уважение. Причём, все азиатские коллективы на Западе выступают на очень приличном уровне. А монголы, я заметил, быстро переняли у тувинцев горловое пение, инструменты те же, состав такой же. Всё то же самое, но на монгольском языке.

- Многие думают, что вам легко даются деньги. Так ли это?

- Хлеб насущный зарабатывается не просто. Ты постоянно в пути, а значит всегда ( !) должен быть в хорошей физической форме. Не дай Бог, заболеть!

На Западе всё и вся работает по часам. Опаздывать нельзя! К этому, так или иначе, привыкаешь. Дома же время течёт, не спеша, медленно.

С проживанием и питанием хорошо, нет никаких проблем. Конечно мы не такая популярная группа уровня Мадонны или других западных звёзд, но, тем не менее, для нас очень важен «саунд-чек» ( настройка звука перед концертом) и согласно нашему «райдеру» ( список необходимого оборудования) организаторы и обеспечивают условия на концертной площадке. Каждый музыкант ждёт хорошего концертного звука и не хочет обмануться в своих ожиданиях. Надо сказать по звуку, на Западе идёт чёткая узкая специализация. Есть саунд-инженеры, отдельно по каждому направлению и стилю. Одни по акустике, как, например, фольклору, другие по электронной музыке -джазу, року, рэпу и т.д.

С трудом, но всё же привыкаешь, к тому, что западные звукооператоры и инженеры, чуть ли не молятся на музыкантов. Их профессионализм напрямую связан с дальнейшей карьерой. Люди боятся потерять работу. Вспомнил случай. Однажды для нас так отстроили звук, словно для рок-группы. В бубен ударишь, аж, стены дрожат. Ну и сидят, ребятки-операторы в сторонке. В общем, не наш звук. Тут Саян, как самый продвинутый в английском, мягко и в то же время настойчиво дал им понять, что и как надо настроить. Всё было улажено. Ещё раз повторюсь, плохой звук на концерте, считай, что время убито зря. Мы пишем практически все концерты. Скопилось громадное количество аудио и видеоматериала. Нужен хороший, грамотный специалист, чтобы весь этот запас упорядочил.

- Где лучше платят на фестивалях или сольных концертах?

- На фестивалях платят по статусу и по контракту. У группы «Хун-Хурту» есть свой статус в мире западного шоу-бизнеса, и её труд оплачивается соответственно. Фестивали, несмотря пестроту и то, что, по сути, они представляют собой сборный концерт, это всегда полезно, с точки зрения рекламы, связей и творческого обмена опытом. Фестиваль-это рынок. А. поскольку это рынок, то мы вольны, выбирать те места, где нам в разумной степени выгодно и интересно.

Бывает так, что одни фестивали по деньгам привлекательны, но по музыке, точнее отдаче, наоборот. И совершенно другой случай, когда вроде фестиваль небогатый, но получается очень душевным.

А что касается оплаты, тут вступают в силу экономические законы. Всё зависит от КТУ – «коэффициента трудового участия». Кто сколько вложил сил и души, тот столько и получает. Принцип незыблемый и для концертов, и для альбомов группы.

- Чего не хватает на гастролях?

- Свежего, чистого воздуха. Что касается кухни, то мы всегда ищем близкую к тувинской -тюркскую, японскую, китайскую, корейскую и т.д. Когда ощущаешь дефицит мяса в организме, выручают китайские пельмени. Европейская кухня, на мой взгляд, пресная, да сухая.

- Слышал, что коллекционируешь музыкальные инструменты?

- Да, есть скромная такая коллекция. Я ведь барабанщик и потому в коллекции много разных ударных инструментов, от африканских бонгов до индийского табла. Ну и духовые собираю.

- Нескромный вопрос. Во время длительного турне, вдали от любимых женщин, как вы взрослые, здоровые мужчины боретесь против природы, надеюсь, ты понял, о чём я?

- ( Смех). Наше секретное оружие в таких случаях - это воздержание! ( Опять смех). Ну да конечно, а как же иначе? Приезжаем просто заново влюблённые в своих жён!

- А как же поклонницы у такой популярной группы имеются?

- Да. Мы разговариваем, общаемся. Но дальше разговоров отношения не идут.

- Алексей, а как у тебя с английским?

- Можно сказать, что с каждой поездки по одному слову и выражению запоминаю и выучиваю. ( Смех). Поначалу, от незнания языка было и такое: стоим на таможне, нас расспрашивают о цели поездки и т.д., а мы как партизаны молчим и переглядываемся. Выручал Саян: приходил и «разруливал ситуацию». А сейчас у каждого бытовой английский на уровне. В той же Греции, поскольку часто там бываем, в аэропорту нас уже знают, и без всяких проволочек, пропускают.

- Куда нравится приезжать? Какая страна наиболее комфортна?

- ( Задумался) Наверное, всё-таки Германия. Самая экономически развитая в Европе. Чувствуешь себя очень свободно и удобно. Народ там не агрессивный. А дискомфорт ощущается … в бывших соцстранах. В том числе и в России. Это разницу видишь по сервису.

- Как ты оцениваешь уровень группы «Хун-Хурту»?

- Я считаю, что мы только на стадии развития. Нам надо ещё работать и работать. И потом, там, на Западе, мы говорим, что мы не одни такие музыканты из Тувы. Рассказываем, что есть такие талантливые мастера, как Конгар-оол Ондар, группы «Чиргилчин», «Алаш», «Салгал» и т.д. Говорим, мол, приезжайте в Туву, сходите на их концерты. Не пропускайте концертов у себя, если кто-то приедет из Тувы.

- А как принимают вас в России, то есть в Москве и Питере? Не секрет, что на вас обратили внимание, только после того как признал Запад?

- Да, Россия, только-только встрепенулась от сна. Мы, кстати, удивились тому, что нас знают и мы популярны в Москве и Петербурге. Для российских музыкантов наша музыка, что-то новое, свежее и уже, к счастью, не экзотическое.

Андрей Монгуш.

Вокалист, инструменталист.

(В группу вошёл в 2003 году, после ухода из неё Анатолия Куулара).

Андрей Монгуш- А как ты переносишь временную разлуку с Родиной?

- Когда подступает тоска, мне становится, так плохо, что просто не знаешь, куда себя девать и чем заняться. Выручает верный игил. Берёшь инструмент в руки и поёшь все песни, какие только знаешь и помнишь. Бывает, и слёзы наворачиваются. А потом выйдешь, пройдешься, и отпускает тоска. Ощущение, такое будто, зарядился энергией. Это у меня и раньше было, когда я сольно работал. Даже когда со старшими братьями ( Прим. Имеются в виду другие члены гр. «Хун-Хурту») начал ездить, в такие моменты просто опустошённым становишься. Или слова нахлынут. Видимо, со временем накапливаются и прорывают. Садишься писать, оседлав ручку с бумагой. Напишу, бывало, и сразу к Сарыглару ( Прим. Алексей Сарыглар), спрашиваю, мол, ну как? Он говорит, нормально.

- А ты, оказывается, только с Алексеем делишься творческими поисками?

- Ну, конечно, мы же всегда на пару с ним. Молодёжь, так сказать. ( Смех)

А мелодия появляется несколькими днями позже. Тоже, видимо, думаешь о ней, вот она так же внезапно настигает. Так, например, появилась песня о чабанах. О том, как после восьми лет скитаний, возвращаюсь на малую Родину в Манчурек, где среди зелёной тайги была наша летняя стоянка и вижу пустоту и заброшенность. Помню в детстве, сколько было аалов поблизости, где я пас овец. Даже знаменитый хоомейжи Хунаштар-оол Ооржак кочевал по соседству. Слушал его и учился горловому пению.

И в песне есть слова о том, что променяли мы дорогие сердцу тайгу и степи, на манящий свет городов. И плачет одинокая, брошенная Родина -то место, где ты родился и вырос, и ждёт, не дождётся тебя.

- Ты ведь до вхождения в группу был довольно популярным певцом и музыкантом. Что для тебя «Хун-Хурту»?

- Без всякого преувеличения, играть в одном коллективе с музыкантами мирового уровня для меня - большая честь. Именно благодаря ним, я многое увидел, услышал и познал. Честно говоря, я даже не мечтал о том, что когда-то буду играть с ними. Когда они мне сделали предложение, я был просто потрясён.

- А как отнеслись на Западе, поклонники Анатолия Куулара, которого тебе пришлось заменить?

- Часто подходили после концертов, спрашивали о нём, бывало, и путали меня с ним. Ребята объясняли им, что да как. Думаю, что вклад Анатолия Куулара во славу «Хун-Хурту» и тем самым Тувы трудно переоценить.

- В начале 90-х, благодаря «Хун-Хурту» стали популярны песни ценгельских тувинцев Монголии. Какие ещё открытия возможны от группы в этнографическом смысле?

- Материала скопилось немало. Надо над ним работать. Лично я думаю, что можно покопаться в хранилищах Института гуманитарных исследований, в архиве и фондах музея, да и на радио, почему бы ни поискать материал? Можно даже не выезжать в районы, а работать здесь в Кызыле.

- Есть мнение, что тувинский фольклор не бездонный колодец и что «Хун-Хурту» давно черпает и скребёт по его дну. Так ли это?

- У «Хун-Хурту» уже сложилась своя манера и стиль исполнения. Хотя не зря говорят: время не стоит на месте, и жеребёнок в коня вырастает. Может и чего и поменяется. Это уже от старших зависит.

- Ну а ты, молодой - зелёный, как думаешь, куда идёт группа?

- Путей – дорог много и разных к тому же. Но основа останется -это фольклор. Если, к примеру, будем играть с джазменами, люди услышат этно-джаз, а если с фолкерами, то мировую музыку. Играли мы с индийскими музыкантами «Трилог Гурту», и с корейцами играли. Да вот с Кристианом, звездой швейцарского народного пения в стиле йодль, тоже играем. И всегда тувинская музыка звучит свежо и интересно. Тут лишний раз утверждаешься во мнении, что фольклор никогда не стареет.

P.S. Когда материал готовился к печати, в группе «Хун-Хурту» произошли изменения. Вместо известного, молодого музыканта Андрея Монгуша в коллектив вошёл не менее популярный и профессиональный, молодой музыкант Радик Тюлюш. Причина в том, что Андрей Монгуш решил обустроить личную жизнь, продолжить сольную карьеру и заняться преподавательской деятельностью, естественно, используя опыт работы в группе «Хун-Хурту».

Через год, после очередной кадровой перезагрузки группы, мы решили поговорить с новым музыкантом Радиком Тюлюшом, чтобы посмотреть на него в просвете «Хун-Хурту».

Радик Тюлюш.

Инструменталист, вокалист.

Выпускник отделения национальных инструментов Кызылского училища искусств, солист рок-группы «Уер», работал в этно-группе «Ят-Ха», до приглашения в группу «Хун-Хурту» -музыкант и директор Национального оркестра Министерства культуры РТ.

Радик Тюлюш- В связи, с чем на твой взгляд тебе сделали предложение о работе в «Хун-Хурту»?

- Сейчас я даже не скажу. На предложение от такой известной группы я конечно согласился. Тем более я был в Кызыле в стационарном положении. Это предложение в корне меняло всю мою музыкальную, творческую жизнь, поскольку я пришёл извне фольклора. Приход извне к корням, в итоге дает интересный эффект. Это было очень ответственно для меня, потому как, на меня возлагались большие надежды, и мне надо было соответствовать уровню группы, не подвести её.

- Что, значит, прийти извне, если у тебя за плечами игра в рок-группе «Уер», этно-группе «Ят-Ха», а также в Национальном оркестре. В последних двух, как известно, тебе приходилось ведь исполнять фольклор?

- Да, конечно, я работал в тех или иных коллективах, но если честно корней я не чувствовал.

- А что есть для тебя корни?

- Корни есть у всего, что нас окружает. Внешне если посмотреть, то мы исполняем древнюю музыку, наших дедов и прадедов, на аутентичных инструментах, в наших национальных одеждах, то есть налицо соответствие внешнее. Если посмотреть во внутрь, то, несмотря на то, что мы современные люди, в этой старой музыке мы находим, все современные стили и направления. Для меня эта музыка современна. Отсюда следует простой вывод, что тувинская музыка, своими корнями питает всю современную популярную музыку - джаз, рок, и т.д.

- Дай характеристику людям, с которыми ты сейчас играешь?

- Каждый из них индивидуальность и естественно, по-разному на меня воздействую. Например, Кайгал-оол - человек, выросший в селе, среди природы, среди всех её шумов, самый аутентичный, я бы сказал, изо всех нас. На фоне других он выделяется своей «впитанностью» этой музыкой, её ритмами и звуками. И когда он начинает петь песню, которую я знаю и пою, всё равно мне кажется, что он поёт её правильней. Песня исходит из самого его нутра. Я это чувствую. Ко мне эта музыка пришла из нот и дисков, и потому я хочу, напрямую, учиться у Кайгал-оола.

Саян - человек современный, играл различную музыку, он более близок ко мне. Он хорошо чувствует эту музыку. Если сравнить с деревом, то близок к корням более всего Кайгал-оол, Саян - это ствол, устремлённый вверх, но опирающийся на эти самые корни. Это мозг группы. А Алексей тот самый тувинец, который знает фольклор и современную музыку, и эти знания на практике выстраивает в свою параллель, в своей логике и мышлении.

- Как рождается новая композиция в группе?

- Новая песня, как я заметил, рождается у них…

- Странно это слышать от тебя, мол «у них», даже спустя год ты не чувствуешь себя полноправным участником коллектива?

- Да, именно, «у них», потому что хотя и играю уже год в группе, до сих пор чувствую себя не совсем гармонично. Надо же вживаться органично, а для этого времени прошло ещё мало.

- Вернёмся к сочинению песен…

- Да. Процесс довольно интересный. Когда Кайгал-ол начинает петь, а происходит это на чаще всего саунд-чеке, во время отстройки звука, все остальные потихоньку подключаются, причём нет никакой договорённости. В последствии, собираются где-нибудь и начинают играть эту песню, и вкладывают в неё все, что думали за время, с момента последней игры. И вот тут-то начинается работа над песней, где, что подтянуть, убрать, вставить и т.д. И даже после этого, надо её много раз сыграть, прежде чем она станет готовой к публичному исполнению.

- Год назад музыканты группы говорили о том, что идёт работа над новым альбомом. На какой стадии процесс?

- Работа продолжается. В него надо вживаться, много вложить. Лично для меня это большая и очень серьёзная работа. Ведь надо привнести что-то своё, добавить, причём так чтобы не испортить то звучание группы, которое было выстроено за многие годы. Конечно, я со всеми из них советуюсь. Я пытаюсь понять и догнать их. Приходиться много думать и размышлять. Но я до сих пор в сомнениях: сумею ли я быть достойным этой музыки?

- Ещё они говорили о том, что стабильность коллектива держится на дисциплине, и надо быть всегда готовым к концерту.

- Да это так, тем более для музыкантов выезжающих за границу. Но, по-моему, главное это впечатление, которое создаешь для зрителя. Удачно сыгранный концерт дает чувство удовлетворения, что очень важно для любого музыканта. За мою практику в группе, более половины из всех концертов, были как раз такого рода.

- После такой школы, если вернёшься к рок-н-ролльному началу, наверняка твоя музыка не будет такой как прежде? Что ты возьмёшь из этого опыта?

- Мелодичность. Естественно горловое пение, без него никак. Даже если буду играть рок, сам по себе энергичный и агрессивный стиль, наверное, в моём исполнении он станет -мягче и добрее, по музыке и тексту.

- А как ты думаешь, вы «ведущие» или «ведомые» этой музыкой?

- Я лично сравниваю эту музыку со стихией. Либо ты плывешь в ней, либо ты инородное тело, рано или поздно тебя выкинет из неё. Только начнешь «звездить», застрянешь посреди реки против течения, и вода тебя либо выкинет на берег, либо сломает. Надо просто стать частью этой стихии. Я начинаю многое понимать в людях. Я обретаю покой и доброту. Древняя музыка дает мне силы для осмысления и себя и мира.

Хун-Хурту, действительно просвет, который пробился сквозь толщу снобизма Запада и непонимания России, исторического и культурного невежества самих тувинцев. Последнее, самое главное и важное завоевание «Хун-Хурту», потому как нет ничего важнее возвращения некогда утраченного чувства собственного достоинства целой нации, пусть даже небольшой. Хун-Хурту -это не поезд, а караван, который, если в исполняемой ими песне караванщиков, шёл только по Великому Шелковому пути, то сегодня он путешествует по всем континентам. И уже по-большому счёту уже не важно, кто пришёл и ушёл, а важно то, что караван идёт и идёт без остановок.

Андрей Чымба. Журнал "Тува", № 1
Информация
Комментировать новости на сайте возможно только в течение 365 дней со дня публикации.
Анонс событий

1) 25.04.2024: Городской отборочный тур конкурса юных исполнителей хоомея "Сарадак-2024". Начало в 13 ч (Арт-центр "Найысылал", ул. Калинина, д 2б, Кызыл, Тува)

2) 26.04.2024: ДИКТАНТ ПОБЕДЫ

3) 27.04.2024: Республиканский спортивно-художественный праздник «Согунналган сыгыдымны», посвященный присвоению звания "Народный хоомейжи РТ" Артуру Дамдын-оолу: конкурс среди исполнителей хоомея, в стрельбе из лука. (Стадион им. Тувинских добровольцев, с. Чаа-Холь, Чаа-Хольский кожуун, Тува тел.: 89835163197 - Адыгжы Кузен-оолович, 89991792095 - Артур Сергеевич. e-mail: ctyva@yandex.ru)

4) 29.04.2024 - 04.05.2024: XIX Международная выставка-ярмарка «СОКРОВИЩА СЕВЕРА - Мастера и художники России - 2024» (55 павильон ВДНХ, Москва)

5) 06.05.2024: 117 лет со дня рождения героя Великой Отечественной войны, военного летчика Николая Францевича Гастелло (1907-1941), чье имя носит Национальный парк Тувы (Кызыл, Тува)

6) 07.05.2024: День Связи

7) 07.05.2024: 55-летний юбилей Хомушку Андрея Айрандивиевича, преподавателя специальности "хореографические дисциплины" Кызылского колледжа искусств им. А.Чырга-оола (Кызыл, Тува)

8) 10.05.2024 - 12.05.2024: Республиканский турнир по вольной борьбе памяти тренера Альберта Александровича Ооржака (Спортшкола г. Ак-Довурак, Тува тел.: +7(901)1376795, +7(923)3882338)

9) 11.05.2024: Юбилей известного тувинского историка Рамиля Харунова (Тува)

10) 29.05.2024: 95 лет (1929-2003) со дня рождения Валерия Севилбаевича Шаравии, поэта, журналиста, главного редактора газеты «Шын» (1971-1989 гг.) заслуженного работника Республики Тыва (Тува)

все даты



© 2001–2024, Сетевое информационное агентство «Тува-онлайн»
адрес редакции: 667010, Республика Тува, г. Кызыл, ул. Калинина, д. 10, к. 66,
email редакции: info@tuvaonline.ru
При перепечатке ссылка на СИА «Тува-Онлайн» с указанием URL: www.tuvaonline.ru обязательна.
Опубликованные материалы и мнения авторов могут не отражать точку зрения редакции.
Цитаты в интернет-изданиях допускаются только с оформлением гиперссылки на «Тува-Онлайн».
12+ Возрастная классификация информационной продукции электронного периодического издания «Сетевое информационное агентство «Тува-Онлайн» – «12+».
Электронное периодическое издание "Сетевое информационное агентство «Тува-Онлайн»" основано 15 августа 2001 г.
Зарегистрировано в Министерстве РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
Свидетельство Эл №77-6060 от 22 февраля 2002 г.
Top.Mail.Ru
Яндекс цитирования