Четверг, 28 марта 2024 г. 17:58 Сделать стартовой | Добавить в избранное | RSS Обратная связь | ENGLISH
ИА «Тува-Онлайн»
» » Сергей Тен: «За прошедший год уровень собственных доходов республики увеличился почти на 30 процентов"
Личный кабинет
Логин:
пароль:
Регистрация
Забыли пароль?
Архив
«    Декабрь 2008    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 
Ссылки
электронный журнал "Новые исследования Тувы"

Сергей Тен: «За прошедший год уровень собственных доходов республики увеличился почти на 30 процентов"

На вопросы главного редактора «Тувинской правды» отвечает первый заместитель председателя Правительства – министр экономики Тувы Сергей Тен.

– Сергей Иннокентьевич, какова общая социально-экономическая ситуация в республике?

– Итоговые цифры будут известны в январе, но уже сейчас я могу сказать, что по большинству социально-экономических показателей, практически по всем, мы улучшили соотношение к 2007 году.

Главный показатель того, как работает сегодня экономическая сфера, – это доходы. Мы сегодня по всем видам налогов перевыполняем план. Н

о есть определенные люфты в виде недоимок, особенно в разрезе кожуунов. Мы бы хотели, чтобы муниципальные образования сделали переоценку своего имущества, так как налог на имущество будет передан им, и при этом сокращали собственную недоимку.

Я считаю, что прогресс есть. Мы за эти полтора года решили и некоторые социальные вопросы, в том числе завершили часть долгостроев, социальные стройки, больницы, школы, которые возводились на протяжении многих лет, а некоторые - десятилетиями. «Субедей» сдали, музей сдали, школу сдали. Туранскую больницу, 27 лет строилась, сдали.

Нам, откровенно скажу, досталось очень непростое наследство. Реальный сектор экономики почти полностью уничтожен. Энергетика банкротная, изношенная. Строительная индустрия уничтожена. Предпринимательство еще в зачаточном состоянии.

В такой ситуации выживать – надо иметь силу воли. Мы выживаем, будем жить, будем развиваться.

Хочет кто-то признавать или нет, но в этом году собственные доходы выросли на 27 процентов. Стараемся стимулировать предпринимательскую активность. Сдан в эксплуатацию бизнес-инкубатор. Теперь именно здесь штаб-квартира созданного в этом году Союза предпринимателей. 114 новых «точек роста» реально работают в муниципалитетах республики. В следующем году планируем начать строительство сразу нескольких жилых домов по линии социального жилья. В том числе – 24-квартирного и 55-квартирного домов в Кызыле

Есть первые подвижки по восстановлению индустрии строительных материалов. Сдали нынче два кирпичных завода. Нуждается в реконструкции комбинат «Туваасбест». Это стратегический объект, он градообразующий, упустить его нельзя, нужен эффективный собственник. Во второй половине декабря приезжают инвесторы, с ними будет идти разговор о будущем комбината.

Сельское хозяйство – это приоритетное направление в деятельности правительства. Это не только отрасль экономики, но и исторически сложившийся уклад жизни, традиционный вид хозяйствования. Нужно создавать условия для селян. За счет дотаций на маточное поголовье и реальных вливаний в сельское хозяйство растет поголовье скота.

Мы пришли, когда было 830 тысяч голов МРС, сейчас – уже миллион. Но важна не только экономическая составляющая, но и социальная.

Смогут ли муниципалитеты в нынешней сложной экономической ситуации реально выполнять ФЗ № 131, который полностью вступает в силу 1 января 2009 года? Им передано и передается большое количество полномочий. Как они со всем этим справятся?

– Без помощи республики и федерации – никак. Мы же неспроста уже два года пытаемся передать часть налогов на местный уровень. Отдаем сельхозналог, налог на имущество, транспортный налог, патенты. Мы хотим, чтобы у местной власти появились реальные доходы.

Это, по сути, прецедент. Посмотрите на другие субъекты – больше нигде столько налогов на местный уровень не отдают. Мы это делаем осознанно, учитывая неразвитость промышленности, энергетики, предпринимательства, пытаемся дать муниципалитетам возможность решать проблемы, получая собственные доходы. Но это – не панацея, понятно, что на первом этапе им будет очень сложно реализовывать свои полномочия.

– Насколько быстрой будет реакция правительства в случаях, если муниципалитеты не будут справляться? Ведь от этого зависит жизнь людей в конкретных селах и городах?

 – Во-первых, мы создали управление территориального развития, в каждом кожууне есть представитель. Он должен отслеживать ситуацию и максимально быстро реагировать на проблемы. Кроме того, будем использовать возможности республиканских целевых программ.

С 2009 года мы не имеем права финансировать муниципальные объекты. Создан фонд софинансирования муниципальных целевых программ, из которого в дальнейшем будут софинансироваться практически все объекты, которые будут начинать строить муниципалитеты.

Главное, чтобы в местных бюджетах закладывалось частичное софинансирование этих строек. Это требование Бюджетного Кодекса. Мы отработали с руководителем каждого кожууна по каждому конкретному объекту, который планируется строить.

В этом году впервые проведен социально-экономический мониторинг всех муниципальных образований. Он показал, кто, где и как работает. В первую очередь смотрели на собственные доходы: если прирастает недоимка, это значит, идет слабое администрирование налогов на уровне муниципалитета, а это, в свою очередь, говорит об уровне подготовки и управленческом профессионализме руководителя.

Со всеми главами кожуунов заключены договоры, в которых предусмотрено согласование с министерством экономики их заместителей по экономике. Кстати, по итогам собеседования часть замов «забраковали» по несоответствию квалификационным требованиям.

Какие еще меры принимает правительство, чтобы обеспечить развитие республики в новых экономических условиях?

– В этом году, мы провели кадастровую оценку земли. Это первый шаг. Второй – в следующем году сделаем переоценку имущества. Но это не все. В период кризиса надо учитывать каждую копейку. Мы готовы к этому.

Не готовы в другом – в кадровом отношении. К сожалению, кадры на сегодня – это наше тонкое место. Парадокс – при довольно высоком уровне безработицы налицо явный дефицит квалифицированных кадров и профессиональных управленцев. Поэтому Председателем Правительства в Послании и заявлен республиканский приоритет «Кадры».

В следующем году в каждом муниципалитете мы предусматриваем одну квартиру для врачей, одну – для педагогов. Средства предусмотрены в программе развития села до 2012 года.

В каждом сумоне должен появиться фельдшерско-акушерский пункт. Проектируем типовые детские сады – на разное количество детей.

Все это не только задачи сегодняшнего дня, но и перспективы. Мы продвигаемся вперед, может быть, не так быстро, учитывая скудные возможности бюджета. И здесь очень важны конструктивный настрой и взаимодействие ветвей власти. Оппонирование ради оппонирования – это точно негосударственно.

Нарастающий мировой кризис ставит под угрозу реализацию многих крупных инвестиционных проектов. Регион может быстро развиться, если будет построена инфрастуктура (я имею в виду и строительство железной дороги «Курагино-Кызыл»), решены энергетические проблемы.

По железной дороге наша позиция одна: мы будем настаивать, чтобы строительство не затягивалось. Мы бьемся за это. Сегодня нехватка энергии – электрической и тепловой – не позволяет нам интенсивно развиваться, тормозит развитие строительной индустрии, в том числе строительство жилья. По нашим подсчетам дефицит по теплу сегодня превышает 100 гк/калорий в час только по городу Кызылу. В целом по республике дефицит электроэнергии в ближайшее время может превысить 100 мегаватт.

Единый сетевой оператор прогнозирует, что к 2015 году при таком интенсивном росте потребления энергодефицит может достигнуть 291 мегаватт. Поэтому для нас принципиально важна реализация соглашения с компанией «Базовый элемент» о строительстве в Кызыле ТЭЦ-2 на углях Каа-Хемского разреза.

Не менее важно, чтобы инвесторы, намеревавшиеся строить горно-обогатительные комбинаты для освоения нашей минерально-сырьевой базы, например, «Норникель» – на Ак-Сугском месторождении, «Лунсин» – на Кызыл-Таштыгском месторождении, не отказались от своих планов.

Эффективно работает «Норникель». Ведется разведка на Ак-Сугском рудном месторождении, компания готова участвовать в тендере на покупку Ак-Сугского рудного поля, то есть инвесторы идут на увеличение своих запасов, чтобы было основание возводить горно-обогатительный комбинат, им необходимо около 12 миллионов тонн разведанного сырья.

Компания «Лунсин» на Кызыл-Таштыгском месторождении приступает к строительству комбината. Енисейская промышленная компания в этом году начала добычу угля, что сейчас является для нас хорошим подспорьем. К запланированным объемам они не подойдут, но то, что они начали добывать – это положительный фактор.

Более всего настораживает ситуация вокруг Межегейского месторождения. Оно было продано в этом году и, к сожалению, мы не имеем подтверждения об уплате той громадной суммы – 17 миллиардов рублей, за которую его продали.

Хотим мы или нет, сегодня развитие республики во многом определяется и факторами мирового кризиса. Понятно, что если инвесторы будут терять в капитализации своих средств, то вкладывать деньги в новые проекты они не станут. Кризис может отодвинуть реализацию отдельных инвестпроектов на неопределенный промежуток времени.

Это означает, что как высокодотационный регион мы будем целиком и полностью зависеть от бюджета...

Поэтому непринятие бюджета в кризис – это все-таки дополнительное социальное напряжение. Новый бюджет предусматривает много новых позиций, с 1 января 2009 года вступает в силу в полном объеме ФЗ- № 131.

У нас появляется большое количество местных рисков. Мы сейчас просчитываем буквально по каждой позиции, что может произойти, если мы не примем бюджет. Например, только по одной заработной плате и по социальным выплатам мы будем ежемесячно проваливаться по 1/12 на 106 миллионов рублей. Это не говоря уже о программе госгарантий по здравоохранению.

– Но ведь именно программа государственных гарантий по оказанию медицинской помощи населению вызывает серьезные возражения депутатов Закпалаты... Они называют сумму в 130 миллионов рублей, когда говорят о дефиците средств на ее реализацию. И представили ее поздно, и в согласованных поправках депутатов не увидели согласованной суммы в 60 миллионов рублей...

– Согласованная сумма имеется... А если говорить о самой проблеме, то надо представлять, как она решается в целом по стране. Есть регионы, допускающие по программе госгарантий до 40 процентов дефицита, в среднем же по России – до 18 процентов. У нас – судите сами: дефицит мы предусматриваем в объеме 70 миллионов рублей, т.е. 2 процента.

Сравните: у нас только по одному четвертому кварталу 2008 года по программе госгарантий дефицит по заработной плате составляет 90 миллионов рублей. Мы же предусматриваем дефицит в 70 миллионов на весь год. Вот и возникает вопрос, насколько обоснованны претензии отдельных депутатов именно по этому вопросу, если на зарплату работников здравоохранения мы отдаем больше, чем в любую другу сферу.

– Еще один камень преткновения, на который ссылаются парламентарии – это инвестиционная программа. Когда этот вопрос обсуждался в правительстве, как раз вы говорили, что привязка объектов к определенным целевым программам, ведомствам – это шаг вперед... Депутаты же заявляют, что средства инвестиционной программы «размазали по бюджету, чтобы попытаться скрыть их от депутатского контроля». Объясните свою позицию.

– Она целиком и полностью увязана с изменением федеральных подходов к финансированию объектов капитального строительства. Это не инициатива региона, а позиция Москвы, отказавшейся от формирования федеральной адресной инвестиционной программы. Все объекты с расчетом на региональное софинансирование распределены по федеральным целевым программам (ФЦП). И чтобы претендовать на федеральные средства, необходимо включать эти объекты капстроительства в собственные республиканские целевые программы, что мы и сделали. Они краткосрочные, до двух лет.

Депутатов не устраивает то, что согласно новому Бюджетному Кодексу РФ республиканские целевые программы – и среднесрочные, и краткосрочные, с 1 января 2009 года не подразумевают согласование и утверждение региональным парламентом. Они рассматриваются и утверждаются правительством региона.

Внесение изменений и дополнений в целевые программы теперь, в соответствии с изменившимся федеральным бюджетным законодательством, проводится одним органом власти – исполнительным. Депутаты могут только проконтролировать исполнение. Это федеральная норма.

Почему она не устраивает часть депутатского корпуса, – понятно. Интересы многих крутятся как раз вокруг инвестиционной программы.

Сначала заявляется, что невозможно отследить, куда пойдут деньги. Проблем нет – предоставляем все 31 программу, в которых заложены инвестиционные объекты. В ответ: «Мы не можем разобраться!» Предоставляем отдельно составленный список объектов. Далее: «Распишите нам «кредиторку». Расписываем. Потом: «Давайте распределим деньги». Пообъектное изучение в итоге превращается в лоббирование частных интересов, требование выделить аффилированным фирмам бюджетных средств, как результат – несогласованные поправки.

– У ваших оппонентов – депутатов Законодательной палаты – своя версия своя версия: Правительство играет в политику.

– Нападение – это самая удобная тактика защиты, когда у тебя нет аргументов. Я Вам только что пояснил ситуацию по принятию бюджета. Есть в этом политика? С нашей стороны точно нет. А вот, когда разработанный в соответствии с Бюджетным кодексом (это, кстати, выдержка из заключения Минфина России) и внесенный в срок бюджет сначала единодушно принимается в первом чтении, далее так же поддерживается во всех парламентских комитетах, включая профильный – бюджетный, а потом вдруг неожиданно с приездом из Москвы спикера вдруг так же единодушно зарубается, вот в этом не увидеть политической игры сложно.

Другой вопрос – выигрывает ли республика от такого затягивания бюджетного процесса.

И на благо ли Туве, что внесенные правительством 7 мая поправки в текущий бюджет в связи с поступлением дополнительных собственных доходов и дополнительных субвенций из Москвы не были приняты парламентом без каких-либо четких обоснований в течение полугода и соответственно не были распределены?

Кстати, в этих поправках были не только деньги на повышение заработной платы бюджетникам с 1 февраля, но и те же 159 млн. рублей, выделяемые республике на ремонт многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилья. Согласитесь – упускать лето, самый сезон для ремонта инженерных сетей в многоэтажках, просто из-за чьих-то политических амбиций, разумным шагом не назовешь.

Что касается бюджета на 2009 год, то нам, как дотационной республике, крайне необходимо принять его до конца года. Согласительная комиссия из представителей Законодательной палаты и правительства отработала. 40 поправок депутатов согласованы – это более 70 процентов. 14 – нет. Решением согласительной комиссии их нужно было вынести на обсуждение сессии.

К сожалению, парламентарии не приняли законопроект даже за основу, что уже является нарушением закона. 14 поправок на сессии не обсуждались. Депутаты, на мой взгляд, просто боятся их обсуждать.

Вот, например, поправка: увеличить на 38 миллионов рублей содержание Великого Хурала. Источник финансирования указан – Минфин. Но у Минфина всего 52 миллиона рублей на содержание на год, если отнять 38 – это значит уничтожить Минфин.

– Что делать с несогласованными поправками? Какие-то из них могли быть принятыми?

– Все решается в ходе переговоров. Главное – конструктивный настрой на взаимодействие в интересах людей. Принятие бюджета – это обеспеченные социальные гарантии населению республики, особенно незащищенным слоям. Ставить это под угрозу в угоду чьим-то амбициям – негосударственно.

Бюджетный кодекс строго определяет сроки принятия бюджета – до конца года. Время есть. Я надеюсь на гражданскую сознательность большинства депутатского корпуса.

Подготовила Анна Лачугина

Анна Лачугина, газета "Тувинская правда"
Информация
Комментировать новости на сайте возможно только в течение 365 дней со дня публикации.
Анонс событий

1) 31.03.2024: 9 лет Федеральному агентству по делам национальностей

2) 02.04.2024: День единения народов России и Беларуси

3) 02.04.2024: Международный день детской книги

4) 05.04.2024: День рождения Айланмаа Хомушкуевны Кан-оол, Кызылского колледжа искусств им. А.Б. Чыргал-оола (Кызыл, Тува)

5) 14.04.2024: 110 лет (1914-2005) со дня рождения Марии Давыдовны Черноусовой-Сарыг-оол, супруги, верного друга и помощника народного писателя Тувы Степана Сарыг-оола (Тува)

6) 15.04.2024: 100 лет (1924-1995) со дня рождения Салима Сазыговича Сюрюн-оола, народного писателя Тувы (Тува)

7) 19.04.2024: МАСШТАБНЫЙ КОНЦЕРТ КОЛЛЕКТИВОВ КЫЗЫЛСКОГО КОЛЛЕДЖА ИСКУССТВ "МЫ - ДЕТИ ЧЫРГАЛ-ООЛА" В МОСКВЕ! Начало в 19 ч (Концертный зал Российской академии музыки им. Гнесиных, Малый Ржевский пер., 1, Москва тел.: 8983594605 kki.tuva.muzkult.ru)

8) 06.05.2024: 117 лет со дня рождения героя Великой Отечественной войны, военного летчика Николая Францевича Гастелло (1907-1941), чье имя носит Национальный парк Тувы (Кызыл, Тува)

9) 07.05.2024: День Связи

10) 07.05.2024: 55-летний юбилей Хомушку Андрея Айрандивиевича, преподавателя специальности "хореографические дисциплины" Кызылского колледжа искусств им. А.Чырга-оола (Кызыл, Тува)

все даты



© 2001–2024, Сетевое информационное агентство «Тува-онлайн»
адрес редакции: 667010, Республика Тува, г. Кызыл, ул. Калинина, д. 10, к. 66,
email редакции: info@tuvaonline.ru
При перепечатке ссылка на СИА «Тува-Онлайн» с указанием URL: www.tuvaonline.ru обязательна.
Опубликованные материалы и мнения авторов могут не отражать точку зрения редакции.
Цитаты в интернет-изданиях допускаются только с оформлением гиперссылки на «Тува-Онлайн».
12+ Возрастная классификация информационной продукции электронного периодического издания «Сетевое информационное агентство «Тува-Онлайн» – «12+».
Электронное периодическое издание "Сетевое информационное агентство «Тува-Онлайн»" основано 15 августа 2001 г.
Зарегистрировано в Министерстве РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
Свидетельство Эл №77-6060 от 22 февраля 2002 г.
Top.Mail.Ru
Яндекс цитирования